1 | Земля Коми |
ПОД СПУДОМ
Закончилась страшная война. Мы победили, и не только нацистов. Большевики мечтали к середине сороковых годов навсегда покончить с Русской Церковью. Вместо этого пришли к ней на поклон.
По данным переписи 1937 года, верующими назвали себя около половины “ советских” людей. Среди них костяк будущей армии - самые спокойные, честные, трудолюбивые мужики, жены и матери коммунистов и комсомольцев. И не удивительно, что уже в первые дни фашистской агрессии исчезли как дым лекторы-атеисты, воинствующие безбожники.
С тем, чтобы снова появиться на свет сразу после войны, очнуться от глубокого обморока, как это бывает с лягушками на исходе зимы. Они нашли себе достойных противников. Вдов и матерей погибших красноармейцев, тружениц, все силы отдавших победе, священников, выживших в мясорубке тридцатых годов и выпущенных на волю для того, чтобы словом и верой поднимать людей на борьбу с захватчиками.
Сегодня с документов Совета по делам Русской Православной Церкви по Коми АССР мы начинаем серию публикаций об истории Церкви на Русском Севере. В них, пусть искаженно, но отражена жизнь христиан республики в послевоенные годы. Поначалу главной заботой православных было открытие церквей. Это движение длилось около десяти лет и закончилось пусть не полной, но победой. Но сколько унижений пришлось при этом вытерпеть...
“Как дети, плачущие о своей матери...”
Перед нами письмо Патриарху от бывшего церковного старосты Преображенской церкви села ИЖМЫ. Написано оно не слишком грамотно, но не это стало причиной того, что его перехватили на почте и доставили уполномоченному. Дошло ли письмо в конце концов до Патриарха Алексия I, нам неизвестно:
“От имени нижеподписавшегося прихожанина из Ижемского прихода Ануфриева Михаила Егоровича прошение.
Мы из священной истории видим, что временное ослабление и даже падение по местам веры православной было не только при Древнем Риме, при Моисее, но оно было до I-го собора Вселенского до торжества православия, но вера православная всегда воссияла вновь...
Это временное ослабление веры православной как и было на Кавказе, произошло ныне и в нашем районе, но люди духовной своей есть же с совестью еще не забыли веру православную, они нуждаются в ней, как дети, плачущие о своей матери, без церкви они точно, как кругло осиротевшие дети, и мы видим необходимость людям веры, как дождь при сильной и продолжительной засухе, погибающей от засухи все плоды данные.
А потому просим Святейшего Патриарха восстановить Ижемский приход, бывшую православную Преображенскую церковь и в ней богослужение, и тем восстановить в людях любовь...
6 августа 1946 года”
* * *
Письмо на имя Патриарха - это исключение, в Москву ездили обычно лично. Писали же чаще всего местному уполномоченному. По простоте душевной верили, что теперь, после войны, власть должна пойти навстречу верующим:
“В Коми Совнарком от Усть-Куломского района, села ДОН заявление.
Мы, донские крестьяне, требуем от Вас разрешения, чтобы можно было нам провести церковную службу в чистой крестьянской избе, до открытия церкви, потому что наше правительство и вам товарищ Сталин разрешил и дал нам свободную религию... Тимушев Андрей Дмитириевич...”
На обороте прошения следует список на 20 человек, за 7 человек неграмотных расписались другие. Сколько волнений за этим, сколько надежд. Резолюция уполномоченного оказалась краткой: “ Заявление без рассмотрения... возвращено заявителю”.
* * *
Еще одно прошение пришло из села ЧАСОВО:
“Заявление по уполномочию общин верующих граждан Часовского сельсовета:
“Для ремонта в с.Часово православной церкви уже приготовлены некоторые материалы, а именно: кирпич обоженный 3000 штук, плахи для замены пола 100 штук, подготовлена древесина 25 кубометров, подготовлено оконное стекло для ремонта окон полностью и другие материалы...”
Первой в списке подписавшихся стоит имя Потолициной Анны Савватьевны, далее справка уполномоченного: “ Мать 8 детей - орденоноска, 3 сына были в РККА, один из них погиб... Заявление оставлено без рассмотрения”.
* * *
“Заявление оставлено без рассмотрения” - означает чаще всего, что уполномоченному не удалось найти ни одной причины для отказа. Это был минус в его работе. Какая интенсивная работа проводилась иной раз советскими органами, свидетельствуют пожелтевшие листки в папке уполномоченного посвященные прошению Петровой Натальи Григорьевны и ее односельчан об открытии церкви в селе ВАЖГОРТ:
“Настоящим просим содействовать о восстановлении церкви при Важгортском сельсовете, т.к. в настоящее время церковное служение отсутствует ввиду отсутствия специалиста, который уехал в 1937 году к родителям (в) Мурманской области...”
Эта просьба вызвала целую бурю в коридорах власти:
“Секретно. Председателю Удорского райисполкома тов.Кузнецову В.О. лично.
... Направляю заявление группы верующих с ходатайством об открытии церкви... Путем неофициальных бесед с лицами, включенными в список верующих, выясните, действительно ли они давали свое согласие на внесение их в список и действительно ли сами подписывались под заявлением по ходатайству открытия церкви, не занесены ли в список вымышленные фамилии и умершие, не включены ли умалишенные, выбывшие и не проживающие граждане на данной территории сельского Совета. Все ли пользуются избирательными правами...
К изучению указанных фактов следует подходить очень осторожно, чтобы не было никаких подозрений со стороны граждан села. Ни в коем случае не подпускать в эти дела вмешательства органов МВД.
7.10.49. Зам.председателя Совета Министров Коми АССР В.Тишонков”
* * *
Иногда в ходе проверок удавалось докопаться до чего-то “ существенного”. В этом случае отказ носил “ мотивированный” характер. Вот, например, донос на заштатного священника, добивавшегося открытия храма:
“В поселке ВОЖАЕЛЬ Железнодорожного района проживает и работает в средней Вожаельской школе в должности завхоза заштатный священник Вознесенский Михаил Васильевич, освободившийся из лагеря, лицо, безусловно заинтересованное в открытии церквей, взял на себя инициативу на открытие молитвенного дома... Вознесенский сам лично написал заявление и проект договора...”
“Дальний прицел...”
Одним из самых важных событий для коми-православия после войны стал визит владыки Архангельского Леонтия. Вот выписки из доклада уполномоченного Репина на этот счет:
“О пребывании Епархиального Архиерея Леонтия Епископа Архангельского и Холмогорского в Кочпонской церкви с 23 по 29/VIII...
...Первая моя встреча была с епископом 23 августа 1946 года на сыктывкарской пристани, а 24 августа на квартире иеромонаха Кривошапова я имел беседу с епископом. На мой вопрос, на что у вас имеются претензии, он заявил, что претензий нет...
25 августа 1946 года в кочпонской церкви совершилось богослужение епископом Леонтием и благочинным священником Вотчинским Николаем, иеромонахом Кривошаповым... в честь освящения Кочпонской церкви.
Совершение данного богослужения привлекло внимание местного населения, а также и населения близлежащих сел, необходимо отметить, что в обыденные дни службы посетителей бывает от 100 до 150 человек, а в двунадесятые церковные праздники увеличивается до 600-700 человек, а в день освящения церкви посетителей было свыше 1000 человек, примерно 1100-1500 человек, посетители были всех возрастов, преобладающее большинство было сельское население, колхозники, незначительно были городские служащие советских учреждений..
В беседе 24/VIII епископ Леонтий интересовался, почему в Коми АССР мало действующих церквей, и высказал мысль о том, что для кочпонской церкви необходимо 2 священника. Одним из мотивов необходимости 2 священников он выдвинул вопрос совершения религиозных треб на дому, которые не может выполнять один священник, это формальная постановка вопроса, а фактически тут его дальний прицел на открытие других церквей в Коми АССР. Это лично мои выводы...
Кривошапов заявил мне о том, что владыка сказал ему: “ Поскольку в Коми АССР только одна церковь, Вы будете действовать на всю республику на правах благочинного...”
Совершенно недвусмысленно епископ Леонтий сделал замечание при разговоре о втором священнике, он заявил Кривошапову: “Необязательно, чтобы вы были настоятелем храма, может быть и наоборот”. Это замечание Леонтия правильно, т.к. Кривошапов не имеет организаторских способностей и вдобавок большой трус...
Уполномоченный... Репин”
(Десятой части тех испытаний, что выпали на долю отца Мелетия Кривошапова хватило бы уполномоченному Репину, чтобы дрожать, как осиновый лист до конца жизни. В Церкви к середине 40-х годов были самые разные люди, но трусов среди них не осталось - В.Г.) ...
О необходимости открытия еще двух-трех церквей владыка Леонтий повторил много раз, сумел воодушевить людей на продолжение борьбы. Память о поездках владыки сохранилась не только в Коми. В Сольвычегодске, где местные власти разрешили восстановить храм, владыка пожертвовал на его ремонт личные средства. Старухи до сих пор вспоминают владыку. Запомнился он им, помимо всего, и тем, что имел только один глаз. Кто выбил второй - догадаться нетрудно. Такими они были, архиереи послевоенного времени.
“И он больше не хотел...”
Одним из результатов визита владыки стала регистрация при кочпонском храме священника Михаила Вишерского. У отца Михаила опыта было меньше, чем у отца Мелетия, и он скоро допустил “ серьезную оплошность”:
“20/VIII - 49г. Секретно. Совет Министров Коми АССР.
В настоящее время сообщаю, что 26 июня (в день воскресенья) священник кочпонской церкви Вишерский организовал в дневное время массовое шествие в Вильгортском сельсовете на кладбище... отвлекая от производства сотни человек.
Данное мероприятие было сделано по обдуманному плану: заранее, за 6 дней, Вишерский ходил среди населения в с.Вильгорте, где специально декламировал о дне приезда, что является недопустимым.
Мною гражданин Вишерский был вызван в исполком, где я потребовал объяснения, и он больше не хотел организовывать подобных шествий.
Председатель райисполкома Тимин”.
Со временем советским органам удалось, судя по всему, надломить отца Михаила. К концу 60-х очередной чиновник мог бы и про него сказать: “ большой трус”. Но сколько лишений пришлось вытерпеть перед тем этому батюшке, знает один Бог.
* * *
Секретно. Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР.
По имеющимся у нас сведениям среди служителей религиозного культа кочпонской церкви Коми АССР, судимые по всем статьям УК имеются:
1. Настоятель - священник Кривошапов Мелетий Титович... 5 лет ссылки в Коми АССР (в 1940 г.)
2. Священник Вишерский Михаил Филаретович в 1935 году... к 3 годам лишения свободы
3. Председатель ревкомиссии - Жакова Мария Васильевна, дочь кулака... 5 лет лишения свободы и поражение в правах на 3 года.
Уполномоченный... Н.Горшков”
“Стали возмущаться этим
...”Как свидетельствует переписка уполномоченных с Москвой, большая часть антирелигиозных инициатив носила характер самодеятельности. Ложь, что все директивы спускались сверху. Прочитав доклады за полтора послевоенных десятилетия, приходишь к грустному выводу - “ милует царь, да не жалует псарь”. То и дело Москве приходится одергивать не в меру ретивых борцов с религией:
“И.О. уполномоченного по делам Русской Православной Церкви... тов. Титову А.С. 13 января 1954 г.
В вашей справке приведены цифровые данные о религиозных требах, совершаемых в церкви за 1953 год. Совет, не будучи осведомленным, каким путем Вы получили эти данные, считает необходимым сообщить Вам, что требовать от настоятеля или старосты церкви указанные сведения не следует, так же, как нельзя интересоваться у них церковными доходами. Церковь отделена от государства, и советские органы не должны вмешиваться в вопросы внутрицерковные, подчеркивая этим самым, что нас не интересуют их внутренние дела.
Заместитель председателя по делам РПЦ при Совете Министров СССР Белышев”.
* * *
Иногда не отставали от чиновников и простые граждане, да что там, ближайшие родственники “ мракобесов”:
“Секретно. Председателю по делам РПЦ при Совмине СССР тов. Карпову.
Управляющим Архангельской Епархии Феодосием 24 августа 1954 года был направлен Оплеснин Георгий на должность третьего священника к св.Казанской церкви с.Кочпон г.Сыктывкара, 1929 года рождения...
Отец его всю жизнь работал преподавателем Педучилища, мать также долгое время работала в школьных учреждениях в качестве инструктора, брат 1936 года рождения учится в 10 классе, член ВЛКСМ...
Узнав о том, что Оплеснин Георгий прибыл в город Сыктывкар на должность священника, его родители, а также близкие знакомые и некоторая часть общественности города стали возмущаться этим и обратились к нам с просьбой о нерегистрации Оплеснина Георгия на эту должность...
По указанию обкома КПСС просьба родителей Оплеснина и его знакомых была удовлетворена...
Уполномоченный... Титов”
“Немедленно рассмотреть этот вопрос...”
Письма, что шли из Коми к Патриарху, заботы епископа Леонтия сделали в конце концов свое дело. Май 1956 года стал переломным для коми православия:
“Первому секретарю Коми ОК КПСС тов. Димитрину.
...В мае месяце 1956 года из Совета Министров СССР сообщили по телефону (разговаривал т.Бутырев И.А.), что на днях у товарища Булганина Н.А. был на приеме Патриарх Алексий по вопросу открытия церквей в городах Ухте и Сыктывкаре, в селах Айкино и Иб. Такое же сообщение было по телефону из ЦК КПСС первому секретарю Коми обкома КПСС т.Осипову Т.И.
Как сообщили т.т.Осипов Т.И. и Бутырев И.А., по телефону было передано прямое указание тов. Булганина Н.А. и ЦК КПСС немедленно рассмотреть этот вопрос и не препятствовать открытию церквей в указанных населенных пунктах...
Ибская церковь и Айкинский молитвенный дом открыты распоряжением Совета Министров РСФСР от 4 июня 1956 г.., Сыктывкарский молитвенный дом распоряжением от 5 июля 1956 года... и Ухтинский молитвенный дом распоряжением от 17 июля 1956 года”.
Вскоре после этого Булганина снимут с его поста за “сталинизм”. Дал Господь рабу своему Николаю напоследок загладить часть вины перед народом. Та же судьба ожидала и председателя Совета по делам РПЦ генерала КГБ Карпова, тоже немало согрешившего и немало сделавшего доброго Церкви. Виноватых Хрущев выгнал вон. Их место заняли “ невинные”, чтобы с жаром обрушиться на отцовскую веру. Но придет время, что-то и им станет ясно. Шаг за шагом отступало безбожное общество перед верой.