60 

   Земля Коми


В НИХ ОБРЕТАЕТ СЕРДЦЕ ПИЩУ

Не случайно, я думаю, память сохраняет одно и напрочь предает забвению другое. Так же и с рукописями. Почему из более, чем ста церквей нашего края, летописи сохранились только у 5-6 из них? И случайно ли, что именно эта летопись начатая моим далеким предком дошла до наших дней. Красной строкой сквозь нее проходит история строительства каменной церкви. Но недолго она сможет радовать аныбчан. И строки об ангеле пораженном молнией, не предназнаменование ли грядущих потрясений?!

Когда летопись впервые попала мне в руки, я еще не знала, кто ее писал, быстро просмотрев, отложила в сторону. Но прошло время и снова я стала внимательно вчитываться в рукопись, начатую очень разборчивым, почти калиграфическим почерком. Имя свещеника вдруг показалоссь мне знакомым - Викентий Попов. Моя прабабушка была Александрой Викентьевной. Неужели это мой предок!

Вскоре я поняла, что не ошиблась в своем предположении. И строки, написанные его рукой. вдруг стали оживать передо мной. И все подробности быта уже не были для меня чем-то отвлеченным. На глазах моих он старел, и вот я вижу его уже немолодым, с густой, седой бородой, уставшим после долгой службы, и где то за полночь, при свече выводящим эти строки. Последние записи уже свидетельствовали о его старческой немощи, строки стали расплывчатыми и выдавали дрожь руки. И вот последняя запись, ему уже за семьдесят. До последних дней своих он ездил по своему округу исповедовал духовенство. Шел 1896 и уже другой священник сообщил о том, что аныбсские прихожане лишились своего пастыря.

Отец Викентий Попов был родом из села Вотчи, из духовного сословия. Все его предки, на протяжении нескольких веков, служили в церквях Коми-края. Долгие годы он служил диаконом, там где родился. Но шли годы, выросли дети, умерла жена, и одиночество или возможность испытать себя на поприще священника, унесли его из родного села, сначала в далекую Удору, напоследок судьба распорядилась ему окормлять паству села Аныб, где прослуживши 15 лет, он и нашел вечный покой.

С душевным трепетом я представляю читателю эту летописсь, в надежде, что стсроки ее не оставят его равнодушным.

Летопись Преображенской церкви села Аныб (1869-1917)

В Аныбском приходе с благословения Преосвященного Евлампия, епископа Вологодского и Устюжского, в 1855 году построена усердием прихожан деревянная одноэтажная церковь о двух приделах: в честь Преображения Господня и во имя святого чудотворца Николая. В 1863 году разделена на теплую и холодную с устроением в теплой придельного алтаря во имя преподобного Феодосия Тотемского.

У жителей до 1855 года была от глубокой древности деревянная часовня, принадлежащая к Деревянскому приходу, в 22 верстах от Аныба. В 1862 году отведено место для кладбища, т.к. последовало завещание хоронить тела у церкви. С 1859 года причт состоит и настоятеля и псаломщика. Для них дано пахотной земли до двух десятин и сенокосной земли до 40 возов. Дома для причта построены обществом.

Название прихода от реки Аныбы.

Прихожане - финского племени, зыряне. В приход входит село Аныб и деревни: Мало-Аныбская и Фокинская. Населения мужского 180 душ, женского 205 душ, дворов 70.

Список причта с 1861 по 1881 год.

1. Священник Матфей Васильевич Доброумов с 1861 по 1869 год.

2. Священник Василий Андреевич Пономарев с 1869 по 1871 год. Из г.Никольска Сретенского собора сын дьячка. В 1869 году был запрещен священнослужения. Затем определен к сей церкви. В 1870 году переведен от сей церкви...

3. Священник Иоанн Алексеевич Тюрнин с 1871 по 1875 год из села Ульяново бесприходной церкви, сын священника.

В 1875 году священническое место было праздно.

4.Священник Александр Платонович Кузнецов с 1876 по 1880 год. Родом из Устюжского уезда Морозовской Спасской церкви пономарский сын. Рукоположен в священника к Шадринской Георгиевской церкви Устюжског уезда... В 1856 году перемещен к Пречистенской Богородской церкви, отсюда в следствие неудовольствия был устранен...В 1874 году за старостью и слабостью здоровья уволен в заштат. В 1876 году определен к сей церкви. В 188 году за обращение двух раскольников награжден набедренником. В 1880 году по прошению за старостью уволен в заштат.

К благочестивым обычаям сей церкви относится крестный ход, издревле ежегодно совершаемый в первое воскресенье Петрова поста вокруг Аныбского села.

Прихожан в 1861 году - 70 дворов, 197 муж. пол., 221 жен. пол. 1880 году - 78 дворов, 312 муж. пол., 355 жен. пол.,

1881 год.

Священник Викентий Васильевич Попов, природою сего уезда дьяческий сын Вотчинской Богородской Церкви. В 1881 году 13 января по прошению перемещен к сей церкви.

Прихожане к церковному богослужению, говению, исповеди и причастию Святых Тайн, слушанию бесед душещипательных, к поминовению усопших, к отправлению молебнов и вообще к делам благочестия, за исключением немногих, мало усердны. Занятиями и промыслами прихожане преимущественно снискивают себе пропитание и средства к жизни от земледелия и от заработков на заводах в Пермской губернии. Прихожане сего прихода находятся в бедственном положении, вследствие того, что они кроме одной черной работы, никакого ремесла не имеют.

В течение июня-июля месяцев с Северной стороны на казенный счет устроена церковная ограда. Для входа в ограду между оной устроены так называемые Святые ворота с одною калиткою. Употреблено казенных денег на оную постройку до 40 рублей. В настоящем году лето было сначала сухое, потом мокрое, а под исход - переменчивая погода. Урожай хлеба, судя по местоположению, был хороший... Зима была не очень холодная, и снегу было довольно глубоко.

1882 год.

Заштатный псаломщик Александр Федоров Прозоровский уволен по паспорту для лечения, помер 28 января.

И.Д. псаломщика, диакон Николай Васильевич Попов 6 марта Указом духовной консистории за свою нетрезвость и непригодность для церковной службы окончательно удален от должности с исключением в заштат и с продолжением запрещения в священнослужении. На место уволенного... определен... Геннадий Леонидов Попов... Природою сего уезда Усть-Куломской Петропавловской церкви, сын священника.

В сем году от частых дождей и переменчивой погоды через весь июль м-ц сено сгнило. Река Вычегда замерзла в начале ноября.

1883 год.

Старостой избран на три года крестьянин Михаил Андрианов Лобанов, до этого был строителем при постройке церкви. В 1874 году награжден серебрянной медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.

Решено построить новую каменную церковь одноэтажную с колокольней и двумя приделами в честь преображения Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца. Пристав 2-го стана Усть-Сысольского уезда Константин Клеопатров и благочинный священник Евгений Богданов составили акт для Консистории о месте построения. Инженером-архитектором Шильдкнектом составлена пояснительная записка о строительстве.

1884 год.

Священник Викентий Попов награжден 23 марта набедренником преосвященным Израилем епископом Вологодским и Устюжским.

Начата заготовка кирпича для новой церкви.

1885 год. По случаю неурожая хлеба в 1884 году цена возвысилась до 1 руб.30 коп. за пуд. На следующее трехлетие избран новый председатель Попечительства, крестьянин Николай Иванович Пименов...

1888 год... Начата заготовка на фундамент каменной церкви булыжного камня и копка извести.

1889 год.

Для постройки новой церкви назначен подрядчик, крестьянин Николай Григорьев Конаков.

1890 год.

14 июня с.г. Его Преосвященство, Преосвященнейший Иоаникий Епископ Велико-Устюжский предпринимая весною с.г. поездку для осмотра дольних церквей своего Викарианства изволил вторично быть в Аныбском приходе. Владыка на этот раз был в Аныбе проездом в братный путь по осмотру самых отдаленных церквей Усть-Сысольского уезда, находящихся по реке Печоре и в верховьях реки Вычегды. Приплыл он сюда по реке Вычегде из Помоздина в небольшой крытой лодке...Под Аныбом Владыке благоугодно было остановиться не к пристани, приготовленной по причине отмели на реке Вычегде у Аныба на второй версте ниже села, но против церкви и отсюда с версту изволил подняться пешком до села.

Здесь встречаемый сначала Благовестом на колокольне приходской церкви, а по вступлении в село звоном во все колокола, он последовал к церкви, где при значительном числе собравшихся прихожан и всех учащихся местной приходской школы был встречен приходским духовенством Святым Крестом и Святою водою... В церкви,.. сам осенял Святым Крестом предстоящий ему народ.

Обревизовав церковь, он при колокольном же звоне изволил последовать к месту вновь строящейся каменной церкви, где внимательно осматривал заложенный уже фундамент для здания и самый проект его. Отсюда направился в церковно-приходскую школу, куда из церкви были собраны все ученики. По пути в школу Владыка посетил вновь отстроенный дом для школы. Здесь он указал на некоторые необходомо-нужные усовершенствования и изъявил желание, чтобы эти недостатки прежде, чем будет переведена в этот дом школа, обществом были исправлены... После школы удостоил своим посещением дом местного священника Викентия Попова. У него пил чай и закусывал. От священника Владыка отбыл на пристань на приготовленных ему подводах, сопровождаемый сопутствующими ему лицами при звоне на колокольне, который был все время пребывания его в Аныбе.

18 ноября прибыл в Аныб подрядчик по строительству каменной церкви, крестьянин Николай Григорьев Конаков с восемью рабочими-каменщиками и по отправлению местным причтом молебного пения начал первые кирпичные работы.

24 июля около пяти часов вечера над Аныбом разразилась гроза, во время которой молнией ударило в железный крест над куполом приходской церкви. Расчепав маковку и разбросав стенки у осьмерика и часть купола с восточной стороны, она проникла в холодную церковь. Крест же провалился в осьмерик, отбив при падении два украшения в концах. В церковь молния прошла в правый Преображенский придел, над иконостасом, около потолка, сквозь стены. Здесь электрический ток расколол надвое резного из дерева Ангела ад иконостасом, а другого, стоящего рядом, сдвинул с места вперед. Осколком от первого Ангела ударило в нижнюю часть восточной стены теплого храма и сделало в одном бревне рубец в палец глубины, а электрическая сила выдвинула четыре бревна в этой сте е по направлению храма, не роняя, однако их. От молнии пострадал больше правый Преображенский придел. Здесь, в предалтарном иконостасов побросаны от местных икон колонны, опалено посеребрение их, а равно позолота в рамке у икон, раскорежены немного ц рские врата, а также опалены расколотые тумбы у некоторых колонн, выброшены четыре лампады и раскиданы подсвечники, разбит книжный шкаф на клиросе, скомкан ковер в Царских вратах, во втором ярусе опалена и разбросана часть резьбы и выброшена одна ико а. В левом приделе во имя Святителя Николая Чудотворца значительных повреждений нет, только были наклонены металлические свечи в лампаде, перерезан ковер в царских вратах и одна часть его разорвана на мелкие куски. В церкви был брошен один аналой с лежавшей на оном иконой. "Святцы" в раме и бывшая одежда на аналое разорвана на лоскутки, а верхняя доска аналоя и рамка у иконы были расщепаны, в Восточной и Северной стенах выброшены по две рамы наружу и одна во внутрь храма у выпавшего среди церкви аникадила оторваны и выброшены на пол несколько украшений. В алтарях не было никаких повреждений...

О случившемся было в тот же день донесено с нарочным местному благочинному, который по освящению нашел убытку от повреждений на 100 рублей.

22 марта около 9 часов утра из кружки, поставленной вне ограды на столбе для добровольных пожертвований на устройство нового храма, похищено через взлом железных полос, коими была укреплена кружка, замка и церковной печати, сколько было денег в круж е неизвестно, но по немедленном расследовании и розыске похитителя крестьянина Небдинской волости Саввы незаконнорожденного Вавилова отобрано от него похищенных денег 2 руб.82 коп. с половиной.

28 июля с.г. окончено строительство церкви, составлен акт и расчет с подрядчиком.

30 декабря. Прихожане положенную ругу на содержание причта не все смогли уплатить, и более половины прихожан осталось в недоимке из-за плохого урожая.

1892 год.

16 февраля пришел указ о постройке дома для священника. Зима 1891-1892 гг. была обильна снегом. Всю почти зиму крестьяне терпели нужду в продовольствии. Земством производилась деятельная закупка повсеместно по сысольскому и вычегодскому краю хлеба из Вотчинской волости. Весной крыша нового храма покрылась тесовой крышей, а глава - листовым железом.

Начало осени дождливое. Многие из прихожан отправились на ежегодные заработки на заводах в Пермской губернии.

10 сентября подняты на главы новой церкви Святые Кресты, снятые с глав старой церкви и перезолоченные. На старую подняты деревянные кресты...

1893 год.

Многоснежная зима повлекла за собой большое наводнение.

У Усть-Сысольского нотариуса г.Васильева заключен договор с крестьянином Яренского уезда Александром Торлоповым на устроение иконостаса.

1894 год.

19 июня в местном храме производили сбор пожертвований в пользу жителей Греческого Королевства, пострадавших от землетрясения.

Сруб для священнического дома поднят рядом со священническим домом. 15 августа заключено условие между председателем приходского попечительства Моториным и крестьянином Выльгортской волости д. Кочпонской Викентием Павловым Холоповым на взятие... иконописного подряда для ...иконостаса в новом храме, по сему условию Холопов должен за 80 рублей и пудов 10 хлебом написать семь новых икон, шесть клейм под чекан на золотом фоне и поставить старые иконы из иконостаса старого храма.

17 октября получено от местного благочинного Доброумова предписание и с золочением телеграмма... о том, что Святой Синод благословляет повсеместно служение молебствий... о здравии Государ Императора Александра III. В Аныбе это было первое тревожное известие о слабом состоянии здоровья государя. 3 ноября от Благочинного было получено печальное известие о смерти Благочестивого Государя Императора Александра III.

1895 год.

16 января получен манифест о бракосочетании Государя Императора Николая.

К концу зимы у всех вышло сено, кормом для скота исключительно являлась яичная солома или ржаная.

24 мая проведены в церковно-приходской школе экзамены выпускников для двух мальчиков Семена Нестерова и Василия Казаринова...

В половине июня был пароход "Самоед" в Ульяновский монастырь с Вологодским губернатором и его свитой, под Аныбом пароход не останавливался.

29 декабря с.г. было освящение в новом храме престола в приделе Преображения Господня... По случаю многолюдства за порядком следил пристав Булатов и помощник урядника Темноев.

1896 год.

В начале с.г. Аныбская паства лишилась своего пастыря - священника о.Викентия Попова. Он после поездки своей в начале Великого поста по приходам... для исповеди духовенства возвратился домой 22 февраля при очень плохом состоянии здоровья, т.ч. 24 числа днем передал душу свою Богу разбитый параличом. Такова скоропостижная кончина настоятеля Аныбского прихода. В тот же день, немного спустя, по зову приехал Подъельский священник Александр Толстиков, чтобы напутствовать вдруг заболевшего, но уж не застав его в живых, а первый отслужил панихиду по новопредставившемся иерее. 26 февраля совершено было погребение почившего... Таким образом, Аныбская паства осталась без своего пастыря, только по временам посещают ее и совершают служение входящий соседний священник Дмитрий Попов, но он будучи сам в большом приходе очень редко мог побывать в Аныбе и то по экстренному случаю... Впрочем, псаломщик - диакон Рафаил Шутов - отправлял в праздники часы, но все-таки это не удовлетворяло духовной нужды паствы. Бог не долго судил ныбчанам быть сиротами, вскоре назначен был новый настоятель из псаломщиков Яренского уезда... в Петров день (29 июня) уже совершалось служение новым священником Иоанном Поповым... таким образом, Аныб опять имеет священника.

Что касается религиозно-нравственного состояния Аныбчан, то в этом отношении замечен небольшой толчок вперед: заметно увеличение молящихся в церкви. Привлекающей причиной сему должно быть была новая обстановка при Богослужении в новом каменном храме, сопровождаемая пением учеников местной церковно-приходской школы... и участии мальчиков в чтении в церкви. Много сему способствует и чтение священником проповедей на родном их зырянском языке почти при каждом Богослужениии.

14 ноября вновь строящийся дом для священника был готов... Вечером отслужен... священником водосвятный молебен с с канонами Великомилостивому Спасу и Небесной Заступнице... при пении учеников школы. С сего дня священник и переселился в новый дом для жительства из старого, который на другой же день (15 ноября) был разрушен до основания.

19 декабря поступило пожертвование в 38 рублей от крестьянина Подъельской волости Кузьмы Королева: медный посеребренный подсвечник с белою эмалированною свечою.

30 декабря было освящение второго престола храма в честь святителя Христова Николая Чудотворца. Служение было с вечера всенощное бдение, а утром утреня и Божественная литургия св. Иоанна Златоуста, перед литургией водосвятный молебен и чин освящения храма.

Подготовила А.Малыхина

НА ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ

Неспешная жизнь маленького коми села Аныб. Незначительные как бы события, но, погружаясь в их череду, начинаешь чувствовать тектонические сдвиги в истории великой христианской страны - Российской империи. В N 312 “Веры” мы публиковали начало летописи (1869-1896 гг.), и вот продолжение.

Жизнь течет дальше, все также неспешно. Только чуткое ухо могло услышать тогда предгрозовые раскаты...

1897 год.

В начале с.г. Высочайше была назначена всеобщая народная перепись, и к сей по Высочайшему повелению было большею частью привлечено духовенство, как более близкое сословие к народу. Наш Аныбский участок был под ведомством священника с.Деревянск Дмитрия Попова. При каждом правлении назначен счетчик.

Духовником в благочинии назначен священник с.Вочь Александр Голубцов. Исповедников в сем году значительно прибыло, должно быть, яснее стали понимать важное значение и необходимость исповеди для православного христианина.

29 мая родилась дочь Татьяна у государя-императора.

26 июня уволен в заштат псаломщик Рафаил Шутов за болезнию.

1898 год.

В Аныбе появилась болезнь скарлатина, многие умерли. Многие обращались с молитвою к вмч.Пантелеимону и получали исцеление. Из русского Пантелеимонова монастыря получен образ вмч.Пантелеимона через руки монаха Аверкия. Образ был встречен в конце селения и с крестным ходом привезен в храм.

1899 год.

17 января был из д.Ручевской больной кликушей, он молебствовал перед образом вмч.Пантелеимона, во время сего претерпевал страшные мучения и судороги. В конце молебна почувствовал облегчение. Уехал домой в нормальном положении. По справкам позднейшим, он с тех пор чувствует себя и доныне здоровым.

22 июня с.г. посетил Аныб Преосвященный Алексий, епископ Вологодский и Тотемский, возвращаясь из Ульяновского монастыря. Были представлены ему благочинным Николаем Доброумовым проповеди священника Иоанна Попова на зырянском языке, что очень выдвинуло деятельность местного священника. При благословении одного из прихожан епископ заметил у него на вороту крест и расспросил о причине ношения христианином креста, на что последний не вдруг мог ответить, не понимая самого вопроса, т. к. был чистый зырянин и не понимал по-русски. Пробывши около двух часов, епископ отбыл к с.Подъельску. Дорогою, при выезде из Аныба, лошади бросились в сторону и Преосвященному причинили ссадину на руке, чем прогневили его. Дальнейший путь был благополучен до самого Подъельска.

1990 год.

Появилась болезнь “корь”, и многие младенцы были ее жертвою, отправлены к Отцу Небесному в селения праведные.

29 декабря отведено место под кладбище, находящееся в одной версте от церкви. Сегодня было освящено это место.

1902 год.

31 мая проходил мимо Аныба пароход “Ангария” с Преосвященным Гавриилом, епископом Великоустюжским, и затем спустился обратно. Аныбский приход провожал его звоном.

13 июля был град величиной с голубиное яйцо. В сей день утонул 25-летний молодец, случился удар после жары при купании. 4 августа была сильная гроза.

Указом Велико-Устюжского духовного правления 2 августа и.д.псаломщика Зосима Вишерский за нетрезвость и грубость уволен от должности с отдачей под надзор Благочинного и назначен и.д.псаломщика в с.Пажгу.

Появилось множество волков, много овец истребили они. Местным попечительством приобрели для школы за 35 рублей волшебный фонарь для руководства при чтении. С 1 декабря назначены чтения при школе с туманными картинками, ведомые священником Иоанном Поповым на зырянском языке.

18 декабря с.г. умер священник, благочинный Николай Доброумов, местный священник Иоанн Попов прислуживал при погребении.

1903 год.

Благочинным назначен священник Дмитрий Попов из с.Деревянск 11 февраля.

19 июня было служение с молебствием по случаю открытия мощей нового святого, преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца.

27 июля было более 400 человек, в два раза больше прежних лет, молебствующих св.Пантелеимону, были за 50 верст от села.

1904 год.

15 февраля было молебствие против “супостатов”, против нападения Японии на Россию, объявления войны.

1 октября были освящены и подняты кресты на новую каменную ограду при церкви.

1905 год.

В мае месяце раскололся самый большой колокол весом 20 пудов.

1906 год.

19 марта спустили расколотый колокол с колокольни для отправки его на первом весеннем пароходе в Ярославль, т. к. его продали в фирму “Оловянишников и сыновья” и заказали новый из Демидовской меди.

22 апреля назначен новый епископ Никон из Московской епархии. 1 декабря получили вновь отлитый колокол, он имеет приятный и сильный звук.

1907 год.

Прибыл в Аныбский приход новый священник Николай Доброумов из Усть-Куломского прихода 15 февраля, а первую литургию совершил 18 февраля с.г.

1908 год.

5 июля с.г. около девяти с половиной вечера проезжал через с.Аныб на лошадях Вологодский губернатор в чине камергера Двора Его Величества Н.А.Хвостов.

Приобретен колокол весом 53 пуда, вылитый по заказу на заводе Оловянишникова в Ярославле. Колокол доставили до Усть-Сысольска на пароходе общества “Архангельск-Мурманск-Котлас”, а от Усть-Сысольска до Аныба на конях, привезли 8 ноября, приподняли и святили в престольный праздник св.Николая Чудотворца, 6 декабря.

1909 год.

3 августа церковный сторож Василий Иакимов Нестеров обнаружил взлом в церкви. Вор был найден 25 октября в Кируле Стефан Якимов Нестеров.

10 октября получен в Аныбскую церковь образ вновь прославленной святой 12 июля с.г. Св.Благоверной Великой Княгини инокини Анны. Перед новым образом, положенным на аналой, священником было сказано по-зырянски житие святой, совершено молебствие, а затем богомольцы с большим благоговением лобызали образ новой заступницы, представительницы за нашу многострадальную родину.

13 июня. На зырянском языке было чтение о последних днях и кончине императора Александра III.

1910 год.

Сделано пожертвование от священнической вдовы благочинного Николая Доброумова: мельхиоровое в серебрянии кадило и золоченая медная дарохранительница, ковчег для оной стеклянный с ободком выкрашен палевой краской.

28 января после литургии читан Указ Святого Синода по поводу возбуждавшегося в прошлом году прошения о перенесении в г.Усть-Сысольск св.мощей Стефана В.Пермского. “Св.Синод не считает возможным дать своего благословения на перенесение честных останков св.Стефана, епископа В.Пермского, и по коему Е.И.В. богоугодно было начертать: “Согласен с заключением Св.Синода”.

1911 год.

19 февраля совершено празднование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. 2 февраля с.г. скончался бывший епископ Алексий Вологодский и Тотемский. 26 февраля совершена в храме панихида. 16 октября, в день воскресный, совершена панихида по премьер-министру Петру Аркадьевичу Столыпину, умершему 5 сентября от раны, нанесенной выстрелом из револьвера злодеем 1 сентября в Киеве.

8 ноября с.г. после литургии совершена панихида по Михаилу Васильевичу Ломоносову по случаю исполнения в сей день 2000 лет со дня рождения.

Произведен ремонт священнического дома, работали крестьяне: Андрей и Егор Семеновы Поповы. 16 июня проехал на пароходе вверх по Вычегде епископ Вологодский и Тотемский Никон до Ульяновского монастыря и с.Усть-Кулом. Обратно возвращался 20 числа, встречали и провожали колокольным звоном.

22 числа в Усть-Сысольском духовном училище была беседа с Владыкой священников, а после оной снимались съехавшиеся священники с Владыкою на общей карточке, а равно и со смотрителем духовного училища, и членом Государственной Думы, и миссионером Стефаном Николаевичем Клочковым.

5 июня произошел пожар в с.Корткерос, сгорело около половины села, в т.ч. дома священника, диакона и псаломщика. Пожар дошел до школы и церкви, где и был остановлен.

Вдовой покойного благочинного Николая Доброумова и матерью местного священника доставлен в Аныбскую церковь крест напрестольный серебряный византийской работы с рельефным распятием, украшен эмалью, высотой 8 вершков, весом два с четвертью фунта, стоимостью 130 рублей. Изготовлен нарочно в Москве. Жертвовательница и Св.Евангелия, и других многих вещей в сию церковь на вечное поминовение рода их Доброумовых.

Ледоход начался с 20 апреля, осенью путь через Вычегду установлен 8 октября.

1912 год.

18 сентября в г.Усть-Сысольске был съезд духовенства для избрания выборщиков на губернское собрание для избрания членов Гос.Думы. Избран был большинством голосов наш местный благочинный, священник о.Димитрий Попов. Аныбский настоятель тоже присутствовал лично на съезде. 26 октября получено известие, что благочинный отец Димитрий Попов выбран в Вологде в члены Гос.Думы.

12 июня с.г. священническая вдова Апполинария Филофеевна Доброумова доставила полное священническое облачение на белом фоне с вышитыми цветами и набедренник белый. Слава Богу за работы и помощь нам.

1913 год.

Празднование 300-летия Дома Романовых. Приобретена особая икона, выписанная из Москвы от Ивана Сергеевича Журина, киот сделан в Ульяновском монастыре.

При доме священника сделано белое народное крыльцо на месте разрушенного балкона. Работа Василия Косьмина Нестерова.

9 апреля тронулся лед на р.Вычегде, а 25 апреля пошел в Усть-Кулом первый пароход. 29 апреля псаломщик Федор Тюрнин отправился на учебный сбор ратников в г.Усть-Сысольск на месяц.

1914 год.

19 марта получена риза от Сергея Семеновна Мишкова из Москвы на икону св.вмч., целителя Пантелеимона. 9 мая с.г. в день храмового праздника около 9 часов крестьянин село Аныб Илья Степанов Пименов выстрелом из ружья убил крестьянина Егора Андреевича Лобанова своего родственника, зятя, т.е. мужа своей сестры Феодоры.

В сем году в приходе произведено поземельное устройство крестьян. 15 мая прибыл землемер Николай Николаевич Казаринов. Отмежевали в вечное пользование церкви пожню “казна-видзь”.

8 июня совершен молебен по случаю постройки дома для псаломщика, работы производил Максим Федоров Нестеров за сумму 224 рубля.

23 июня получена телеграмма урядником при воинском начальнике почтой “Германия объявила нам войну”! 25 июня объявлена мобилизация ратников 1 разряда. 2 ноября, в день воскресный, объявлен Высочайший Манифест о войне с Турцией, и совершен молебен о даровании победы.

1 сентября с.г. открыто земское училище в д.Луньпокинской, законоучитель св.Николай Доброумов. В сем году опять жертвовательница, вдова Апполинария Доброумова из Усть-Кулома, выслала в церковь Евангелие молебное бархатное с серебряными наугольниками.

1915 год.

Продолжающаяся война с Германией, Австро-Венгрией и Турцией возвысила цены на все продукты. Призваны ратники I разряда призыва 1898 года и ратники II разряда до призыва 1910 года, и призваны имеющие льготу 1 разряда за 1917 год.

17 августа с.г. учрежден приходской Попечительский совет в оказание помощи семьям солдат под председательством священника Николая Доброумова, который оказал помощь на сумму 136 руб. 40 коп. 91-му семейству.

С 4 марта по 25 марта священника постигла болезнь. Богослужения исполняет безместный священник из Ульяновского монастыря Андрей Михайлов Попов. Со времени объявления войны с прекращением винной торговли народ стал более обдуман, более сосредоточен внутрь, более посещает церковь, более нуждается в нравственной поддержке и утешении.

1916 год.

Жизнь вздорожала чрезмерно. Летом Господь хранил от болезней, за июль месяц не было ни одного умершего, что весьма достойно внимания. Но зимой явилась болезнь “оспа”, обнаружилась 1 ноября и до конца года. В ноябре умерло 10 человек, декабре - 11 человек.

Александром, епископом Вологодским и Тотемским отец настоятель награжден скуфьею.

14 февраля совершена панихида по убиенным воинам: Иоанну Федорову, Иоанну Филиппову, иерею Александру, убитым у проволочных заграждений неприятеля.

10 июня день Николы Великорецкого, совершается хождение по скотине. В сей день обнародовано по Высочайшему повелению на зырянском языке описание подвига крестьянина Волжской губернии Стефана Веремчука. 26 ноября праздник Георгиевских кавалеров. Панихида по-геройски душу свою положивших на поле брани за веру, царя и Отечество воинов-прихожан сего святого храма: Георгия Дмитриевича Попова, Андрея Михайловича Казаринова, Семена Михайловича Пименова, Алексея Павлова Расова и всех павших в бою, умерших от ран и увечий и скончавшихся в плену вражеском.

После литургии совершено торжественное молебное пение о даровании победы, на эктинии и многолетие возглашалось: “Здравствующих героев-воинов Георгиевских кавалеров прихожан сего святого храма: Максима Дмитриева Попова, Василия Алексеева Лобанова, Алексея Тимофеева Пименова, Тихона Логинова Панюкова и всех доблестных защитников родины, сражающихся в рядах христолюбивого воинства, прихожан сего святого храма и жителей прихода сего. Аминь”.

1917 год.

Настоящий год переворотов.

С 26 февраля по 4 марта священник объездил духовенство для исповеди.

14 марта вследствие происшедшего переворота избран на сходе Временный Волостной комитет...

25 марта оглашен акт об отречении Государя-Императора от престола. 11 мая, день вознесения Господня, в приходе произошло следующее. Я удивлен был по приходе со службы домой чрезмерным скоплением народа у комитета, они расставились шпалерами по обе стороны дороги до дома, где квартировал секретарь комитета. Выводят 4-х людей голыми: две женщины и двое мужчин. Доводят их до дома комитета, и что потом там происходило, неизвестно. Веденными оказались секретарь комитета Дмитрий Моторин и солдатка Параскева Михайловна Казаринова, вторая пара: Иван Осипов Пименов и солдатка Марья Павловна Казаринова. Так была понята здесь свобода, и это устроилось под влиянием солдат, прибывших с фронта.

25 мая. Троицын день. На вечери сделана священником беседа о событии 11 мая, разъясняющая всю пагубность и непристойность поступка.

15 августа. Начало работы Церковного собора.

5 ноября. Сход по выборам в Учредительное собрание.

27 ноября. За список N 1 революционеров - 258 голосов, N 2 демократов - 14 голосов, N 3 единения - 3 голоса, N 4 кадетов - 84 голоса, N 5 народовольцев-революционеров - 4 голоса.

6 декабря. В праздник Николы Чудотворца пред молебным пением обнародовано определение Св.Синода о наречении и праздновании восшествия на Патриарший престол Патриарха Тихона и с полуденным звоном и перезвоном по-зырянски...

Послесловие.

Записи этой летописи обрываются 1917 годом. Наступило другое время: все, что сберегалось, наполнялось годами, в одночасье было разрушено. Не пощадило оно и самого Николая Доброумова. Будучи священником в с.Дон, он был арестован и 25 августа 1937 года расстрелян. На нем оборвалась нить рода Доброумовых, о котором так пеклась его мать, жертвовательница многих вещей в Аныбскую церковь на вечное поминовение рода их, Доброумовых.

Придет время, и новые служители исполнят этот завет, быть может.

Подготовила А.Малыхина

 

   назад    оглавление    вперед   

eskom@komi.ru
www.mrezha.ru/vera