87 | Земля Коми |
ТРОИЦК НАД ПЕЧОРОЙ Троицко-Печорск даже по северным понятиям считается далекой окраиной, настоящим таежным селом. Между тем у этого села славная история. Уже не первый год мы собирались организовать туда командировку - и вот перед вами первая публикация нашего корреспондента, побывавшего там. Составлена она из путевых заметок, так сказать, первые впечатления... Взгляд из прошлого Когда я приехал в это село, то первым делом, конечно, спросил, где находится церковь. Маленькая старушка показала дорогу: “По этой улице дойдете до администрации, потом свернете налево и дойдете до улицы Ленина, и по улице Ленина - до самого конца”. Путь оказался неблизкий, около двух-трех километров. Но после дальней дороги было приятно размять ноги. Современный Троицк (местные жители до сих пор так называют свое село, по старинке, без добавления “Печорск”) поразил какой-то безликостью. Кроме кирпичного здания администрации, взгляд еще задержался на маленьком коммерческом магазинчике “Тройка” и дальше скользил по серым деревянным одноэтажкам. В конце улицы стоял огромный металлический Ленин в кепке и протягивал ко мне свою руку, словно хотел поздороваться. Вот только дотянуться до его руки не смог бы даже великан - уж слишком на недосягаемый пьедестал подняли его люди. Возле Ленина глазам открылся неожиданный вид: благолепный деревянный храм, а возле него пасутся коровы. Тут же здание районной администрации. Тут тебе и Бог, и сатана - все в одном месте. Как я узнал позже, на этом пятачке, собственно, и сосредоточены все достопримечательности Троицка. На этом же холме над р.Печорой, через овраг, находится Дворец культуры. Он построен на месте бывшей Троицкой церкви. Церковь эта была кладбищенской, и кладбище занимало большую площадь вокруг храма. Но когда церковь в 1934 году разрушили, то все могилы сравняли с землей. Здание церкви было настолько прочным, что его взрывали семь раз. Кирпич увезли на трех баржах для строительства точильной фабрики в Усть-Ойле. Баржи застревали на перекатах и чуть не затонули. Что было удивительно: примерно в то же время баржа с церковным кирпичом от ижемского храма (по соседству) естественным образом потопла. На месте кладбища и Троицкого храма сейчас - дискотека. Молодежь пляшет на костях своих предков. “А говорят, Господь мало терпит, - сокрушался об этом местный батюшка о.Иоанн Федько. - Да за такие грехи... Может, поэтому у нас здесь каждый год по 10 - 15 человек в Печоре тонут? Еще столько же самоубийством кончают - и все одна молодежь”. С о.Иоанном мы встретились возле церкви. Он только что приехал из леса, где рабочие заготавливают мох для строительства около храма подсобных помещений. - Вот посмотрите: коров, коз выпасают возле храма, - опять сетует батюшка. - Я с ними бороться устал. Дети возле храма в футбол играют, “сатана”, шестерки на стенах пишут. Начнешь им объяснять. “Наш бог - сатана”, отвечают. - У вас что, и сатанисты есть? - Ну, эти-то глупенькие. А есть и посерьезнее. Колдунов, экстрасенсов у нас много. Откуда только взялись? Но и православных с каждым годом тоже становится все больше. Бывает, что и семидесятилетние из дальних деревень приезжают креститься. Здесь ведь 64 года не было священника. * * * Троицк - село древнее. Основание его восходит к временам Стефана Пермского. Напротив нынешнего храма на реке есть песчаный остров, оставшийся от размытого мыса, который раньше выдавался далеко в Печору от места впадения речки Мылвы. По преданию, именно на этом мысе преемник святителя Стефана - епископ Исаакий - основал в 1416 году Троицкий скит Ульяновского монастыря. Эта монашеская пустынь и дала начало селу. При еп.Исаакии здесь был настоящий “край земли”, пустынь соседствовала с воинственными вогулами (ханты-манси), которые совершали набеги на поселения новокрещенных зырян. Монахи пустыни миссионерствовали не только здесь, в середине XV века они проникли даже в Камско-Вишерский край и крестили язычников в районе Чердыни (ныне территория Пермской области). И впоследствии у Троицка была славная история - жили здесь известные, именитые люди, и село оставалось на слуху в зырянском крае, хотя находилось оно в самой глубине тайги, вдали от цивилизации... Впрочем, и сейчас Троицко-Печорский район считается в Республике Коми самым “глухим”, отдаленным. Умирают леспромхозы, и население села за последние три года уменьшилось с пятнадцати до двенадцати тысяч. Люди бегут из этого таежного края, продавая по дешевке свои квартиры. Руководство района надежды на возрождение связывает с итальянцами, которые собираются построить здесь крупный деревоперерабатывающий комбинат. Но говорят, что этот комбинат погубит знаменитый Печоро-Илыческий заповедник, уникальный уголок девственной природы. Крупнейшая река Европы - Печора - станет такой же грязной, как и Вычегда, на которой стоит подобный гигант лесохимии, Сыктывкарский ЛПК. Неужели таково будущее Троицка? Взгляд с Карпатских гор Сам о.Иоанн вместе с матушкой Анной приехал в Коми с Западной Украины, из села Либохора, расположенного на самых вершинах Карпат. Оба они очень добросердечные простые люди. У них маленькая дочка Иванка, шустрый любознательный ребенок, учится в музыкальной школе. Пока я был в Троицке, квартировал у них. Живут они в Южном - единственном в Троицке микрорайоне современного типа - в доме, который тоже можно отнести к достопримечательностям села. Он составлен, наверное, из десяти, если не более, пятиэтажных домов, которые под разными углами все вместе соединяются между собой в одно домище, образуя какую-то закрученную громадную змею из железобетона, похожую на питона из детской компьютерной игры. “Такого больше нигде нет, только у нас, в Троицке”, - говорит о.Иоанн, специально объезжая дом вокруг, чтобы показать мне это уродливое творение рук человеческих. То, что большинство священников у нас, на Севере, приезжие, причем издалека, с Западной Украины, совсем не случайно. “У нас церкви никогда не ломали, - рассказала мне матушка Анна. - Советская власть у нас стала только после войны, а до этого мы под Польшей находились. Мои родители в школе еще Закон Божий учили. Сразу же после войны некогда было церкви ломать, нужно было все разрушенное строить. Так вера у нас никогда не прекращалась. Есть такие, которые под шестьдесят лет священниками стали. У нас в селе две церкви. Одна - Архангела Михаила - построена в начале века. В 1962 году, когда коммунисты полную силу набрали, на стекле этой церкви появилось нерукотворное изображение Божией Матери. Со всех окрестных сел люди приходили смотреть. А коммунисты, чтобы людей отманить, рядом с церковью кино стали крутить. Окно с Пресвятой Богородицей снимали, мыли, а люди все равно шли. Сейчас весь иконостас в этой церкви вызолочен сусальным золотом... В последнее время католики стали православные храмы завоевывать. В городе Самборе так за храм бились, что даже жертвы были. Потом у нас в селе они решили одну из двух церквей занять. Наши православные так с ними дрались, что пришлось даже омон вызывать. Так и не допустили католиков. Мой дядя за это год условно получил, и многих за драку условно осудили. У нас теперь в храме одни мужики работают, церковную дружину из молодежи набрали, чтоб охраняли, даже свечи - и то мужики продают. У нас в селе, когда праздник, - все как один в храм идут. Священник в храме только служит, а всем остальным занимаются прихожане. Даже дрова для его дома заготовляют. Зато в Троицке отцу Иоанну приходится самому и за рабочего, и за прораба, и за снабженца. Он уходит из дома рано утром, приходит поздно вечером. А ему - не то что уважение, некоторые даже и слухи злые распускают...” Слушал я рассказ матушки, и горько стало на душе: ведь и у нас раньше народ такой же самостоятельный был, как на Украине. А в чем-то, может, даже покрепче. Куда все это девалось? Схимонахиня Михаила Ничто бесследно не проходит. Был в Троицке человек, можно сказать, старой, крепкой кости - из того, прежнего, времени. Через него и перекинулся мостик из прошлого в настоящее. У истоков возрождения молитвенной жизни Троицка стояла схимонахиня Михаила, недавно почившая в Скоропослушническом монастыре Печоры. С кем бы из верующих я ни разговаривал, все отзывались о ней с большой теплотой и любовью. - При Михаиле, - рассказывает о.Иоанн, - мне очень хорошо и спокойно было. Благодаря ей я сюда уже на все готовое приехал, она с бабушками и молитвенный дом оборудовала, и жилье на первое время... Здание под молитвенный дом ей с бабушками пришлось покупать у властей. Это была бывшая Станция переливания крови в Заречье - отдали ее по остаточной стоимости, за 200 рублей. А потом каждый Божий день - перед службой - рано придет, все приготовит, вечером все приберет, полы вымоет. Заботилась о нас как родная мама. Нас с матушкой дома навестит, молока, пирожков домашних принесет, обязательно спросит, есть ли у нас хлеб. Все хотела нам свою маленькую козу отдать, она коз держала... Тот, первый молитвенный дом мы посетили с отцом Иоанном. Он стоит на пригорочке с куполом и крестом, красиво покрытый вагонкой. Помещение добротное, намоленное, около самого слияния Мылвы с Печорой. Все стены уставлены старинными иконами. Очень много самодельных икон, любовно сделанных руками бабушек. Чтобы обустроить его, Марья Тихоновна ходила по дворам, просила у людей денег - кто сколько даст. А когда все обустроила, то стала неотступно писать в епархию, просила, чтобы прислали своего священника. Постница и молитвенница, она постоянно мечтала о монастыре. А когда священника прислали, и молитвенная жизнь в Троицке наладилась, она с благословения о.Иоанна уехала спасаться в печорский монастырь. Иконописец Белоцерковский Когда я в первый раз увидел красоту нынешней Троицкой церкви, то не мог удержаться от слез. Она мне показалась необычно воздушной, легкой, словно вся она устремилась к небу. И лишь потом понял, что этот эффект достигается за счет всевозможных резных украшений, а церковь - самая что ни на есть обыкновенная - одноглавый сруб в форме корабля в одной связи с колокольней. Показывая мне живописное резное крылечко-паперть, декоративные кресты, наличники на окнах, о.Иоанн объяснил: - Это наш художник Игорь Белоцерковский. Верующий, хороший парень. Не пьет, не курит. Самообразованием много занимается, литературу по иконописи собирает. Пока все не перечитает, все не узнает, за дело не берется. Все монастыри в России объездил, в этом году в Ферапонтово был. Постоянно в храм ходит, мне в алтаре помогает служить. В колокола один звонит, колокольный звон сам по записи на кассете разучил. А это крылечко он три раза переделывал. Сам шаблоны сделал, все хотел, чтоб у него в виде луковицы получилось. Он и иконостас по своему проекту резал. Сейчас к каждому празднику иконы пишет. Вот “Троицу” над входом тоже он написал... Я смотрю на копию “Пресвятой Троицы” Андрея Рублева и ясно вижу: рука хорошего человека это выводила. Чем больше я потом видел картин и икон Игоря, тем больше проникался к нему уважением. - А вы говорите, к вам мужчины не ходят, да вот Игорь - один за десятерых! - Больше чем за десятерых, - согласился о.Иоанн. - И ведь делает все бесплатно. - А на что же он живет? - Пишет картины для богатых. В храме поразила меня большая икона Игоря “Положение во гроб Спасителя”. Тревожные огненные и черные краски усиливают скорбь склонившихся к лику Спасителя Пресвятой Богородицы и апостолов. Такие же скорбные чувства вызывает его “Распятие”. Но все-таки храм в большей степени заполнен старинными иконами. - Эту алтарную икону Святой Троицы бабушки привезли из Свято-Казанского храма Сыктывкара лет десять назад, когда открывали общину, - о.Иоанн показывает на большую старинную икону Пресвятой Троицы на алтарной стене. - Сам-то я шесть лет как сюда приехал. А четыре года назад, в воскресенье за Божественной литургией во время евхаристического канона на этой иконе, на голове Спасителя, образовалась большая капля и ручейком стала стекать до низу. Запах приятный по всему храму распространился. О таких случаях надо сообщать в епархию, но я побоялся докладывать, думал, засмеют. Всего, мол, два года как приехал, а у него уже иконы мироточат. Я считал себя даже недостойным видеть это. А след на иконе до сих пор остался. Позже эта икона около главы Спасителя просветлела. А в прошлом году, на Вход Господень в Иерусалим, нимб Спасителя во время службы заблистал ярким светом, как солнце. Второй священник Игорь Светличный и многие прихожане это видели своими глазами. Царские врата были открыты... Слушая об этом чуде, я со страхом и трепетом прикладываюсь к святому образу. - Сейчас Спаситель еще больше просветлел, - продолжает священник, - когда служишь, постоянно как бы свет от него исходит, а раньше вся икона такая же черная была, как вот Господь Саваоф - этот образ нам тоже бабушки принесли. Таким вот чудом удостоил Господь православную общину Троицко-Печорска - как бы в награду за восстановление порушенных храмов и возобновление служб Господу. * * * Уезжая из Троицка, я спросил о.Иоанна: - Не мешает вам такое соседство с Лениным? - Чем он может помешать? Он ведь не живой, просто памятник, - ответил батюшка. - Другое дело, тут райадминистрация, а рядом с ней власти долго не давали церковь строить. Но это место у нас еще с 1991 года было зарезервировано. И с Божьей помощью храм в прошлом году за одно лето подняли. А рядом сваи под каменный храм забили. Вот каменную церковь еще построю и можно будет умирать. - Да вы еще поживите, тут еще скольких людей осталось к Богу привести... - Ну, для этого надо не одну жизнь прожить. На том мы и распрощались, пожелав друг другу здоровья и долгих лет жизни. Е.Суворов