16 | Вероучение, обряд, традиции |
КТО ТАКОЙ МЕЛХИСЕДЕК? 18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино - он был священник Бога Всевышнего - 19. и благословил его и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20. и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего (Бытие, гл. 14.) Это место в Библии всегда вызывало глубокий интерес у христианских богословов. То обстоятельство, что Моисей останавливает наше внимание на выдающейся и совершенно исключительной личности Мелхиседека, но почти ничего не сообщает нам о нем, оставляет ощущение важной тайны. Существование ее подтверждает и псалмопевец Давид, который пророчествует о грядущем Мессии: “Он священник во век по чину Мелхиседекову” (Пс.109, 4). Широкое поле для догадок оставляют следующие детали встречи Авраама с Мелхиседеком - Царем правды. а) Салим - это древнее название Иерусалима. Во времена Авраама место довольно захолустное и только пребывание в нем Мелхиседека подчеркивало будущее значение города. б) Преподнесение в дар Аврааму хлеба и вина некоторые из богословов сопоставляют с таинством евхаристии. Ведь из текста видно, что в провианте Авраам и его воинство не нуждались. в) Понятие “священник Бога Всевышнего” встречается здесь в Библии впервые. В то же время Авраам существованию священства не удивляется. И жертвует десятую часть добычи. Апостол Павел (Евр. 5, 10-11) также пишет о тайне, что “о сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать”. Некоторые пояснения св.Павел тем не менее дает (Евр. 6-8). Вот, что он раскрывает нам о Мелхиседеке: “Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда” (Евр.7,3). Апостол открывает нам, что в лице Мелхиседека представлено истинное, вечное священство, недаром Спаситель назван псалмопевцем Давидом первосвященником по чину Мелхиседекову. Священство же иудейское имеет временный характер. Где было оно во времена Авраама? - таков смысл вопроса св.Павла. И вот сейчас оно вновь должно уступить истинному первосвященнику Христу, как некогда склонился перед Мелхиседеком родоначальник иудеев Авраам. Так кто же все-таки такой Мелхиседек, человек, который, по преданию, похоронен в том месте, где стоит ныне храм Гроба Господня? По позднейшей иудейской легенде, это был прародитель всех семитических народов патриарх Сим, по другой версии, он принадлежит к семейству Хама, по третьей - Иафета. Моисей же не указывает на национальную принадлежность этого человека. Мелхиседек неизвестно откуда берется и неизвестно куда исчезает. Он существует вне мирского контекста, без родных, без учеников, без предшественников. Мелхиседек столь независим, что мы вправе полагать, что он был первосвященником всех народов, которые не забыли о Боге Истинном. Тысячи лет истинная вера хранилась евреями и стала ассоциироваться с религией этого народа. Но и до Ветхого Завета, во времена Мелхиседека, и после Ветхого Завета, с приходом Спасителя правильно славить Бога умели и другие народы. Упомянем лишь о некоторых следах веры в Бога Истинного, которые остались с авраамовых времен в писаниях и преданиях некоторых народов. Нынче существует много спекуляций на этот счет, особенно у теософов. Нам не стоит гнаться за участью этих людей, вместо познания вкусивших безумие. Самое удивительное и достоверное, что можно обнаружить в древних текстах - это свидетельства о некогда простой и чистой вере в Бога. При честном, логически обоснованном подходе эти тексты всякий раз подтверждают полноту Библии. * * * В еврейском подлиннике Авраам называет Бога Всевышнего Ель-Елион. Так же называли Бога и древние финикийцы. Близкие к иудейским обращениям Ель-Елион, Элохим, Яхве были и у всех других семитских народов, например: Илу, Эл, Илим, Йево. Известно, что обращение к Господу “Аллах” не было изобретением мусульман. Его знали и арабы древнейших времен. Арийцы обращались к Богу иначе. Так, у древних иранцев (Иран в переводе - арийское пространство) было принято следующее обращение к Господу - Ахура Мазда, буквально - Господь всемогущий. Как и у иудеев, имя Господне у иранцев произносить было запрещено. Кроме того, в древнем Иране не существовало культа жертвоприношений. Разрешались только молитвы и духовное поклонение. Господь, верили потомки Иафета, “всемогущ, велик, победоносен”. У них существовали довольно ясные представления и о высших ангельских чинах. Их называли Амеша Спента (бессмертные святые). Это существа из ближайшего окружения Бога, носители определенных истин, по-русски их имена звучат так: Дух святости, Благая мысль, Истина, Власть, Благочестие, Целостность, Бессмертие. При этом у иранцев были и некоторые прозрения, догадки о троичности Бога. Они выделяли из числа прочих ангелов Благую мысль и Истину, ставя их в особую близость к Ахура Мазде. У индийских арийцев также сохранились некоторые представления о Боге Истинном. Именовали они его Варуна (от корня “вар” - покрывать, охватывать). Вот некоторые из его характерных черт: “Он не капризный... всеведущ... ни один волос не может упасть без Его ведома ...суровый к провинившимся и милостивый к раскаивающимся. Он поступает согласно вечному закону нравственного мира, который Им установлен. Тем не менее, в Его власти прощать тех, кто противится Его воле. Он милостив даже к свершившему грех.” Почти во всех гимнах, посвященных Варуне, можно найти молитвы о прощении греха, полные признания своей вины и раскаяния. Впоследствии индийские арийцы предают Бога. До нас дошло уникальное свидетельство отречения - это один из древнейших текстов, которые знает человечество. Разные народы под разными предлогами отступали от Бога Истинного. Вот как происходило это у индийцев: “Ныне я говорю Асуре, отцу (сравните с иранским Ахура Мазда - Господь Всемогущий), - прощай; я ухожу от того, кому не приносятся жертвы, к тому, которому люди приносят жертвы, - я выбираю Индру (демон, аналогичный греческому Зевсу или славянскому Перуну - В.Г.), я отрекаюсь от отца, хотя я с ним жил в дружбе много лет.” После этого Варуна у индийцев превращается во второстепенное божество, сродни Аллаху у древних арабов или “неизвестному богу” у греков. * * * Итак, следующие детали свидетельствуют нам определенно о признаках религии времен Мелхиседека: представление о Боге как о справедливом, но добром отце всего сущего, запрет на произнесение имени Господа, отсутствие культа жертвоприношений. И еще одна удивительная подробность. У народов, которые хоть сколько-то помнили о Боге Истинном, существовало зачастую очень определенное и напряженное предчувствие Мессии. Но после падения они переставали понимать, кого ждут, как это случилось и с иудеями. И каких-то своих частных антихристов некоторые из этих народов, в конце концов, дожидались. Например, индийский Кришна (буквальный перевод - черный) - это лжехристос в чистом виде. На основании представлений, схожих с христианскими, ему приписывается сыновство Богу, при том, что перед нами определенно человек дурной, невероятно похотливый, иногда покровительствующий добру, но часто и злу (это, кстати, смущает и самих индусов). * * * Свидетельствам о повсеместном существовании некогда веры в Бога Истинного много тысяч лет. С тех пор и Индия, и Иран превратились в цитадели зловерия, в которые не проникла Благая Весть. Отпали и иудеи. Древние знания не помогли, а, скорее наоборот, сделали носителей обломков истины невосприимчивыми к истине в ее полноте. Но сказано, что не наступит Конец Света, пока Слово Божье не будет проповедано всем народом. И, быть может, искра прежней веры все-таки разгорится вновь и спасет многих. В.Г.