9 

   Вероучение, обряд, традиции


“РАДИ НАС С ВАМИ...”

Накануне Пасхи с несколькими лекциями в г.Сыктывкаре выступил преподаватель Московского Свято-Тихоновского богословского института диакон Андрей КУРАЕВ. Слушатели - а аудитория была разная - задали ему много вопросов, буквально завалив кафедру своими записками. Некоторые ответы о.Андрея на эти записки мы публикуем.

“После Великого поста православные празднуют Пасху и едят мясо. Ваше отношение к тому, что кришнаиты обвиняют христиан в употреблении животных в пищу”.

- По православным правилам человек, который воздерживается от вкушения мяса, подлежит отлучению от Церкви, если он это делает из соображений гнушения. То есть, если ради упражнения, воздержания, здоровья человек не ест мяса - это пожалуйста. Но если ты гнушаешься - это грех. Точно так же по отношению к браку. Вот монахи не вступают в брак - не потому, что они брезгуют женитьбой (такому не место в монастыре, такого сразу отправят в мир), а только ради обета перед Господом. Все создано Богом, и гнушаться этим - значит, восстать против Его воли.

* * *

 

“Зачем церковь придумала эти полузапреты? Сегодня она разрешает, завтра то же самое - не разрешает... Не лучше ли раз и навсегда установить: вот это человеку можно, а это нельзя”

- Я уже сказал, что все, созданное Богом, это благо, ничто не запрещено. Другое дело, как и для чего это благо мы используем.

Вот представьте, христианин подходит ко Причастию. Для чего? Чтобы “подкрепиться” хлебом и вином? Нет, конечно. Он участвует в Таинстве, приобщается ко Христу. И чтобы вполне осознать это, человеку нужно духовно подготовиться, пройти пост. Кто-то три дня не ест перед этим, кто-то с ночи перед литургией - кому как благословлено. И праздник Воскресения Христова для православного тоже как Причастие, это главное событие церковного года. К нему готовятся более месяца.

Всему свое время... Как вы думаете, почему Господь запретил Адаму и Еве есть от древа познания добра и зла? Да потому, что они не были готовы к восприятию этого, они еще не прошли свой, положенный им, пост. Змий искушающий говорил им: вкусите, “и будете как боги”. Люди съели плод познания - и что же, стали как боги? Нет, не стали. Яблоко “не подействовало”. Не готовые восприять благо, ничего они не приобрели, а только потеряли. Хотели стать мудрецами, а стали... голышами.

После грехопадения человек действительно лишился одежды. Какой одежды? Благодати одеяния Божия, во что облачены были. У нас в тропаре Крещения Господня об этом так говорится, передаю смысл: на Иордан приходит Христос, чтобы вернуть нам ту одежду, которую мы потеряли в начале нашей истории. “И узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания”. Отчего вдруг появился этот стыд друг перед другом? Да оттого, что Адам и Ева стали чужими. Были родными, поэтому и не стеснялись, а теперь чужие... И случилось это от того, что ЧУЖИМ для них стал Сам Господь. Вот кара за ослушание. В Библии показана страшная сцена: Адам слышит ГОЛОС Господа, ходящего по саду меж деревьями и зовущего его. Раньше голос Бога был рядом, звучал в сердце, а теперь он раздается из-за деревьев, как простой физический звук. Представьте, какой примитивизм: в восприятии Адама Бог стал вроде дедушки, идущего по саду, он слышит ШАГИ и отдаленный голос... И тут Адам совсем поглупел, он бежит в лес, прячется под куст. Прячется от кого? От Бога!

Не смейтесь - это живо по сей день. Есть даже русская поговорка: “хоть святых выноси”. Знаете, что она означает? Когда гулянка достигала известного градуса, то со стены снимали иконы и выносили из горницы. Чтобы “Бог не видел”. А Он все видит! И какое благо, какая любовь Господа к нам - воспринимающим Его как “чужого” - что Он сошел к нам на землю и страдал за наши грехи, и показал нам Воскресение Свое, в котором и мы воскреснем для жизни будущего века!

* * *

 

“Можно ли говорить, что после перехода в иной мир, после кончины человеческая душа продолжает развиваться в познании Бога?”

- Да, можно. Это будет после Второго Пришествия, после Суда над живыми и мертвыми, когда Господь приблизит избранных к Себе. Апостол Павел говорит, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас, и мы будем восходить от славы к славе, от познания к познанию.

А вот еще похожая записка: “Возможно ли покаяние человеческой души после перехода в иной мир?”

Что тут сказать... Для простоты можно придумать такое грубое сравнение. Наш земное тело, наша плоть - это вроде как бы ракетоноситель, который должен вывести спутник (нашу душу) на определенную орбиту. Сделав дело, ракетоноситель падает обратно на землю, а спутник остается один, без двигателей. Представьте, мчится он в космосе с определенной скоростью, в определенном направлении. И если окажется, что ракета забросила его не в ту сторону, то... что-либо менять уже поздно. Спутник промчится мимо цели - туда, в бесконечное пустое пространство мрака, и никак ему не повернуть назад.

Нет, после смерти душа уже не может каяться. Только люди, оставшиеся на земле, могут молиться об ее участи. Может быть, Господь помилует...

Заметьте, какую роль играет наша телесность. Начиная с IV века отцы церкви (Григорий Палама, например) пишут о том, что люди выше ангелов. Почему? Потому что у человека есть тело. “Ангелос” - в переводе с греческого означает “посланник, вестник”, почтальон, если по-современному. Всего лишь. От почтальона не требуется вносить правку в те письма, которые он разносит. Точно так же от ангелов не требуется творчества. У них нет тела, только душа. А у человека есть то и другое, и душа в человеке должна овладеть телом, а чтобы это было возможно, человеческая душа должна обладать способностью к власти, к руководству, к свободной оценке и переоценке ситуации. То есть у души человека должен быть талант к творчеству. И Господь дал его нам. Как дал и свободу, без которой никакое творчество невозможно.

Вот почему, когда человек расстается с телом, его душа теряет возможность каяться. Ведь покаяние - это самое большое творчество, на какое может быть способен человек. Понимаете, у ангелов ведь тоже есть свобода. Но эта свобода, я бы сказал, одноразового использования. Однажды ангел выбрал - с Богом он или против - и навсегда фиксируется в этом состоянии. Так же и человеческая душа после смерти тела - как бы фиксируется. “В чем застану, в том и сужу...” А пока смерть не наступила, человек может меняться каждый день.

Теперь вы понимаете, что значит телесность человека. И что значит быть “вознесенным в теле на Небо”, чего удостоились пророки Илия и Енох, и Пресвятая Богородица. И когда Господь придет судить живых и мертвых, он воскресит всех мертвых вместе с их телами. И эти тела уже не отнимутся после Второго Пришествия Христа, будут пребывать вечно.

* * *

 

“Православному человеку в современном мире трудно жить и воспитывать своих детей в христианском духе. Вместо нас детей воспитывает телевизор. Что делать? Запретить в доме телевизор?”

- Запретить трудно. Но можно что-то противопоставить. Читать детям хорошую литературу, того же Андерсена. Хорошо бы найти настоящие его сказки, без советской цензуры.

Все вы, наверное, знаете сказку Андерсена “Снежная королева”. С чего там начинаются приключения мальчика Кая? В его глаз попадает осколочек зеркала - того зеркала, которое создали тролли, то есть демоны. В советском варианте сказки это есть. Ну, а почему разбилось зеркало? Молчок... А у Андерсена говорится: когда тролли в этом кривом зеркале исказили все, что было на земле, то решили отразить в нем и Бога. И они понеслись на небо, чтобы сделать карикатуру Бога. И вот этого кощунства Господь не попустил, и зеркало вырвалось у них, и упало на землю.

Дальше. Идет Герда во дворец снежной королевы, и армия демонов не пускает ее. Но она побеждает их. Как? Это тоже цензура вырезала. А Андерсен прямо пишет: Герда начала читать “Отче наш”, и снежинки вокруг девочки превратились в легион ангелов, которые проложили ей дорогу... Дальше. Герда и Кай возвращаются домой, к бабушке. В советском варианте: бабушка сидит, читает книгу. Какую - не уточняется. А у Андерсена говорится, что она читает Евангелие, причем точно указывается, какое место из Евангелия: “Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное”. Детишки бросаются к ней, танцуют, целуют ее. Танцуют вокруг зацветшего куста роз и поют колядку: “Розы цветут, красота, красота, скоро мы встретим младенца Христа”. Точка.

И вот, заметьте, из всей христианской линии этой сказки советская цензура оставила только один религиозный сюжет. А именно: то, что снежная королева дает Каю задание сложить из льдинок слово “Вечность”. Ледяная, холодная вечность. Не вечность Божественной любви и огня, а холодная сатанинская вечность. Вот этот сатанизм советская цензура оставила, а Евангелие выбросила. И все-таки! Сказка не перестала быть христианской, и даже в таком виде ее можно читать нашим детям.

