73 | Земля Коми |
СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ Все больше детей остаются без родителей, становятся беспризорными, “заболевают” уличными пороками. Только в Республике Коми более пяти тысяч детей отданы родителями в детские дома. Потеряв человеческий облик в непрекращающихся пьянках, взрослые избавляются от своих детей как от ненужной вещи. Как остановить это? Как помочь человеческому горю? Есть ли в нашем обществе силы, способные заняться делами милосердия?
Не так давно при Кылтовском Крестовоздвиженском женском монастыре организована Община сестер милосердия. Действует она в Сыктывкаре, сейчас открывается филиал и в Ухте - там также создается сестричество. И до революции Кылтовская обитель славилась своей попечительской заботой о сиротах, специально для которых в монастыре была построена школа. Бездомные девочки находили в у кылтовских сестер не только приют, но и научались грамоте, вышиванию, плетению корзин, другим рукоделиям. А самое главное - учились праведной жизни и благочестию.
Сейчас Кылтовская обитель возрождает это доброе дело, для этого и создавалось сестричество. Примечательно, что руководит им матушка Люба, которую в детстве крестила первая настоятельница обители - м.Ермогена. Мать матушки Любы была среди тех девочек, что воспитывались в кылтовском “училище благочестия”. А когда после революции монастырь закрыли, еще несколько лет ее семья Куратовых жила здесь, рядом со святыми стенами.
А в наше время началось все с того, что владыка Питирим благословил сестер ухаживать за пятью девочками, которые питались в столовой епархиального управления. Родители оставили детей без присмотра, впав в беспробудное пьянство. Потом к ним прибавилась уже настоящая сирота - Оля, у которой сначала умерли отец и мать, а потом дедушка с бабушкой. Олю привела в монастырь ее школьная учительница, которая за отсутствием родственников поначалу взялась ее опекать... Теперь судьбы всех этих детей уже определились. У Оли после почти годового пребывания в монастыре нашелся родной дядя, он забрал ее к себе и оформил опекунство. Пятерых девочек после первого же лета, проведенного в монастыре на послушаниях, сестры решили отдать в школу. Как ни хороша жизнь в обители, но образование-то дети должны получить. Матушка Стефанида выхлопотала в интернате г.Емвы (около 40 км от Кылтово) две отдельные комнаты и приставила к девочкам на все время их обучения матушку Надежду, которая была детям за мать и за старшую сестру. После окончания школы Лариса, Катерина и Елена поступили в училище, а Мария, прожив в монастыре еще полгода, вернулась к матери, которая в письмах звала ее домой.
Сестры воспитывают в брошенных детях любовь к своим родителям, какими бы они не были. Следуя евангельским заветам каждый христианин должен почитать отца и мать свою. На пьянство родителей сестры говорят детям, что их папы и мамы “болеют”. Беда в том, что бедные дети в таких “больных” семьях влачат жалкое существование, родители-пьяницы их не кормят и не одевают. У той же Маши был случай, когда крестная купила ей к 1 сентября новую форму, а мать в тайне от ребенка пропила ее. Маша обнаружила пропажу перед самой школой и весь день 1 сентября, когда остальные дети пошли в школу, проплакала. У Ларисы, которая попрошайничала, чтобы как-то прокормиться, мать забирала деньги и часто вместо хлеба приносила бутылку водки. “А на хлеб, доченька, денег не хватило”, - говорила она голодному ребенку.
Еще одна девочка, Таня, попала в монастырь из-под Ухты. Ее история словно из сказки про Золушку, только не с таким счастливым концом. Папа развелся с мамой, мама нашла себе нового мужа, а тот Таню невзлюбил. Много страданий пришлось перенести девочке и от отчима, и от своей же матери. Однажды отчим сказал жене: “Если ты не уберешь своего выкормыша, то я убью ее”. Девочку привезли в монастырь в 11 лет, когда она училась в четвертом классе. Она была истощена, с целым букетом болезней, начиная от порока сердца. Прожила Таня с сестрами полгода, потихоньку отошла душой от издевательств родителей. А потом познакомилась с детьми из Сыктывкарского детдома N3, окормляемого Свято-Казанской церковью. Там для детей созданы очень хорошие условия. Оборудована и молельная комната. Дети ждут священников как родных отцов и радуются каждой новой встрече с ними.
На удивление, Танечка стала очень хорошо учиться здесь. А занятия у детдомовцев проходят в Православной гимназии, подшефной Кылтовскому монастырю. Гимназисты часто приезжают в Кылтово, а сестры, в свою очередь, постоянно навещают гимназию. Дети у себя в детдоме выпускают даже газету с названием “Наш монастырь”. Получается, Таня так и осталась при Кылтовском монастыре...
Самое удивительное во всех этих историях то, что исправляются очень “трудные” - с покалеченной душой - дети. Обычно такие плохо перевоспитываются, продолжают пить, курить, нюхать клей. А матушкам как-то удается отучить их от вредных привычек, отогреть. Возможно ли это без истинной любви, без молитв, без помощи Божией? Удивительны все-таки дела Божии! Вот матушки спасают брошенных детей, и при этом со всей серьезностью говорят: “Это не мы их, а они нас спасают”. Вот матушки учат детишек христианским началам, и... сами оказываются в роли учеников. Мне рассказали два таких случая.
Однажды, во время праздничной службы на Успение Божией Матери девочка трех лет, приехавшая в Кылтово с паломниками, увидела возле плащаницы женщину в монашеском одеянии. Та стояла, склонившись над плащаницей. Девочка показала на нее родителям, но те были в недоумении: никого около плащаницы не было. “Да как же вы не видите, - удивлялась девочка, - вот же она стоит”. “А какая она?” - спросили ее. “Да вот, такая же, как она, - показала девочка на подошедшую к ним кылтовскую монахиню, - в таком же черном платье”.
В другой раз мальчик пяти лет тоже во время праздничной службы увидел рядом с чудотворным крестом Василия Пестерева - главной монастырской святыней, обретенной при открытии монастыря - семь поющих монахинь. Они стояли чуть в стороне от “настоящих” кылтовских сестер, и молились, пели вместе с ними, в один лад. И этот мальчик тоже удивлялся: почему никто, кроме него, их не видит. Любопытно, что молитвенное пение и сами матушки часто слышат - из пустого храма, когда там никто не служит. Получается, служба там идет непрерывно...
* * *
Но вернемся к Общине Сестер Милосердия. Можно долго описывать, какими путями она создавалась, сколько судеб в ней переплелось. Внешне же все выглядит просто. На одной из ежемесячных встреч епископа с жителями Эжвинского района г.Сыктывкар кто-то из зала спросил его: “Почему церковь не занимается делами милосердия?” На той же встрече владыка благословил настоятельницу Кылтовского монастыря на создание Общины сестер милосердия. Матушка Стефанида организовать сестричество поручила настоятельнице монастырского подворья в Сыктывкаре матушке Любови (Куратовой). А матушка Люба (сама медицинский работник с 30-летним стажем) давно уже горела этой идеей. За помощью она обратилась к своему духовнику о.Владимиру Дунайчику - настоятелю Эжвинского молитвенного дома. Сейчас с его благословения в общине 20 сестер, все духовные чада о.Владимира. Все они несут различные послушания. В поле зрения сестричества попадает все больше детских приютов и сиротских домов, различных больниц, инвалидов-колясочников, просто престарелых людей, за которыми требуется уход на дому. Начинали они не на пустом месте: прежде сестры Кылтовского монастыря более полугода каждый четверг приезжали ухаживать за больными в республиканскую больницу. Ходили по палатам, служили молебны.
Когда образовалось Община сестер милосердия в Эжве, сестры в первую очередь обратились в Управление по социальным вопросам. Начальник управления вначале отказался “выделить” престарелых людей для ухода за ними. Как рассказывают, свой отказ он аргументировал так: “Вы со своим милосердием всех моих пациентов заберете”. Его опасения оказались не напрасны: ведь сестры работают бесплатно и от всей души ухаживают за больными. И когда управление по просьбе владыки все-таки выделило для сестричества шестерых инвалидов, то вскоре к сестрам стали проситься и другие больные.
- Многим из них не столько уход нужен, - говорит матушка Люба, - сколько теплое отношение, чтобы поговорили по душам, утешили. Вот у Пироговой – не ходячей слепой старушки с больным сердцем, у нее и уход хороший и в квартире чисто. А мы пришли, поговорили с ней сердечно, почитали молитвы, попели псалмы. Она даже расплакалась. “Ой, - говорит, - со мной никто так душевно раньше никогда не говорил. Я всегда была одинока”. Хотя ей-то как раз бы грех жаловаться: ухаживают за ней близкие родственники. Но в таких ситуациях, когда человек на долгие годы прикован к постели, немощного человека даже дети забывают. Привыкают как к вещи.
Еще был вот такой случай. Я сестру Марину подключила к инвалиду-колясочнику. Он раньше пил, ничем не интересовался. А потом Марина стала ходить к нему, рассказывать о Боге. Вскоре он сам начал всем интересоваться, читать книги, молитвы читать. До этого его посещали баптисты. Теперь он так духовно укрепился в православной вере, что сам спорит с баптистами, убеждает их перейти в православие.
При посещении больных мы не ставим перед собой такой цели, чтобы обязательно обратить их к Богу. С разговорами о Боге, если человек к этому не готов, сами не лезем. Главное для нас - принести помощь, облегчение. И если только человек захочет...
Опекают сестры и пенсионеров на дневном стационаре в Эжве, ухаживают за больными в Эжвинской больнице. Матушка Ксения ухаживает за душевнобольными в республиканской психбольнице. Сестры Надежда, Мария, Нина, Людмила встречаются с детьми из детских домов и сиротских приютов, проводят беседы о Боге в садиках. И в беде стараются никого не оставить: не только отпевают умерших и читают по ним псалтырь, но помогают организовать похороны.
Общество милосердия ухаживает и за инвалидами-колясочниками из центра афганцев. Сестры ходят на квартиры к воинам. Кто-то из них убивал, кого-то до сих пор преследуют кошмары - и всех угнетает безысходность. А после таких встреч многие начинают понимать, что самое главное в человеке не потерянные руки и ноги, главное - не потерять свою душу.
Людей, нуждающихся в помощи, в добром участии - не счесть. Община только начинает работу, сестры пытаются по возможности помочь всем страждущим и нуждающимся. Правда, не всегда им это удается. В иных случаях просто не достает медицинской или богословской квалификации. При Общине сестер милосердия решено организовать ассоциацию православных медиков - в нее вступило уже восемь специалистов. Для ее организации нужны квалифицированные медицинские работники, желающие послужить делу милосердия. Помимо оказания медицинской помощи, ассоциация ставит своей задачей разъяснение жителям республики духовного и физического вреда самолечения и использования методик биотерапии, экстрасенсорики и других подобных “целительных” методик.
При Ассоциации планируется создать Центр реабилитации жертв воздействия тоталитарных сект, что особенно важно в наше неспокойное время, когда тысячи людей, подверженных сектантскому влиянию, теряют духовные ориентиры, остаются с травмированной психикой. Православные медики, желающие записаться в Ассоциацию, могут обратиться к секретарю епархии о.Филиппу (Филиппову). Звонить по телефону: 42-04-07.
Пока что у Общины сестер милосердия нет своего помещения, где бы можно было собираться, решать проблемы, куда люди могли бы обратиться за помощью. Быть может среди сыктывкарцев есть такие люди, кто имеет возможность помочь сестрам и временно, до окончания строительства монастырского подворья, пожертвовать им какой-нибудь частный дом или иное помещение? Ваша милость реально поможет людям...
Е. СУВОРОВ.