6 

   История, краеведение


ЛЕТОПИСЬ ПЕСЧАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Песчанская церковь стояла в месте слияния двух главных рек Русского Севера Северной Двины и Вычегды. И судьба ее мало, чем отличается от истории тысяч других церквей Северной Руси. Но по счастливому стечению обстоятельств история ее не канула в лету. В течении шестидесяти двух лет приходские священники села Песчанницы вели Летопись, своеобразный дневник духовной и светской жизни этих мест. В первые десятилетия они относились к этому занятию с прохладцой: Крыльцо построено, церковь выбелена, лето было жарким.

Но потом времена изменились, появилось новое поколение священников, более образованных, а главное не заставших той мирной, благодушной обстановки, которая царила в России в середине прошлого века. Новое поколение батюшек, готовилось Богом к тому, чтобы достойно принять мучения и смерть. Заметная смена тона Летописи в 1894 году, спустя четыре года по прибытии священника Иоанна Коносова - знаменует еще и начало новой эпохи в жизни всей русской Церкви. Описывается то нападение волков на стада, то страшная гроза, то пожар, то затмение солнца. Что то происходит в природе. Происходило, наверное, и раньше, но не замечалось, не ложилось одно к другому. Отца Иоанна Коносова, большевики, расстреляют в 18-м году. Но какое-то смутное предчувствие надвигающейся беды овладело им, судя по записям, задолго до этого.

Следующий за Коносовым священник - отец Сергий Еромолин оставил в Летописи еще более глубокий след. Человек очень сдержанный, он в одном тоне сообщает о сборе урожая, погоде, гибели жены от тифа во время гражданской войны... Пишет например: “...расстрелян священник Иоанн Коносов...”, а следующая фраза: “Лето было дождливое...”. Ни тени рефлексии, желания похвалиться умом или возвышенностью чувств перед возможными читателями. Он, внешне спокойно, ведет хронику катастрофы: первое убийство в приходе, умышленный поджог, возрождение язычества с ритуальными плясками у костров. Лишь однажды, весной 21-го года, тревога, на какое-то время, отпускает его. Страшная зима позади. Год прошел со смерти жены и боль притупилась. Сидит он бобыль на солнышке и радуется муравьям, комарам, жужжанию пчел и жуков.

Обрывается Летопись в 29 году. Начинается раскулачивание. Власти всерьез решили взяться за русскую деревню. Ей грозит разорение и гибель. И главное, что запомнилось священнику в этом году - это плывущие по реке хлева, “амбарушки”, телеги... снесенные с берегов невиданным в этих наводнением. Следующие страницы рукописи вырезаны. Как сложилась дальше судьба священника Ермолина мне не известно. Скорее всего погиб в лагерях.

Летопись песчанской церкви, была найдена мною в Котласском краеведческом музее, бывшем, еще недавно, Музеем революции. Оригинал ее хранится в архивах г. Архангельска. Котласский список был сделан местным краеведом Шмаковым, уроженцем села Песчанницы. Приносим свои извинения за то, что печатаем рукопись в сокращении. Так как многие записи Летописи очень похожи одна на другую, то появившиеся пробелы не нанесли ей серьезного вреда.

1869 г.

В сем году церковь отбелена и по местам раскрашена усердием прихожанина Василия Вахрамеева.

Лето до крайности было жаркое, благоприятное для уборки урожая. В июле в В-Заполье был падеж скота, погибло 8 голов. За год родилось мужчин 28, женщин - 35, браков 23, умерло 43, обучалось в церков. школе 7 чел.

1873 г.

Крыльце постройкой закончено, в Покров водоосвящено, сослужен молебен при многочисленном народе даже с других приходов.

Построен дом священника на 5 сажен кругом. Родилось 60, браков 19, умерло 39. Детей обучалось 46 мальчиков и 7 девочек.

1888 г.

В VI вся церковь снаружи выбелена, крыша выкрашена медянкою, вызолочено на церкви 3 креста.

1890 г.

В III (сентябре - ред. )приобретена новая плащаница стоимостью в 200 руб. на добровольные пожертвования частных лиц здешнего и соседних приходов, и гробница для плащаницы в 90 рублей.

Урожай сена и хлебов хороший.

29/Х к сей церкви прибыл новый священник Иоанн Вас. Коносов, а Андрей Попов переведен в Богоявленскую церковь.

Свящ. Коносов.

1892 г.

19/IV на Двине ледоход. Вода очень высокая, затопило все луга, за исключением самых высоких мест. 21/V выпал снег, сделался холод. На юге страны холера занесена из глубокой Азии.

Вследствие обильных дождей вода летом поднялась до весенних размеров, унесло сенокосы.

10/Х скончался диакон Н. Шергин, 48 лет от роду.

1894 г.

С конца минувшего года и по VII с/г в приходе свирепствовала горячка, особенно в Крутце. Множество больных и примеры смерти пробудили в народе чувство своей греховности и в минувший Вел. пост число исповедовавшихся и причастившихся значительно возвысилось, по сравнению с пр. годами. Исповедовано в сем году свыше 700 чел.

Религиозное возбуждение в народе выразилось также и в том, что в VI с/г почти все деревни прихода поднимали на свои поля святые иконы, чего прежде не бывало.

3/Х выпал снег и вскоре установилась зимняя дорога. Зима изобилует снегами.

20/Х в 2.15 скончался государь император Александр Александрович.

1895 г.

С 9 час. вечера и до 5 ч. утра 27/VII была страшная гроза, какой не помнят старики. Блеск молний непрерывно во всех сторонах, сопровождался раскатами грома и сильным дождем-ливнем. Дождевой водой размыло все берега рек до неузнаваемости.

15/VIII снимали урожай с полей. Как хлебов, так и трав урожай замечательный, но уборка задержалась из-за дождей.

19/Х избран новый предс. приходского совета Александр Мих. Сорокин.

1896 г.

14/IV после литургии вспыхнул пожар в Омелинской в доме братьев Михаила и Григория (нрзб), в коем помещалось Песчанское 2-класное училище. Пожар начался в верхнем этаже в спальне зав. Н.Е. Попова от топившейся печи или от теплившейся лампады перед иконами. Училищное имущество спасено, но учителя пострадали, особенно зав. Попов, который вместе с супругой и дочерью остался в чем был. По причине страшного ветра сгорело еще 3 дома.

Сев начался 23/IV, но вследствие дождливой погоды затянулся до 25/V, лето было замечательно ветреное и жаркое. Реки обмелели, горели леса, осень ветреная. Река встала 29/Х.

14 и 15/VI по случаю коронования государя отведено богослужение.

3/VI церковь посетил епископ В.Устюжский Антоний.

1899 г.

6/V получено с почты Евангелие пожертвованное приходскими людьми проживающими в С-Петербурге Василием Ив. Белозеровым, Алексеем Пав. Дементьевым, Ильей Веткиным и др., стоимостью 75 руб.

В силу холода задержался рост хлебов. 13/VI по просьбе прихожан на кладбищенской площади совершено общее Господу богу молебствование о даровании благорастворимого воздуха.

Весна обиловала нашествием волков, которые немало истребили скота, ходили и днем вблизи селений.

21/VII началась уборка трав, но продолжалась до 15/IХ в виду качества сена, много сгнило. Хлеб жали после Успения. В Преображенье 6/VIII повторно совершили на кладбище молебствие.

Была болезнь скарлатина, много умерло детей.

26/VIII скончался Вахрамеев В.П. много пожертвовавший в церковь.

1901 г.

6/IV ледоход, весна ветреная, теплая. Лето жаркое, хлеба поспели к 20/VII. Страда окончилась к 15/VII.

26/VII было какое-то особенное явление природы. В 7 ч. вечера накатилась ужасная темнота, только это продолжалось не более 5 м., потом свод небесный сделался красным, скрашена и земля как бы от сильного пожара и это продолжалось до 8 ч. вечера.

20-26/VII сгорело много лесу, от дыма трудно дышать, урожай хлеба и сена средний. 15/Х выпал снег, установилась зимняя дорога. 21/Х стала река. Зима снежная.

1904 г.

Зима теплая до 20 градусов. С 1/IV потайки, сено до 10-15 р. воз. Ледоход 12/IV. Урожай хлеба скудный, сена - посредственный. 5/ХI река стала.

30/VII родился наследник царя Алексей, крещен II/VIII.

1906 г.

Зима теплая, но в отдельные дни доходила до 25 градусов. Лед тронулся 10/IV, 13/IV пошли пароходы. Посев начался со средины апреля. Весна и лето ведренные, сенокос закончен к прокопьеву дню 8/VIII. Выкрашена крыша и решетка церковной ограды, выбелена церковь и ограда. В ночь на 29/VIII окном воры проникли в церковь, сломав казнохранилище похитили денег 180 р. 52 к. и билеты на 181 р. Никаких церковных предметов не унесено.

1908 г.

...В ХII свящ. Коносов по своему желанию перемещен с Никольского уезда. 12/III священником в песчан. церковь прибыл С. Ермолин перемещенный с Едомской церкви...

1909 г.

В I свирепствовала корь, были смерт. случаи. Церковным старостой избран Илья Павл. Веткин (нрзб).

16/III в училище была панихида по скончанию Павла Арист. Юрасова, который свыше 30 лет был учителем в этом училище. 20/III была отправлена в училище панихида по Н.В. Гоголю, по случаю 100 лет со дня рожд. (нрзб)

Весна умеренно холодная. Розлив воды высок.

3/VII по просьбе прихожан д.Омелинской и д.Тригорово совершено богослужение Никодиму Кожеозерскому чудотворцу. Затем после литургии был крестный ход на поскотину находящуюся за Курьей. Здесь в прошлом году в июне крестьянином д.Омелинской Матвеем. Тр. Необердиным найдена икона преподобного Никодима. Икона сия небольшого размера, по видимому недавнего письма, на обратной стороне чернилами проставлен N 18. Каким образом икона оказалась на поскотине - неизвестно. Предположить, что принесло водой трудно, т.к. в течении многих лет это место не топило. Предположить, что кто-нибудь обронил тоже не основательно, т.к. эти местом ни зимой ни летом (нрзб) не проезжих ни пеших не бывало. Икону поместили в храме, на месте поставили столбик, в котором помещена копия иконы. У сего столбика 3/VII совершен водосвятный молебен. Погода в июне, начале июля умеренная, перепадали дожди.

26/VII совершено молебнствование об избавлении от холеры. 6/VIII после литургии по просьбе прихожан на площади было совершено молебнствование о даровании ведренной погоды. В течении почти всего июля погода стояла очень дождливая.

1911 г.

После литургии 19/2 перед молебном было прочитано народу послание преосвященнейшего Никона епископа Вологодского и Тотемского к Вологодской пастве, в котором его преосвященнийший убеждает своих духовных чад хранить свою духовную свободу - свободу от рабства греху, а не гоняться за внешней свободой.

6/3 за литургией было прочитано народу архипастырское послание преосвященнейшего Никона, епископа Вологодского и Тотемского, в котором он (нрзб) древних пророков, изобличает общественные пороки усилившиеся в последнее время и указывает на грозное вразумление свыше - землетрясение в г. Верном в Манджурии и т.п. и призывает всех исполнять долг исповеди и говения и вообще позаботится о своей духовной жизни.

11/Х в училище отправлена панихида по скончавшемуся 5/IХ председателю совета министров Петру Аркадьевичу Столыпину, скончавшемуся от руки злодея, некоего еврея Богрова.

13/Х В училище был праздник древонасаждения. После литургии в училище отслужен молебен, а потом ученики посадили в ограде училища, принесенные из лесу деревья.

8/ХI По случаю 200-летия со времени рождения первого рус. ученого и поэта М.В.Ломоносова отслужена панихида, потом прочитана его биография и одно стихотворение. День был неучебный. Осень теплая . Река стала 9/ХII.

В религиозной жизни прихожан перемен замечено не было.

7/IV вместо ветхого дома псаломщика поставлен новый пятистенок купленный у Н.Тоскунина за 215 р. Его занял дьячок, а псаломщик занял старый дьяконовский дом.

1912 г.

Пасха в этом году совпала с Благовещением. Народ расстроен распущенными слухами, что последует кончина мира, или по крайней мере не рассветает, или еще что случится. На деле ничего не было.

Весна умеренная. Лед тронулся 16/IV, а прошел в конце месяца. Сев начался 10/V. Вода была очень великая, не было такого годов 30.

5/VII грозой в Вешкурской церкви повреждена позолота на иконостасах в обеих храмах (нижнем и верхнем). А в приходах (нрзб) сильным градом выбило весь хлеб.

1914 г.

Ледоход 27/IV.

Вода еще выше, чем в 1912 году. Такой большой воды не помнят старожилы. Льду много нанесло, а вследствие этого у д.Омелинская значительную часть поля смыло. В Трихневе воджой и льдом разрушено 2 дома. 16-17 мая выпало очень много снега. Сено по 80 к. за пуд. Была гибель скота от недокорма.

С половины мая и до 5/VII совсем не было дождя, рост хлеба и трав остановился. В (нрзб) часовне отслужен молебен о даровании дождя. 24/VI молебен повторен на площади около церкви.

5/VII пошел дождик, а с 12 по 25/VII почти ежедневно дожди и грозы.

Поправились хлеба и трава.

2/VII около столбика Никодиму сделан навес и 3/VII отслужен молебен.

8/VII проведен молебен под селом.

17/VII получено распоряжение о мобилизации солдат, матросов в связи с вступлением в войну России. Читался манифест, молитвы о даровании Российскому воинству победы.

24/VIII по указанию Синода выбран попечительский совет помощи семьям воинов (нрзб).

20/Х река стала. В конце сентября прибыли военнопленные немцы и австрийцы.

1915 г.

Лето было дождливое. Хлеба и сена уродилось довольно, но уборка была неблагоприятная. По случаю войны вздорожали и работа и продукты.

Река встала 25/Х в средине ХII морозы до 40 градусов.

В сем году замечается среди прихожан повышение религиозного чувства, больше было говеющих в посты, по праздникам больше молящихся, чаще служили молебны, несколько повысилась церковная доходность, несмотря на множество всяких сборов на военные и пр. потребности, что можно объяснить тяжелым военным положением. С другой стороны много пользы в религиозном и нравственном отношении принесло народу прекращение продажи вина (водки), не говоря уже о пользе физической и материальной. Праздники проходили тихо, скромно, не слышно было бесчинных воплей, драк и сквернословия. Совсем незаметно стало так называемых “странников” или бродяг.

1917 г.

5/III стали распространяться смутные и разноречивые слухи о том, что в Петрограде был бунт и что произошла смена правительства, никто нечего не знал определенного, почты не было.

6/III появилась гектографическая телеграмма, в которой сообщалось, что Николай II отрекся от тпрестола в пользу своего брата Михаила Александровича, но что последний не принимает на себя власть, пока не признает ее за ним весь народ.

С 9/III за богослужением вместо императора и царствующего дома поминалось временное правительство.

12/III после литургии объявлено о происшедшем событии и отправлено молебствование Спасителю об утешении страстей с провозглашением многолетия богохранимой Державе Российской и благоверному правительству ее.

8/III получена от местного благочинного два листа печатных, на одном из коих помещено сообщение по телеграфу определение Св. Синода по поводу отречения Государя Императора Николая II от престола, а на другом обращение Сольвычегодского Временного комитета к местному населению, тоже по поводу перемены правительства.

В 20/III стало быстро таять без заморозков. 6/IV на Двине тронулся лед. В половине апреля стало холодно, выпал сильный снег и стоял до половины мая. Розлив воды был незначительный, луга не топило.

Осень ведренная, теплая до ноября, а 8/ХI ударил сильный мороз, реки быстро стали.

Цены на все виды продовольствия неимоверно повысились, мука до 15 р., мясо 60 к., воз сена 10 руб.

25/Х Временное правительство было свергнуто, власть захватили представители С.Д. партии большевиков. Россия объявлена Федеративной республикой. Председателем Совета Министров избран Ленин. Издан декрет об отделении Церкви от государства. Преподавание Закона Божия из школ устранено. Святые иконы из общественных учреждений убраны. С половины 1918 введено в умонастроение нововведение (Речь, по видимому идет о проекте принятия нового календаря. В.Г.).

1918 г.

30/VII расстрелян священник Иоанн Коносов, бывший в течении 17 лет настоятелем здешней Песчанчкой церкви. Лето было ужасно дождливое, сено собрано черное и урожай его скудный. В народе крайняя нужда во всем.

27/2 в Сольвычегодском Благовещенском соборе было окружное собрание духовенства и мирян. Отец Николай Соколов знакомил с декретом об отделении Церкви от государства и вообще о современном положении.

Другое собрание было 21-22/V в Введенском монастыре. Благочинным на пятилетие избран Николай Соколов.

В сентябре организовали в здешней местности комитет бедноты.

Псаломщик В.В. Банов в Х оставил

должность.

В сентябре и октябре было довольно тепло. 24/ХI замерзли реки.

Осенью много больных испанкой.

1920 г.

В конце января и в феврале в храме не топили за неимением дров, служба не совершалась, да и священник болел тифом со своей семьей.

В начале февраля были жестокие морозы. Все бревна предназначенные для ремонта дома священника распилили на дрова и с 16/2 в неделю православия возобновлено служение в храме.

В приходе очень много больных сыпным и брюшным тифом. 4/III в Сольвычегодской больнице скончался местный дъякон А.П. (нрзб), 37 лет отроду. Болел сыпным тифом 1 неделю, погребен в ограде Введенского монастыря. 5/III скончалась от туберкулеза легких жена священника Лариса Ив. Ермолина 35 лет. С половины февраля после морозов вдруг сделалось тепло и даже затаяло и наступила весна. 30/III сломало лед на реке, старики не помнят такого раннего ледохода. В весеннее время сильно свирепствовала лихорадка, мало кто избежал заболевания ею. “Просвещенные” песчанские граждане для предохранения себя от сей болезни носили на груди у крестов: чеснок, порох, щучьи зубы: рвут нитки от покрова умерших, ходят из бани задом наперед и пр. В д. Чирково достали деревянный огонь, т.е. от трения дерева о дерево и скачут через этот огонь.

2/V молебствовали в селе, на полях; после молебна женщина оторвала от ризы священника нитки, тоже для колдовских целей. Вечером того же дня принесли с Чирикова деревянный огонь и от сего огня утром 9 числа, в праздник Николая Чудотворца запаляли печи. За литургией, в Николин день священником было сказано поучение в котором обличалось подобное суеверие, но не скоро искореняются они. В тот же день после обедни во время отпевания умерших одна женщина оторвала нитку от покрова, а вечером было наблюдение на лужайке под селом Тригоровым, несколько костров так называемого деревянного огня и вокруг них толпы людей, главным образом девиц и подростков. Суеверие еще крепко держится в народе.

1921 г.

Среди простого народа начинают распространяться книги противорелигиозного направления, вроде такой, например: “Как попы одурманивают народ?” П.Бляхина изданная в 1920 г. Явных случаев отпадения от Церкви пока не замечалось, но среди молодежи чувствуется холодное отношение к религии.

14/III прибыл вновь назначенный дъякон Кирилл Арсеньевич Воробьев, переехал от Покровской Вилигодской церкви.

Пасха в этом году очень ранняя и теплая. В марте было очень тепло, снег почти растаял, а в апреле была совсем июньская погода. Еще в апреле можно было наблюдать ползающих муравьев, оживших лягушек, слышать писк комаров, жужжание пчел и жуков. На солнце температура свыше 30 градусов, прилетели все летние птицы.

Около 10/IV начали сеять яровые, к Пасхе 10/IV некоторые отсеялись. Ледоход начался с 1/IV. В июле были сильные ливни. Урожай хлеба и трав посредственный.

На Волге во многих губерниях совершенно не уродилось хлеба, наступает ужасный голод.

24-ый год

Антирелигиозная пропаганда продолжается и в библиотеке и в школе (училище стало называться школой). Во вторник, на первой неделе Великого поста был в школе спектакль. В Пасхальную ночь во время утрени предположено в школе поставить спектакль, чтобы отвлечь православных от храма, но кажется спектакля не было, т.к. кроме артистов, почти никого не было. ( На полях рукописи замечание переписчика-краеведа: “Врет”, а в текст летописи им же вписано: “Этот факт изложен неправдиво, чтобы не уронить авторитета перед высшим Духовенством. Я лично сговорил (неразборчиво) молодежь и девушек заранее идти не в церковь, а в школу на спектакль. В эту ночь встав на дороге я сагитировал большинство парней и девушек всех других деревень идти..., - автор сначала написал “в церковь”, но потом спохватился, “церковь” зачеркнул и написал “в школу”,- на что потом священник жаловался отцу моему”.)

Церковь была иллюминирована плошками, училище тоже усиленно освещалось лампами. В Великий пост организован здесь кружок безбожников, записалось человек десяток, больше из молодежи, конечно. Кроме того организована ячейка комсомолов, коих чел. до 40. Сии комсомолы - конечно тоже безбожники по уставу партии, но думается не по убеждению, т.к. едва ли можно предположить существование каких либо серьезных убеждений у философоф в 18 лет.

Деятельность их по распространению безбожнических идей проявляется главным образом в насмешках над благочестием старух - своих матерей и бабушек, в трехэтажных словах по отношению к святым иконам, угодникам Божиим и т.д.; в пении погромной песни, как например: “Не надо нам религии, не надо нам попов, бей кулаков, не жалей кулаков”, и проч.

В мае месяце обновленческий епископ Устюжский Николай Орлов намеревался посетить наш округ, сменил нашего благочинного отца Тихона Чулкова, назначив своего единомышленника о.Сергия Фиолетова, который и разослал по округу маршрут следования епископа. По маршруту епископ должен быть в Песчанице 2 июля - служить литургию. Священником было послано Фиолетову заявление о том, что Песчанский приход не может принять епископа обновленца. Другие приходы в Округе также не пожелали входить в общение с обновленцем и Николай в наш округ не явился, а уехал вниз по Двине.

Лето в сем году было необычайно ветреное. В прокопьев день был дождь, и после этого до самой осень дождя не было. Уборка хлебов и трав происходила без всякой задержки. Осень тоже была не грязной.

На второй день Рождества Христова 26/ХII вечером в д.Заполье на игрище были зарезаны 2 молодых парня из д.Омелинской Василий Дм. Травников и д. (нрзб) Павел Ив. Брызгалов. Зарезали их тоже молодые ребята из д.Марково. Хулиганы-убийцы на следующий день арестованы и отправлены в Котлас. Убитых 28/ХII анатомировали и 29-го предали земле. Население поражено таким событием. Старые люди не помнят, чтобы в здешней местности бывало такое зверское убийство.

Не безбожная ли пропаганда начинает пожинать плод по роду своему.

1927 г.

В религиозной жизни прихожан мало наблюдается утешительного, более прискорбного. Ранее простой народ, как известно, отличался религиозностью. Не то теперь. Индеферентизм, в прошлом столетии широко распространившийся в высших и средних кругах Русскаго общества, спустился теперь в народ. Многие, если не сказать, что большинство в настоящее время открыто порвали всякую связь с церковью и вступили в ряды безбожников, многие из числа верующих хромают на оба колена, колеблются, стыдятся иногда исповедовать свою веру, хотя бы например изображением крестного знамени в приличном случае боясь насмешек; стыдятся ходить в церковь на исповедь и т.д. Приходится наблюдать такие факты: один прихожанин, жена которого пошла на исповедь, просил ее разузнать о том - бывают ли на исповеди мужики; если бывают то и он пойдет, а если нет то и ему стыдно идти. Относительно соблюдения постов и говорить нечего. Великий пост еще более или менее хранится многими, а остальных постов едва заметно. В В. пост в нынешнем году на исповеди было очень мало - не более 200 чел. за весь пост и то исключительно почти женщины, мужиков, даже стариков было очень мало.

Количество треб в приходе так же сильно уменьшилось. Ранее бывали времена - едва ли не ежедневно, даже ночами тревожили для напутствия больных - теперь же треба - событие. В иных деревнях не бываешь от Славы до другой Славы.

1,2,3 июля в пределах Песчанского прихода была икона Богоматери из Пустынско-Христофоровской церкви.

В августе, в верхнем храме окрашен желтой краской пол, на церковные средства. Деревянная площадка у церковного крыльца прогнила, поэтому ее выдрали и залили то место цементом. Работу исполнил Ф.А.Шмаков.

Урожай трав и хлебов удовлетворительный. Осень умеренная.

Двина замерзла 20/ХI

С 1917 года летопись благочинным не подписывается.

1928 г.

Говеющих в В. пост в этом году было очень мало. Слышно, что и в соседних приходах то же. Многие даже не венчаются в храме; в Рождественский мясоед после крещения было всего 6 венчаний - 1/3 всех поженившихся. Было 2 случая свадеб в В.пост.

17/III дъякон, по своему желанию, переместился на вакансию дъякона же в Лальский р-н.

Весна очень холодная. Лед на Двине тронулся 20/IV. Разлив воды значительный. В апреле и мае было мало теплых дней, все северные ветра с заморозками по утрам. Сеяли после Николина дня. Дождей было очень мало. А лето было дождливое. Только в августе некоторое время стояла хорошая погода и сено убрали благополучно. Осень сырая, неблагоприятная для уборки хлеба и молотьбы.

Числа 2/Х выпал снег.

Урожай сена посредственный, а хлеба скудный. Особенно плохо уродилась рожь, т.к. во время цветения стояла весенняя, неблагоприятная погода. Хлебом очень многие нуждаются, в продаже нет, из кооператива дают помалу и то не всем. Многие в поисках хлеба ездили в Устюг и даже в быв. Никольский уезд; покупали от 2 до 6 рублей за пуд.

В ночь на 12/Х нов. стиля был большой переполох; загорелось в нескольких местах (будь-то в 9); сгорело (нрзб) хлеба. Очевидно кто то поджигал. К счастью построек огонь не коснулся; была попытка зажечь и дома, но удалось вовремя прекратить пожар. Утром 13/Х был арестован по подозрению в поджоге некто Манаков - пасынок быв. Комарицкого мельника Верховцева.

Манаков женился на Песчанице и проживал в доме тещи.

Двина замерзла в начале декабря по н/стилю.

1929 г.

В конце января и начале февраля были сильные морозы, доходившие до 40 градусов. В общем зима была не из теплых. Весна поздняя. Лед на Двине тронулся 10/V по н/с. Разлив воды очень значительный.

Много в сем году несло по реке: лесу, жердей, саней, телег, и т.д. Даже целые строения - амбарушки, хлева и пр. Как слышно около Устюгак во время ледохода было наводнение и деревни расположенные на лугах очень пострадали.

(Год не закончен, последующие страницы вырезаны, были ли заполнены неизвестно. Церковь в Песчанице закрыта лишь в 1936 году. Шмаков)

Дополнение из наблюдений Шмакова:

Мимо Котласа в 1929 году пронесло около 100 построек, в том числе новые совсем избы, пятистенки. Но так как у пароходства не было крепких винтовых пароходов, с сильными машинами, то перехват уносимого не был организован.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera