101 

   Земля Коми


БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ

Обретение святыни

В фондах Национального музея Республики Коми более 70 лет хранился большой (36х21см) серебряный напрестольный крест из Ульяновского монастыря. В фонды музея он попал вместе с другим монастырским имуществом не позже 1924 года, когда краевед А.Сидоров вывез в Усть-Сысольск остатки книг, икон и церковной утвари из закрытой и разоренной обители.

На ручке креста с обеих сторон есть надпись, проясняющая его судьбу:

“Пожертвован высокопреосвященнейшим митрополитом Московским Филаретом на канун кончины своей ноябре 18-го 1867г. в 12 часов дня в Москве”.

На обороте ручки продолжение надписи:”В Троицко-Стефано-Ульяновскую обитель у зырян Вологодской губернии зборщикам иеромонаху Паисию, Економу иеродиакону Феофилакту”.

И еще одна надпись на серебряном окладе креста гласит: “За упокой Олимпиады, Петра, Иоанна и Александры. О здравии Ольги, Димитрия, Марии и чад их”.

В “Повествовании монаха Арсения об устроении Ульяновской обители” есть рассказ о том, при каких обстоятельствах митрополит Филарет благословил этим крестом старцев Паисия и Феофилакта. Иеромонах Паисий и иеродиакон Феофилакт 27 сентября 1866 года по благословению настоятеля о.Матфея выехали из Ульяново для “сбора приношения от доброхотных дателей” на устроение обители, у Вологодского епископа Павла старцы получили благословение и книгу для записей пожертвования, и отправились с оной в Москву и Петербург, где пребывали около трех лет, постоянно высылая в монастырь деньги, книги и другие пожертвования.

В первое же время их пребывания в Москве в доме купчихи Ольги Сергеевны Окороковой старцы чудесным образом обрели явленную им икону Спасителя, и в последствии историю ее обретения вычеканили на “пожертвованной усердными благотворителями серебрянной позолоченной ризе, украшенной драгоценными камнями”:

“Сей образ Господа нашего Иисуса Христа приобретен чудодейственно: По соизволению Государя Императора и указа Святейшего Синода в 1866 году для возобновления сей обители определены из Соловецкого братства строитель Иеромонах Матфей и четыре инока. Из числа оных, по скудости средств, казначей Иеромонах Паисий и эконом Иеродиакон Феофилакт были посланы за сбором доброхотных подаятелей и по прибытии в Москву в 1867 году на первый раз не без скорби продолжали приучать себя к возложенному послушанию, и в некоторое время могли собрать (кое-что) из ризного облачения и 11 июля определили послать в Монастырь, и по оказании потребности в клеенке, пошли в город и зайдя в дом купчихи Ольги Сергеевны Окороковой и по осведомлении их надобности Окорокова предложила, не возьмут ли они старую с давнего времени находящуюся у ней на чердаке клеенку; по изъявлении согласия и по приказанию Окороковой принесли клеенку, на которой ко всеобщему удивлению оказался образ Спасителя. Иноки и Окорокова прославили Бога, почли за чудо. Простившись с Окороковой и пройдя неподалеку в дом Коротковой и по объяснению о случившемся и при развертывании вторично (полотна с образом Спасителя) еще отпали две иконы Спасителя и Божией Матери, что более привело старцев к изумлению; для разъяснения того, накануне кончины Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского, явились (старцы) к нему и подробно объяснили о случившемся. Владыка благоговейно приложился к оному образу и сказал: “Эта милость и благословение Божие над вашею обителью, сохраните сию икону!” Благословил иноков напрестольным перламутровым крестом, который в настоящее время служит достопамятством, потому что по сказанию его (Митрополита) он ему прислан с гроба Господня”.

Иеромонах Арсений далее в своем повествовании пишет, что, это следовательно, явленных икон было не одна, а три. “Слух о необыкновенном событии с иконами разнесся по Москве”... Заручившись благословением Митрополита, старцы начали молебствие с явленными изображениями сначала в Москве, потом и в других многолюдных городах России, и широким, обильным потоком потекли пожертвования от верующих на сооружение Ульяновской обители, превзойдя, как мы уже упоминали, всякое в этом отношении ожидание” (Арсеньев, с.82).

В монастыре две явленные иконы малых размеров, - Спасителя и Божьей Матери, - поместили в медный ряд иконостаса придела Нерукотворного образа Троицкого собора. Большой образ Спасителя на троне в короне на голове и державой в левой руке находился до самого разорения обители “в колонне у правого клироса в соборном каменном храме”.

О.Арсений так писал об этом образе: “Кроткий лик Вседержителя сияет святостью, навевая чудное спокойствие на верующие сердца. Во взгляде Его глубоких глаз так и высказывается тихий, ласковый, умиляющий призыв: “Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и аз успокою вы!”

Ни одной из трех явленных икон в музейном собрании нет и судьба их после закрытия монастыря неизвестна.

Крест же Митрополита Филарета, обложенный ульяновскими иноками серебром и золотом, хранился более полувека в монастырской ризнице, а последние 70 лет в национальном музее.

В 1990 году московский искусствовед С.Н.Добрынин описал крест и установил наличие клейма на серебрянной оправе: “Губкин 84 ВС/1867”. Следовательно, старцы Паисий и Феофилакт заказали в Москве драгоценную оправу для перламутрового креста, изготовленную на фабрике Губина сразу с выгравированною на ней памятными записями. На лицевой стороне перламутрового креста вырезано Распятие с предстоящими (в центре), Воскресение Христово (вверху) и св.царица Елена (?) (внизу) на обратной: крещение Господне (в центре); Господь Вседержитель (вверху) и Рождество Христово (внизу), а под ним - безымянный святитель (иерусалимский или константинопольский патриарх?).

Во время шествия старцев со святынями в монастырь, пишет иеромонах Арсений, “были убедительные знамения, исходящие на молящихся от явленного образа и частиц мощей, как действительной святыни: это - чудесные исцеления; о чем имеются документальные свидетельства, хранящиеся ныне в ризнице Ульяновского монастыря” (Арсеньев, с.78).

В повествовании о.Арсения более нигде не говорится о том, как старцы могли обрести частицы святых мощей. Очевидно, святыня находилась внутри креста с Гроба Господня. В Музее крест не вскрывали, это хорошо видно на фотографии его обратной стороны, сделанная Л.Данилиным в 1989 году, Где частицы мощей теперь?

Данный соловецким старцам накануне своей кончины митрополитом Московским Филаретом крест с гроба Господня является единственной святыней, уцелевшей в нашем крае в богоборческой буре ХХ столетия.

Утрачены три чудотворные явленные иконы из Ульяновского монастыря; бесследно исчезла присланная в 1911 году в Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь с Афона икона Воздвижения креста Господня, содержавшая в себе частицу Древа Господня и частицы мощей св.мучеников Трифона, Косьмы, Дамиана и Феодора Стратилата. Погребены под руинами взорванного в 30-х годах Благовещенского собора мощи пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы, утрачены мощи святителя Стефана Пермского, не сохранилось ни одного из известных по описаниям древних образов пермских святителей. П.Н.Нахлупиным из Вотчинской церкви в феврале 1941 года вывезена была в национальный музей древняя икона св.Стефана, считавшаяся чудотворной, но ныне в музее ее нет, очевидно, святыня отправлена была на реставрацию в Третьяковскую галерею и там осталась после войны. Крест с гроба Господня уцелел, благословение митрополита Филарета инокам Ульяновской обители и в настоящее время служит достопамятным свидетельством о милости и благословении Божьем к обители.

Игумен Питирим ходатайствовал в Министерстве культуры России о возвращении святыни в монастырь. Будем надеяться, что возвращение достопамятного креста в обитель иноческую послужит знамением для всех верующих и поможет восстановлению разрушенного богоборцами Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря у зырян, однажды уже возобновленного соловецкими старцами незадолго до смутных времен по благословению митрополита Московского Филарета.

Научный сотрудник Национального музея Н.ПЕТРЕНКО.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera