14 

   Церковные праздники


ЛЮБИМЫЕ УЧЕНИКИ

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Древнее предание говорит, что после сошествия Святого Духа апостолы несколько лет жили преимущественно в Иерусалиме, предпринимая только неотдаленные странствия с Благой Вестью. И только когда вся Иудея огласилась Словом Божиим, то, помолившись, бросили жребий – кому в какую сторону идти проповедовать. Некоторые древние писатели сообщают, что перед разлукой они, по вдохновению свыше, сложили символ будущей проповеди – краткое исповедание веры. Сейчас он известен под именем “Апостольского символа”, вот его содержание:

“1. Верую в Бога Отца всемогущего, 2. Творца неба и земли, 3. Верую во Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего, 4. Который зачат был от Духа Святого, рожден от Марии Девы; 5. Пострадал при Понтии Пилате, распят, умер и погребен; 6. Сошел во ад, в третий день воскрес из мертвых; 7. Взошел на небеса, сидит одесную Бога Отца всемогущего; 8. Оттоле придет судить живых и мертвых. 9. Верую и в Духа Святого, святую Церковь соборную; 10. Общение Святых; 11. Воскресение плоти; 12. Жизнь вечную”.

Среди учеников Христовых, вышедших на проповедь, были не только апостолы от 12-ти (избранные по числу колен Израилевых – их также 12), но и апостолы от 70-ти. Их соборное поминовение ежегодно совершается в январе. Выше вы уже прочитали о пути апостолов Петра и Павла. Далее здесь последует обзор апостольских трудов остальных учеников Христа.

Апостол Андрей Первозванный

Благовествовал в Иудее, Греции, в причерноморских областях Малой Азии, в Грузии, Абхазии, Крыму, откуда, по преданию, поднимался вверх по Днепру до места, где стоит Новгород Великий. Основал Церковь в Византии (нынешнем Константинополе), где поставил епископом Стахия. В греческом городе Патрарх благовествованием и чудесами обратил ко Христу великое множество язычников, в том числе брата и жену начальника области. За это был казнен – распят на кресте.

Предание свидетельствует, что Апостол с радостью приветствовал крест: “О крест, давно любимый! Возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему; пусть тобою примет меня Тот, Кто тобою меня спас!” Чтобы продлить мучения святого Апостола, начальник приказал привязать его ко кресту, а не пригвоздить. Народ же негодовал, но не решился защитить проповедника. Впрочем, на третий день мучений ап. Андрея на кресте, начались народные волнения. Начальник, услышав в свой адрес угрозы, испугался и приказал воинам снять Апостола с креста. Как только они это сделали, ученик Христов совершил молитву и предал душу Господу. Было это около 70-го года.

Апостол Филипп

Благовествовал сперва в Галилее, потом в Греции. Греки возбудили против него гонение, но вдруг ослепли и только по молитвам Апостола к ним вернулось зрение. Потом проповедовал в Аравии, Эфиопии и Парфии. Обходя Малую Азию вместе с сестрой своей, девицей Мариамной, встретился с ап. Иоанном Богословом и ап.Варфоломеем. Вместе с последним пошел во Фригийский город Иераполь. Там жрецы подали жалобу градоначальнику на Филиппа, Варфоломея и Мариамну, и их схватили. Близ языческого капища Филиппа и Варфоломея распяли на крестах вниз головой, но тут случилось землетрясение, и множество людей в городе погибло. Испуганные иерапольцы умолили начальника освободить проповедников. Но Филипп к тому времени уже почил. А Варфоломей остался жив.

Апостол Варфоломей

Похоронив с молитвою ап.Филиппа, Варфоломей продолжал труды и странствия, проник даже в Индию, где долгое время спустя нашли Евангелие от Матфея. В Армении исцелил дочь царя, за что царь прислал ему богатые дары. Но Апостол возвратил их: “Даров мне не нужно; я ищу душ, чтобы приобрести их Христу”. Царь и многие из жителей уверовали. Но в армянском городе Альбанополе жрецы возбудили против Апостола народ, и его казнили, сначала распяв на кресте, а потом отрубив голову.

Апостол Фома

Благовествовал в Индии, Персии, Мидии и Парфии. Претерпел много страданий и гонений. Скончался мученической смертью в Индии.

Апостол Матфей

До призвания был мытарем (сборщиком налогов). Вошел в число 12-ти вместо предателя Иуды Искариота. Проповедовал сначала в Иудее и первый написал Евангелие – на еврейском языке. Некоторые полагают, что это было спустя лет восемь по вознесении Христа, другие – несколько позднее. Оно было почти тотчас переведено на греческий язык, как полагают, святым Иоанном Богословом или Иаковом, епископом Иерусалимским. Матфей посетил Сирию, некоторые области Малой Азии, потом Персию, Индию, Эфиопию и принял мученическую смерть около 60-го года.

Апостол Матфий

Проповедовал в Иудее, Малой Азии и Эфиопии. Прибыв потом в Иерусалим в середине 60-х годов, продолжал благовествовать о Христе. По обвинению в богохульстве, исходившего от первосвященника Анана, был выведен за город и, подобно первомученику Стефану, забит камнями.

Апостол Иаков Алфеев

Председательствовал на первом Иерусалимском соборе, первым встал за то, чтобы христиан-неизраильтян освободить от следования Моисееву закону. Проповедовал в Иудее, Сирии, Месопотамии и Египте, где был распят на кресте.

Апостол Иуда Иаковлев

Проповедовал в Иудее, Самарии, Идумее. С апостолами Павлом и Силою пробыл некоторое время в Антиохии, посетил Персию и Армению, где, как полагают некоторые историки, был распят и пронзен стрелами около 80-го года.

Апостол Симон Зилот

Проповедовал в Месопотамии, Египте, Мавритании. Считается, что вместе с Аристовулом (одним из 70-ти апостолов) благовествовал также в Британии, где скончался мученической смертью.

Апостол Иаков Заведеев

Брат ап.Иоанна. Был среди самых близких Спасителю учеников вместе с братом своим и ап.Петром. Сведений о нем сохранилось мало. Усечен мечом при Ироде Агриппе I в 44-ом году. Между тем в Испании есть предание, что он проповедовал там.

Апостол Иоанн Богослов

Иоанн прожил на земле дольше всех – почил около 105-106 годов в возрасте, как говорит предание, ста лет и семи месяцев от роду.

По своему происхождению Иоанн был галиелянином, и это имело большое нравственное значение. Галилея, в противоположность Иудее, стояла в стороне от политических интриг, и народ галилейский был свободен от фарисейских предрассудков. Вера галилеянина была проста и лишена давления религиозных авторитетов и доктрин. Иоанн, услыхав проповедь Христа, сейчас же последовал за Ним и был любимейшим учеником Иисуса.

В последние дни земной жизни Спасителя имя Иоанна часто упоминается. Он с Петром приготовлял пасхальную вечерю, на вечери возлежал на ложе Иисуса. Иоанн был единственным апостолом, стоявшим на голгофе у Креста, он же первый уверовал в воскресение Иисуса. После вознесения Господа он остался в Иерусалиме и имел руководящую роль в первохристианской общине. До успения Богоматери не уходил из Палестины, исполняя возложенную на него обязанность заботиться о ней.

Около 70-го года апостол Иоанн переносит свою деятельность в Малую Азию, где основывает церкви. Евангелие он пишет уже после Евангелий Матфея, Марка и Луки, будучи в городе Ефесе. По свидетельству церковного предания, за бумагу апостол Иоанн взялся после настойчивых просьб епископов. Сам Иоанн говорил, что в предыдущих Евангелиях много повествуется о явлении Христа во плоти, но недостаточно полно о Божественной природе Спасителя. Кроме того, ап.Иоанн считал необходимым упомянуть о тех чудесах и событиях жизни Иисуса, которые бы сделали ясными некоторые факты из земной жизни Спасителя, непонятные на основании только первых трех Евангелий.

Подготовил М.Сизов.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera