10 

   Вероучение, обряд, традиции


ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА?

С этого номера в нашей газете открывается новая рубрика - “Православная Энциклопедия”. В отличие от обычных энциклопедий, вопросы с ответами будут даваться не по алфавиту (всей тематики в рамках газеты все равно не охватить), а по степени интереса и важности для православного образования. Постараемся дать справку по тем “редким” вопросам, ответы на которые трудно найти в море литературы.

Один мудрец сказал: если ты по-настоящему познал какой-то предмет, познал его до конца, то значит ты постиг все знание мира. И в нашей энциклопедии читатель, разбираясь в отдельных вопросах, сможет открыть для себя необъятный мир Православия. В православном учении все наполнено смыслом, все важно - даже из-за одного слова, понятого и истолкованного неправильно, человек и целый народ могут впасть в ересь и духовную погибель. Об этом - в первой статье энциклопедии, подготовленной В.Григоряном.

Едва ли много найдется людей, которые ничего не знают о Всемирном потопе. Даже у дикарей, в самых глухих уголках планеты, существуют легенды, повествующие об этой страшной катастрофе.

Что же стало ее причиной?

Легенды в лучшем случае отделываются общими фразами, что люди были наказаны, наверное, за какие-то грехи. В худшем случае говорится о необъяснимом капризе богов. И только в Библии мы можем найти полноценный ответ на этот вопрос. Книга Бытия повествует нам о том, что сыны Божии стали брать в жены “дочерей человеческих” и родились от них исполины, т.е. очень сильные гордые люди, герои (“издревле славные люди” (Быт.6,4)) того времени. И восскорбел тогда Господь и сказал: “истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил...” (Быт. 6, 6-7)

Кто же такие сыны Божии? На этот вопрос есть две точки зрения. Одни считают, что сынами Божьими были благочестивые сифиты. Другие убеждены, что сыны Божии - это падшие ангелы.

Как известно, у Адама было три сына: Каин, Авель и Сиф. Все они считались сынами Божьими в том смысле, что Бог создал людей. Но Авель был убит. Каин - проклят и лишен сыновства, как убийца. На земле остался только один сын Божий - Сиф, потомки которого должны были хранить чистоту сыновства, не смешиваясь с проклятыми.

Моисей, написавший со слов Господа первые пять книг Библии, в том числе и книгу Бытия, из личного опыта знал, как тяжело уберечь своих соплеменников и чистоту веры от заразы “просвещения”, от смешения с нечестивыми. Евреи ведь долго жили среди египтян.

Версию же об ангелах впоследствии выдвинуло послепленное иудейство. Эта мысль перекочевала и в раннее христианство. Стройного православного учения тогда еще не было, и поэтому в вопросах не слишком насущных первохристианам приходилось довольствоваться мнениями иудейских книжников. “Ангельскую” гипотезу принимали Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.

В результате развития православного богословия, эта точка зрения была опровергнута такими учителями Церкви как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др. Они видели в “сынах Божьих” потомков верного Богу, праведного Сифа, а в дочерях человеческих - порочных представительниц рода Каина.

Другая гипотеза - о соитии девушек с ангелами - отдает низкопробной мистикой, что противоречит всему строю Библии. По духу это мнение вполне соответствует языческим верованиям, оккультистским учениям, но не находит никакой моральной опоры в других текстах Писания и Предания. Противоречит она и элементарному здравому смыслу. За что, спрашивается, было наказывать человечество потопом? Если ангелы переступили свое естество, взяв в жены женщин, то их и наказывать нужно. Причем здесь все человечество? Таких доводов существует множество.

Тем не менее в научных кругах “ангельская” гипотеза сегодня является доминирующей, потому что отвечает их представлениям о Библии как о сборнике поэтических мифов. Привлекает она, естественно, и мистиков теософского толка. Доказательства они находят как в апокрифических текстах, не вошедших в Ветхий Завет из-за своей сомнительности, так и в Талмуде - сборнике работ, составленном раввинами после распятия Христа. Определенное смущение вносит в умы и то, что в синодальном переводе Библии, предпринятом в XIX веке с позднеиудейского текста, сынами Божьими действительно именуются только ангелы. Но в латинском Пятикнижии, переведенном в IV веке блаж. Иеронимом с древнееврейского текста, сынами Божьими называют и людей. Например: “Праведники, сыны Божьи, будут навеки соединены с ангелами, сынами Божьими”, и т.п.

* * *

Но конечно же не на почве борьбы с нелепицей, а только с помощью положительного взгляда на этот вопрос мы можем утвердиться в том, что именно сифитов имел в виду Моисей при составлении Пятикнижия.

Известно: потомки Каина (каиниты) были гораздо цивилизованней сифитов, они преуспели в развитии культуры, ремесел, наук, но вместе с тем и порока. Каинитки, много внимания уделявшие зову плоти, нарядам и украшениям были несомненно женщинами обольстительными, недаром сестра Тувалкаина Ноэма, как полагает Иоанн Златоуст, была изобретательницей проституции. Насколько трудно противостоять прелестям и порокам цивилизации, нам сегодня хорошо известно. Не справились с этим искушением и сифиты. О том, сколь велико было милосердие Господа, сколь долго Он ждал раскаяния от людей, свидетельствует то, что одна лишь семья - семья Ноя сохранила ко времени потопа преданность Богу, послушалась предупреждения Господа о надвигающемся возмездии. Даже звери дикие - и те взошли на построенный Ноем Ковчег, люди же им пренебрегли. Они пали слишком низко. Умри Ной, и эта участь постигла бы и его семью, последний оплот веры. Поэтому потоп стал неизбежностью.

Три ключевых событиях, описанных в Ветхом Завете, - это исход Ноя, исход Лота из Содома и исход евреев из Египта. Тема исхода из среды нечестивых пронизывает Предание красной нитью.

Степень важности истории исхода Лота подчеркивается в Предании тем, что единственный раз в истории ветхозаветного иудейства людям дано было узреть Троицу. Бог-Отец, Бог -Сын, и Дух Святой явились людям, но только праведный Лот смог понять, Кто перед ним. И снова потоп, на этот раз погубивший не все человечество, а только два города, безнадежно погрязших в распутстве.

Подобно Ною, бежал от цивилизации и Моисей. Как и каиниты, египтяне весьма преуспели в делах земных, но утратили трепет перед Богом Истинным. Смешение с египтянами представляло для будущего народа Божьего смертельную опасность. И Господь вывел сынов Своих из этого страшного места, а войско фараона, бросившееся вдогонку, погибло от наводнения. В напоминание о Всемирном потопе Господь повелел Моисею создать Ковчег - эту величайшую святыню иудеев, в которой хранился текст десяти заповедей.

Именно смешение с нечестивыми людьми является самым страшным грехом для ветхозаветных иудеев. Тема же ангелов в Предании находится почти в полном забвении, чего, конечно, не случилось бы, если б Моисей при описании причин потопа имел в виду служебных духов.

Чтобы осознать важность поднятого здесь вопроса, вспомним, как трактуется история потопа в Талмуде, главной книге тех иудеев, что отвергли Христа. Из этой книги мы можем “узнать” не только о том, что сыны Божьи были ангелами, но и о том, что женой Ноя была Ноэма (“Берешит рабба” - 23,4) - та самая каинитка, которая, по мнению многих православных богословов, и стояла во главе “дочерей человеческих”, растливших сифитов. Талмуду вторит и древняя секта каинитов (фактически сатанистов, которые родословие свое ведут от самого Каина: будто бы несколько потомков его смогли проникнуть на Ковчег и поэтому сохранились на земле). И создатели Талмуда, и каиниты-сатанисты с каким-то непонятным упорством настаивают на “ангельской” версии причины потопа. Что двигает ими?

На протяжении нескольких тысячелетий экуменизм уже растлил сотни народов и погубил миллионы душ. Но от начала мира до наших дней всегда существовала хотя бы маленькая группка людей, ничем не запятнавшая себя, почитающая истинного Бога, правильно славящая Его. Веру в это и пытаются подорвать враги христианства.

Крови Каина-братоубийцы в нас нет. Корабль, останки которого до сих пор, говорят, покоятся на горе Арарат, уберег нас от нее. И все мы знаем: Ковчег, спасающий людей среди гибнущего мира, есть символ нашей Христовой Церкви.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera