8 | Проповеди, беседы |
СЕМЕНА СЛОВА
С Юрием Медведевым, издателем газеты “Православная Пермь”, мы познакомились этой зимой на Иоанновских чтениях в Архангельске. Человек он с виду не очень приметный, невысокий, немного застенчивый. И сколь же велико было мое удивление, когда я узнал, что Юрий подполковник в отставке, много лет отдал службе в ракетных войсках. Еще будучи военным пришел к Богу и решил посвятить себя новому деланию. Чем дольше мы общались с ним, тем лучше я понимал, что он представляет собой тот скромный и самоотверженный тип русских людей, которым так любовались Пушкин, Лермонтов, Толстой рисуя своих верных служак – этих капитанов Тушиных.
И думается не случайно, именно Юрию Медведеву довелось впервые опубликовать, донести до нас слова старца Саввы Псково-Печерского. Так прославляет Господь немудрствующих, скромных рабов своих.
“Семена Слова Для Нивы Божией” – записи поучений схиигумена Саввы Псково-Печерского я начал читать на автобусной станции по дороге из Архангельска, открыл ее без особого энтузиазма, и не смог оторваться пока не закрыл последнюю страницу. Как дорого и как редко сегодня каждое живое православное слово! Книга была к сожалению не моя, один монах попросил передать ее своей сестре. Но едва приехал я в Сыктывкар, как сразу позвонил Медведеву с просьбой прислать один экземпляр “Семян...” для нашей редакции. Отрывки из подаренных нам двух томиков-брошюр мы и предлагаем вам дорогие читатели в этом номере.
* * *
Схиигумен Савва родился в 1898-м году, скончался в 1980-м. Долгие годы, пришедшиеся на времена безбожия и гонений он был духовным пастырем Псково-Печерской обители, старцем-утешитем для тысяч паломников. В монашество он пришел уже в зрелом возрасте, перед тем, окончил Московский инженерно-строительный институт и долго работал по специальности. Пострижен он был в Троицко-Сергиевой лавре, там же схиигумен Алексий перед смертью возложил на своего ученика подвиг старчества. В течении двадцати шести лет затем, схиигумен Савва окормлял приходы и обители на Псковской земле. Он принимал пустые храмы, а оставлял после себя процветающие общины. И сегодня, благодаря многочисленным духовным чадам имя его, во всех уголках России, даже на Афоне и Иерусалиме, произносится с уважением и любовью...
* * *
Вставать до восхода солнца – Ангелы радуются! Конечно, не все так могут. Некоторые в ночные смены работают – это как исключение – а вообще, надо прямо сказать, подвиг больше – рано вставать. Вот почему пустынники и простые люди причащаются больше за ранней литургией, а все культурные, интеллигенты, работники ума, которые долго не спят с вечера: например, учителя проверяют тетради, потом некоторые работники так называемого умственного труда, которые там пишут все, и они до 2-3 часов не спят, а потом уже долго утром спят, так они уже за позднюю приходят. А иногда даже работники умственного труда тоже за раннюю. Вот я знаю одну – учится и работает, та она, знаете, девица еще и такая благоговейная, так вот она по 3-4 часа спит и старается за раннюю службу прийти. Это считается великий подвиг!
Один святитель, когда целовал свой крестик, такую молитву творил: “Пролей, Господи, каплю Святейшей Твоей Крови в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов, и нечистот душевных и телесных”. А вы эту молитву не знаете, так Иисусову молитву читайте или: “Крестом Твоим, Господи, очисти меня!”...
Помните, я вам говорил, что если только будете читать канон Кресту (15-20 минут затратите времени) и будете целовать свой крестик с Иисусовой молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго, освети меня светом Креста Твоего, удали от меня эту нечистую силу, которая меня мучает”, то этот свет проникнет в вашу совесть, сердце, душу, характер и вытеснит злую силу – одержимость и, по неотступности, через 2-3 месяца самый одержимый человек может стать здоровым.
Человек, который носит крестик, молится перед ним и целует его, делается освященным, любвиобильным, благодатным. Для окружающих он становится приятным. О таком человеке обычно говорят: “Какой симпатичный человек!”
А мы носим крестик на шее, как на вешалке, забывая о нем, а некоторые даже и совсем не носят. Избави нас, Господи!
Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой : “Господи, крестом Твои освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!” А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете.
Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо.
Если мы имеем родственников или близких, которые страдают одержимостью, и если мы будем молиться за них, будет ежедневно целовать за них свой крестик, то облегчим из состояние. Бывает, например, муж неверующий, или сын, или дочь – это тоже называется одержимостью, потому что они одержимы духом неверия. Если мы будем за них молиться, будем за них целовать крестик со словами: “Господи, и меня спаси, и спаси мою дочь, мужа”, то наше сердце, которое сделается светлым от лучей благодатного света, исходящих от креста, подаст их сердцу весть.
В семье, если жена верующая, то вся семья спасается. Вот как одна отучила мужа пить и буянить. Приходит он пьяный и начинает бить посуду. А потом трезвый оправдывается: “Это меня враг научил”. Однажды приходит он опять пьяный, а жена как начала все бросать, посуду бить и его избила. Тогда муж сразу как бы отрезвел и говорит ей:
– Что ты делаешь?
А она ему говорит:
– Это враг меня научил!
После этого он перестал пить и буянить.
В одной семье муж увлекся картежной игрой и все стал проигрывать. А жена его все пилит и пилит, а он с горя запил.
А в другой семье при таком же положении жена, наоборот, поддержала мужа:
– Да это что? Это же все прах, все это нажитое!
А сама она так молилась за него, и в церкви подавала записочки, и дома по ночам молилась, и нищим подавала – просила их помолиться за него. Муж устыдился, пришел в себя, и все кончилось благополучно.
Некоторые, выполняя форму, часто постятся до самоубийства. А ведь пост нужен особенно тогда, когда обуревают плотские страсти, когда избыток телесной энергии или тучность. А когда человек в немощи, в болезни, то, наоборот, надо подкрепиться пищей. Афонские старцы благословляли даже в таких случаях подкрепиться крепким мясным бульоном. А лучше всего упражняться в воздержании языка и не допускать тщеславия: этот духовный пост выше телесного, то есть выше воздержания в пище.
В здоровом теле – здоровый дух! один монах имел такое внушение: “если бы я покушал мясного, то я бы восстановил силы”. Такие мысли свои он открыл и игумену, а игумен говорит: “А ты правильно рассуждаешь. Сделай себе крепкий бульон и подкрепись”. Он так сделал и поправился, силы телесные восстановились. А потом он уже стал наверстывать! Вот какая великая добродетель – рассуждение!
Знайте и помните о Правосудии Божием: ничего не проходит безнаказанным. Вот такой пример: Вы идете по саду, и Вам захотелось посидеть, не проверили и сели на скамейку. А скамейка была только что окрашена и не успела просохнуть. Вы измазали хороший костюм. Хорошо это? Плохо! А почему плохо? По Вашему нерадению! Надо было прежде проверить, а потом сесть.
Точно так же и совесть подсказывает нам: “Проверь! Этот поступок нехороший, ты осуждаешь человека, остановись!”. А мы не слушаем совести игрязним душу больше, чем костюм краской. И получаются на душе пятна. Костюм можно очистить или другой купить, а душу другую не купишь, она у нас одна – одна совесть и одна душа. Ее нужно кропотливо очищать покаянием, смирением и безропотным терпением болезней и скорбей. Очистительный период иной раз длится годами... Вот, например, Марии Египетской понадобилось 17 лет на очищение души покаянием. А мы, нетерпеливые, малодушные,... не успеем встать на путь покаяния, как уже ищем в себе признаки святости.., Начинаем тщеславиться, гордиться и впадаем в отчаяние. Избави Бог от отчаяния: это смертный грех!
Покаянным плачем можно омыть душу, как химикатами костюм. Когда почистят костюм, на нем все таки могут остаться следы, а сердце и душу можно убелить покаянием нечисто, и никаких следов греха не останется. Как пророк Давид говорит: “Сердце чисто созижди во мне, Боже”, то есть сделай во мне такое чистое сердце, какое оно было до загрязнения.
Мария египетская была великая грешница, а покаянием она сделалась чистая, светлая, стала великой святой и пошла на вечную радость!
Одному митрополиту задали такой вопрос: “Что делать, если я не слышала в церкви евангельское чтение? Я стояла далеко и ничего не поняла, о чем читалось в Евангелии, да и славянский язык плохо понимаю”.
А митрополит Филарет Московский (он был такой великий!) отвечает: “Достаточно того, что бесы понимают, трепещут и убегают от нас, когда мы внимательны, и вы получите великую радость”.
Одна подходить к великому Старцу и просит:
– Отец, есть у меня подруга, с которой мы учились вместе в школе. Мне она ближе, чем сестра родная. Она сейчас так мучается, не может родить. Батюшка! Помолитесь, чтобы она спокойно родила!
– Эх ты, не знаешь, чего просишь! Ей надо раскаяться в тяжких грехах.
– Батюшка! Вы можете сделать все, и можете ей все грехи отпустить! Сделайте так! Помогите ей, если Вы хоть немножечко уважаете меня, ведь я вас обслуживаю, помогаю! Сделайте так, чтобы она родила спокойно!
– Эх, – говорит Старец, – ты просишь... Ну, ладно!.. Только не смущайся...
А потом как закричит:
– Ой, Ой! – и стал кататься по полу и кричать от боли.
Старец взял ее немощи на себя, и она легко разрешилась.
Не дай, Бог, отойти от Церкви!
Святая Церковь просит и предостерегает нас: “Не судите, да не судимы будете” – и тогда Господь нас не осудит.
Видите, возлюбленные, не надо осуждать никого, не надо грешить, а то одна женщина пришла и говорит:
– У нас Батюшка слeжит, а я знаю, что он не совсем благочестивый. Как же я у него буду исповедоваться?
– Скажи мне, – спрашиваю, – если положить в кадило медное и в кадило золотое одинаковый ладан и одинаковые угли, то фимиам будет одинаковый?
– Да, одинаковый.
– Вот так и батюшки. Благочестивые из них – это золотое кадило, а не совсем благочестивые – это медное кадило. А благодать Божия все равно через них идет. Поэтому смущаться не надо этим: не ради Батюшки, а ради благодати священства, через него действует благодать. Кайся и ходи в церковь.
Возлюбленные, никогда не осуждайте, не разбирайте батюшек.
Обидчики – это наши благодетели! Испытывая нас, они губят себя. За них нужно усиленно молиться!
Бывает, что у человека лицо – хоть икону пиши! Наружность скромная, нрав тихий, лицо такое елейное,.. а внутри к него столько бесов! Там столько немощей: и зависть, и осуждение, и другие страсти. Что же делать? Выбивать их надо! Ну я уж так не бью, а словами... и думаете мне это легко? делать.
Приходишь в келию – как пласт... Не знаешь, что делать.
А меня научили... вот только этим и живу...
Когда я в Троице-Сергиевой лавре жил,.. а там, знаете, какие были! А ведь жалко их, и просишь Господа:
– Господи, пусть я пострадаю, только сними с него грехи!
С него снимешь, а сам приходишь в келию и как пласт не знаешь, что делать. Одна старица подходит ко мне и говорит:
– Отец Савва, а чего же ты смущаешься? Ты, как только придешь в келию, так читай 15 главу от Иоанна, и благодать вернется. А потом проси своих духовных чад и тех, которых ты исповедуешь, чтобы они тоже помолились, и благодать вернется.
Вот так, с Божией помощью, благодать и возвращается. А то бывают такие немощи, такие трудности! Когда отпускаешь грехи, то такая тяжесть наваливается! А как в алтаре во время “Тебе поем...” поднимаешь руки с молитвой, то грехи, как чешуя, сходят, и легко становится, и очищаешься, и все становимся чистыми.
Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых. Некоторые задают вопросы монахам:
– Как вы живете? Читаете ли газеты? Интересуетесь ли тем, что в мире делается?
А один мудрый монах говорит им:
– А скажите, пожалуйста, пойдете ли вы на кладбище к покойникам спрашивать у них, читают ли они газеты? Что они Вам ответят? Так и монахи. Мы мертвецы для мира!
Действительно, монах умер для мира, его дело – читать Евангелие, Псалтирь, молиться за людей, за весь мир. Сейчас, как говорят, мир в тревоге находится, и вот нам, монахам, приходится особенно усиленно молиться. Вот, например, пьянствует, развратничает кто из родственников, а к монаху приходят и говорят:
– Ведь ты же монах! А твой родственник пьяница, развратник. Помолись за него!
Монах становится на молитву и говорит:
– Господи! Ты дал мне дерзновение принять монашество. Молю тебя, сделай так, чтобы мой родственник не пьянствовал, не развратничал, сделай его честным тружеником для семьи и для общества.
Господь слышит эту молитву ради благодати монашества, и тот человек изменяется, делается честным тружеником.
Вот такое благородное назначение монаха, тем более священноинока!
Прикладываться к иконе во время молебна не надо. Если кто будет подходить, то вы задерживайте таких в духе христианской любви... А то вчера одна другую толкнула, и получилась неприятность, А можно сказать:
– Сотвори любовь, не разрешается сегодня прикладываться,
Мы молимся Божией Матери, а тут идет хождение. Это значит, что мы не уважает святыню и людей, которые молятся. Тогда мы уже не святыне молимся, а тому человеку, который здесь проходит прикладывается.
* * *
В Успенском храме паперть – это вся стена до печки. У двери иногда холодно бывает, и можно простудиться. Поэтому, кто стоит там, проходите к печке.
Вчерашний день я кропил водой там и видел, как они, бедные, даже посинели от потока холодного воздуха. Ну вот, пройдите, и тогда мы будем начинать.
Записки передавайте чтецам. А то вчера одной дали записку, чтобы передала чтецам, а она подержала-подержала ее и обратно: “Раз так, Батюшка не берет, я передавать ее не буду”, взяла и передала ее обратно. Это своеволие! А потом она опомнилась, попросила прощения, и все удалилось. Записки, свечи, прошу передавать по рукам, сами не ходите.
Некоторые передают записки в свечной ящик и потом прислушиваются, прочитают их или нет. Так делать нельзя. Господь намерение целует. Было бы ваше желание помянуть, записать и подать. А помянули или не помянули, об этом не заботьтесь, за это вы не будете отвечать пред Богом. Твердо верьте: Господь все знает, Господь все сделает! А вы лучше в это время сами молитесь. А то некоторые говорят: “Мы деньги платим, а там не поминают”, и получается смущение, теряется молитва.
* * *
Служу я однажды молебен у раки преподобного Сергия, вдруг подходит ко мне одна и со слезами на глазах говорит:
– Отец, маму положили в больницу, у нее признали рак.
– Отслужи ей водосвятный молебен, – говорю ей, – покропи ее святой водой и пускай ежедневно пьет эту воду.
И что же вы думаете? Выписали ее из больницы как безнадежную, а дома она стала поправляться. Однажды врачи спрашивают:
– Ну как больная?
– Да ничего! Идет на выздоровление!
– Как? В чем дело? – удивляются врачи.
– У нее дочка верующая, привезла ей святой воды и святого масла...
– Ну, вы верующие, у вас другой закон. А мы, – говорят, – ошиблись. У нее, значит, был не рак.
И, конечно, историю болезни передали, потому что им не удобно было признаться, что совершилось чудо от святой воды и масла.
Вот что делает святыня, принимаемая с верою! Она и сейчас живет, а рак уполз куда-то!
Многие приезжают с этой болезнью и говорят в отчаянии:
– Эта болезнь неизлечимая, если сделать операцию, то только временно поможет, а потом все равно надо готовиться к смерти.
– Нет! Это по-человечески, а у Бога свои законы: то, что не может сделать человек, то Бог легко может сделать. Господь может оживит и воскресить и душу, и тело. Понятно вам?
В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь – это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный “Многими одержим напастями”. И вы сразу почувствуете благую перемену.
Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз “Богородице Дево...” и молиться Божией Матери “Избавительнице”. На Новом Афоне была чудотворная икона “Избавительница”. Сколько чудес там было от нее!
Большие правила на себя берем, а друг друга осуждаем, а потом доходит до того, что муж с женой разводятся.
– Почему разводитесь? – спрашивают на суде.
– Характером не сошлись.
А характер в чем заключается? Да в том, что друг друга осуждали. Жена мужу говорит: “Ты плохой!” А он ей говорит: “Ты плохая”.
Сейчас не требуется совершать больших подвигов. Диавол сейчас свирепствует со страшной силой. Если он раньше был связан цепями и только бросался, а не кусался, то сейчас он свободен от цепей и что хочет делать над людьми. Сейчас главное – иметь дела любви и милосердия. Если другие добродетели стучаться к Господу, то милосердие идет прямо к престолу Божию.
Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: “Господи, помилуй!” А потом 5 раз: вздохните “Господи” и выдохните “помилуй”, и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!
Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.
Два монаха заметили, что их третий брат имеет нехорошую привычку, сидит он, скрестив ноги (нога на ногу), а это очень неприлично и даже грешно. И вот они в духе христианской любви, чтобы не обидеть его своим замечанием и поучением, решили отлучить его от такой привычки. Они договорились так:
– Ты сядешь так же, как он, в его присутствии, а я тебе сделаю замечание, что так грешно сидеть.
Так они и сделали. Брат понял, принял это во внимание и больше этого уже не повторял. Вот видите, как в духе христианской любви, братия помогли исправиться монаху. Так вы делайте.
Слышали, вчерашний день говорили проповедь: “Не убий, не укради”.
Украсть можно не только так, что залезть в чужой карман и присвоить чужую собственность. Украсть можно и так: вот стоит человек на службе, а на работу приходит или с опозданием большим, или небрежно, недобросовестно работает, или раньше уходит с работы. Это значит, что он украл время, за которое ему платят. Понимаете? Это тоже воровство!
Вот некоторые приезжают помолиться и рассуждают так: “Опоздаю на работу на 2-3 дня, начальство хорошее, мне все равно оплатят”. А это нехорошо. Надо быть честным! К труду честным и во всех делах, и к здоровью честным, и к одежде честным.
Вот, например, вы сгноили продукты – вы согрешили. Бог посылает вам продукты не для того, чтобы мы превращали их в негодное вещество, а чтобы употребляли их для питания себе или ближним. Это тоже называется небрежение или воровство. У Бога мы украли хороший продукт. Он нам послал, а мы взяли его и превратили в ничто. А нужно все беречь в хорошем состоянии. Если сами не можете пользоваться, передайте ближнему, утешьте ближнего.
Вот один положил помидоры на окно, а потом посмотрел через несколько дней, а они начали портиться. И он думает: “Господи, что же я делаю! прости меня, грешного”, и скорее раздал их. И как были довольны другие!
– Как мы рады! Мы их еще и не кушали.
А тот подумал: “Вот хорошо, а у меня бы они все испортились”. Как увидите, что продукты начинают портиться, скорее раздавайте другим, скорее сейте добро, чтобы получить награду.
Вот был один такой доктор. Он все говорил: “Спешите делать добро!” И когда он умер, то на памятнике (в Москве и сейчас этот памятник стоит) написали такие слова:
Доктор Феодор Петрович Гааз. Друг отверженных. “Спешите делать добро!”
Все проходят и обращают внимание. О! Спешите делать добро! Он всегда спешил делать добро и получил блаженную кончину. Даже митрополит Филарет (Дроздов), который был очень высокой жизни, и тот преклонялся перед добродетелью доктора Гааза. Доктор, действительно, очень много потрудился. Он ночью и днем всегда спешил делать добро: бесплатно лечил больных, помогал нищим и скорбящим.
Ему так и было высечено на мраморном памятнике “Спешите делать добро!” в память вечную о его добродетели милосердия.
Вот и вы, возлюбленные, спешите делать добро!
Помни последняя твоя и во век не согрешишь. Один учился в университете, потом стал доцентом, потом профессором. А другой, раб Божий, его спрашивает:
– Ну вот ты выучился, а дальше что?
– А дальше семейное счастье...
– А дальше что?
– А дальше, – улыбается профессор, – творческая работа, слава...
– А дальше?
– А дальше смерть... А что по смерти? Уместный вопрос!
На небе нет ни скорби, ни печали, там вечные радости, сладости. Такой радости и сладости мы желаем всем усопшим. Вот почему поминаем и поминаем их сладостями: сладким коливом, сладким киселем и прочим.
Коливо еще имеет и символическое значение. Зерно (рис, пшеница), если его не бросить в землю, будет лежать одно без приплода, а если его бросить в землю, то оно прорастает и даст колос в несколько зерен. Это значит, жизнь продолжается, и увеличивается плод.
А вином, спиртными напитками нельзя поминать усопших: для них это большая горечь и огонь, это остатки языческих пережитков.
Ведь наши предки были язычники, и вот эти обычаи еще сохраняется и до сего дня. Хотя с этими пережитками боролись святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский, но все еще они продолжаются.
Но вот запомните: поминать усопших надо только сладким.
После усердной молитвы за усопших чувствуешь такое утешение! внутреннее такое отрадное состояние. Я не знаю, как вы чувствуете. Хорошо чувствуете? Значит, усопшие радуются, и этой радостью они делятся с нами.
Было много откровений, что чувствуют усопшие, когда их поминают, когда частицы за них вынимают и когда отпевают.
Один священник имел родного брата. Брат был маловерующим и имел некоторые пороки: выпивал, курил, дозволял себе порочную жизнь, и так он скоропостижно умер, без покаяния. Священнику сделалось жалко его, и он всегда старался вынимать на проскомидии за него частицы. И однажды умерший брат явился к нему и говорит:
– Я весь находился в особом мраке, с головой туда ушел, и мне нечем было дышать, было очень трудно. А теперь вот видишь, моя голова свободна.
И он, действительно, видит своего брата, погруженного в какой-то мрак и смрад, и только одна голова свободна. Брат дышит свободно и благодарит его. Сон кончился.
Священник усилил молитву. Через некоторое время брат опять является во сне и указывает на себя:
– Теперь я уже освобожден по пояс, теперь мне еще лучше стало, благодарю тебя.
Проходит некоторое время, и этого батюшку перевели в другое место, в другой приход, даже в другую епархию. Никто не знал, что у батюшки был брат и что он умер. Но этот священник все вынимает частицы за своего усопшего брата и поминает его имя.
Однажды одной благочестивой женщине снится такой сон. является к ней незнакомый человек и говорит:
– А знаешь ли ты, что в нашей церкви, куда ты ходишь молиться, священник – это мой родной брат? Я умер, а он за меня вынимает частицы и поминает. Хочешь знать, какую доставляют нам радость, когда на земле поминают наши имена и в особенности, когда вынимают за нас частицы?
Она его спрашивает:
– А какую же вы радость ощущаете, когда вас поминают и вынимают частицы?
– А вот, – говорит, – передать на вашем языке очень трудно. Вы этого понять не можете. Потому что земная жизнь – это одна жизнь, а наша жизнь другая. Ну примерно можно сопоставить с таким полотном, экраном, на котором вы просматриваете какие-нибудь виды, Иерусалимские и другие. Вам яснее видно на полотне через свет и в большом размере: светлее и величественнее. Вот, примерно, такое же положение и у нас, как будто бы экран. Только у нас такое светящееся место. И вот, когда вынимаются частицы за нас, появляются золотые буквы, пишутся имена: Иоанн, Екатерина, Мария, Елизавета. Таких имен на земле было много, миллионы, а усопшие чувствуют, что это именно его имя, это тот Иоанн, которого на земле помянули, это та Мария, за которую вынули частицу, и от этого золотого имени на огромном экране усопший испытывает такую радость, что передать на земном языке невозможно... Сегодня ты пойдешь в храм и передай моему брату-священнику, что по его молитвам я освобожден совершенно. Ты видишь, я сейчас хожу и ни мрака, ни смрада не ощущаю, потому что он меня поминал, вынимал частицы, и я сейчас совершенно свободный. Вот какая радость у меня теперь!
Она проснулась. Приходит в церковь и обращается к священнику.
– Батюшка! У Вас брат был, он умер?
– Да, был. А Вы откуда его знаете?
– Скажите, он такого роста?
– Да.
– Он такой-то наружности? – перечисляет особые его приметы.
– Да, – говорит священник, – это мой брат. Вы были знакомы с ним?
– Нет! Он сегодня приснился мне и попросил передать Вам его слова, – и рассказала ему все, что он говорил.
Заплакал священник и сказал:
– Поистине великая милость Божия!
Вот как, оказывается, Господь нас любит! Помоги нам, Господи, поминать усопших. А усопшие, в свою очередь, в благодарность молятся за нас, которые имеют перед Богом дерзновение молится. Поэтому, возлюбленные, не тяготитесь, когда вы приходите сюда на панихиду, и у кого есть не отпетые родственники, близкие, просто знакомые, постарайтесь отпеть.