19 

   Земля Коми


ТИХИЙ ЗВОН НАД ЯРЕНСКОМ

КОМИАРХАНГЕЛЬЦЫ

С чего – с какого места, города, деревни начинается Коми земля? Наша республика всегда мне казалась огромным островом. С севера опоясывает ее ненецкая тундра, в берега которой плещется Ледовитый океан. На востоке – стеной стоит Урал, за отрогами которого бескрайнее, кишащее комарами Тюменское болото. На юге земля Коми тоже резко обрывается. Кто ездил в Киров по Московскому шоссе, тот, конечно, замечал: стоит пересечь границу, и все вокруг сразу другое, и люди, и говорок иной, и дома другие, и даже природа, кажется, мягче. А на западе?

С запада широким клином Коми землю подпирает Ленский район Архангельской области. В редакционных экспедициях нам как-то не доводилось бывать здесь, на берегах великой северной реки Вычегды, где стоит древний городок Яренск...

Когда-то Яренск был центром огромного уезда, куда входила половина Коми, в том числе и Усть-Сысольск (нынешний Сыктывкар). Еще недавно в Яренск было не так просто попасть, надо было ехать с пересадками. Теперь, после постройки моста через Вымь открыт прямой автобусный рейс Сыктывкар – Яренск. Им я и добрался до бывшего уездного городка, где совершил для себя неожиданное открытие. Вот то место, где Русь как-то неприметно, чрез невидимую горловину переливается в Коми! Вот необозримая материковая Россия, а вот она продолжается – но уже землею Коми...

Ныне Яренск более похож на разросшееся село – домов каменных за деревянными улочками почти не видно, все утопает в зелени. Высотных здания только два – Преображенский собор в центре Яренска и Всехсвятская церковь на окраине, на кладбище. Многие местные жители носят здесь фамилии, распространенные и в коми: Торлоповы, Габовы, Микушевы. С кем ни заговоришь – знают о всех сыктывкарских новостях, благо дети у многих учатся в Сыктывкаре, да и передачи республиканского телевидения здесь хорошо принимаются.

Впрочем, телевизор смотрят здесь не все. Когда я представился местному батюшке иеромонаху Феодосию, тот первым делом спросил:

– А что, говорят, столицу из Москвы в Смоленск переводят?

– Нет, вроде. – удивился я. – Есть такое предложение разместить в Смоленске администрацию Союза Россия-Беларусь, но это только разговоры, и не о столице...

– Да нет же! – не соглашается батюшка – Сказывают, по телевизору сообщили: Москву в Смоленск переводят.

Сам иеромонах Феодосий, кстати, белорус, мирская фамилия его Смушко. Сюда он приехал пять лет назад из Жировицкого Успенского монастыря, что недалеко от Гродно. Яренск понравился – село тихое, и храм благолепный, старинный. Кладбище, на котором стоит единственный здесь действующий храм, укрыто развесистыми кронами могучих сосен; кажется, что сладкий хвойный дух исходит даже от каменных стен храма.

– На, возьми шишку, – батюшка поднимает с земли сосновую шишку и вручает мне. – Смотри, какая красивая! В сумку положи, а то потеряешь. Это подарок тебе.

Обходим вкруг Всехсвятского храма. На высокой паперти о.Феодосия дожидаются две богомолки – приехали из Ухты, подходят под благословение. Оказывается, из Коми сюда часто приезжают, особенно из ближних сел – Межога и Жешарта. Привлекает красота церкви, ее древность.

– А раньше в Яренске было пять церквей, – рассказывает священник. – В самом древнем, Спасо-Преображенском храме сейчас музей, другие же порушены, перестроены. Покровскую церковь, и ту превратили в склад. А ведь это святое место, там был монастырь, основанный самим святителем Стефаном Пермским.

Идем к Покровской церкви, священник решил ее показать. На одной из улочек к нашему шествию присоединился какой-то мальчишка – пошел в ногу с нами, молча, чуть поодаль. Минули несколько кварталов и только тогда он подал голос: Батюшка, ну я пойду домой? Отец Феогност погладил его по вихрам: Иди, иди, милый. Мальчишка пустился бегом обратно. _Это детдомовский, – пояснил священник. – Я у них занятия по Закону Божию проводил. Вот представь, как говорить о любви к ближнему этим детям, от которых родители отказались? Многие ведь родители живут-здравствуют здесь же, в Яренске.

Да. Что в Коми, что здесь, – одна картина. И стало ясно, зачем этот детдомовский без видимой цели шел с нами – чтобы сказать при прощании, вслух присмаковать слово батюшка. В пути пристало к нам еще двое пареньков, Костик и Толик, тоже детдомовские. Видно, священника там любят. Ну-ка, ответьте, зачем Господь на землю приходил? – спрашивает пароль батюшка. Чтобы нас спасти! – хором отвечают ребята. Ну ладно, тогда беру с собой, пошли...

Покровская церковь на высоком угоре, над рекою. Хорошее место святитель Стефан для монастырька выбрал! В последние годы в храме было три придела: Иоанна Крестителя – подземная церковь под колокольней, Покровская – на втором и святителя Стефана Пермского на первом этажах. По храму и улица названа. Сейчас она тоже называется Покровская – только в честь уже местных большевиков братьев Покровских.

Стою перед забором (склады – охраняются!), пытаюсь представить, как 600 лет назад черноризцы, засучив рукава, рубили здесь лес, под пение псалмов носили бревна, поднимали обитель Михаила-Архангела...

– Давайте через забор махнем? – предлагают мальчишки-детдомовцы. Батюшка им грозит. Идем через ворота – сторожа нас пропустили.

МОНАСТЫРЕК

Место это в Яренске до сих пор называют монастырьком, хотя минули века после его закрытия. Еще недавно здесь сохранялись следы древнего монастырского кладбища, последний надгробный камень с него был перевезен во двор местного краеведческого музея. В городке сразу же распространился слух, что камень этот установлен под стенами музея в честь самоубийцы, который в 50-х годах прыгнул вниз с колокольни музея-собора (_летел как птица, широко расставив руки– – рассказала мне об этом случае очевидица). Музейные работники как могли разубеждали горожан, но миф утвердился – камень поставлен самоубийце. Между тем на камне есть полустертая надпись: 7171 лета (1663 г.) июля в 8 день преставился раб Божий Иоанн Тимофеев сын Еболтин, а в иноцех схимонах Исайя, а память его в 7 день. Такая вот история. Все в мире перевернулось, даже надгробия местами поменялись...

Нет уже старого кладбища, нет монастыря. А ведь с него начался современный Яренск, если судить по Вычегодско-Вымской летописи. Под 1384 годом там значится: Стефан создвиг монастырские храмы на Вотче и на ЕРЕНСКОМ горотке поставил игумены и попы и дьяков в оных. Триста лет монастырь был в отдалении от мирского посада, оградившийся речкою Кижмой. Сам посад находился в версте, в низине. Вокруг него был земляной вал с бревенчатыми крепостными стенами, укрепленными четырьмя глухими и тремя проезжими башнями. В писцовой книге за 1608 год записано: Городище Еренское на Вычегде. А на городище церковь Преображение Господа нашего Иисуса Христа древяна верх, да церковь Офонасия и Кирила Олексендрийских Чюдотворцев; а в церквях образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные... Да в онбаре городового наряду: 4 пищали затинные бе(с) станков до восьм рушниц... За рекою за Кижмою монастырь Архангельский, а в монастыре церковь Архангелъ Михаилъ древяна верх да церковь Стефана Великопермского Чюдотворца теплая клетцки... А в монастыре: келья черново попа Данила, церковный дьячокъ Степанка Фадеев да 4 кели, в них живут нищие, питаютца от церкви Божии.

В 1631 году люди переселились ближе к монастырю, за речку Кижму, поскольку Вычегда подточила берег, острог де и башни подмыло и в воду свалило. С тех пор и начинается современная история Яренска, отраженная в летописи Яренского Преображенского собора, которую на протяжении нескольких столетий вели соборные священники.

Есть в летописи интересные сведения. Например, о крестных ходах, традиционно проводившихся горожанами. В первое воскресенье после Петра и Павла яренцы шли по смежным с городком полям – по преданию народному будто бы в память о некогда случившейся холере. После Пасхи шли на могилу яренца Афанасия Завьялова, скончавшегося в 1795 году и ведшего юродственную жизнь, пророчествовавшего о будущем. Два раза, на Покров и в день памяти свт.Стефана Пермского, шли на место бывшего монастыря – из уважения к событиям и святым, воспоминаемым в сии дни у градской Покровской церкви.

Жизнь в уездном Яренске текла неспешно и ничто местных летописцев так не впечатляло, как причуды погоды: _1832 г. – на страстной седмице 5 апреля была сильная буря со снегом и нанесло местами до 3 аршин суметы, что никто из старожилов не помнит. Хлеб был зяблый и непримолотый... 1833 г. – тепла не было до 20 мая... 1834 г. – не было тепла до 20 мая... 1835 г. – холод был весь май, 25 числа был иней, так что картофель позяб... 1842 г. – Дума избрала церковного старосту, а правительство заботилось о разведении картофеля. Весна очень холодная... 1849 г. – сено дорого, весна холодная, гром в первый раз был слышен 20 мая... 1857 г. – гром был апреля 22. Ужасная молния. 10-я народная перепись. И дальше опять – ночью были большие инеи.

Первым большим потрясением в жизни городка было, если судить по летописи, убийство революционерами Государя. Получив ужасную и потрясающую душу весть о мученической кончине царя благодетеля человечества Александра II, соборяне стали бить в колокола медленным, скорбным набатом. Многие граждане по благовесту сначала предположили, что, должно быть, скончался дряхлый о.протоиерей Георгиевский, так как он уже был телесно очень слаб, но телеграмма, прочитанная им самим в церкви, уведомила всех в противном. Слышны были только вздохи, да видны слезы, многие навзрыд плакали.

Десять лет спустя, в 1891 году, еще одно явление потрясло городок: С начала весны по июль месяц было обилие волков и медведей, которые потребили немало мелкого скота, как-то: овец, телят, коров. Нахальность их была столь велика, что проникали в центр города и уносили собак. Жители были прямо в панике. Через три года – весть о кончине Государя Александра III-го.

В 1896 году в Петербург отправилась депутация Яренского уезда в составе трех крестьян – важгортца Ширяева, турьинца Козлова и сереговца Лещикова (все коренные зыряне). Повезли венок на гробницу покойного Государя и святой образ в дар царствующему Николаю II и государыне Александре Феодоровне, в память дня бракосочетания их императорских величеств 14 ноября 1894 г. от верноподданных зырян. По углам иконы были изображены лики святителей Ионы, Герасима и Питирима. Также в дар крестьяне везли солонку в русском стиле и сребропозлащенное блюдо с надписью по синей эмали: Здравствуйте, желанные, откушайте хлеба-соли от зырян.

Последняя запись в летописи (1898 г.) извещает о прибытии в Яренск Вел. князя Сергея Александровича, который месяц спустя прислал из Петербурга сребропозлащенный потир в дар Спасо-Преображенскому собору. Где сейчас этот потир? Бог знает.

Старожилов, которые помнят те времена, в Яренске уже нет. Да и коренных-то яренчан не осталось, в основном здесь живут приезжие из деревень. Последняя из коренных – Александра Александровна Торлопова, 1909 года рождения. В летописи нашел я сведения о ее дедушке, помеченные 1890-м годом: 3 февраля поступила жертва от отставного солдата Ильи Васильева Дайц на вечное время. В пользу причта 100 руб. кредитными билетами за поминовение его рода.

– Илья Васильевич-то был неправославным отродясь, – вспоминает старушка, – а когда женился, то крестился. Жил он 104 года, за день до смерти ходил в лес за дровами, две сажени напилил, наколол. Читал без очков и зубы были все целы. Когда матушка обмывала его тело к погребению, испугалась: вся-то его спина была как курочкой исклевана. Это после солдатской службы у него осталось, два раза его за 25 лет сквозь строй прогоняли. Вернувшись из солдат, дедушка открыл в Яренске пивной кабачок. Другой дедушка, Александр Николаевич Орлов, тоже не бедствовал, был первым фельдшером яренской казенной больницы, сам ее и строил. А папа был приказчиком у архангельского лесопромышленника Русанова. Но никто из нас от репрессий не пострадал. До конца 20-х годов все они умерли своею смертию.

Из детства я ничего не помню. Ни белых, ни красных, которые город по очереди брали, не видела – в Яренске детей со двора до восьми лет не выпускали. Помню, семилетней пошла я в гости к подруге через соборную площадь, что в центре Яренска, и заблудилась. Плакала – вокруг дома разные, а свой дом определить не могу. А в школу ходили по 3-й улице, кружным путем, потому что напрямую – мимо райисполкома – нам запретили ходить. Мол, шумим очень. Городок у нас тихий был...

После смерти отца уехала я за Княжпогост, в коми село Онежье – и что в Яренске творилось, не знаю. Говорят, был он заполнен ссыльными. В онежском сельсовете попросила, чтобы меня определили на постой в дом, где по-русски разговаривают. Тут в сельсовет местный поп зашел, Иван Николаевич Попов, он меня и приютил. Он больной был, туберкулезный, умер в 32-м. А в церкви тогда служил отец Александр Соболев. В Яренск я вернулась в 43-м и городок наш не узнала, все люди новые. Я уже тогда не работала, спину себе сорвала, позвонки сместились, и мне дали инвалидность.

Старушка долго перебирала фамилии коренных яренцев, загибая пальцы по очереди. Все эти люди покоятся уже в земле. Получается, что на ней, Александре Александровне Торлоповой, и закончилась летопись старого Яренска.

ОБМОРОЖЕННЫЕ

Пробел в этой летописи (с 30-го по 40-ые годы) восполнила другая старушка, Мария Игнатьевна Прилуцкая. На вид она очень бодрая, деятельная, хотя 86 лет ей. Правда, глуховата (последствия сыпного тифа) и кончики пальцев у нее черные, отморожены.

– Сюда пригнали нас в 30-ом из Белоруссии, – рассказывает она. – Отец мой был крестьянин, держал хутор в двадцати верстах от польской границы. Первое мое отчетливое воспоминание детства – 1918 год, день Николы зимнего, восемь часов вечера. Мы были у себя на хуторе. Вдруг залаяла собака, выстрел во дворе. Отец выключил свет, я подбежала к окну. Двор заполнился огромными людьми, на конях. Один громко распоряжался – ставил часовых у окон. Потом они начали все вытаскивать из наших амбаров, работали до самого утра, погрузили все на шесть подвод. Отец хотел выйти наружу: Пойду попрошу, чтобы что-то оставили, нас ведь семеро, умрем мы с голода. Но брат мой вцепился в него, не пустил. Все у нас забрали, нашли и кадку с мясом – отец как раз быка заколол, который свеклой подавился. Потом они уехали, бандиты эти. В то время у нас в Беларуси, в Литве и в Польше тюрьмы пооткрывали и всюду шастали интернациональные банды.

Вскоре из соседнего села пришли папины знакомые с двустволками и топорами, нас защищать. По пути заглянули на другой хутор, где в тот день именины праздновались, и увидели: сидят гости за длинным столом, а перед ними в тарелках собственные их головы лежат, отрезанные. Вот такая была революция. Кругом усадьбы горели, а мы на телеге по буеракам, полями скачем, деревни объезжаем – спасаемся. Потом пришлось через село ехать, потому что один мост через реку. Стой, кто такие! - кричит часовой. А в селе как раз управляющего усадьбой вешают, а экономку лошадями на части разрывают. Уехали мы с хутора – на столе даже лампу не затушили, оставили как есть, а когда вернулись – пусто, наличники, и те с окон содраны.

Это были одни бандиты. А десять лет спустя другие бандиты, с синими петлицами на гимнастерках, усадили меня с матерью и сестру в телегу, одеться даже толком не дали. С Котласа гнали этапом по 30 километров в день, по льду, по реке Вычегде. Колонна наша растянулась на две версты, тьма народу. Апрель, под ногами вода хлюпает – и, знаете, какая она ледяная, когда лед от солнца тает! Ночевали в селах. Местные просили конвоиров: Оставьте их у нас. Мы ведь жизнерадостные, веселые были, всем нравились. Пригнали в Яренск – и сразу в лес работать, а жилья там нет. Мы с мамой составили шалашик из горбылей, снег из него выгребли, сидим внутри и плачем.

Погнали нас палочники (_палочниками– в Яренске называли тех, кто служил НКВД – М.С. ) дорогу от снега расчищать. Мы вышли, каждый старался, по километру дороги раскопал. Вернулись радостные в свои шалаши. Приходит палочник и говорит: идите, еще столько же сделайте. Мы и поняли, что это за труд такой... Потом лес валили, болота гатили. Скажут, иди туда-то, там тебе работа – и вот котомку за плечи и идешь 20 километров на новое место. Послали на кирпичный завод. Жилья, конечно, нет – вырыли себе яму на берегу Вычегды, берестой накрыли вместо крыши. А в ту зиму морозы были под 50 градусов, ночи не спали, сидели у бочки, внутри которой костер разожгли. Завод – одно название, глину ногами месили, кирпич обжигали вручную. 660 штук сделаешь, и на троих едоков отвесят килограмм хлеба. А весов-то не было, вместо гирь – камушки.

Потом – снова в лес, длинный барак, вместе мужики и бабы, нары без тюфяков – из сырых смолистых палок. Вши, тиф. Я уже больная была, подошла к костру к мужикам, упала. Они смотрят: у меня пальцы прозрачные, обмороженные. А они на скатище работали, бревна с берега пихали, отойти им нельзя. Привязали меня к колоде и лошадь восвояси пустили. Она колоду в конюшню притащила. Конюх отвязал меня от бревна, решил, что я мертвая. Полтора месяца была я в забытьи, в яренской больнице. Очнулась – доктор надо мной стоит и кому-то говорит: Mortis. То есть умерла. Сам ты мёртис, – думаю.

Потом я санитаркой в Яренске работала, хотя ничего в руках держать не могла – пальцы гнили. Однажды палочники отвели меня в тюрьму, чтобы оттуда снова в лес отправить. А милиционеры, которые тюрьму охраняли, сжалились... Подошли ко мне: Беги к начальнику, жена его просит балалайку настроить. Я ведь на струнных умела играть, даже со сгнившими пальцами. Когда вернулась, этап уже угнали.

Так осталась я в Яренске, работала возчиком на лошади, на остолблении – ямы под телеграфные столбы копала. Слава Богу, выжила. А многие спецпереселенцы поумирали. На городском кладбище был длинный ров, туда их и кидали. В 60-м году, когда мама умерла, стали рыть могилу на родовом участке, рядом с мужниными родственниками. Вырыли – а там уже занято, лежит женщина в белом платочке, без гроба. Какая-то спецпереселенка. Закопали обратно...

ХРАМ НА КЛАДБИЩЕ

Рассказ Марии Игнатьевны был прерван шумом во дворе ее дома. Приехал сын Гена, из Сыктывкара. Огромный мужик, и жизнерадостный, как и его мама.

– Раиса Павловна! Вы все такая же бодрая! – забасил он, увидев мою провожатую, работницу яренского храма, которая привела меня в этот дом и познакомила с хозяйкой.

– Да и ты, Геничка, не меняешься, – тихо ответила Раиса Павловна. На обратном пути в храм, где старушка живет в сторожке у самых стен церкви, она поведала, что Гена Прилуцкий – друг ее сына Юры, вместе они учились, оба были некомсомольцы – единственные в яренской школе. Юра и в партию тоже не вступал, а дорос до кандидата каких-то наук. Работает он тоже в Сыктывкаре.

Если взяться описывать ее жизнь, получится длинная-предлинная повесть. Родилась здесь недалеко, в деревне. Когда умер муж-пономарь и повзрослел сын, посвятила себя без остатка Церкви, паломничала по монастырям по всей России. И сама она – продолжение церковной летописи Яренска. Уже при третьем священнике служит. В 89-м передали православным Всехсвятский храм на кладбище. Вначале восстанавливал его отец Лукьян, да потом на Украину уехал, оставил после себя рабочую фуфайку – до сих пор хранится. Потом за храм взялся монах Филарет (нынешний схимонах Феогност). Раиса Павловна Зубова стала первой его помощницей и духовной сестрой. По особому указу митрополита Белорусского Филарета (оттуда, из Белоруссии и приехал его одноименник в Яренск) монаху было разрешено жить под одной крышей с духовной сестрой, только в разных кельях. В сторожке при храме они и обитали, отдав все время главному делу жизни – восстановлению церкви.

– Ох, сколько дел переделали, разруху эту ликвидировали, – вспоминает Раиса Павловна. – Крыши у дома Божьего не было, окон, 24 рамы батюшка вставил, золотые у него ручки. Все трудились: Клавдия Рогозина, Нина Зубова, Валентина Замараева, Зоя Борисова... Валентина дневную смену на работе отстоит, а вечером – на храм. И ночью трудились. Галя, диаконисса наша, все в Айкино ездила, акафисты и службы от руки переписывала. Книжек-то никаких не было. Кладбище в порядок привели, отец Феогност лес проредил, от сучьев очистил. Кресты, какие есть, подкрасили, иные и с земли подняли. Потом батюшка у входа на погост высокий крест поднял, как бы в поминание всем, кто лежит здесь безвестный.

Крест этот, украшенный рушником и веточками вербы, виден издалека, стоит он на развилке дороги, у самого въезда в Яренск. Тут же, но вне кладбищенской ограды монах вырыл колодец, поставил крепкий сруб с крышей. Проезжающие часто останавливаются здесь, за водичкой наклоняются – как бы и Кресту поклон тоже бьют.

Кланяемся и мы Кресту, входим в ограду. Старушка пошла хлопотать по хозяйству, а я решил побродить по погосту. Вот свежий памятник с высеченным на плите крестом – стоит он на той самой траншее, куда спецпереселенцев кидали. Год назад его воздвигли яренцы, отец Феодосий освятил. А вот могила еще одного, как видно, ссыльного. Деревянный полусгнивший крест с вырезанной надписью: Измаилъ Владиславовичъ Скоковскiй. Умеръ въ 1909 г. на 24 году жизни. Мир праху твоему, дорогой страдалецъ, павший подъ бременемъ тяжолой борьбы. За что он боролся? Что это за тяжолая борьба? Неведомо. А вот еще необычная, аккуратная, табличка – видно, что сделана не у нас, а за границей. Написано по-польски _Францишек Редзь 1940 и ниже: Pokoj jego duszy. Долго всматриваюсь в надпись, пока доходит смысл. Что по-ихнему, что по-нашему – все едино:_Покой его душу_.

Обхожу храм и сталкиваюсь с о.Феодосием. Он стоит, задрав голову, смотрит на колокольню. Спрашиваю: У вас только эти три колокола? Батюшка рукой махнул: Эти для виду висят, треснутые они, немые. Купить бы настоящий звон, да стоит он, набор колоколов, 23 миллиона. Так что обходимся газовыми баллонами. Звон от них хоть и тихий, но далеко слышен.

Внутри храма солнце играет на стенах, лики святых светло улыбаются. В поставце – огарок свечи неимоверной толщины.

– Из Польши прислали, родственники ссыльного, могилку видел его? – поясняет батюшка. – Вместе с табличкой прислали, просили еще панихиду отпеть, да я отказал: католик он. А свечу – пожалуйста, в помин души.

Храм невелик, два придела: Всехсвятский и Воздвижения Креста Господня. Последний – уже сам о.Феодосий делал, иконостас красивый устроил.

– Хотел сначала вожемский иконостас поставить, – из Вожема наши женщины привезли зимой по льду, намерзлись, бедные. Да велик оказался, в сарае сейчас стоит. А тот, Всехсвятский, тоже из пустой церкви привезен, из деревни Цилиба. А видели в Преображенском соборе, в музее-то иконостас? До чего красивый, позолоченный, отреставрированный! Даст Бог, мы и в соборе службы восстановим...

– А не та ли это Цилиба, – спрашиваю, – где святой Димитрий Цилибинский подвизался?

– Так он там и лежит, мощи его у стен храма. Раньше над ними часовня стояла. Два года назад нашел я его могилку, по подсказке одной вожемской жительницы. Самой-то Цилибы давно нет, от деревни только храм остался, на лугу стоит, да несколько холмиков...

Я стоял пораженный. Святой Димитрий Цилибинский – ученик Стефана Пермского, из новокрещеных зырян, единственный канонизированный Церковью зырянин. А мы в Коми не знаем, что мощи его найдены! И по-прежнему они почитаются – кто-то уже приезжал из Котласа по обету, надгробие обустраивал.

Хочу отправиться туда тотчас же, но отец Феогност отговаривает – далеко добираться.

– Съезди, съезди в Цилибу. Ох, хорошо там, красота, – светится каким-то воспоминанием Раиса Павловна. – Я-то сама тридцать лет назад была. Ох, хорошо, ох, сладко...

Кто знает, может быть, сделав гигантский круг, история Яренска еще вернется к своим истокам – к той светлой молитве, с которой он начинался? И ученик Стефанов, ныне забытый людьми, умолит Господа спасти и сохранить этот тихий городок – нашу, освященную верой, слезами и кровью, землю? Спаси Господи люди твоя.

М.СИЗОВ.

Фото автора.

г.Сыктывкар – с.Яренск

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera