49 | Земля Коми |
ОТЦЫ И ДЕТИ 77-летие Республики Коми верующие отметили большим крестным ходом, посвященным памяти священнослужителей Коми, погибших в годы репрессий. В воскресенье, 23 августа, после литургии епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим отслужил заупокойную литию по невинно убиенным близ поминального креста, установленного в прошлом году в ограде Свято-Казанской церкви в память всех священнослужителей, погибших в годы репрессий.
Под начавшимся моросящим плачущим дождем крестный ход от Кочпона прошел до места разрушенного Троицкого собора в городе. Сравнивая Россию с одной семьей, владыка назвал гонителей христианской веры “каинами”, а служителей Божиих “авелями”. В той кровавой мясорубке, которая началась в России после 1917 года, нет побежденных и победителей. Когда в одной семье брат убивает брата, страдает вся семья. Владыка предостерег от мщения и от нового кровопролития.
А накануне, 14 августа, в епархиальном управлении собирались потомки священнических родов. Встреча, на которой было двадцать человек, проходила в кабинете владыки Питирима в непринужденной беседе за чаепитием. Каждый из пришедших рассказал трагическую историю своей семьи, историю своего рода. Во время встречи снова говорили о необходимости организовать музей по истории православия Коми края и найти места массовых расстрелов, подготовить от епархии Книгу памяти о священнослужителях Коми.
В разговоре с владыкой потомки священнослужителей изъявили желание побывать в тех местах, где служили их родители, поклониться праху предков. Так родилась идея съездить с села Иб и Пажга.
20 августа возле епархиального управления потомков священников поджидал автобус “Паломник”. Сам владыка взялся их сопровождать. Среди собравшихся оказался бывший профессиональный экскурсовод Валентина Марущак - внучка ибского священника о.Андрея Попова. Так что было кому рассказать об истории поселений, расположенных вдоль дороги от Сыктывкара до Иба. А Владимир Михайлович Попов, объединивший в себе две ветви священнических родов Вишерских и Поповых, рассказал о всех здешних священниках за 250 лет.
* * *
...После панихиды в ибском храме мы посетили сельский краеведческий музей, расположенный в бывшей церковно-приходской школе. В прошлом году школа отметила свое 150-летие. Создатель музея - местная учительница-краевед Александра Александровна Куратова. Отцу Георгию она помогает восстанавливать историю церкви. Человек неравнодушный, в память о каждом не вернувшемся с войны односельчанине (900 человек) она посадила деревья и вырастила прекрасный сад на месте бывшего сельского кладбища. Многие из погибших были ее друзьями. Кладбище это тоже имеет свою трагическую историю. Еще до войны местные коммунисты сравняли с землей могилки своих предков и на их месте из кирпича разломанной кладбищенской церкви построили школу. Школа простояла десять лет, потом сгорела дотла. И кладбище превратилось в пустырь.
Иб известен прежде всего тем, что здесь к местным язычникам обратился с христианской проповедью Стефан Пермский. Однако люди не пошли за Стефаном, отчего проповедник назвал это место Худой Грезд. По легенде после этого “худыми” стали называть всех местных людей, получивших впоследствии фамилии Худоевы. А к 500-летию со дня успения Стефана Пермского на высоком холме на месте его первой проповеди потомки тех людей за одни сутки построили часовню в честь святителя Стефана. Ко дню 600-летия святителя эта часовня была восстановлена и превращена в церковь, а год назад при храме был основан Серафимовский женский монастырь. Его настоятельница - матушка Серафима - мать епископа Питирима.
Сестры живут пока в тесноте, в бывшем церковном настоятельском доме. Встретили они нас хлебом-солью, пригласили к столу. И попотчевали монастырскими соленьями, вареньями, свежей рассыпчатой картошкой со своего огорода, огурчиками, помидорчиками. “Вы уж не обессудьте, у нас монастырь бедный”, - извиняется настоятельница. На самом деле весь стол уставлен...
* * *
А потом были воспоминания. Хорошо вот так сидеть и беседовать в обители - тихо и мирно на душе. Запомнился мне рассказ о чудесных явлениях Параскевы Пятницы.
- Одной старушке она являлась, Марии Никифоровне Сямтомовой. Ей сейчас 94 года, - рассказала местная жительница Нина Михайловна. - В то время старушка жила в Чулибе, тут, неподалеку, рядом с разрушенной кладбищенской церковью Параскевы Пятницы. (Ее взорвали еще до войны). В ночь на каждое Рождество святая Параскева являлась нашей старушке во сне в летнем платье. Говорила, что из дома ее выгнали, а дом сломали. Что теперь она живет под елью, стоящей рядом с разрушенным храмом. Святая мученица говорила, что ель - это ее дом, и просила, чтобы ее не забывали и приходили к ней. “Тебе не холодно в летнем платье?” - спрашивала ее бабушка. “Нет, не холодно” - отвечала святая. И вот после этих явлений женщины стали приходить на праздники под ель, читать акафисты. В прошлом году на Параскеву молебен с акафистом служил там и отец Георгий. А на нынешнее Рождество старушке приснилось, что церковь вновь стоит, ограда каменная цела, а вокруг церкви праздник идет, ярмарка. Как было раньше, до революции, когда ей было 12 лет.
Явления Параскевы были здесь и раньше. Вот что сообщают народные предания. В глубокой древности, когда на этом месте были лишь непроходимые болота и леса, икону великомученицы Параскевы нашел на елке крестьянин ближайшей деревни Ель. Икона стала творить чудеса и почитаться. Сама святая великомученица являлась трижды около ели в три первые пятницы Петровского поста и указала поставить для нее здесь дом. Местные жители срубили часовню - туда и поместили явленную икону. В 1678 году на месте часовни построили деревянную церковь, а в 1896 году - красивый каменный храм. Икону украсили дорогой серебряной ризой, которую впоследствии вызолотили в Петербурге. В дни праздников - на первые три пятницы Петровского поста, на Великомученицу Параскеву (10 ноября) - к иконе стекалось большое количество молящихся из близлежащих и дальних сел, из Вятской губернии, отдаленных концов Устьсысольского и Яренского уездов. В каждом доме на постой останавливалось по четыре семьи. В церковь на службы народ не вмещался, стояли внутри ограды. После службы у ограды была большая ярмарка.
И ныне происходят удивительные случаи молитвенной помощи святой мученицы. В сельской церкви есть список с явленной иконы, который помогает страждущим. Рядом с разрушенным ее храмом издавна бьет источник святой Параскевы с целительной водой.
Вообще же целительных источников в Ибе, раскинувшемся по высоким горам на 15 километров вдоль Сысолы, много. Местные жители насчитывают их 12. На одном из них, Преображенском, мы побывали. У каждого источника своя история, свои предания. Почти около каждого раньше стояла часовня. Сейчас часовни находятся в полуразрушенном состоянии, источники запущены и забыты.
Но милостью Божией они продолжают являть чудодейственную силу. Так случилось с источником святого Феодосия Черниговского. Когда началась война, у местной жительницы Евдокии Ивановны Муравьевой все лицо покрылось болячками - случилось это на нервной почве, после того, как мужа забрали на фронт. Врачи вылечить не смогли - “неизвестная болезнь”. Тогда ей приснился седой старец, который привел ее на горку под деревней Кулига и показал на источники. “Вот моя вода. Это купальня для младенцев, это для взрослых. Дай гостинец и лечись”. Вскоре Евдокия нашла этот источник, три раза помылась и исцелилась. Потом ей старожилы сказали, что это источник Феодосия Черниговского. Вверх по тропиночке в деревне раньше стояла часовня в честь этого святого.
О некоторых необыкновенных случаях в Ибском монастыре рассказала нам матушка Серафима:
- ...24 июля в прошлом году у нас Ангелина кирпич складывала. А рядом с церковью мы кедры посадили. И вот она повернулась, видит - на третьем кедре загорелась лампадочка. Откуда на дереве появилась лампада, непонятно. Потом она исчезла.
- Еще в праздник Петра и Павла был случай,- продолжает настоятельница. - Сестры с утра молились в храме, и на иконе Петра и Павла появилась и скатилась капля. Сам батюшка не поверил своим глазам. “Я, - говорит, - никогда ничего такого не видел”. И тут рядом, прямо на наших глазах, образовалась еще одна капля. Батюшка стал брать кисточкой и помазывать. Всех помазал, как раз на всех хватило, и течь перестало. Мы взяли икону и крестным ходом до Вознесенской церкви понесли...
Как я потом узнал, у матушки Серафимы есть и своя чудотворная икона - Смоленской Божией Матери “Путешествующая”. Она повсюду сопровождает ее в дороге и постоянно являет мироточение.
* * *
На обратном пути из Иба мы заехали в село Пажга. В числе родственников последнего священника пажгинской Успенской церкви о.Михаила Вишерского оказалась его родная племянница, народная артистка Республики Коми Софья Сергеевна Ростиславина, недавно отметившая свое 78-летие. Ее отец, также священник, о.Сергий Ростиславин служил в нескольких местах. Из-за этого все ее сестры и братья родились в разных селах. Старшая сестра Софьи Сергеевны родилась в Пыелдино, младшая - в Сыктывкаре, один брат в Керчомье, другой - в Чупрово, а она сама появилась на свет в Ужге. В эту поездку Софья Ростиславина поехала вместе со своей двоюродной сестрой Галиной Вишерской.
Сестры, к печали своей, не нашли даже дома дяди. Его снесли в 1992 году за ветхостью. А огромный благолепный храм еще в шестидесятых годах был перестроен под сельский клуб. До сих пор здание не передано церкви и пустует. Хотя Господь уже неоднократно показывал, что помещение храма предназначено не для танцев и концертов, а для богослужений. Два года назад во время празднования 600-летия Стефана Пермского через Пажгу из Сыктывкара в Иб шел крестный ход. На ночь остановились в Пажге. Перед местными властями верующие поставили вопрос о передаче храма, и те в очередной раз отказали. На следующий день поднялся ураган и снес крышу с клуба. Ту самую, что была построена когда-то вместо разобранной церковной крыши с куполами и крестами. Любопытно, что рядом ни один дом не пострадал от урагана. Чудо это, по словам местных, случается уже не в первый раз.
Сейчас прихожане ютятся в маленькой молитвенной комнате, которая располагается в одном из классов бывшей церковно-приходской школы. Она стоит рядом с церковью. В этой молитвенной комнате, полностью уставленной старинными иконами, владыка Питирим отслужил панихиду по всем священникам Пажги. Сам звонил в единственный сохранившийся церковный колокол, голос которого не потерял звучания за долгие годы разрухи.
Е. СУВОРОВ