16 

   Церковные праздники


“НАСЛЕДУЙТЕ ЦАРСТВО”

21 февраля – Вселенская родительская суббота

Завтра неделя о Страшном суде, а сегодня мы собрались помолиться о наших близких, отошедших в вечную жизнь. Церковь хранит память об умерших, молится о них.

Хранение памяти – человеческий долг. Настоящее связано с прошлым. Наши дети – наша надежда. В них живет память о нас, они несут последствия наших ошибок, они искупают наши грехи. Но и мы несем ответственность за них, вкладывая в них разум, сердце, жизнь. Связь предков с потомками – и есть реальная история. Многим кажется, что человек лишь винтик в историческом процессе, что не человек, а государство, расы, народы, культуры творят историю. Казалось бы, как же иначе? Ведь они живут века, а человек лишь 70-80 лет. Но церковь не хранит богослужебной памяти о народах и царствах, о цивилизациях и культурах. Церковь не молится о их вечной памяти. Ибо вечности они лишены. Они имели лишь временный смысл – пусть вековой, но век не отличается принципиально от года, от дня, от часа. Это всего лишь время. Ни народы, ни царства вечного смысла не несут. Только человек имеет вечную судьбу, только человек имеет замысел Божий о себе. Потому мы молимся не о царствах и цивилизациях. Мы молимся о человеке. За каждым именем, которое сегодня называется в церкви, стоит вечная судьба, стоит живая душа, стоит человек – образ и подобие Бога.

Лишь одна общность соизмерима с человеком – Церковь Христова. Единственная общность, имеющая вечный смысл и вечную судьбу, ибо она есть Тело Христово. И оказывается, что как человек имеет значение в жизни Церкви, так и Церковь имеет значение в вечной судьбе каждого из нас. Да, человек свободен избрать себе участь. Да, по своим делам приемлет он суд. Но Церковь имеет власть молиться о каждом, и влиять на судьбу каждого из своих детей.

Временная судьба грешника, осужденного на муки, может быть изменена до Страшного суда молитвой Церкви. Около ста лет назад скончался на Афоне инок. Перед смертью он поведал причину своего пострижения. В молодости был он человеком верующим, но легкомысленным. Однажды он заболел и лежал в постели. Вдруг, видит он, входят два юноши и приглашают идти за собою. Он встал и не почувствовал недуга. Обернулся – и увидел свое тело лежащим на постели. Тогда понял, что он умер, и ангелы ведут его в иной мир. Долго шел он за своими спутниками в темноте и страхе. Послышался шум как бы огненной лавы. Он увидел множество раскаленных печей. Они были закрыты наглухо и только сквозь трещины сквозило пламя. Из печей доносились стоны страдания и отчаяния. Юноша понял, что находится в аду среди страдающих грешников. Ангелы открыли одну из печей и оттуда извлекли человека, покрытого сажей и пеплом. Омыли его и одели в светлые одежды. На недоумение юноши они объяснили: “По грехам своим этот человек был осужден на муку вечную. Но близкие усердно молились о нем и щедро раздавали милостыню. Ныне по молитве Церкви он освобождается из ада и предстанет пред лицом Божиим”. Ангелы сказали юноше, что если он не начнет серьезно относиться к своей жизни, то окажется в этом страшном месте. Когда юноша очнулся, увидел, что лежит на постели, и родные готовят тело его к погребению. Вот как поведал старец причину своего пострижения в монастырь.

Сегодня мы молимся об усопших, храня надежду “воскресения мертвых и жизни будущего века”. Эту надежду мы свидетельствуем сегодня своей молитвой и просим Бога, чтобы нам и близким нашим услышать в последний день вожделенный призыв Христа Спасителя: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25,24).

Прот. Павел Адельгейм Печатается по изданию братства “Православное дело” (Австралия)

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera