25 | Земля Коми |
В «ПОДПОЛЬЕ»
«Я всем известная луна...»
Вторая половина пятидесятых годов – это время победоносного шествия науки, в частности науки советской. Даже противники СССР на Западе вынуждены были признать, что социализм, это вполне жизнеспособная утопия. Девушки в бальных платьях порхали по проспектам больших и малых городов, красивые машины, отличные фильмы, успехи сопутствующие во всех начинаниях – где же здесь место вере, этому пережитку прошлого.
Нельзя сказать, что верующие не заметили этого натиска прогресса. По рукам как православных так и сектантов пошли гулять переписанные от руки ответы на самые злободневные вопросы.
Вот один из образцов этой подпольной литературы, посвященный запуску первого спутника:
«Все спутники, которые человек запускает в небо, свидетельствуют о могуществе и мудрости Бога, сотворившего человека, способного строить столь сложные машины для познания Божественной Вселенной.
Вопрос: Мы запустили спутник. Как Вы на это смотрите?
Отвечайте на это так: а кто запустил спутника Земли – Луну? В достижении науки нет ничего особенного, не следует обожествлять за это человека. Он пользуется только данными от Бога качествами и способностями. Бог дал человеку силу и мудрость».
Запуску спутника были посвящены целые поэмы, вот выдержка из одного стихотворения:
О Луне.
Я – всем известная Луна,
планете в спутники дана,
меня Бог словом сотворил
и силой движущей снабдил...
Я верно Господу служу,
В срок точно Землю обхожу,
Однако, мой живой Творец
Лишь признан горсточкой сердец...
Как краток век подруг моих,
Всех лун искусственных, людских,
Как только в космос попадут,
Глядишь – они уж вниз идут.
Недолго космос бороздят,
Потом сестреночки горят...
Катакомбники
Жестокое подавление Церкви в советское время привело к тому, что часть православных перешла на подпольное положение. Они влились в катакомбное движение, состоящее из общин ИПХ (истинно-православные христиане) и ИПЦ (истинно-православная Церковь). Это движение образовалось еще в конце двадцатых годов, не признав компромиса главы Русской Церкви митрополита Сергия Старогородского с безбожной властью.
Нельзя сказать, что Московская патриархия оценивала катакомбниов однозначно. Так патриарх Алексий (Симанский) в ответ на жалобу одного из украинских митрополитов, заметил, что тому Бога надо благодарить, что еще остались православные не желающие зависеть от большевиков.
Несколько общин было и в Коми. В одном из донесений того времени читаем:
«До последнего времени наиболее активная группа «ИПХ» ... действовала в городе Инте под руководством Цымбал Григория Корнеевича (содержался в Минеральном ИТЛ на облегченном режиме). После перевода Цымбал в другой лагерь активность данной группы уменьшилась».
«Неибольшее количество сторонников «ИПХ» имеется в городе Сыктывкар во главе с Сидоровым И.А. и Сидоровой М.А., проживающих в деревне Чит».
Церковница Мамаева
Но самая сильная община катакомбников «ИПХ» образовалась в поселке Сангородок Ухтинского района. О ней Комитет Безобасности сообщал следующее:
«активными участниками... являются Страх А.Д., Струк А.И. (не работает), Мамаева А.Н... и Вшивков В.Н. примкнувший к указанной группе в 1955 году. Вшивков ведет паразитический образ жизни, нигде не работает, живет на средства верующих и в частности Мамаевой, которая предоставляет ему жилплощадь в своей квартире, ухаживает за ним и поклоняется как божеству. За последнее время некоторые верующие отошли от этой группы в связи с открытием в Ухте православного молитвенного дома, однако в дни религиозных праздников в квартире Страх проводятся моления.
27 апреля 1957 года Председатель Комитета Госбезопасности Коми АССР (Модянов)»
* * *
Движущей силой общины была медсестра родильного отделения Александра Николаевна Мамаева. В числе других донесений посвященных ей находим такое:
«...Церковница Мамаева в прошлом член КПСС, работает медсестрой в больнице, будучи религиозной до фанатизма, отказалась от супружеской жизни с мужем, посвятив себя полностью служению богу. Она пытается навязать свои религиозные убеждения людям, находящимся в больнице на излечении.
Так, в 1957 году в больнице Сангородка находилась гражданка Писарева со своим больным ребенком. Мамаева, используя чувства матери, склоняла ее окрестить ребенка, доказывая при этом, что только бог может оказать помощь в его выздоровлении...»
* * *
Об этой женщине нельзя было сказать, что она с детства верила в Бога. Христианкой Мамаева стала после того, как совершенно разуверилась в коммунистической системе ценностей. Борцы с с религией перед ней откровенно пасовали. Вот справка о ее прошлом:
Справка о Мамаевой Александре Николаевне
Мамаева А.Н., рождения 1922 года, с малых лет ушла от родителей, пробивала сама себе дорогу, окончила медицинскую школу в г.Советске Кировской области, училась в педагогическом училище 2 года, в комсомол вступила с 13 лет – 1935 года, была активной комсомолкой, в 1942 году в кандидаты партии. а потом в члены КПСС, была активной работницей и общественницей, выполняла большую партийную нагрузку, заболела туберкулезом и просила райком партии освободить ее от партийных нагрузок, т.к. не состоянии выполнять большую нагрузку, но первичная парторганизация и райком не освободили ее от партнагрузки, тогда она сама бросила всю работу. Просила послать лечится, но не послали. Потом заболели двое детей туберкулезом, стала искать для детей яичек для усилиния питания. И тогда попала в дом Струк и Страх – сектантам «ИПХ», просила у них продать яички, подготовленные для пасхи и просила допустить ее на пасхальную церковную службу где и участвовала, а при уходе из дома этих сектантов увидели некоторые коммунисты Мамаеву и ей приписали связь с контрреволюционными элементами, за что и исключили ее из партии в 1952 году, что и натолкнуло ее встать на этот путь.
Она потеряла веру в партию и советскую власть, мол тут нет никакой правды, только одна ложь, разложение, воровство...хулиганство и пр...
Накикая наука, никакие врачи не могут вылечить человека, только Исус Христос, всевышний бог, наша Троица-богородица может избавить человека от всякого недуга.
Вы же считаетесь сильными, у вас все имеется, выпускаете спутники, ракеты, самолеты, машины, наука вам служит, так зачем вы боитесь нас старух, нескольких сот верующих...Значит вы не сильные, вы боитесь, а поэтому и преследуете нас верующих, вы ненавидите всех верующих и преследуете их говорит Мамаева.
Я говорит Мамаева, – верила вашим взглядам Марксу, Ленину, Сталину, целовала их бюсты, изучала их учение, была комсомолкой и коммунисткой, работала днем и ночью, не зная покоя, и вот как меня за все это вознаградили, приписали кличку врага, все это несправедливо...
* * *
Среди других катакомбников, которых Мамаева взяла под свою опеку особо выделялся Вшивков – старый исповедник за веру, много отсидевший в лагерях:
«Вшивков ранее судим за антисоветскую церковную деятельность...Перед выборами в Верховный Совет СССР 16 марта 1958 года на одном из сборищ Вшивков призывал присутствующих не принимать участие в голосовании, мотивируя это тем, что он уже отдал свой голос господу богу.
Под влиянием проповедей Вшивкова не приняла участие в голосовании Ильина...
Вокруг Вшивкова группируется около 25 человек последователей «ИПХ», в том числе дети Мамаевой, Бахтина Фаина 1935 года рождения и Зубарева Валентина, 1938 года рождения. Сборища проходят 2-3 раза в неделю в доме Мамаевой, который с наружной стороны обвешан иконами, а на крыше поставлен крест...
* * *
Дальнейшая судьба этой одважной женщины нам сожалению не известна. Но следуют думать, что едва ли атеистам удалось хоть как то на нее повлиять.
Сектанты
В список запрещенных сект были занесены самые разные религиозные течения, включая и традиционно-православные:
«Перечень религиозных вероучений, которые не подлежат регистрации в силу полной неприемлемости их...целей и методов...:
1.Пятидесятники 2.Адвентисты-реформисты 3.Меннониты 4.Духоборы 5.ИПЦ (Истинно православная Церковь) 6.ИПХ (Истинно православные христиане) 7.Молчальники 8.Новый Израиль 9.Пустынники 10.Скрытники 11.Совершенники 12.Свободные христиане 13.Христиане в духе Апостолов и т.д.
Е.Рочев
Но, конечно, тот удар, который Хрущев решил нанести по религии, в первую очередь, обрушился на Православную Церковь. Это была большая ошибка властей. В результате начался бурный и неконтролируемый рост религиозного подполья – баптистких, иеговистких, пятидесятнических сект. Их проповедников невозможно было, в отличии от православных священников, лишить регистрации. Сектанты не нуждались в храмах, им чуждо было уважение к закону.
Их успехи часто провоцировались самими властями. Из Таганрога, например, в Троицко-Печорск сослали некоего Вернера, активного пятидесятника-трясуна. Он, как и следовало ожидать немедленно сколотил общину. Пятидесятники находились в постоянной тревоге, ожидая Армагедона:
«Так, гражданка Васильева заявила, что в период событий в Венгрии к ним часто заходила Пархоменко, которая вела агитацию за вступление в религиозную секту, и при этом заявляла, что обязательно будет война, и все неверующие погибнут».
«Союз нерушимый великой свободы...»
Но больше всего выиграли от гонений на Православную Церковь баптисты. В какой-то момент они были обласканы властями, которые надеялись таким образом создать сильного конкурента для православия. Им это, безусловно удалось.сЧисленность секты начала расти и за 2-3 года увеличилась вдвое. В Сыктывкаре баптистам даже разрешили в 1956 году открыть молитвенный дом. Но вскоре исполнительные органы схватились за голову. Они поняли, что даже пятидесятники-трясуны и униаты – рядом с этими «непротивленцами» выглядят невинными агнцами.
Союз нерушимый великой свободы сплотила навеки святая любовь, и, верных нас Единому Богу, омыла Христова Пречистая Кровь...
Это начало баптисткого гимна. Секта во всем желала идти в ногу со временем, и надо заметить, ей это удавалось. Баптисткие общины многое роднило с советскими общежитиями и коммуналками. В документах уполномоченных появляются ссылки на бесчисленные заявления в милицию от пострадавших родственников сектантов, в судах заводятся уголовные дела. Тон буйству и удали задавал глава сыктывкарской общины Попов:
«Потерпевшая Попова Е.М. показала, что 25 марта с/г подсудимый Попов на квартире ей наносил удары в область левой половины грудной клетки, а потом раздетую выбросил на улицу... Приговор от 8 мая 1958 года: »...6 месяцев исправтрудработ...».
Март 1958 года оказался исключительно урожайным на скандалы в баптистких семьях. Непонятно, что на них так повлияло атмосфверные ли явления или что другое. Вот выписки из дела одной из самых активных последовательниц Попова:
«31 марта 1958 года гр.Колегова В.М., придя домой поздно вечером, после того как муж открыл ей дверь, набросилась на мать мужа и стала бить ее кулаками, а затем, схватив коромысло, несколько раз ударила им Колегову С.П., после чего, с силой толкая кулаками в спину, выгнала ее из дома на крыльцо в раздетом виде, хотя на улице был большой мороз, и сбросила с крыльца... Побила в большом количестве стеклянной посуды, в результате чего, валяясь на полу, порезала себя осколками посуды. В связи с устроенным ею скандалом в доме муж ее с матерью должен был ночевать с матерью у соседей».
Избиения продолжались всю весну. Как объясняет сама Коллегова, ей не хотелось терпеть присутствие в доме иждивенки.
Но дело не всегда доходило до драк. Вот выдержки из заявления в милицию Лапета Ф.Д. на супругу свою, также одну из активных деятельниц баптисткой общины:
«С 1952 года моя жена, с которой я живу с 1920 года, стала верующей...и стала сама не своя. До этого мы с ней жили дружно и уважали друг друга, а теперь она совершенно перестала заботиться обо мне...больше того, она всячески старается выжить меня из дома...
8 марта 1958 года в нашем доме проводилось собрание сектантов, на котором было не менее сорока человек... Все...угощались хорошо приготовленными блюдами, а я вынужден был лежать на печке и есть старую картошку. «Тебе все равно скоро подыхать»,– часто говорит мне жена. Прошу... заставить ее уважать меня».
Все это конечно можно списать на происки властей. Но нельзя объяснить, почему в «любимцы» к ним попала именно баптистая община Сыктывкара, отчего подобных материалов нет ни по одной другой секте? Ответа нет.
* * *
Борьба с православием в конце 50-х начале 60-х годов все более ослабляла общество. Но вслед за спутником в космос полетел человек. Физики спорили с лириками, но всякий раз объединялись для того, чтобы помечтать о грядущем коммунизме. Страна погружалась в мир грез, не замечая как трещат и расползаются ее основы.
В.Донаров