34 

   Церковные праздники


СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ

19 января – Крещение Господне

Молодость Спасителя

Нам мало известно о том, что делал Христос в течение первых тридцати лет своей жизни. Евангелисты об этом умалчивают, скорее всего по той простой причине, что сами не имели определенных сведений. И это лишний раз укрепляет нас в доверии к их текстам. Ведь так легко можно было собрать слухи, что-то домыслить, приукрасить. Но, верные правде, они оказались чужды подобным искушениям. Оттого Евангелия просты как хлеб, рыба, вино, хороши в будни и праздники для всякого человека.

Мы знаем лишь, что в двенадцать лет Иисус во время путешествия в Иерусалим и с ч е з и был н а й д е н скорбящими родителями лишь на т р е т и й день сидящим в храме посреди учителей, слушающим и расспрашивающим их. При этом “Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк. 2. 46-47.)

В дальнейшем в годы своей молодости Иисус очевидно помогал в работе отцу – Иосифу-плотнику. Быть может долго еще пользовались соотечественники сотворенными Им столами, сундуками, игрушками. Сделанными так же как и мир Божий просто и прочно. Судя по всему ангелы не беспокоили Его семью и соседей и чудес особых не происходило. Да и к чему все это плотнику?

Со времен Иисуса Христа и почти до наших дней быт жителей Палестины практически не менялся. Вот как описывает его один из путешественников 19-го века:

“Нет ничего проще этих домов, с греющимися на солнце голубями, с виноградными лозами, которые растут под окнами. Циновки или ковры раскинуты по стенам; башмаки или сандалии поставлены при входе; среди потолка висит лампа, составляющая единственное украшение комнаты; в небольшой нише в стене помещен деревянный расписанный яркими красками сундук для хранения книг и других дорогих семейных принадлежностей; на довольно широком месте для возлежаний, тянущемся вокруг стен, скатаны цветные одеяла, которые служат постелями, и в том же месте установлены в порядке глиняная посуда для обыденного употребления. Около двери стоит кувшин из красной глины, со множеством ветвей, покрытых листьями и воткнутыми в горлышко для сохранения прохлады в воде. В обеденное время в центре комнаты помещается расписной деревянный стол, где на большом подносе ставится блюдо из риса и говядины и либбан или печеные плоды. С этого подноса берет себе всякий, кто сколько хочет. Перед обедом и после служанка или самый младший член семейства поливает на руки обедавших воду из медного кувшина над медным тазом. Так же, должно быть, просто, смиренно, без приключений проходила и жизнь Святого семейства в Назарете”.

А между тем приближался возраст – тридцать лет, по достижении которого иудеи получали право на общественное служение. Готовился к своему служению и Спаситель.

Накануне Богоявления

Подобно блудному сыну, который сначала предавался веселью, а затем вынужден был питаться вместе со свиньями, человечество накануне прихода Христа переживало полное моральное истощение. Независимо друг от друга две великие философии – греческая и индийская пришли к выводу, что материальный мир это иллюзия. Вдумаемся, сколько отчаяния сквозит в этой мысли! Что же делать дальше, как жить? Одни, подобно аристократам саддукеям, склонялись к разврату, другие, например, фарисеи лицемерили, но ни у тех ни других не осталось никаких идеалов и надежд на будущее. Две эти формы погибели – разврат и ложный аскетизм присущи, к слову сказать, и сатанистам. Они, правда, говорят прямо, что таким образом мечтают навеки уничтожить свои больные души.

Народы бунтовали непрестанно. Дело зашло так далеко, что даже враг христианства Фридрих Энгельс пишет: “Где же был выход, где было спасение для порабощенных, угнетенных и впавших в нищету – выход, общий для всех этих различных групп людей с чуждыми или даже противоположными друг другу интересами? И все же найти такой выход было необходимо... Такой выход нашелся. Но не в этом мире. При тогдашнем положении вещей выход мог быть лишь в области религии.”

Этот вот больной, измученный фантазиями мир и предстояло исцелить своей проповедью, смертью и воскресением Спасителю.

Все ждали Его прихода. Ждали многие римляне, которым знаменитый поэт Вергилий предсказал рождение младенца – Спасителя, ждало немало индийцев, которым Будда пообещал, что его учение просуществует пятьсот лет (как раз в эти годы этот срок истек). Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча объявил, что всем, кто ожидает Спасителя, следует очиститься к Его приходу в водах реки Иордан, люди к нему потекли десятками тысяч: “Тогда весь Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская приходили к нему” (Мф. 3.5). Пришли к нему и лицемерные фарисеи и циничные саддукеи. Они тоже знали, что наступает время прихода Мессии. Но неласково встретил их пророк.

“Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму” (Мф. 3.7-9.), – сказал нежеланным гостям Иоанн Креститель.

Этот момент стоит отметить особо. Крестилась вся Иудея, кроме фарисеев и саддукеев. Зная их лживую натуру, Иоанн потребовал от них не устного покаяния, а реальных дел, которые подтвердили бы слова. Что за дела? “У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же” (Лк. 3.11.). Кроме фарисеев и саддукеев, приходили к Иоанну самые разные люди. Для всех у него находилось обнадеживающее слово. Даже для иноплеменников – римских солдат. Им пророк дал совет никого не обижать и довольствоваться жалованьем.

Лишь для иудейских вождей не нашлось у него никакого сочувствия. Это стало для них тяжелейшим потрясением. Трудно описать разочарование этих людей. Ведь выяснилось, что ничего хорошего от прихода Мессии им ждать не стоит. И не тогда ли на берегу Иордана, еще до того, как Христос дал о Себе знать, у них начали вызревать планы противодействия Ему?

“Мне надобно креститься от тебя”

Едва ли не последним пришел креститься к Иоанну Сам Христос. Не сразу был он узнан пророком. Подобно всем другим иудеям, Иоанн ждал Мессию в несколько ином облике – величественном, царском. Но с первых же мгновений пророк распознал, что пришелец неизмеримо превосходит его. Куда делась вся грозность иоаннова, исчез тот лев, рыка которого страшились царь Ирод и первосвященники? Удивление сквозит в каждом его слове: “мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф. 3.14.). Но Иисус ответил ему, что так надлежит совершиться правде. А правда заключалась в том, что Христос явился в мир не повелевать, а служить. Так, в рабском виде, начал Он служение, в рабском виде был и казнен.

Не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно. Отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался глас с небес глаголающий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором мое Благоволение” (Мф. 3,17).

Так началось служение Спасителя. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными. Когда бессилен стал вразумить нас даже потоп, использовал Господь последнее средство, принес в жертву Себя. И захочем – не сможем потребовать от Него большего. Больше нечего. Наш черед пришел креститься и умирать вослед за Христом.

В.Г.

“День Крещения Господня называется еще праздником Богоявления, потому что при крещении Христовом было явление Пресвятой Троицы... Бог Отец явился, свидетельствуя о Сыне гласом из отверстых небес; Дух Святый явился, подтверждая глас Отчий. Св. Златоуст изъясняет: не тот день, в который родился Спаситель, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. По словам блаж. Иеронима, в рождении своем Сын Божий явился миру сокровенно, в крещении Он явился совершенно...

День этот называется также просвещением, праздником светов, св. светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме; еще и потому, что в древности, в навечерие Крещения, когда были крещаемы оглашенные, горело много светильников.

После Пасхи праздник Богоявления есть древнейший и торжественнейший. Кроме праздника, Церковь совершает 4 дня предпразднества и 8 дней попразднства, и прославляет его рядом вдохновенных песнопений...

“Ликуй, тваре, увидевши Божие светозарное явление, Ангелы пойте, море веселися, езера и источницы взыграйте, и реки тайно восплещите песньми: Христос предста, просвещаяй вас благословеньми!”

По кн. “Святый великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн” (М., 1893)

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera