39 

   Земля Коми


ЧТО РАССКАЗАЛИ СТЕНЫ

История храмов - это судьба не только зданий, но и земли, на которой они стоят, православной веры. Открывая в этом номере рубрику “Храмы Севера”, мы надеемся, что ваши рассказы о судьбах святынь не сведутся только к перечислению дат, послужных списков и архитектурных подробностей, а прежде всего будут повествовать о людях, их чаяниях и судьбах...

Из 413 храмов и часовен, стоявших на коми земле в 1917 году, до сего дня сохранилось лишь около 150. Из них 31 отнесены к памятникам истории и культуры республики.

Эти в общем-то грустные цифры я узнал от сотрудников Коми республиканской дирекции по охране республиканских памятников истории и культуры Сергея Евгеньевича Павлюшина и Алексея Вячеславовича Крутикова. Это их профессиональная обязанность - выявлять памятники культуры, беречь их, считать потери.

И уже не столько по роду своей работы, а по велению души они сами занимаются восстановлением святынь. Вот уже несколько сезонов во время своих отпусков они выезжают в село Средняя Отла Княжпогостского района и восстанавливают одну из уникальных исторических построек Коми края - Введенскую часовню. Все работы с группой таких же энтузиастов они проводят за свой счет. К сегодняшнему дню храм почти восстановлен и в нем ведутся службы.

Часовня в Средней Отле стоит на высоком живописном берегу Выми. Своими пропорциональными, стройными формами она уподобляется кораблю, готовому воспарить в поднебесье. Издалека светится ее новая глава-луковица, покрытая, как в старину, осиновой чешуей - лемехом. Жители Средней Отлы особенно почитают праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Ильин день и память Стефана Пермского, считая эти дни деревенскими престольными праздниками. Некоторые бабушки верят, что начало их часовне и селению положил сам свт.Стефан, когда крестил жителей Выми. Но документальных подтверждений этого факта нет - как нет и исторических сведений о времени образовании поселения.

Впервые погост Отла был упомянут в писцовой книге Яренского уезда за 1608 год. Само слово “погост” означало большое поселение со своей церковью. Но храм в этом документе не упоминается. Основным источником, проливающим свет на историю Введенской часовни, являются стены самого здания, сохранившие в разных частях скупые записи. Одна из надписей, на северной стене, хранит самую раннюю дату: “Сия часовня восприняла свое существование в 1781 г.”. Вероятно, это записал либо церковный староста, либо священник, хорошо знавший историю своей часовни.

В современном виде часовня построена в 1838 году. Об этом сообщает другая надпись, вырезанная над косяком дверного проема: “1838 годъ. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А.Л.”. Судя по фамилии, известной в Отле со второй половины XVII века, рубилась часовня артелью местных плотников. Лапины - самая распространенная фамилия в деревне. До сих пор потомки мастера славятся своей мастеровитостью и трудолюбием.

Последняя надпись сообщает о времени последнего ремонта часовни: “Мастер Туркин. 1903 годъ”. Тогда стены часовни снаружи и изнутри были покрыты тесом и покрашены, из-за чего она стала напоминать белокаменную постройку. По воспоминаниям покойной 94-летней “хранительницы” часовни Анны Дмитриевны Лапиной, в ремонте часовни принимал участие и ее отец, отличавшийся недюжинной физической силой. На спор с односельчанами он перенес от пристани до часовни огромную связку листового железа, предназначенного для ремонта кровли. Этим железом кровля была покрыта вплоть до недавнего времени.

Восстанавливая часовню, купол реставраторы решили покрыть - в соответствии с древней традицией - лемехами. Теперь это единственное подобное храмовое покрытие в Коми республике.

Пожалуй, наибольшую ценность часовни представляет древний иконостас тонкой работы мастера-краснодеревщика Фалалея Жакова - отца известного зырянского ученого Калистрата Жакова. Да и сам Калистрат, бывший в то время двенадцатилетним мальчиком, помогал отцу в работе.

В своей автобиографической книге “Сквозь строй жизни” Калистрат Жаков с благодарностью вспоминает деревню Тыла (Отла), как он неграмотным крестьянам читал “часы” в часовне, а местные ребятишки поднимали его на колокольню, приучая к созвучию звонких колоколов, и где с ним, как он сам пишет: “Случились события, изменившие мою жизнь и направившие ее к наукам и исканиям”. Иконостас ценен и сохранившимися до наших дней иконами местного письма рубежа XVII-XIX веков.

После того, как в 1932 году часовня была закрыта и передана властями под зернохранилище, приезжие активисты посрывали все иконы, свалили их в кучу на пол и, распорядившись все иконы сжечь и снять крест с купола, сами уехали. Однако жители деревни наказ властей не выполнили, а иконы попрятали по домам до лучших времен.

В середине семидесятых годов, когда часовня пустовала и без надзора портилась, местные старушки своими силами отремонтировали ее, принесли из домов запрятанные иконы, восстановили иконостас и стали как в прежние времена собираться тайно на богомолья. Службы продолжались около двух лет, пока об этом не узнали районные власти. Под предлогом незарегистрированности общины и неуплаты налогов в 1977 году проводить старушкам богослужения в часовне было запрещено. А иконы забрали приехавшие сотрудники Сыктывкарского музея. Благодаря этому их, отреставрированные и хранящиеся в Национальной галерее, во время празднования 600-летия Стефана Пермского могли увидеть все желающие.

Подготовил Е.Суворов.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera