115 

   Земля Коми


МОЙ ДЕД МОКЕЙ ЕГОР

У нас – пожилых людей – у каждого есть что-то, связанное с православием, что глубоко сидит в памяти и просится наружу. К примеру, я каждый раз, как только сажусь за стол для приема горячей пищи, обязательно помяну всех усопших и приглашаю со мной сесть за стол. В детстве мне мать всегда говорила, что усопшие, как и ангелы, бесплотные существа и питаются только паром и запахом горячей пищи. И это крепко отложилось в памяти.

Дед мой по отцу, Мокей Егор, жил до 94 лет. Двадцатилетним он с 1860 года из Усть-Кулома пешком через Кужбу ходил сезонно в течение шести лет на строительство объектов Троице-Стефановского мужского Ульяновского монастыря и там познакомился с монахом-фитотерапевтом по имени Мокей, от которого сельчане ему дали прозвище Мокей, и это прозвище пристало ко всему нашему коми роду, видимо, на вечные времена. К примеру, отца моего сельчане называли – Мокей Вась Петыр. Сельчане и сейчас не забыли и сына моего называют Мокей Вась Вась. Кое-когда приходится слышать от знакомых обращение на внука моего – Мокей Максим. Вот ведь как прилипает человеческому роду кем-то в шутку иль всерьез данное прозвище.

А этот монах Мокей, увидев на территории монастыря моего деда без нательного креста, уговорил деда моего принять, залезая в воду заливчика под монастырем, водное крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто его знает, может, дед мой принял крещение водное вторично, ибо в те времена новорожденного крестили в купели православной церкви сорокадневным возрастом (так я, по словам матери, был крещен в 1932 году в сельской церкви Апостолов Петра и Павла села Усть-Кулом), и так я крестил нелегально (я был членом ВКП(б)) своих детей: Василия, Светлану и Наталию. И вот, после крещения моему деду Егору монах Мокей повесил на шею медный нательный крестик (я его и сейчас по наследству берегу), и дед мой стал православным христианином до последней минуты своей земной жизни.

Монах Мокей научил его среди северной природы познавать лекарственные растения и из них готовить препараты (настои, отвары, мази и порошки) от различных недугов. Дед мой, видимо, не был скупым и тайну лекарственных растений передал невестке – моей матери, которая с Иванова дня ежегодно меня брала с собой на луга в лес собирать эти лекарственные растения, и я стал с малых лет увлеченным человеком природы Севера. И когда я выходил с матерью на природу, незаметно начинал общаться с ней как с живым существом. И посмотрите на июльскую природу Севера. Какая она красивая, пышная и богатая. Красота!

Вы тогда со всех сторон окружены красотой. Посмотрите, как прекрасны цветы!

И с вами согласится каждый человек, что цветы, действительно, прекрасны. Все люди согласны в том, что цветы – совершеннейшая в мире красота. Это показывает, что согласие людей реально, справедливо...

Откуда эта красота? Возможно, что она получилась внезапно от несчастного случая в природе? Трудно! Невозможно этому поверить. Случайность, несчастный случай, созидание наугад – это беспорядок, расстройство, приход к упадку, гниению и, конечно, не к красоте...

Мы живем в прекрасном мире: голубое небо, грандиозные горы, раскаты грома, кристальные минералы, светящиеся, как шар, драгоценные камни, чистый белый снег, рослые зеленые деревья, яркой раскраски цветы, сияющие лучезарной декоративностью птицы и богато покрытые шерстью различные животные. Считаете вы все это красотой? Кристальная структура алмазов пленяет людей своей красотой. Большие деньги готовы они платить за великой красоты алмаз. Справедливо указать и на красоту золота. Человек должен признать красоту космоса, вселенной.

Когда вы смотрите пейзажную живопись моря и неба, как обычно это делают, верите ли вы, что это могло произойти случайно? Корова от укуса овода брыкнула ногой, комки грязи попали в жестянку с красками и брызнули на полотно? Не думаю, что вы поверите этому. Если бы вы даже никогда не видели художника, вы все равно уверены, что он существует, рассматривая его прекрасное творчество.

Картина художника – это продукт здорового чувства красоты. Разве не реально – небо, море, золото, алмазы, картины – источник, требующий ума, рассудка, сознания красоты, здравого смысла. Разве создал это все не Мастер искусств?

Сами цветы не нуждаются в своей красоте. Все создал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает от начала до конца (Еккл. 3,11). Иисус говорит: “И об одежде, что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!” (Мф.6,28-30).

Дед мой Егор в дни работы в Ульяновском монастыре почти всегда старался быть в дни праздников там, в монастыре, и проводить время в церкви во время литургии или у монаха Мокея. И в 1900 году он за день до Преображения Господня направился с Усть-Кулома через Кужбу в Ульяновский монастырь на литургию и, не доходя до ручья Утка-Шор, увидел перед собой светлый луч, поднимающийся из ручья до неба. Егор пришел в замешательство и присел у тропинки на кочку, и в таком положении наблюдал за светящимся лучом до рассвета, а потом тихонечко подошел до того места, сделал отметку и зашагал в Ульяновский монастырь. Подойдя до врат Михаила Архангела, зашел на территорию монастыря и направился в келию монаха Мокея. Там он рассказал о случившемся, а Мокей донес до настоятеля Матфея. Тот же сказал, что на этом месте надо построить часовню Николая Чудотворца, который будет помогать недугами страдающим православным христианам села Усть-Кулом и близлежащих деревень. В то же время Матфей обещал выполнить проект часовни и прийти на сельский сход Усть-Кулома, и рассказать на сходе о назначении этой часовни.

Сход состоялся в том же 1900 году, и постановили общими усилиями возвести в деревянном исполнении часовню, и она была построена и освящена в 1905 году перед днем Преображения Господня. С тех пор к часовне сельчане стали приходить крестным ходом, купаться в бассейне и обливаться святой водой ручья Утка-Шор, которая помогала при кожных заболеваниях и нарывах. А от внутренних заболеваний паломники пили эту воду и в туесках брали с собой, ее же в малых дозах (по полстакана) человек принимал утром натощак, и это помогало от желтухи, при ветрянке, при поносах и при запорах. А животным по столько же добавляли в пойло, и у них улучшался аппетит, коровы, телята переставали поносить, а курицы переставали приносить голыши.

И так было до 1934 года. В этом году перед Рождеством к деду Егору пришли из Кужбы гости и передали, что часовня Николая Чудотворца более не существует. Она сгорела дотла. Дед мой спустил с чердака свои охотничьи лыжи и напрямую пошел в сторону часовни, и увидел только головешки. В снегу нашел образ Николая Чудотворца и принес его домой, и поставил в надомник рядом с Христом Спасителем. После этого дед мой Егор Иванович стал жаловаться на боли в области сердца. Невестка Анна Григорьевна готовила ему отвары и настои, и давала принимать для успокоения болей. Но он сам, Егор Иванович, в марте 1934 года успокоился навечно. А добрая память о нем осталась в сердцах родных, родственников и сельчан. А невестка Анна до последних своих дней помогала страдающим разными недугами людям отварами и настоями из лекарственных растений.

П.ЛИПИН.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera