20 

   Земля Коми


БЛАГОВЕСТ

(возрождается старинный праздник)

7 апреля - в день Благовещения Пресвятой Богородицы - в дальнем уголке Коми земли, на границе с тундрой, в небольшом селе Сизябск был праздник. Впервые за 60 лет в местном храме священником совершалось богослужение. Праздник был престольный, очень почитаемый местными жителями. Об истории его - этот рассказ...

Есть в Коми крае святыни, которые в прошлом стремились посетить жители не только коми селений, но и самых отдаленных русских деревень, расположенных на реках Печоре, Пинеге и Северной Двине. Эти святые места овеяны легендами и преданиями, в которых переплетаются быль и фантазия. По народным поверьям, уже сам путь к этим святыням может принести избавление от греха и исцеление от болезней. Одна из таких народных святынь - Благовещенский храм в коми селе Сизябск на реке Ижма.

Освящен он был в августе 1854 года. Величественное каменное строение венчали четыре купола над храмовой частью - в честь Богоматери (на фото). Внутри храм был расписан фресками на евангельские темы. В восточной стене храма был искусно выполнен цветной витраж с изображением Пресвятой Девы Марии, которое каждое утро словно оживало в лучах восходящего солнца. Старожилы села рассказывают, что раз в год, на Благовещение, “когда солнце играет”, дева Мария озаряла прихожан храма своей радостью. Матери говорили своим дочерям: “...смотрите как вам Богородица улыбается!”

Известно, что в период христианизации народов Сибири и Севера Первосвятители строили на их землях Благовещенские храмы как символ “...просвещения, яко же и Благовещенье спасения нашего бысть начало” (Святой Стефан Первосвятитель. Ученые записки императорского Казанского университета. Казань, 1868.) Примечательно, что именно из села Сизябск ижемские оленеводы - православные христиане - отправлялись после праздника Благовещения на летовку в тундру, где нередко встречались с ненцами и хантами в ходе кочевья. Благовещение - один из великих праздников как у христианской церкви, так и в народном календаре. Размышляя над символикой старинной иконы Благовещения, П.А.Флоренский писал: “Праздник Благовещения, космически, - праздник весеннего равноденствия: хотя в настоящее время празднование Благовещения отстало от равноденствия на 13 дней, но во втором веке равноденствие считалось 24 марта, то есть праздником весны. И, как в моменте весеннего равноденствия заключена, как в зерне, вся полнота космического года, так же в празднике Благовещения Пресвятой Девы содержится, как в бутоне, вся полнота космического года”. В прошлом Благовест считался не только началом весны, но и началом года. Богородица почиталась как “всех времен года благословение”.

Уже в начале апреля на реках Ижме и Печоре можно услышать крик кукушки, которая, по словам местных коми жителей, не только “благовестит” о приходе весны, но и предупреждает о том, что до наступления Благовещения нельзя начинать новую большую работу -иначе Бог накажет. Первый весенний гром - это небесная кара тем, кто нарушает этот запрет. Легенда рассказывает: “... Однажды кукушка свила на Благовест себе гнездо и снесла выводок. После этого у нее гнездо вместе с выводком теряться стало. С тех пор она и кукует: кукку-кольны! кукку-пуктыны-кольны!..” (т.е. оставляю на пропажу, оставляю на произвол судьбы). Говорят, если хозяйка на Благовещение будет мыть пол, то дом провалится под землю - хорошая хозяйка в этот день и решето (сито) не тронет... Оленеводы отправлялись на летовку только после Благовещения. Пожилые люди рассказывают случай: один оленевод собрался уходить со стадом в тундру накануне праздника Благовещения. Другие пытались его отговорить, но он только чертыхался при этом. В то лето у него убило молнией несколько десятков оленей, а сам он провалился в болото - в землю запихало его - едва смогли вытащить... Считается, что накануне Благовеста нельзя начинать большую работу, отправляться в дорогу, а тем более ругаться - иначе Бог накажет.

Еще в начале века на Благовещение в село Сизябск собирались жители из многих селений, расположенных на Ижме и Печоре. Приезжали на праздник и представители некоторых ненецких родов, принявшие православную веру. Накануне праздника вечером, в Сизябск одновременно по разным дорогам съезжалось до нескольких сотен оленьих и конных упряжек с гостями, которые привозили с собой приношения для церкви (телят, туши оленьего мяса, другие продукты и целые возы сена).

По поверьям, уже сам путь к Благовещенскому храму может принести избавление от греха и исцеление от болезней. Больные и страждущие давали обет совершить “трудный путь во искупление и спасение”. Из села Ижма до сизябского храма они проходили семикилометровый путь на коленях, преодолевая несколько подъемов и спусков, делая в дороге несколько остановок. Чтобы успеть к утренней службе, выходили из Ижмы глубокой ночью.

Поскольку в это время года на дорогах держится еще крепкий снежный наст, паломники обматывали ноги тряпьем, либо одевали высокую меховую обувь. По рассказам очевидцев, пожилые женщины опирались при этом руками о землю и нередко сажали себе на спину маленьких детей. Совершая такой путь, участники его приносили жертву Богу, как бы повторяя путь Христа на Голгофу, в надежде на телесное и духовное воскрешение. На коленях они обходили по солнцу и храм, отдавая крестное знамение на каждый из куполов, после чего зажигали свечи в храме у иконы Благовещения и до обедни стояли в храме на коленях...

Со второй половины 30-х годов Благовещенская церковь разделила судьбу большинства храмов: сначала была превращена в склад, а позже в клуб. В 1936 году был арестован последний священник сизябского прихода - отец Александр. В этом же году сняли колокол с деревянной колокольни, которую впоследствии разобрали. На каменном фундаменте колокольни сегодня стоит жилой дом.

В эти же годы к очередной “комсомольской Пасхе” было приурочено празднество в духе новой эпохи: девушкам комсомолкам дали задание соскоблить со стен в храме росписи с изображениями святых. Но даже после закрытия храма традиция проведения праздника не угасла в селе. Прихожане тайно вырубили в восточной стене храма нишу, в которую ставили свечи в день Благовещения, как бы оживляя лоно церкви. Там же у ниши устраивали молебен во славу Пресвятой Богородицы. Каждый год в ночь накануне праздника у церковной стены загорались десятки, а порой и сотни огней. От поставленных в нишу свечей воск стекал на землю ручьями.

В полевых отчетах Ю.В.Гагарина приводятся сведения о том, как отмечался праздник Благовещения в селе Сизябск в начале 70-х годов: “...Около церкви (хотя она. и недействующая) собирается большое количество верующих - иногда до 120-200 человек. Приходят они с Мохчи, Ижмы, Брыкаланска, Гама пешком - ехать на автобусе на моление считается грехом. Последние метры до церкви некоторые ползут на коленях... Часть верующих собирается в доме Татьяны Федоровны Вокуевой, у которой хранится икона с изображением Благовещения”.

Особенно много народа стало собираться у храма в последние годы. И не только на Благовест, но и на другие церковные праздники. По просьбе верующих местные власти соорудили у ниши подмостки, чтобы каждый желающий мог поставить свечу.

В 1993 году сизябский храм был возвращен вновь зарегистрированной православной общине, которую сначала возглавила Алла Дмитриевна Канева, а затем Евдокия Степановна Чупрова. Каждый год в ночь на Благовест они встречают в храме непрерывный людской поток -гостей из сел Картаеля, Вертепа, Щельяюра, Кельчиюра, Усть-Цильмы и других отдаленных селений. Первые прихожане появляются в храме еще с вечера 6 апреля. В основном это пожилые женщины по традиции одетые, словно монахи, в темные малицы с капюшонами (на Ижме говорят: “До Пасхи не едят мяса и ходят в малицах”). К позднему вечеру в церковь приходит и молодежь. Прежде чем войти в храм, прихожане трижды обходят его вокруг, отдавая крестные знамения и поклоны на некогда венчавшие церковь купола.

На Благовещение в центре храма устанавливают на столах деревянные лотки, куда прихожане ставят зажженные свечи. На деревянной сцене (долгое время в храме располагался сельский клуб) сооружается импровизированный “алтарь”, на который устанавливается икона Благовещения. Постоянно - до глубокой ночи - в 'стенах храма находятся дети, которые собирают из лотков потухшие свечи, либо просто наблюдают за прихожанами, расположившись на сцене за “алтарем”. В ночь на Благовещение образ Пресвятой Девы Марии озарен светом от многих сотен зажженных свечей. Часами люди стоят в храме, словно в ожидании чуда. Многие пожилые люди обходят стены храма и отдают крестные знамения на тени, оставшиеся от стертых ликов.

Если в ночь на Благовест в храм приходят по одному - совершая путь “по завету”, или семьями, то утром 7 апреля жители села Сизябск и приезжие направляются к церкви крестным ходом, который начинается от обетного креста, расположенного на выходе из села по дороге на кладбище (на фото). В 9 часов утра в храме начинается служба - пожилые женщины поют молебен, стараясь придерживаться церковного канона. Праздничная служба продолжается до обеда.

Хорошо известна истина: “Храм строится из камней. Церковь же состоит из живых людей”. В этих людях, живущих на границе с тундрой, еще теплится прежняя вера. И есть надежда, что их верой, их трудами восстановится святыня - храм Благовещения - во всем величии.

В.ШАРАПОВ.

Послесловие

И в нынешнем году было все как встарь.

Еще с вечера 6 апреля на машинах и на лошадях съезжались люди из самых дальних сел. Многие, даже с детьми, шли пешком за 7 и более километров, как “обетники”. Сама природа напомнила об этом древнем обычае: дороги раскисли, машины проваливались “по колено”, как выразился один шофер. А по обочинке идти было радостно - тучи куда-то канули, в небе по-благовестному играло солнышко.

Даже по местным меркам на Благовест собралось необычайно много народа. Повсюду пронеслась весть, что приехал священник - иеромонах Иона из Ульяновского монастыря. Последний раз “” священник был здесь два года назад (тогда еще иеромонах, а ныне игумен Питирим). Но тогда служба проходила в спортивном зале. А теперь храм чуть подремонтировали, и хоть без куполов, но внутри служить можно!

Крещающихся было много - 40 человек. Много жертвовали на храм. Восстановление его будет продолжаться.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera