22 

   Земля Коми


ЧЕРНУТЬЕВСКИЕ СВЯТЫНИ

Есть в старинном удорском селе Чернутьево, что на Мезени, древняя часовня. Возраст ее больше 200 лет. Это один из немногих сохранившихся в Коми крае деревянных храмов, построенных в XVIII столетии. Возведена она была, как сообщает предание, местными крестьянами на средства, вырученные от продажи шкур добытых медведей. Часовня была посвящена святым апостолам Петру и Павлу. Некогда она стояла на вершине оврага недалеко от реки Мезени, а на нынешнее место была перенесена и приспособлена под колхозный склад в 1931 году. Теперь мало кто из чернутьевцев знает о том, что небольшое ветхое бревенчатое здание рядом со школой - храм Божий. А между тем их деды и прадеды особо почитали часовню, считая ее излюбленным местом пребывания Архангела Михаила. В ветхой часовне некогда хранилась чудотворная икона “Собор Архангела Михаила”. Икона эта, по преданию, была куплена чернутьевцами у бродячего торговца. Они сначала не сговорились о цене, и тот ушел с иконой . Когда, отойдя несколько сажен от деревни, торговец внезапно ослеп, то, помолившись Богу, дал обещание возвратить икону в Чернутьево и тотчас прозрел. В 1885 году чернутьевцы построили для иконы новую часовню во имя Архангела Михаила. В годы советской власти эта часовня была разрушена.

В июне 1893 года около деревни загорелся лес, и появилась серьезная опасность, что пожар охватит селение. Тогда жители взяли икону собора Архангела Михаила и понесли ее навстречу пожару. Не доходя до огня, они отслужили водосвятный молебен Архистратигу Михаилу и всему Небесному Воинству и дали обет - в случае спасения от стихии обновить древнюю часовню. Сразу же по окончании молебна ветер, дувший на деревню, повернул в противоположную сторону, и огонь отступил.

Почитание чудотворной иконы было широко распространено и за пределами Чернутьево. Ежегодно к 21 ноября, на Михайлов день, в деревню приезжало множество богомольцев, преодолевая расстояние даже в двести верст, чтобы помолиться перед исцеляющим образом. С утерей веры в советское время чернутьевцы потеряли и свою прославленную святыню. В семидесятые годы чудотворная икона была вывезена в Ленинград музейными работниками.

Отличавшиеся особой набожностью чернутьевцы издавна мечтали иметь собственную церковь. Еще в 1849 году жители двух близлежащих деревень Селиба и Чернутьево обратились к епархиальному начальству с прошением в связи с удаленностью от приходской косланской церкви разрешить построить в одной из этих деревень церковь с самостоятельным причтом. Чернутьевцы испрашивали позволения на церковь в честь Архистратига Михаила.

В 1862 году на средства Министерства государственных имуществ в Зырянском крае были построены восемь деревянных церквей. В числе них оказалась селибская Богоявленская церковь, прихожанами которой стали жители Чернутьево. Но их не покидала мысль о собственном храме и приходе. В 1909 году они подают прошение о разрешении своими средствами и усилиями перестроить Михайло-Архангельскую часовню в церковь с тем, чтобы потом устроить каменный храм. В прошении им было отказано из-за отрицательного отзыва Селибского причта. После еще двух безуспешных ходатайств в сентябре 1912 года жители Чернутьево получили разрешение построить приписную деревянную церковь. Проект храма и смета на строительство были заказаны Вологодскому губернскому инженеру Остроумову. На общем сходе села 1 августа 1913 года в присутствии волостного начальства был составлен приговор, согласно которому жители деревни постановили работы по возведению храма произвести преимущественно самим и за собственные средства, а также обеспечить Селибский причт подводами. Деньги на постройку собирали путем самообложения крестьян три года по пятьдесят копеек с души. 5 сентября 1913 года благочинным было освящено место под храм. В течение лета и осени следующего года жители заготавливали для строительства все необходимые материалы: камни, бревна, известку. Для руководства работами был приглашен крестьянин деревни Кырсинской Семуковского прихода Дмитрий Иванович Исаков, который пользовался большой известностью на Мезени как добросовестный подрядчик и мастер “церковного строения”. До этого он построил макарыбский храм и часовню в деревне Борово.

Чернутьевский храм - единственная церковь в Коми крае, которая, несмотря на экономические трудности и политический кризис в России, строилась в годы Первой мировой войны. Летом 1915 года был заложен каменный фундамент, возведен высокий каменный цоколь и началась рубка стен. К осени 1917 года наружный вид храма был целиком готов, осталось воздвигнуть только крест на главный купол, установить окна и двери и довершить внутренние работы. Однако чаяньям чернутьевцев иметь собственную церковь не суждено было сбыться: довершить строительство и освятить храм помешала Октябрьская революция. Перестроенное после гражданской войны здание церкви было передано под советские учреждения. Сегодня трудно распознать в уцелевших церковных строениях храмы Божии. Церковь, почти полностью утратившую свой первоначальный облик, выдает лишь пятистенная алтарная апсида. Ныне в здании располагается сельский клуб. Очень простая по виду часовня без завершающей главы с крестом больше похожа на деревенский амбар. О ее древности можно судить по необычному методу постройки сруба, расширяющегося к самому верху. Такие завершения, называемые повалами, применялись в древнем храмостроительстве.

Уцелевшая Петропавловская часовня села Чернутьево является уникальным для Коми памятником древнего деревянного храмостроительства. Ее необходимо восстановить в прежнем виде и вернуть верующим.

А.Крутиков, С.Павлюшин.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera