53 | Земля Коми |
МОЛИТВАМИ СКОРОПОСЛУШНИЦЫ
(БУДНИ ПЕЧОРСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОБИТЕЛИ)
Город Печора даже по нашим, северным меркам - самый что ни на есть настоящий север. Зимой здесь полярные сияния - не редкость. Ими никого не удивишь. Но такое...
Подхожу к Печорскому Скоропослушническому женскому монастырю и вижу над его территорией солнечную радугу. Радуга зимой, в сорокаградусный мороз, да еще при отсутствии солнца...
- Мы здесь каждый день с чудесами живем, - сказала послушница Катерина, потчуя меня вкусным обедом в монастырской трапезной.
На чудесные явления мне приходилось слышать самые разные отзывы. Люди верующие переживают при упоминании о них благоговейное возвышенное состояние. Другие относятся скептически, полное неприятие высказывают люди неверующие или сектанты. Из сектантов чаще других - иеговисты и евангелисты: мол, вечно у вас, православных, какие-то чудеса случаются. Мы вот живем, тоже молимся и никаких чудес не видим. Мне в это время становится искренне жаль их. Потому у православных и чудеса, что они живут рядом с Богом и пребывают в Истине. Да и среди православных далеко не с каждым в жизни чудо случается. И только некоторых своих избранников Господь посещает необычными знамениями, и уж совсем редко, когда Спаситель и Богородица воочию открываются людям...
...А вот как Господь совершает Свои чудеса, об этом лучше не думать. Для Господа нет ничего невозможного. Та же послушница Катерина, которая угощала меня обедом, как только поступила в монастырь, по маловерию своему возжелала увидеть Бога. Все ходила и в сердцах восклицала: “Господи, да как это Ты так есть?” Однажды пошла прибрать в воскресной монастырской школе...
Только открыла двери школы, сразу увидела, как по электрическим проводам на стенах пошел огонь. Через все помещение, к выходу. Катерина сильно перепугалась, подумала: сейчас огонь перекинется на сараи, и все сгорит. Хотела схватиться за провода, чтобы выдрать их, но какая-то сила ее остановила. Ни пошевелиться, ни руку поднять она не могла. А огонь как появился, так и исчез, даже стене и проводам ничего не сделалось. Такое вот вразумление.
С тех пор Катерина больше не задавалась мыслью увидеть Бога, а поверила в Него окончательно. Потом по своей вере она неоднократно испытывала на себе Божью милость. Только благодаря заступничеству Божией Матери “Скоропослушницы” была спасена от смерти.
Присутствие Божией благодати в монастыре чувствуется во всем: и в ревностном служении насельниц обители, и в мироточении святых икон. Вместе с чудотворной иконой “Скоропослушницы” в иконостасе монастырской церкви постоянно мироточат иконы Николая Чудотворца, святителей Герасима, Питирима и Ионы, Стефана Пермского и Боголюбской Божией Матери. Игуменья Мария считает, что эти чудеса происходят от того, что обитель построена на святом месте, где невинно были загублены десятки тысяч людей. Вся Печора, образованная при строительстве северной железной дороги из десятков сталинских лагерей, стоит на костях мучеников (раньше на месте монастыря располагалась женская тюрьма ГУЛАГа). В обители постоянно поминают их, читают Неусыпаемый Псалтырь. По промыслу Божию монастырь окормляет священник Димитрий Смирнов, у которого дед сидел в Печорлаге. Отец Дмитрий из Татарии, считал, что на Север судьба занесла его случайно, и только оказавшись в монастыре, он недавно узнал о трагической судьбе своего деда.
* * *
Несмотря на то, что монастырь был основан всего четыре года назад, добрая слава о нем разнеслась повсюду. Со всех уголков пишут в самую северную обитель и просят молитв.
- Получается, что нас знает вся Россия, - говорит мне игуменья Мария. - Жертвователи присылают деньги, и ни обратного адреса, ни свое имя не указывают. На эти переводы мы и живем. Третий год как не ходим собирать. Я считаю, что монахиня должна молиться. Она пришла в монастырь для спасения, а если я отпущу ее обратно в мир, она все намоленное растеряет. А стучаться в двери к голодным детям и просить, - это только озлобит людей против нас. Время-то какое сейчас тяжелое, столько людей голодает. В нашем монастыре и цены на все дешевле, и лишний раз на службах не ходим с тарелкой. Мы полностью положились на Божию Матерь...
Спрашиваю игуменью:
- Матушка Мария, как же вам удается выживать в такое трудное время? Я знаю, что ни городская администрация, ни правительство республики вам не помогают. А вы оказываете благотворительную помощь и детям-сиротам, и больнице? ..
- Все по милости Божией. Когда Глава Республики узнал, что мы свой храм строим и не просим денег, очень удивился. Ни одного письма, ни одной просьбы не оставляем без ответа. Просят совета, помощи - всем помогаем, если сами чего не знаем, спросим у священника. Всем, кто с нами переписывается, к каждому празднику посылаем открытку с поздравлением. Нам-то ведь это ничего не стоит. Открытки мы сами делаем и размножаем на ксероксе. А им приятно получить специальную открыточку из самой северной обители.
* * *
Сейчас матушке 68 лет. Все хлопоты по жизнедеятельности и обеспечению монастыря, по монастырскому строительству легли на ее плечи. Матушку Бог не наградил здоровьем, - последние годы, особенно перед тем, как принять постриг, она много болела. Уже будучи игуменьей пережила два инфаркта. Но зато Господь наградил ее житейской мудростью и еще очень редким качеством, так угодным Господу - во всем следовать Его Всевышней воле.
А жизнь у матушки была не из легких. Родилась в Котласе, в многодетной рабочей семье. Отца невинно посадили в 37-м году, но он не вынес издевательств и сразу же по освобождении умер. Мать умерла через два года после отца. Воспитывались у чужих людей. До 19 лет, пока Тамара (так в миру звали матушку Марию) сама не стала зарабатывать, она ходила в обносках, не носила настоящего платья. Все это было послано ей Богом, считает матушка. Теперь она не может смотреть на голодающих людей, постоянно помогает детям-сиротам, которых ей очень жаль.
Когда ей было двадцать лет, Тамара во сне услышала голос: “Молись иконе “Нечаянная радость”. До этого о такой иконе она ничего слышала. Потом только узнала, что такая икона на самом деле есть. Через всю жизнь пронесла в душе этот случай... Увиденному привелось сбыться в конце жизни.
Как только в Печоре открылся молитвенный дом, Тамара стала посещать службы.
“После первой же исповеди Владыке Питириму, как только он меня спросил: соблюдаешь ли пост, мне стало так страшно, что я сразу же от всего отказалась. Стала соблюдать посты, переписала и выучила все молитвы, и каждый день приходила молилась и каялась. У меня до этого очень сильно болели ноги, не могла больше 10 минут ходить, а как стала храм посещать, все службы выстаивала и сейчас очень долго стоять могу... Вначале в храме молилась на правой стороне, а меня все на левую тянет. Когда перешла в левую, то увидела большую старинную икону “Нечаянная радость” - разбойник перед крестом стоит на коленях и кается. Тут только я эту икону и увидела. Вспомнила свой сон, и меня такой страх охватил! Стою перед ней, молюсь и плачу: “Прости меня, Матерь Божия! Прости меня, грешную!”
Через четыре года игумен Питирим постриг ее в монашество и дал имя Мария - в честь Марии Магдалины.
Когда игумен Питирим из Печоры был переведен восстанавливать Ульяновский мужской монастырь, в его отсутствие на женскую обитель посыпались беды. Администрация города во главе с мэром решила все монастырские постройки вместе с храмом снести и прямо через храм проложить асфальтовую дорогу. Зачем это им потребовалось, до сих пор не понятно. Ведь у обители к тому времени был построен целый монастырский комплекс. Первый деревянный храм отец Питирим строил своими руками из тюремного барака. При строительстве он дневал и ночевал рядом с храмом под открытым небом. Каменный храм строил уже со своими послушниками, которые затем стали насельниками Ульяновской обители. Не имея строительных навыков, молодые ребята сами заливали фундамент, укладывали кирпич, возводили крышу. В 1992 г. над этим местом в небе было чудесное явление иконы Божией Матери “Скоропослушницы”, указавшей на создание обители. А в августе этого же года игумен Питирим видел, как Богородица шла по земле возле храма навстречу крестному ходу. На месте, где прошли Ее ножки, сейчас установлен обетный крест и выкопан колодец. На дно колодца во время его освящения опустили медный крест, который теперь хорошо виден сверху и ощущение такое, как будто он лежит на воде, а вода в колодце почитается за святую.
И вот с этой, освященной Богом территории, монашествующих попросили убраться.
Сейчас у обители с городской администрацией установились хорошие отношения. Новый глава сочувствует Православию. Благодаря поездкам матушки Марии в Москву и Санкт-Петербург, где она приобрела множество друзей и бескорыстных помощников, обитель хорошо знают в этих городах. Сам Патриарх не оставляет ее своим вниманием, поздравляет со всеми праздниками. В храме Христа Спасителя молятся о процветании ее монастыря...
- В первый раз, когда нас пригласили и мы с матушкой Катериной приехали в Москву к людям, с которыми переписывались, - рассказывает игуменья Мария, - они позвали нас в храм Христа Спасителя читать акафист Державной иконе Божьей Матери. Тогда еще только фундамент начали закладывать и рядом построили часовню, в которой мы и молились. А потом нас познакомили с отцом Владимиром. Он после богослужения объявил: “У нас в гостях матушка Мария”. Представил меня и попросил рассказать о нашем монастыре. Много я им рассказывала про монастырь, что он построен на многострадальной печорской земле, где люди при строительстве железной дороги умирали ежечасно. Что Господь и Матерь Божия “Скоропослушница” определили быть обители на этом святом месте. Много потом я рассказывала и об Ульяновском мужском монастыре. Показывала кассеты с богослужения нашего Владыки, которое было у нас второго января прошлого года. Тогда обильно замироточили сразу пять икон. В Санкт-Петербурге у одного ученого, ректора юридического факультета Анатолия даже руки перед телевизором дрожали. Потом он крестился, пришел к Богу. У него дочка Даша с детства заикалась. Когда в позапрошлом году одна женщина привезла ее к нам, у нее перед самой Печорой заикание прошло. А у самой этой женщины прошла боязнь ездить на транспорте. Этим летом девочка уже в третий раз приезжала к нам. Сейчас ей двенадцать лет. Приезжает, коров пасет. Родители не боятся, отпускают ее одну.
О чудесных случаях исцелений я специально ни у кого не спрашивал, полагая, что они являются личной тайной каждого человека, направлены ко спасению его души. Расскажу лишь о тех, которые услышал от послушницы Катерины.
- Из наших прихожан многие люди исцелились, - рассказывала она мне за моим последним ужином, словно боясь, что не скажет самого главного. - Одна старушка, Лидия, согнутая, на костылях раньше ходила. Стала в церковь ходить и костыли бросила. Другая болящая старушка - Верочка раньше на двух палочках еле ходила. Стала при монастыре снег чистить. О палках забыла сейчас, глядишь, в монастырь летит как на крыльях. Вот и у Александры (кивает на свою напарницу повариху) раньше и голова, и поясница болели, а сейчас ничего не болит. А меня с перетонитом кишечника положили на операцию. Перед операцией врачи просили снять крест и пояс с молитвами “Живым в помощь”, “Да воскреснет Бог”, который постоянно я на себе носила, говорили, что током убьет. А я ни в какую не соглашалась снимать, говорю: “Без пояса меня быстрей убьет, а так Господь спасет”. Мне так, с поясом, потом операцию и делали. Я постоянно молилась иконе Божией Матери “Скоропослушнице”. Когда начали наркоз делать, она у меня перед глазами стояла, я все молилась: “Матерь Божия, помоги мне!” Потом потеряла сознание и вижу, что стою рядом с операционным столом, у меня живот разрезали. Страшно смотреть. Когда очнулась, врачи все удивлялись, как я смогла выжить, ведь умерла уже!
Явные чудеса в монастыре соседствуют с обыденной жизнью, для постороннего взгляда неинтересной и подчас невидимой. Монастырь затерялся на окраине города, возле многоэтажек. В пять утра, когда сестры встают на молитву, свет в окнах городских квартир еще не горит, а ночью, когда к половине двенадцатого они отходят ко сну после вечернего правила, окна квартир уже не горят. Но монастырский устав, как считает матушка Мария, у них, по сравнению с другими монастырями, не очень строгий. Все-таки надо учитывать и суровые условия, и холодную северную зиму. Как раз, когда я находился в монастыре стояли сорокоградусные морозы.
А матушки вышли на улицу складывать привезенный кирпич. Кажется, за быстрой работой и за пением молитв они даже не заметили жгучего холода, и несколько машин кирпича всего за полдня были уложены ровными штабелями в один ряд возле изгороди. Но это хлопоты приятные и радостные. Кирпич пойдет на строительство нового комплекса, где будет новый большой храм, гостиница, сестрический корпус, другие монастырские постройки. Чаще соприкосновение с миром рождает менее приятные чувства. В тот день, когда я приехал, поздно вечером в монастырь пришла пьяная ватага молодых людей, которые просили открыть церковь и кого-то окрестить. Вероятно, только что вышедшие из-за застолья, они были в сильном возбуждении, кричали, сквернословили. Матушке Василиссе - благочинной монастыря, пришлось их успокаивать. Вскоре пьяные выкрики стихли, и притихшая ватага с поникшим головами отправилась домой. Но не все конфликты так быстро и благополучно разрешаются.
На следующий день матушку Марию вызывали в суд по делу о монастырской краже. В прошлом году один бездомный залез в церковь, хотел что-то украсть, да не успел. Сестры заметили его и вызвали милицию. Хотя матушка Мария, поговорив с нарушителем, сразу его простила и просила не возбуждать уголовного дела, дело все равно завели и оно до сих пор не разрешено. Дважды воры обворовывали городскую квартиру матушки Марии, которая используется сейчас как монастырская гостиница. Во второй раз вор вместе с посудой и ценными вещами унес золотой крест, подаренный матушке одним московским предпринимателем и завещанный ей монастырю. Вора вскоре поймали, ценные вещи он успел распродать, их так и не нашли, а золотой крест нашелся. “Вот что значит завещанный монастырю”, - говорит матушка.
В день моего отъезда в монастырь приехали из другого города родители одной из молодых сестер, которой 21 год, забирать ее домой. Их дочь сама пришла в монастырь: не могла больше находиться среди своих сверстниц, которые все, пьют, сквернословят, на уме только “шмотки” и дискотеки. Она приехала в монастырь и почувствовала себя здесь счастливой, среди людей, близких по духу. Еще одна молодая девушка приехала в монастырь из Краснодарского края. Ее родители тоже приезжали за ней, поговорили с матушкой Марией, с благочинной, встретились с сестрами, и отказались от своего желания. Уезжая, сказали: “Мы теперь спокойны за свою дочь, знаем, что отдаем ее в надежные руки”. Но если те родители что-то поняли и оставили свою дочь в покое, то эти приезжали неоднократно... Мать ее не понимает, как молодая девушка в монастыре может быть счастлива.
Сестры рады всем людям, кто приезжает к ним с добром. Они встречают и принимают всех с любовью, с любовью - провожают. Очень теплые проводы устроили и нам со старцем Феогностом. Уезжали мы ночью на одном поезде. Сестры дали в дорогу нам разной монастырской снеди, заказали такси. Просили не забывать их и приезжать еще. Спаси их, Господи!
Е. СУВОРОВ.