22 

   Вероучение, обряд, традиции


Знакомые слова

(Начало в N148-149 газеты)

2. Приветствия и прощания

В суете обыденности мы редко задумываемся над смыслом слов, которые часто говорим. Расставаясь с кем-либо, в спешке роняем: «Ну, прощайте!» – не сознавая, что фактически-то просим простить за обиды, причиненные вольно или невольно. Обронили слово, побежали дальше по своим делам – а надо бы остановиться, удостовериться, что тебя простили. Ведь «не знаем часа своего», и, прощаясь на час, следует прощаться на всю жизнь – чтобы всегда быть чистыми душою друг перед другом. И в православной традиции принято: при расставании несуетно, чинно поклониться в ноги со словами «Простите меня, грешного(-ую)». Обычно отвечают: «Бог простит, прости и ты меня...»

Из этого примера видно, что расставаниям и встречам всегда сопутствуют просьбы, прошения о чем-нибудь, и пожелания. С ними связаны и другие благочестивые обычаи. Например, приношение даров (подарки), лобзания, поклоны, рукопожатия...

Словесные пожелания просьбы и напутствия. В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «мир этому дому». Правило это опирается на евангельские слова (примеры из Евангелия проведены ниже). Чаще всего при встрече дают пожелания здоровья. Часто говорят: «Бог в помощь (по коми: «Ен отцог» или «Ен могысь»). Пожелания стали у нас формальностью, застывшим этикетом. Но пожелания могут быть самые разные и звучать различно, лишь бы в них была любовь к своему ближнему. В качестве приветствий во все времена звучали и благовествования. Один из подвижников, например, говорил всем: «Радуйтеся!» Преп.Серафим Саровский не только в светлую Пасхальную седмицу, но в течении всего года возглашал при встрече: «Христос воскресе!»

При прощании обычно напутствуют: «Ангела хранителя тебе в дорогу», «Иди с Богом», «Храни тебя Бог»... В ответ обычно просят молиться «на дорогу». Все это должно произноситься несуетно, с полным сознанием христианского смысла обряда прощания. В противном случае слова обернутся в осуждение, по Божией заповеди: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».

Если впереди долгое расставание или опасное путешествие, то перед прощанием уместно сообща помолиться, попросить благословения «на дорогу» у священника, а также у отца с матерью.

Рукопожатия

Является ли христианским обычай здороваться за руку? Прямых указаний на это нет. Можно, конечно, сослаться на ап.Павла, который послание к Колоссянам завершает: «Приветствие моею рукою, Павловою» (4,18). Но это можно понимать и как удостоверение, что послание написано им самим, а не писарем под диктовку. Да и «приветствия рукой» – это не обязательно было рукопожатие.

В то время гражданам Рима (а Павел был не только подданным империи, но и полноправным римским гражданином) вменялось приветствовать друг друга вскинутой вверх, выше своей головы, рукой. Что означало: «Рим превыше всего». Интересно, что обычай этот у христиан не прижился, хотя Римская империя просуществовала с тех пор почти тысячу лет. Недолго он существовал и в наш век, когда нацисты пытались его возродить (так называемое «фашистское приветствие»). Как видно, приживалось только то, что соответствует глубинному смыслу и духу христианства.

Известен еще один римский обычай – «локтепожатие». Воины приветствовали друг друга сцеплением рук «в замок», тем самым удостоверяя единство силы. Такое рукопожатие также не прижилось у христиан. Нельзя сказать точно, откуда появилось пожатие ладоней, но оно более «теплое» и более символизирует единство в любви, а не в физической силе, чем «локтепожатие». Является ли этот обычай христианским? По всей видимости, да. Ведь распространился он в мире именно от христианских народов.

Можно ли здороваться за руку со священником? Да, если он сам подал руку, но при встрече со священником обычно испрашивают благословения -тогда рукопожатие не уместно.

Можно ли пожимать руки в храме? Обычно в храме знакомые раскланиваются. Бурные приветствия неуместны даже и тогда, когда служба еще не началась или уже закончилась. Прихожанин в храме все время должен быть в молитвенном настроении. Он и входит сюда с молитвой, поклонившись надвратному образу. И выходит тоже с молитвой. В стенах церкви молящийся народ пребывает в высшем, духовном единстве – и надо ли удостоверять это единство рукопожатиями?

Целование

Господь сказал Симону о прощенной им грешнице: «Я пришел в дом твой, и ты... целования мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у меня ноги... А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7,44-47). Примеры христианской любви даны нам и в апостольских Деяниях. Ап.Павел прощается с жителями Милита и Ефеса: »... со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех и, падая на выю Павла, целовали его... И провожали его до корабля» (Деян.20,36-38). Сам апостол завещал нам: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим.16,16). Апостол Петр также напоминал в конце своего послания: «Приветствуйте друг друга лобзанием любви» (1Петр.5,14). Это завещание повторяется и в других апостольских посланиях.

По христианскому обычаю принято троекратное целование в щеку. Иногда лобызаются единожды. Главное, чтобы поцелуй действительно был святым, искренним, а не «иудиным поцелуем». Также принято ликоваться – трижды соприкасаться щеками, попеременно правой и левой. Священники могут ликоваться с мирянами – в христианской любви нет «субординации».

Поклоны

О поклонении Христу упоминается много раз в Евангелии (Мф.8,2; 9,18; 15,25; 18,26: 20,20). По заповеди христианской любви и люди стали кланяться друг другу. Есть земные поклоны (становятся на колени и касаются лбом земли), поясные (касаются земли рукой), а также полупоклоны (просто чуть склоняются к земле). Обычно приветствуют друг друга поясными и полу-поклонами. Земные совершаются довольно редко, например, когда просят прощения в страшном прогрешении у обиженного или «на миру», у всех людей.

Поклоны были и у язычников, но те кланялись идолам или земным властителям, которых также идолизировали. Никому из них не приходило в голову отдать поклон, например, рабу. Но Богом заповедано, что в каждом человеке есть образ Божий. И, склоняясь перед ближними своим, мы склоняемся перед образом Господа, но ни в коем случае не перед тварью.

В каждом обычае заключен глубокий смысл, о котором необходимо помнить, иначе он извратится. Например, в нашем обществе возрождается обращение «господин». Раньше оно имело хождение лишь в образованной, относительно аристократической среде (купцы и тем более крестьяне так не назывались). Почему-то и сейчас «господины» появляются лишь в узкой общественной прослойке – среди коммерсантов и других «хозяев жизни». Как видно, христианский смысл этого обращения основательно подзабыт и его надо также возрождать. «Господин» – относится ко всем людям без исключения, ибо по Новому Завету мы все должны быть слугами друг другу. Умаление себя перед ближним – вот где кроются начала христианской любви. Таким самоумалением являются и поклоны.

Письменные приветствия

Примеры письменного обращения к братьям во Христе мы имеем в апостольских посланиях. Там же и примеры добрых пожеланий: «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь» (Рим.15,33); »...благодать вам и мир да умножится» (1Петр.1,2); «... любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь» (1Кор.16,24). Апостол Иоанн, уже будучи старцем, приветствует своих духовных детей: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2Ин.1,3). Личное послание Гаию он начинает так: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем...» – и заканчивает: «Мир тебе». Многие послания заканчиваются славословиями Господу Богу, что также перешло в письменную христианскую традицию.

Со временем выработались общепринятые формы, например, в завершении писем: «с любовью во Христе (имярек)»; «уповая на Бога и ваши молитвы (имярек)»... Но это должно идти от сердца, и лучше не писать заученными словами.

Как письменно обращаться к священнослужителям? Чтобы легче запомнить, можно составить табличку: первая графа – титул, вторая – официальное обращение, третья – неофициальное.

Святейший Патриарх Ваше Святейшество Ваше Святейшество Митрополит, архиепископ Ваше высокопреосвященство Владыко... Епископ Ваше Преосвященство Владыко... Архимандрит, игумен Ваше Высокопреподобие Отец... Иеромонах, иерей (священник) Ваше Преподобие Отец... Иеродиакон, протодиакон, диакон Ваше Боголюбие Отец иеродиакон (протодиакон, диакон), без названия имени.

М.С.

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera