108 

   Земля Коми


ОБРЕТЕНИЕ СВЯТЫНИ

21 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы в возрождающемся Кылтовском Крестовоздвиженском женском монастыре произошло обретение главной Святыни монастыря - Животворящего креста Господня. Этот большой деревянный крест был поставлен в 18 веке в глухих лесах на берегу речки Кылтовки пустынником Василием Алексеевичем Пестеревым.

По преданиям старец утонул в Выми в 1830-40г.г. А через некоторое время нашли охотники недалеко от его пустыни еще один маленький крест, который отнесли в церковь села Серегово. Каково же было всеобщее удивление, когда крест этот исчез из ризницы церкви и обнаружился вновь на прежнем месте в лесу. К обнаружившим себя чудотворным святыням началось всеобщее поклонение. Местные жители-зыряне из дальних мест за несколько верст притекали сюда помолиться перед святынями, прося перед ними у Господа о помощи в своих бедах и болезнях. Особенно большие паломничества совершались в церковные праздники и более всего на Воздвижение Животворящего Креста Господня. Местные жители на святом месте построили рядом с большим крестом деревянную часовню. А в 1894 год купец Афанасий Булычев по благословение Иоанна Кронштадтского основал на этом месте женский монастырь. Почитаемые святыни с момента основания монастыря бережно хранились в церкви Стефана Пермского, выстроенной на месте часовни, возле алтаря за правым клиросом. Большой крест был благолепно украшен живописным изображением Распятия на полотне и кругом обит золотым глазетом. Венец креста, препоясание, сияние, округлые оконечности и предстоящие перед Господом, отлитые из серебра 84 пробы и так же укрепленные на кресте были покрыты золотом.

В 1918 году советская власть закрыла монастырь. Когда вооруженные красноармейцы ворвались в покои игуменьи Филареты и начали сдирать со стен святые иконы и все ценное, то боголюбивая старица потеряла сознание и через месяц умерла. Ее похоронили рядом с алтарем собора Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, который оберегаемый ее небесным заступничеством, единственный из всех культовых построек монастыря сохранился до наших дней. Новой настоятельницей более чем у 200 насельниц стала матушка Ермогена, спасавшаяся в Крестовоздвиженском монастыре с момента его основания. Благодаря ее умелому руководству обителью, монастырская жизнь в ее стенах просуществовала еще до 1824 года, не смотря на всевозможные преследования. Затем на территории монастыря советские власти основали детскую колонию, а оставшихся матушек, в том числе и игуменью Ермогену попросили покинуть стены монастыря в семидневный срок. Оставляя монастырь, матушки самые ценные святыни спрятали, закопав в обширных подвальных помещениях и в укромных окрестностях монастыря, известных только им одним . С той поры бес кладоискательства не покидает местных жителей до сих пор. Настоятельница вместе с восемью монахинями поселилась недалеко от монастыря в Половниках, деревне, стоящей на другом берегу Выми, напротив впадения в нее речки Кылтовки. Здесь в уединении, практически не выходя из скита, они продолжали свой молитвенный подвиг, доживая до глубокой старости и мирно отходя к Богу.

О благочестивой жизни и силе молитвы игуменьи Ермогены, пережившей вместе с матушкой Анной остальных монахинь, местные жители рассказывают легенды. Так в 1949 году в весенний ледоход напротив домика, где жили монахини образовался ледовый затор. Вымь в этом месте имеет ширину свыше ста метров.

Нагромождения льдин вздыбились выше домов, стоящих на высоком берегу реки. Перегороженная плотиной вода быстро прибывала и подходила уже к самым домам, готовая всей силой необузданной стихии смыть их с лица земли. Тогда из своей избушки вышла матушка Ермогена и перекрестила образовавшуюся плотину. На глазах у жителей произошло чудо: льдины раздвинулись и в образовавшуюся расселину с ревом хлынула вода, расчищая ледовый завал.

В 1965 году житель деревни прибуксировал на лодке по Выми большой деревянный крест, который плыл по реке Кылтовке. Игуменья, увидев поднятый из воды крест, сказала: “За мной прислали. Умру скоро, а крест этот поставьте на мою могилу”. И действительно умерла вскоре игуменья, дожив до 95 лет. По ее завещанию огромный крест водрузили на ее могиле.

Обо всех этих фактах, заинтересовавшись историей Кылтовского монастыря, я узнал из публикаций, которые большей частью были в газете “Эском-Вера”, по рассказам местных жителей, да из архивов. О последнем факте сообщалось в статье А. Сакова “О чем скорбеть, о чем крушиться”, напечатанной в “Вере” в 1992 году.

В ней автор задается вопросом: “не из разоренного ли монастыря приплыл крест?” Этот вопрос натолкнул меня на мысль о том, что крест, установленный на могиле игуменьи приплыл действительно из Кылтовского монастыря и является главной его святыней, сделанной еще руками старца Василия Пестерева. А что еще кроме этой святыни могло приплыть по Кылтовке? В наше время подвижники благочестия перевелись, кроме монастыря в 1965 году других населенных пунктов на Кылтовке не было. Если в то время и делались какие-то кресты, то только на похороны, а в монастырской тюрьме хоронили вообще без крестов в братских могилах. Проще сказать: не хоронили, а закапывали всех в одной яме. Возможно река вымыла спрятанную святыню, а может добились успеха очередные кладоискатели, которые найдя святыню, содрали с нее драгоценности, а крест пустили по реке, скрывая следы своего преступления. Так или иначе, но о своих догадках я попытался сообщить через общих знакомых настоятельнице возрождаемого монастыря м. Стефаниде и о. Максиму - священнику Княж-Погосткой Свято-Вознесенской церкви, опекающему Кылтовский монастырь. Одно меня беспокоило: уцелел ли за 30 лет крест? Если уцелел, то в каком он находиться состоянии? Ведь если это действительно святыня, то ей сейчас около 200 лет.

Однако так получилось, что через три дня я сам встретился с матушкой Стефанидой в Сыктывкаре и в тот же день отправился вместе с ней в монастырь. Когда мы 16 сентября в первом часу ночи ехали в кузове грузовой машины, то всю дорогу нас сопровождало явление двойной радуги, которое образовалось вокруг яркого месяца. Такое чудо: круглую двойную радугу среди ночи я видел в первый раз в своей жизни, да и остальные паломники, многие из которых старше меня по возрасту, ранее подобного явления в своей жизни не видели. Радуга - это божественный знак, небесное благословение. Надо ли говорить, что благословение свыше посылается неспроста.

Совершенно неожиданно произошла и поездка в Половники. Сопутствовала нам помощь и в дороге. Когда мы подъехали к реке Вымь, то на наше счастье нам сразу же были предоставлены две моторные лодки. А мы опасались, что переправится на противоположный берег не удастся. Добраться на другую сторону в деревню очень трудно, рекой Половники оторваны от внешнего мира, отчего и сохранилась деревня словно райский уголок и уцелела святыня. Когда мы переправились на противоположный берег, для нас сразу же нашелся и проводник: старожил деревни, который живет здесь с 1961 года, заставший похороны игуменьи. Он проводил нас на кладбище, которое находится рядом с деревней на высоком месте в сосновом бору. Мое внимание сразу же приковал необычный массивный деревянный крест, находящийся на окраине небольшого кладбища, рядом с высокими соснами. Только потом, когда мы подошли ближе я прочитал скромную надпись на табличке, установленной на кресте:

“Ермогена Дьячкова 1870 - 1.1965г.г. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ”

Тщательно исследовав крест, мы обнаружили, что округлые оконечности его были опилены для того, чтобы над крестом соорудить домик- крышу, какие делаются уже на кладбищенс4ких крестах.

Верхние доски были прибиты к поперечным перекладинам большими гвоздями. Очевидно при сдирании драгоценных украшений, частично крест был поврежден. Недостающие части были бережно восстановлены. По всему кресту мы обнаружили маленькие гвоздики, которыми в конце 19 укреплялось при украшении святыни полотно с Распятием, золотой глазет, а так же золотые и серебряные украшения. Наш спутник сообщил нам, что раньше крест был большой, только потом его сделали вровень с другими крестами. Как удалось выяснить у очевидцев, крест дважды падал, подгнивая в основании. Один раз он упал на могилу игуменьи, а другой в сторону. Оба раза основание подпиливали, а крест вновь ставили на прежнее место. Местные жители очень уважали матушку Ермогену, многие из которых и не знали о ее прошлом. В благодарность ей они поставили на ее могилке красивую металлическую оградку, и установили новый металлический крест, который привязали алюминиевой проволокой к деревянному. Кроме того с обратной стороны деревянного креста вкопали массивный столб, который подпирал и надежно защищал святыню.

Отец Максим вместе с игуменьей Кылтовского монастыря матушкой Стефанидой и старшей монахиней матушкой Ниной начали служить литургию, а мы в это время стояли рядом и молились. Хотя сомнений в истинности святыни у меня уже не было, но я все равно ждал какого-нибудь небесного явления, подтверждающего подлинность святыни. Смотря на аккуратно убранную ухоженную могилку, на невероятное соединение двух крестов, я подумал разве двойной крест - это не небесное знамение.?

Разве два креста здесь не установлены по Божиему произволению, указывая на то, что деревянную святыню необходимо забрать. что она только охраняется последней игуменьей Кылтовского монастыря в благодарность за ее благочестивую жизнь до лучших времен. Ну где это видано, что бы на могилу ставили два креста? И то, что открылась святыня именно сейчас, когда она насущно необходима обители, когда монастырь начал восстанавливаться из разрухи, разве это не небесное явление? С него разгорелась на берегу реки Кылтовки молитвенная свеча во славу Божию, с него созидалась на освященном молитвами святом месте святая обитель. Освященный помощью креста огромный монастырь был выстроен в глухих лесах в рекордно короткие сроки, которые поражают современников. Надо учесть, что тогда не было техники и все работы производились вручную. Единственной тягловой силой были лошади.

Все эти соображения я высказал после окончания литургии о. Максиму и м.Стефаниде. Очевидно, для осознания истинности святыни необходимо было время, потому что по прошествии его и после моих доводов и у о. Максима и у м.Стефаниды уже не было никаких сомнений.

Все мы пережили минуты благоговейного трепета перед святыней. Священник и монахини припали к святыне на коленях и целовали ее подножие. Что же это - все еще не веря в реальность происходящего заключил о. Максим, - мы можем теперь считать, что святыня обретена, - и подумав в раздумье добавил - Сейчас главная наша задача, как можно быстрей перенести крест в монастырь. А поскольку теперь мы о святыне знаем, то враг рода человеческого будет всячески стараться мешать на пути обретения святыни, пока она не будет в безопасности, возможно даже уничтожение святыни.”

О том насколько его предупреждение было верным мы все вскоре почувствовали на себе. Враг мира сего стал чинить всяческие препятствия на пути обретения святыни. Все кто так или иначе оказывал помощь в обретении святыни за те четыре дня пока крест не был перенесен в монастырь подвергались смертельной опасности. Борьба демонических и небесных сил, о которых ранее мы только слышали и читали, стала видима для нас воочию. Так у легковой машины на которой мы ехали обратно домой (вместе с м. Стефанидой и м. Еленой) дважды пришлось менять колеса, которые каким-то образом прокалывались. Водитель, изучая целые шины недоумевал о странностях происходящего. Хорошо, что он оказался запасливым и кроме запасного колеса имел еще и запасную камеру, которую затем пришлось поменять вместо проколотой. Напасти обрушились и на о. Максима, который вначале перевозил крест в Княж-Погосткую церковь. Но все-таки вера и решительные действия людей, обретающих святыню, оказались сильнее.

Живое участие в обретение святыни принял игумен Ульяновского монастыря о. Питирим. Все происходило при его покровительственной помощи и благословении. Являясь духовником Кылтовской обители, узнав о радости своих духовных чад, он не стал проводить праздничную службу в Ульяновском монастыре, а приехал на Рождество Богородицы в Кылтовскую обитель, чтобы разделить с сестрами их огромную радость. Когда крест привезли в кряж_Погосткую церковь, долго думали: оставлять ли его в том виде в котором он дошел до наших дней, или очистить от краски и сделанных в наше время дополнений. Когда за могилкой ухаживали, то крест несколько раз перекрашивали различными красками. Чтобы разрешить все эти сомнения уже в ночь перед праздником в Емву к о. Максиму приехал о. Питирим. Решено было все-таки очистить святыню, удалить все гвозди, снять кладбищенский навес. Поскольку крест делался по образу и подобию креста Голгофского в одну с ним величину, чтобы молиться перед Господом постоянно вспоминая о его мучениях, которые он принял за всех нас, распятый на Кресте.

Когда крест очистили, то оказалось, что он сделал из лиственницы.

Местные жители кладут лиственницу в основание при постройке домов: дерево не гниет, а наоборот, набирая влагу, становится со временем таким же прочным, как железо.

Чудо обретения святыни произошло в Рождество Пресвятой Богородицы, за неделю до престольного праздника Кылтовского монастыря - Воздвижения Креста Господня. Только одно это совпадение, которое произошло совершенно случайно, говорит о благоволении над обителью небесных сил, о помощи Самой Пресвятой Богородицы. С Рождества Богородицы начал созидаться наш безгреховный мир. Она стала матерью нашего Спасителя. Она принесла Свет миру. И сейчас в Свое Рождество, она даровала разоренной обители ее главную святыню, что говорит о ее небесном заступничестве и покровительстве перед этой обителью, находящейся вдали от людей, в глухом месте. Здесь спасались и окончили свой земной путь великие подвижники веры Христовой, среди которых находится и пустынножитель Василий Пестерев, основатели монастыря Афанасий Булычев и его дочь Анастасия Белявская, и обе игумении монастыря, прославившиеся еще при жизни своим благочестием и чудесами, творимыми силой своей молитвы ради спасения людей. Их небесным заступничеством была сохранена главная монастырская святыня и большой каменный собор. Окончил здесь свой мученический земной путь и митрополит Одесский и Херсонский Анатолий, сосланный во время сталинский репрессий на Соловки, а затем переведенный по своему желанию в Кылтово.

В праздник Рождества Богородицы о. Питирим отслужил в обители торжественную литургию. После службы все обитатели и паломники Кылтовского монастыря отправились крестным ходом навстречу святыни. Несли иконы, венки, зажженные свечи, цветы, постоянно во время крестного хода пелись тропари. Погода в этот день с утра была пасмурной, солнце было скрыто под темными тучами. Каково же было удивление собравшихся, когда из-за туч во время крестного хода выглянуло солнце и освятило процессию. Встреча святыни, привезенной на легковой машине , произошла на мосту через Кылтовку. Когда крест, завернутый в полотнище освободили от веревок и открыли, всех охватил благоговейный трепет, многие плакали. У меня тоже слезы сами покатились по щекам. С крестным ходом и пением величальной Господу святыню препроводили в собор Зосимы и Савватия и установили на Голгофу, которую соорудили этой же ночью после всенощной специально для креста. Голгофа расположена возле клироса, с правой стороны от временного алтаря. Ни о. Питирим, Ни м. Стефанида, определяя это место, не знали, что раньше святыня находилась в храме тоже возле правого клироса и сейчас заняла свое почетное место. По обретении святыни был отслужен благодарственный молебен. Затем отец Питирим произнес пламенную проповедь, в которой отметил величайшую божественную значимость обретения святыни не только для монастыря, но и для всего Русского Севера. А то, что обретение святыни произошло в праздник Рождества Богородицы указывает на небесное заступничество. Боговдохновенная речь игумена лилась медоносным потоком, приводя собравшихся в торжественный трепет. Затем проповедь произнес о. Максим. Он поздравил сестер с их большой радостью, указав на великое счастье спасаться в обители, отмеченную небесным знаком Самой Пресвятой Богородицы.

Е.Суворов

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera