57 

   Земля Коми


“КАК ТЫ, ГОСПОДИ, ХОЧЕШЬ”

Традиция задавать вопросы наших читателей архиереям Русского Севера существует в редакции “Веры” уже несколько лет.

В этот раз мы попросили ответить на них епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима.

О состоянии дел в епархии

- Многие православные общины ждут, когда у них появится свой священник. Какие из общин получат батюшек в обозримом будущем?

- Сейчас у нас на примете создание около десяти новых приходов. В Пожеге, на Удоре, в Усть-Цилемском районе (скорее всего, в Новом Бору, чтобы избежать трений со старообрядцами), Прилузском районе, в поселке Зимстан - это в Усть-Куломском районе.

Многое зависит от того, может ли община содержать священника. Ведь многие из наших христиан сами бедствуют, и если община состоит из пяти-шести человек, то они просто не в состоянии прокормить батюшку.

- В Ульяновском монастыре довольно часто меняются наместники, с чем это связано, какой там сейчас по счету?

- После меня сменилось четверо - о.Иона, далее о.Серафим, о.Тихон, теперь вот опять отец Иона. Слишком велик груз, который приходится нести наместнику нашей главной в Коми обители.

К слову сказать, попав на новое место, эти священники прекрасно справлялись со своими обязанностями. Тот же отец Иона, например, в Усть-Куломе. Отец Серафим изначально был против своего назначения. Предполагалось, что при первой возможности мы ему найдем замену. Об отце Тихоне также могу сказать только хорошее, он снял с меня тяжелую ношу, на несколько месяцев я вздохнул свободно. Но в Коми о.Тихон так и не смог прижиться и уехал обратно на Кубань.

- Много ли священников попало под запрет в этом году?

- Отец Сергий в Воргашоре повел себя не слишком хорошо. Люди его не приняли. В Касьюге и Седкыркеще двое священников, отец и сын - о.Владимир и о.Игорь, - также попали под запрет. Последний за то, что самовольно оставил епархию.

- Как в епархии обстоит дело с окормлением лагерей для заключенных? Нам пишут, жалуются, что православные священники приезжают крайне редко, в то время как от сектантов отбоя нет.

- В республике насчитывается около сорока лагерей. Священник прикреплен к каждому из них, но у нас всего шестьдесят четыре настоятеля. Им нужно и о ремонте храма заботиться, и работа с приходом много времени отнимает, и других дел без числа. Многим очень трудно бывает вырваться. Даже на епархиальные собрания не все приезжают. Иной раз просто денег нет, чтобы доехать. Хотя некоторые, быть может, и ленятся. Я постоянно требую, чтобы они заботились о заключенных, ругаю. Когда число священников увеличится, этот вопрос, возможно, удастся решить.

- В республиканских газетах активно обсуждался вопрос о появлении у епархии шикарного автомобиля “Линкольн”. Кого-то из верующих это смутило...

- Некоторое время назад я обратился с просьбой ко многим организациям и коммерческим структурам республики: пожертвовать нам машину. Ездить приходится много, а своего автомобиля у епархиального управления не было. Я долго ездил на “Волге” благочинного о.Иоанна Лапко, но и она не вечна.

И вот нашлись добрые люди, откликнулись на письма. Сначала пожертвовали “Джип”, потом вот “Линкольн” нефтяники из “Нобель Ойл” подарили. Необходимости во втором автомобиле не было, но и отказаться как-то неудобно.

Машина старая, ей 11 лет, но, безусловно, красивая. Мы решили: пусть молодожены пользуются, и отдаем ее сейчас в прокат на время торжеств. Внутри повесили листок с напутствием, в котором поздравляем молодых людей, желаем им благополучия и сообщаем, что деньги за прокат получат дети-сироты Печорского дома-интерната. В конце напутствия просим их никогда не бросать своих детей на произвол судьбы, всегда заботиться о них и ближних.

Вопросы о духовной жизни

- Если священник дает благочестивые рекомендации, например, не смотреть телевизор, исполнить их бывает очень непросто. Можно ли назвать неисполнение таких наказов - непослушанием?

- У нас действительно бывают крайности у некоторых духовников, своеобразный экстремизм в требованиях. Но как тут разобраться, прав батюшка или нет? Дает ли он ношу по силам во спасение или сверх меры, посеяв ненужное смущение? В таких спорных случаях следует спросить совета у другого, более опытного, священника. Можно и ко мне обращаться: и письменно, и лично.

- По каким грехам можно не допускать до причастия?

- По любому из смертных грехов.

- У некоторых священников число недопущенных готово превысить количество причастников. Здесь трудно, что-то возразить. Возможно, каждый получил по заслугам. Но есть немало прекрасных батюшек, или даже старцев, у которых “отсев” намного меньше. В чем же дело?

- Речь, возможно, опять-таки идет о впадении молодого неопытного священника в крайность. Он надеется строгостью достичь того, что необходимо взыскивать любовью и терпением. Если возникает подобная ситуация, то необходимо обратиться к епископу.

- Такой вот вопрос. Перед причастием не все православные вычитывают полностью каноны, последование. В древней Церкви этого и не требовалось. Что вычитывать обязательно, а что - желательно?

- У каждой Церкви, есть свои правила, благочестивые обычаи. Это зависит от характера того или иного народа, опыта конкретной Церкви. В нашем случае имеет значение только практика Русской Православной Церкви. Вычитывать необходимо три канона - Спасителю, Божией Матери, Ангелу-хранителю, а также последование перед Святым причастием. Это обязательно.

Другое дело, если человек не успевает, то он может ограничиться только последованием, а каноны вычитать после принятия Тайн Христовых.

Хотя, по-видимому, нет ничего страшного, если человек в начале своего воцерковления по незнанию этого не делает. Кто из нас через подобное не прошел? Помню случай из своей молодости, когда опытные в будущем христиане ездили в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру, и причащались там сразу после исповеди. Но со временем они усвоили и традицию.

- Если человек слишком поспешно выбрал себе духовного отца или вынужден переехать в другой конец страны, может ли он отказаться от своего сыновства?

- Да, может. По благословению духовного отца. Следует заметить, что расстояние для общения не помеха. Если, конечно, есть деньги на конверты. Нужно почаще списываться. А вот что касается спешки, то это, действительно, проблема. Я некоторых своих чад годами не вижу и не слышу. Если вы не уверены в своей готовности стать духовным сыном, дочерью, то не стоит и разговор об этом начинать. Ведь иметь духовного отца - не обязательно.

- Должны ли верующие просить благословение на нищенство?

- Да, должны, но происходит это не часто, следует заметить.

- Вы лично давали такое благословение?

- Только монахам. Больше ко мне с такой просьбой никто не подходил.

- А в каких ситуациях такое благословение может быть дано мирянину?

- Если он стар, немощен, имеет инвалидность. А то, как бывает, возле одного нашего храма бегали дети, просили подаяние. Настоятель предложил им работу в храме: петь на клиросе, прибираться. Деньги платил довольно неплохие по нынешним временам. Но через месяц родители детей своих из храма забрали, сказав, что прежде они деньги каждый день приносили, а теперь - раз в месяц. Людям, которые имеют возможность работать, а вместо этого побираются, я благословения, наверное, не дам.

Но какие-то исключения, конечно, возможны. Если речь идет о духовном делании. Ведь в принципе просить милостыню, нищенствовать - это очень благодатное занятие. Мне на Кубани один образованный молодой человек, который явно не бедствовал, рассказал, что однажды он решил себя испытать. Оделся попроще и уселся в центре города просить подаяние. Мимо проходили его знакомые, бывшие одноклассники, жалели, давали деньги.

И вот что его поразило: все то недолгое время, что он этим промышлял, душа его пребывала в каком-то блаженном состоянии. “Это удивительно, - сказал он мне, - пребывать в полной зависимости от Бога, отрешившись от мирской суеты, жить тем, что Он тебе пошлет”.

Это состояние, как мне подумалось, очень близко к монашескому.

- Нас спрашивают иной раз, как учиться молиться, с чего начинать?

- С молитвы Господней - “Отче наш”. В ней и прошение, и благодарение, и прославление - она начало всех молитв. Постепенно по силам восходить к утреннему и вечернему правилам. И вот что важно, одна-две краткие молитвы могут добавляться от себя - такие своеобразные, глубоко личные воздыхания Богу. Речь идет не о просьбах типа “Дай мне машину”. Нет, здесь есть одно условие. Своя молитва должна вытекать из православной традиции, чтения Псалтыри, например. Ее не обязательно придумывать, это могут быть слова святых отцов, праведников.

- А у вас, Владыка, есть своя молитва?

- Да. "Не так, как я, Господи, хочу, как Ты, Господи, хочешь, так и сделай со мной, о прелюбезнейший мой Иисусе”.

Традиция “своей” молитвы существовала всегда. Вот в Соловецком лагере часто случались ужасные испытания, была такая казнь, например, живых людей бросали на съедение к крысам. И там родилась молитва-воздыхание к Серафиму Саровскому, чтобы он помог в экстремальной ситуации. Я давно мечтаю эту молитву выучить.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera