1 

   Церковные праздники


ВСЕ ЖИВЫ

1. НА ПАМЯТЬ ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Кроме дня усекновения главы Иоанна Предтечи, память его совершается в церквах еженедельно по вторникам, а также особо еще семь дней в году.

7 июня н.с. – память третьего обретения головы Иоанна Крестителя, “Иванов день” (не путать с “Иваном Купалой”, Рождеством Крестителя ровно через месяц).

Со времени убиения Иоанна Крестителя по приказу царя Ирода, честная глава пророка, которую хотела уничтожить, но не смогла Иродиада, в течение почти девяти веков то терялась, то вновь находилась на Ближнем Востоке. Третье обретение главы прор.Иоанна – последнее, произошло оно в середине 9-го века. Патриарху Константинопольскому Игнатию во время ночной молитвы было видение о том месте, где более 200 лет назад была в очередной раз спрятана от мусульман (завоевателей) голова Иоанна. Посольство, направленное в г.Команы царем, обрело святыню и привезло ее в Царьград. С тех пор глава пророка была раздроблена на множество частиц, одни из которых попали во время Крестовых походов на Запад, другие – в монастыри Афона, иные же были захвачены мусульманами. Впоследствии частицы мощей (но не головы) попали и в кремлевские Успенский и Благовещенский соборы. 12 октября 1799 года мальтийские рыцари преподнесли императору Павлу I десную (правую) руку Иоанна Крестителя, точнее ее часть – от предплечья до локтя – и с тех пор, как величайшая святыня, она хранилась в позолоченном ковчеге в храме Нерукотворного образа Спаса в Зимнем дворце Петербурга.

Откуда, спросите, у православных такое отношение к святым и их мощам? Святые, пишет св.Иоанн Дамаскин, “сделались внутренними жилищами Божиими и чистыми Его местопребываниями; ибо, говорит Бог, “вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом”. Ветхозаветный закон всех, кто прикасался к мертвым, относил к нечистым – и им требовалось пройти специальный обряд очищения. Новый закон, благая весть Христова, преодолевает это отношение к умершим, ибо теперь во Христе все живы в ожидании Страшного Суда.

Современные сектанты почему-то считают себя очень современными, “духовными” в своем отрицании почитания святых мощей. Но еще в первые века христианства то же самое доказывали признанные еретики – манихеи и ариане. Был такой еретик Евномий, по учению которого даже крещение производилось особым образом: окунали только верхнюю часть тела, а нижняя часть, как не подлежащая спасению, отдавалась диаволу. С этой, казалось бы, даже забавной подробностью были связаны очень далекие последствия, приводившие в конце концов к отрицанию св.Троицы и Божественности Иисуса Христа. Вспомним слова апостола Павла: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого вы имеете от Бога, и вы не свои... Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии” (1 Кор.6,19-20). Не говорится в этих строках о верхней только половине тела. И если почитаем мы храмы рукотворные, почему нерукотворные, Самим Богом некогда созданные храмы – телесные жилища Божии не будем мы почитать?

“Господь Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния... И никто пусть не сомневается!.. Ибо каким образом мертвое тело может творить чудеса? Каким образом чрез них демоны отгоняются, болезни обращаются в бегство, немощные врачуются, слепые прозревают... – те, которые просят с не подлежащею сомнению верою?.. Да почтим Пророка Иоанна, как Предтечу и Крестителя, и апостола и мученика: ибо, как сказал Господь, из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; и он сам сделался первым проповедником Царства” (св.Иоанн Дамаскин).

2. К ТРОИЦКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЕ

Едва ли кто не знает, что родительские субботы существуют для всецерковного поминовения наших умерших предков, тех, кого мы знали в жизни и кого нет. Но часто ли мы задумываемся о самом значении слова “поминать”? “Поминки”, – и в памяти сразу возникает застолье: кто-нибудь, кряхтя и отодвигая стул, поднимает рюмку горькой и произносит тост: “Ну что, помянем (имярек)... чокаться нельзя...” Вот это “чокаться нельзя”, кажется, единственное, что отличает такое застолье от любого другого. В чем же здесь поминовение? Ведь скорее наоборот, водка помогает забыть, а не вспомнить.

Православная Церковь учит своих чад не просто вспоминать предков (что также необходимо), но именно поминать их. Поминовение усопших – это восстановление утраченной между нами, когда-то жившими на одной земле, связи. Связь в земной жизни бывает непосредственной – через общение, участие и доброхотную помощь родному и ближнему.

Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших.

ПОЧЕМУ ОНА НЕОБХОДИМА?

Как мы знаем, никто из людей, умирая, не может сказать, что он вполне очистился от грехов. После смерти нет покаяния, и облегчение участи своими собственными силами грешники получить уже не в состоянии. Помочь им может только молитва живых, молитва Церкви, милостыня, а главное – бескровная Жертва, приносимая на алтаре. Эти молитвы, “исхищают из уз ада души”, то есть помогают получить от Бога прощение грехов и перейти в лучшее состояние.

В Священном Писании есть немало и прямых указаний на молитвенное поминовение умерших и на милостыню за них. Так в ветхозаветной Церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим, налагать на себя пост по случаю кончины близких.

Трапеза на поминках – это древняя традиция. Но такие трапезы совершали в древности и язычники (некоторые из них, как известно, даже съедали умерших на такой “трапезе”), и ветхозаветные иудеи. Отличие христианских поминок не в этом. Трапеза у православных лишь завершала обряд поминовения (Кстати, была на Руси и традиция приглашать на поминальную трапезу нищих и убогих – чтобы тем самым принести жертву умилостивления Бога.). Главным же была всегда церковная панихида – молитвенное обращение ко Господу упокоить души усопших. Просить за умерших надо и в домашней молитве.

Протестанты отвергают молитвы за умерших, не верят в их благотворность, считают их бесполезными.

“Человеком положено однажды умереть, а потом суд” (Евр.9,27), – говорит Священное Писание. Следовательно, делают вывод протестанты, суд Божий совершается тотчас по смерти, потому молитва за умершего уже бесполезна.

Православная Церковь именно на основании Священного Писания учит иначе. Для умерших существуют два суда: предварительный – частный, и окончательный – всеобщий. Частный суд наступает сразу после смерти человека, а всеобщий, то есть Страшный Суд совершится после Всеобщего Воскресения, после кончины мира и второго пришествия Христова: “И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе...” (Мф.24,29-30; Мк.13,24-26; Лк. 21,25-27). Это время еще не наступило, окончательный суд впереди. (Если бы загробное состояние людей определялось окончательно сразу после смерти, то не нужен был бы Страшный Суд). Но пока умершие находятся, если можно так выразиться, в “предварительном заключении”, тяжесть и продолжительность которого зависит от поведения обвиняемого в его земной жизни – от тех дел, которые он совершил, живя на земле, от ходатайств за него других людей, членов Церкви Христовой, и от милосердия Владыки. Поэтому необходимо теперь, пока еще не поздно, молить Бога за наших умерших братьев и сестер, ожидающих того дня, когда на Страшный Суд Христа “соберутся пред Ним все народы” (Мф.25,32). (архим.Амвросий (Юрасов)).

В Родительские субботы мы должны объединять наши молитвы об умерших, дабы они вернее достигали Господа, мы просим, чтобы Он даровал нашим родным покой и жизнь вечную.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera