2 

   Проповеди, беседы


О ПЬЯНИЦАХ

О ПЬЯНИЦАХ

“Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют”

(1 Кор. 6,10).

Изменился мир с апостольских времен. Если апостол Павел в посланиях к коринфянам ставил пьяницу, злоречивого и вора в один ряд, то в современности пьяница – это и вор, и лихоимец, и хищник, и блудник, и насильник, и растлитель, и т.д. в одном лице. Погибает не только сам, но и стаскивает в ад своих близких. А сколько из-за них аварий, катастроф и прочих ЧП!

Откуда они, пьяницы? В “Прологе” хорошо об этом сказано: “Диавол, радуясь, говорит: “Никогда и ни о чем я так не веселюсь и не радуюсь, как о пьяных, потому что в пьяницах полная моя воля... Пьяных Бог ненавидит и гнушается. Пьяные – мои, трезвые – Божии. Идите же, – сказал после этого диавол бесам, – идите же и научайте христиан пьянству на всю волю моего хотения”.

Редко какую семью миновала эта беда. Мы, пришедшие из неверующего прошлого, не имеем страха Божия и не привили детям этого всеспасительного иммунитета. Ужасны пьяницы запойные, взывать к их рассудку бесполезно, там уже не один бес, а семь злейших затворили изнутри все органы чувств человека, парализовали его разум. Его нет сил пожалеть, он омерзителен и отвратителен, часто вызывает гнев и злорадство у бывших ближних. И немногие находят в себе силы сострадать несчастным. Естественно, распадаются брачные и семейные узы, и дружеские связи.

Пьянство, как и другие пороки, – от безбожия. Человек, не стремясь к идеалу, живет хотениями, которые, развиваясь, и приводят к порокам. Очень часто люди способные и даже талантливые, не получив “признания” своих качеств от окружающих, уходят в пьянство, во тьму. Если такие люди не верят в Бога, то любые, даже малые личностные проблемы разрастаются до космических размеров. У такого человека нет Бога, а есть только свое “я” – и крушение этого “я” (непризнание таланта, измена жены или друга и т.д.) разверзает перед ним страшную пустоту. Ведь у него нет ничего, кроме “я”. И тогда он хочет забыться – забыть себя в алкогольном хмеле.

А как бывает с верующим? Душевная драма, крушение личностного самодовольства открывает перед ним дверь в новый мир – больший, чем порушенный мирок собственного “я”. Страдание очищает его глаза и приближает к Богу. Семя дает новую жизнь, когда умирает. Но не так бывает с пьяницами.

Часто спаиваются в трудовых коллективах и в семьях “за компанию”. Часть ответственности перед Богом лежит и на родителях детей-пьяниц, на начальствующих, у которых подчиненные стали спиваться, и на вождях народа, которых Бог поставил и с которых тоже спросит в свое время.

Как узнать, болен ли человек пьянством?

Хорошо пригласить его в церковь, и если ему там не комфортно, противен запах ладана, вызывают неприязнь священнослужители, раздражает служба и церковные правила, то этот человек уже нездоров, либо накопилось много грехов, либо он уже одержим. Такого человека необходимо исповедовать и причастить Христовых Таин во оставление грехов, во исцелении души и тела.

Тех, кто не идет в церковь добровольно, находится в запое, все-таки можно попытаться спасти, уповая на помощь Божию. Когда человек ушел в запой, необходимо усилить о нем молитву, желательно заказать неусыпаемую псалтирь в монастырях и молебны в нескольких церквях, попросить о молитве близких. Важно исповедаться и причаститься его близким, которые, вероятно, могут быть причиной пьянства. Затем с помощью наркологов надо вывести больного из запоя, возможно поместить его в стационар или другое место, где не провоцируется новый запой. Когда человек станет приходить в себя, попытайтесь сориентировать его разум, его волю, его внимание к Богу, окрестить его, если он некрещеный. Так как сам он каяться не научен, то надо очистить его соборованием. При этом перед больным ставится цель не просто трезвого и здорового образа жизни, а трезвость ради Царства Божия – ведь если будет иначе, то и трезвый, все равно что пьяный, гибнет.

Хорошо человеку, склонному к спиртному, для профилактики соблюдать посты, особенно многодневные, и выполнять индивидуальное молитвенное правило, назначенное духовником. Когда человек несколько окрепнет и утвердится в вере, он может дать в церкви перед людьми и Богом обет трезвости, который широко практиковался св.праведным Иоанном Кронштадтским и с помощью которого спаслись тысячи гибнущих грешников (молитвенный чин обета трезвости напечатан в № 206-207 “Веры” за 1996 г. – ред.). И тогда “грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию” (Рим. 6, 14).

Об исцелении от пьянства молятся Божией Матери перед иконами Ее, именуемыми “Неупиваемая чаша” и “Скоропослушница”, св.мученику Вонифатию, свят.Вонифатию Милостивому, прав.Иоанну Кронштадтскому, свят.Николаю Мирликийскому.

Уважаемые читатели, не теряйте надежды в отношении спившихся близких, ведь “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18,11), “пришел не губить души человеческие, а спасать” (Лук. 9, 56). Дерзнем, и обратимся к Нему.

Иеромонах Игнатий (Бакаев)

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera