22 | Паломничества и поездки |
ИМЕНЕМ СЕРАФИМА С каждым годом Серафимовы торжества в Дивеево собирают все больше и больше людей. Едут не только со всех уголков России, едут из ближнего и дальнего зарубежья. Едут поодиночке, едут семьями и целыми приходами. Вот и нынешним летом из Коми в Дивеево отправились два автобуса - первое большое паломничество в истории Сыктывкарской епархии. В числе паломников был и ваш корреспондент.
Добирались мы до Дивеево более суток, дорога сравнительно недолгая. Вот паломники из Томска - те ехали три дня, а из Владивостока и Красноярска - более пяти. Когда наш автобус подъехал к святой обители, здесь уже стояло более двух десятков автобусов из Санкт-Петербурга, Киева, Баку, Кустаная и других городов. Огромное количество людей в ожидании праздничной Божественной Литургии сновало по территории. Сотни людей одновременно обедали прямо на открытом воздухе возле трапезного корпуса. Люди ели и отходили, вместо них подходили другие, так что сестры едва успевали менять огромные баки с едой, мыть посуду и разливать по чашкам нехитрую, но вкусную монастырскую еду. Всех призванных угощал батюшка Серафим. Почтить чудного старца приехали даже убеленные сединами иноки со святой горы Афон.
- Вы из такого далека приехали! - удивился я, разговорившись с длиннобородым, строгого вида афонским монахом Свято-Пантелеимонова монастыря.
- Здесь главная святыня земли Русской. Сам преподобный батюшка Серафим говорил, что здесь находится и Иерусалим, и Киев, и Афон. Эта святая земля освящена стопочками Самой Царицы Небесной.
Я видел с каким благоговением афонские монахи вместе с многотысячным крестным ходом проходили по канавке Богородицы и
распевали сто пятьдесят “Богородиц”, заповедованных Серафимом. Господи! На земле мы иль на небе...
ДИВНЫЙ СОБОР
Много удивительных пророчеств оставил о судьбе Земли Русской батюшка Серафим. Они неотделимы от судьбы Серафимо-Дивеевского монастыря. Одно из последних апокалиптических чудес, предсказанных убогим Серафимом связано с новым собором, который сейчас активно восстанавливается из запустения. Этот собор был построен перед самым закрытием обители. Он так и не был освящен и в нем не было ни одной службы.
“И скажу тебе - говорил старец матушке Евпраксии - вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот это дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие, хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать антихрист-то... Ведь Дивеев-то диво будет, матушка, четверо мощей в Рождественской церкви у нас почивать будут! И будет тут не село, а город...”
Когда мы вышли из автобуса, я завернул за угол трапезных палат и невольно ахнул. Взору во всей своей величественной красе открылся тот самый дивный собор, о котором предсказывал преподобный Серафим. Он стоял белый-белый, как будто только что побеленный, и сиял на куполах золотыми крестами. Неужели, думаю, и внутри уже успели все отремонтировать?
Обошел собор вокруг, любуясь его красотой, и стал подниматься по входной лестнице.
- Сюда нельзя, - окликнула меня монашка сверху.
- Я только посмотрю, - попросил ее и, поднявшись, заглянул. Внутри храма везде лежали сложенные стройматериалы. Серые облупленные стены еще не везде оштукатурены.
- А что, еще долго собор будет строиться? - поинтересовался у сестры.
- Это как Пресвятая Богородица усмотрит. Все здесь созидается по молитвам батюшки Серафима и Царицы Небесной. Мы только исполнители Их святой воли.
- Я вот в прошлом году приезжал, собор еще весь в лесах стоял, а сейчас, смотрю, все наружные работы закончены.
- И внутри очень много сделано. Много к нам приезжают, помогают, да и сестры много трудятся.
- Не тяжело вам справляться с таким наплывом паломников?
- Трудно. Здесь как в миру живем, даже еще хуже. С одной стороны хорошо, что столько людей в храмы стало ходить, а с другой стороны многие приходят как на экскурсию, просто поглазеть. Молодежь раздетые, разукрашенные в храм являются. Столько искушений и напастей приносят. Сестры с раннего утра готовят на всех. В храм придут помолиться, давка, сутолока страшная.
Сто потов сойдет во время службы. Они с ног валятся, бедные. Особенно миссионеры из-за рубежа зачастили. Ходят проповедуют, улыбаются, бесплатные подарки, книжки раздают. А наши и уши развесили, верят им, книжки ихние антихристовы берут, радуются. Не понимают, что они души наши так покупают, хотят веру нашу православную уничтожить. Не было у России никогда друзей и сейчас нет. Я вот раньше десять лет в монастыре под Красноярском жила. Там положение еще хуже. Здесь хоть священников побольше, а там один священник на тысячу верст. Приедешь с батюшкой может раз в год в отдаленную деревню, а там эти иеговисты, пятидесятники уже побывали, засеяли свои плевелы. А их потом выкорчевывать-то ой как трудно.
- Там-то легче наверное было спасаться?
- Конечно, там больше можно было и помолиться и искушений поменьше, опять же здесь благодать. Здесь самый передок борьбы с нечистой силой. Уж сколько я насмотрелась здесь всякого.
Каждый день приводят сюда бесноватых для исцеления, те кричат, хрюкают, лают.
Ой как враг не любит батюшки Серафима, как он неистовствует здесь. А спастись здесь через такие трудности быстрей можно. Сам батюшка Серафим говорил, что все кто к нему в обитель придут, все спасутся. Бесноватые-то многие исцеляются...
ОДЕРЖИМЫЕ ДУХАМИ
В справедливости сказанных матушкой Надеждой слов за два дня серафимовых торжеств мне пришлось убедиться неоднократно. В первый раз в своей жизни видел я столько одержимых. Особенно сильно они начинали бесноваться во время богослужений, а когда подходили к святым мощам и к святому причастию с ним творилось что-то невообразимое. На моих глазах прямо перед мощами одна женщина закричала с завыванием: “Уйди, уйди от меня! Что ты со мной делаешь, Серафим?!” Двое мужчин держали ее за руки и через силу подтаскивали к святым мощам. И тут она, вырываясь, закричала на весь собор мужским голосом: “Я не пойду! Уберите меня! Что ты делаешь со мной?” А потом, когда мужчины с силой приложили ее к мощам, она издала дикий вопль и, испустив нечистый дух, потеряла сознание. Так в бессознательном состоянии ее и отнесли от мощей к выходу. Я находился рядом и видел, как она приходила в себя и, очнувшись, решив удостовериться в своем излечении, стала снова пробиваться к мощам. Дух вышел из нее и второй раз она приложилась нормально, со слезами благодарности на глазах. Другая молодая женщина с обезображенным гримасой лицом начала неистово плясать еще около самого входа в собор. Она ходила ходуном, неестественно вращая во все стороны руками, словно заведенная. Видно было по лицу, что сама она не рада... не она ходит, а бес в ней колобродит. Опаляемый святыней, он хочет кричать через нее, а женщина, сцепив зубами платок, крепится изо всех сил. Но удержаться ей так и не удалось. Не доходя до святых мощей закричала, залаяла по-собачьи на весь собор. Так же с диким лаем подходила она и к святому причастию. Приняв тела и крови Христовой с диким завыванием, отошла от алтаря. После запивки, крестясь, стала потихоньку успокаиваться и приходить в себя. Ужасная гримаса, безобразившая ее, стала пропадать, и я увидел, как лицо ее светлело и изменялось на глазах. Потом женщина улыбнулась - и только сейчас, к удивлению своему, я обнаружил, что она необыкновенно красива, настоящая русская красавица.
По правилам православной церкви одержимые нечистыми духами допускаются до святого причастия. В определенных случаях одержимые бесами могут считаться мучениками. Ведь многие, особенно в наше время, страдают невинно или по недомыслию...
Один священник рассказал мне, что к нему со страшными головными болями обратилась девушка. Оказалось, что головную боль на нее “наслала” самая близкая подруга. А получилось вот как. Подруга ее обнаружила в себе “порчу” и обратилась за помощью к цыганке. Та стала расспрашивать ее про друзей и указала на эту самую девушку, и научила, как “отомстить” - с помощью заговоренных иголок и костей. Слава Богу, с помощью священника в этом случае удалось разобраться, найти иголки, освятить квартиру, и болезнь у девушки прошла.
Однако, сила нечистых духов бывает разная, вот и едут за помощью сюда, в Дивеево.
На следующий день, 1 августа, в день памяти батюшки Серафима с его чудотворной большой алтарной иконой пришел крестный ход из Ардатово. Раньше там была женская обитель, в свое время порученная старцу Серафиму для устроения и руководства Самой Царицей Небесной. Там восстановлен сейчас Знаменский собор и открыт свой приход. Всем приходом верующие пешком из Ардатово шли целый день до Дивеево. Как только они вошли в обитель и носилки с иконой остановились около собора, к образу преподобного выстроилась большая очередь.
Верующие прикладывались к иконе, проходили под ней и получали исцеления. Несколько человек бесновались и кричали на разные голоса, при этом ужасно сквернословили. Более всего неистовствовала одна старушка. Ее не могли удержать четверо здоровых мужиков. Как только ее пытались приблизить к образу, она с невероятной силой раскидывала их в разные стороны, выкрикивая какие-то несвязные ругательства разными голосами. Восемь человек, окружив кольцом, приложили, наконец, ее к образу и провели под ним, а потом слегка постукали иконой по спине, выгоняя нечисть. Каждый удар сопровождался диким воплем. Видно, в старушке находился целый легион бесов, потому что они ругались между собой разными голосами.
Священник поинтересовался у женщины, сопровождавшую бесноватую: “Откуда она?”
- Из Тамбовской области.
- Где же она столько их набрала? - и не получив в суматохе ответа, посоветовал: - Вам надо ехать в Оптину Пустынь к отцу Герману на месяц. С одного раза их не выгонишь.
Большинство бесноватых в жизни совершенно нормальные люди. Многие из них занимаются целительством, магией, колдовством и добровольно продают свою душу дьяволу, получая взамен через нечистую силу разные способности, в том числе и способность к целительству.
Один такой молодой человек, прихожанин нашей церкви Валера, занимавшийся оккультизмом, первое время даже не мог зайти в храм. Он приходил на службу, но какая то неведомая сила останавливала его возле входа и за время всей службы он так и не мог преодолеть какой то невидимой черты и зайти внутрь церкви. Так продолжалось больше месяца. Потом он все-таки зашел внутрь и молился возле самого входа, а потом вместе с другими прихожанами поехал в Сергиев Посад. Люди рассказывали, что такого чуда, которое случилось с Валерой, они никогда в жизни не видели. Когда он подходил к мощам Сергия Радонежского, его подкинуло на два метра вверх и с силой отбросило от мощей. Так святые и после смерти продолжают бороться с нечистой силой.
В наше время попасться “на крючок” может любой человек. В прошлом году пятеро детей собрались в одной сыктывкарской квартире и по книге вызвали дух Пушкина. Детям было от 12 до 14 лет. Дух явился к ним в комнату в виде огромного призрака. Детей обуял страх и ужас, который преследовал их вместе с вызванным духом везде, где бы они не находились. У них началось расстройство психики, разрушение человеческой сущности. Дети стали злобными, нервозными, агрессивными. Родители, узнав обо всем, привели их ко священнику. Но священник оказался в этом случае бессилен. Он только мог посоветовать родителям съездить вместе с детьми в Сергиев Посад.
Обидней всего, когда по недосмотру или по вине взрослых от злых духов страдают маленькие дети. В первый день серафимовых торжеств многие паломники, пришедшие вечером на источник Иверской иконы Божией Матери, видели, как возле источника вдруг стала бесноваться маленькая девочка. Мама, перепуганная больше дочки, стала запрещать ей хрюкать, но та не могла остановиться. В краске стыда мама быстро увела дочь от людских глаз. Сколь несокрушимую веру надо иметь, сколько молитв отстоять, чтобы избавиться от этой силы вражией. Разумеется, одному человеку это не под силу...
ПО ВЕРЕ НАШЕЙВозле дивеевских источников в праздничные дни было настоящее столпотворение. Большие очереди устанавливались в оборудованные купальни, люди набирали святую воду в пластмассовые бутылочки, купались, читали молитвы. Заметно, что напор воды во всех источниках по сравнению с прошлым годом заметно ослаб. Почему бы это, подумал я. Ведь целые столетия вода не иссякала в источниках, а сейчас она стала убывать. На Иверском и на Казанском она еле-еле течет, а ведь в прошлом году бурлила мощным напором.
- Потому что дивеевские во время президентских выборов проголосовали за коммунистов, - объяснила мне на Серафимовом источнике одна старушка. - Как только голосование прошло, так воды в источниках сразу стало меньше. “Все по вере нашей, все по вере...” - сокрушалась в сердцах старушка. Она сидела на лавочке возле часовни, где рядом с источником, который бьет из крутого склона, оборудована открытая купальня, и с какой то безутешной печалью взирала на происходящее. Раздетые люди окружили источник со всех сторон. Мужчины и женщины, старушки и дети отовсюду заходили в воду по глинистому берегу и погружали себя в уже взбаламученную воду. Большая очередь установилась за водой. Воду набирали целыми ведрами и флягами.
- А ведь это не серафимов источник - вдруг неожиданно сказала старушка.
- Как не Серафимов? - удивился я.
- Так не Серафимов. Людям нужен был источник Серафима, нашли это место, перегородили речку с обоих сторон, сделали отдельный водоем, как было на Серафимовом источнике, воду из речки пустили по другому руслу. А настоящий источник находится в Сарове, в закрытой зоне. Туда военные не пускают.
Действительно, запруды с обоих сторон речки совсем свежие, еще не заросли травой.
- Тот источник взорвали, когда строили в Сарове атомный центр, - поделился я своими сведениями с любознательной старушкой. - Мне рассказал это очевидец. А я думал, что и этот источник как-то связан с Серафимом Саровским. Ведь на схеме, где обозначены святыни Серафима Саровского, таких источников четыре.
- Не-ет, в Дивеево настоящий только один - Казанской Божией Матери. Там действительно было явление Богородицы, а остальные ненастоящие.
- Но я слышал, что и на других источниках происходят
исцеления?
- Так все по вере дает Господь.
- А я слышал, в Сарове, когда ядерный центр строили, то в серафимовом источнике в воде нашли тяжелый водород, необходимый для атомной бомбы.
Может поэтому он и исцелял?
- Он исцелял по молитвам батюшки Серафима. Исцелял и все, - убежденно заявила бабушка.
- А это чего строят? - показал я на развернувшееся рядом с источником на окраине поляны строительство.
- Это завод строят. Скважину там пробурят и святую воду якобы из серафимова источника будут продавать в магазинах? Все по вере нашей.., - качала головой старушка.
Когда закончилась всенощная служба и стали прикладываться к мощам, среди многотысячной толпы началась такая давка, что на людях рвалась одежда. Господи, что же это делается? Правда уже через час паломники организовались в очередь и благочестиво выстаивали в ней по несколько часов. Я поражался стойкости молодых мам, которые всю службу, около шести часов, продержали малышей на руках, а потом смиренно становились в очередь к мощам. И даже дети после многочасового сидения на материнских руках не плакали. Никто не выходил со службы из собора, хотя жара стояла невообразимая. Множество людей молилось и рядом с собором.
За все время пребывания в Дивеево меня не покидало чувство, что проповедь всемирного покаяния Серафиму Саровскому, предсказанная самим преподобным, уже совершается. Все люди горели желанием принести покаяние и принять причастие. Десятки священников исповедовали людей там и тут, не только в соборе, но и прямо на улице, по разным местам возле собора. И всюду к священникам устанавливались большие очереди. Но несмотря на праздник и множество людей, многие священники исповедовали по долгу, и не всех допускали к причастию.
Через истинное покаяние много чудес совершал прямо на глазах преподобный Серафим Саровский. Много совершалось чудес и исцелений, не видимых глазу. К нашему автобусу, узнав по автомобильному номеру, что мы из Коми, подошел паломник Владимир Рочев из коми-деревеньки Кипиево, что под Ижмой. Он рассказал удивительный случай исцеления преподобным Серафимом его матери Анны , у которой была последняя стадия рака горла и легких. Она уже не могла ничего есть и собиралась умирать. Владимир по совету епископа Питирима, к которому обратился за помощью, стал уговаривать мать поехать к Дивеево. А она была неверующая, отказалась, да и денег у них на дорогу не было. И вдруг после своего отказа, увидела эта женщина яркий свет в окне. “Раз такое знамение, - сказала она сыну - то вези меня к Серафиму”. Владимир продал кое-что из своего хозяйства и 28 июля привез мать в Дивеево. Здесь он стал работать вместе с матерью при монастыре, а мать заставлял, молиться исповедываться и причащаться. Через три дня, на день Преподобного, когда болящая женщина вместе со всеми прошла по канавке Богородицы, из ее горла пошла грязная раковая слизь, она почувствовала себя легче и в первый раз покушала. Первого августа сын пешком за 12 километров отправился на серафимов источник. Он не знал, куда идти, и когда шел, то впереди его на облаках вспыхивал огненный свет, и Володя пошел на эти всполохи: “Это мне сам Преподобный дорогу показывал!” Владимир так уверовал в Господа, что по примеру Серафима думает стать монахом, а в своей родной деревне построить церковь. Там он завел свое хозяйство: разводит скотину, обрабатывает большие поля, а все заработанные деньги отдает на церковь.
Два дня, пока длились Серафимовы торжества, стояла на удивление отличная солнечная погода, только раз в небе вечером разрядились необычные “сухие” молнии. Мы уезжали из Дивеево наполненные солнечным светом. Всех не покидало радостное чувство единения со всеми людьми в святом Серафиме Саровском - нашем молитвеннике и заступнике.
Мы возвращались по бескрайним полям России к себе на север и погода вдруг резко переменилась. С утра начали собираться тучи, загрохотал гром, и вдруг хлынул ливень. Это Илья пророк - повелитель громов и молний возвещал о своем дне.
Добравшись до Сыктывкара, паломники единогласно решили вначале заехать в епархиальный храм Рождества Христова и отслужить чудотворной иконе Серафима Саровского благодарственный молебен. С молебна путешествующим перед этой святой иконой мы начинали свой путь. И батюшка Серафим хранил нас и помогал.
Е. Суворов.