А советские мультфильмы, “Приключения Винни Пуха” и другие? Там же огромное количество хороших сюжетов. Я знаю, во многих православных семьях сейчас заводят видеомагнитофоны - ради детишек. Коллекционируют советскую киноклассику - это же дивно, сколь она христианская! “Ирония судьбы, или с легким паром” - без преувеличения, православный, добрый фильм. С какой любовью там показан человек! И вот умные родители показывают детям эти фильмы, чтобы ни в коем случае современная диснейлендовщина не прикасалась к малышу. Эти жуткие страшилы, когда там без конца друг друга по голове бьют. Если малыш с детства видит, что ударить сковородкой по голове - это очень смешно, то шрам этот останется в его душе на всю жизнь. Чтобы вытеснить эту американскую гадость, дайте ему нашу старуху Шапокляк. Зло, пустоту нельзя изгнать - можно только заполнить. Вообще, раньше мы как-то не замечали, что книги, которые стояли на наших полках в советскую эпоху - это книги с христианскими сюжетами - Гоголь, Пушкин, Достоевский, Толстой, Диккенс...

* * *

 

“Как Вы относитесь к стяжательству в церкви?”

- Если какой-нибудь церковнослужитель склонен к накоплению богатств, то это на его совести. Что касается оплаты треб, то когда у человека нет денег, священник обязан совершить требу бесплатно. Это известно, об этом и Святейший Патриарх не раз говорил. Между тем, батюшкам надо и свою семью кормить, и храмы ремонтировать, за свет платить, хор содержать, и на семинарии давать... Вообще, есть пять способов материального обеспечения церковной жизни.

Первый. Когда у церкви есть какие-то строения, недвижимость, и она сдает их в аренду. Это вариант Франции. За столетия католики там накопили большие богатства, с них и живут. У нас в России церковные строения до сих пор не все переданы, да и в плачевное состояние они пришли пока были в ведении государства.

Второй способ. Когда есть общеобязательный государственный налог - это вариант Германии, Финляндии и некоторых других стран. Взимается он со всех граждан, а те решают только, какой конфессии передать свои деньги. Атеисты могут перевести их в какие-нибудь благотворительные фонды, в “Красный крест”. В России этого тоже нет.

Третий. Когда государство напрямую решает вопросы материального обеспечения церкви. В России это было только до революции.

Четвертый. Десятина - когда каждый прихожанин обязан отчислять десятую часть своих доходов общине. Не отдашь - тебя от церкви отлучат. Это практикуется у протестантов. А в некоторых сектах требуется отдать в общину все свое имущество. У нас этого тоже нет.

И, наконец, пятый способ - добровольные пожертвования. На них наша церковь и держится.

Причем, открою вам “страшную тайну”. На чьи в основном жертвы существует наша церковь? На деньги атеистов. Подумайте сами. Вот к священнику подходит прихожанин: “Батюшка, жениться я надумал”. Кто реже ходит в храм, тот и жертвует больше, на всю, так сказать, оставшуюся жизнь. А своих родных, своих духовных детей батюшка и покрестит, и повенчает, и отпоет бесплатно. И еще церковные приходы наши держатся на рубликах, которые приносят, отказывая себе во всем, наши бабушки-пенсионерки.

Большой доход - от свечной торговли. Сейчас мы за свечи деньги платим, а раньше, когда было натуральное хозяйство, делалось не так. Какие вещества в храме нужны? Ладан (древесная смола), масло для лампад, свечи, хлеб и вино для литургии. В Греции, например, все это было в крестьянском хозяйстве. И человек приносил дары от трудов своих на жертвенник, который стоял посреди храма. Эта традиция и поныне есть: на литию бабушки приносят хлеб, печенье, сахар, яблоки. Раньше из этих даров дьякон отбирал лучшие хлеб и вино и после Херувимской с жертвенника переносил дары в алтарь. Читалась ектения, священник вынимал из хлеба частицы с определенным молитвенным прошением - по заказу жертвователя. В Румынии так до сих пор делается. Священник вынимает частицы и оглашает на весь храм: “Раба Божья Марья молится за своего сына Петра, который находится в армии... Раба Божья Параскева молится, чтобы ее дочка успешно поступила в институт и счастливо нашла себе жениха...” Вся жизнь села была тут как на ладони.

Сейчас нет натурального хозяйства, и в храм приносят не хлеб и вино, а знаки своего труда. Не хлеб, а деньги, на которые можно испечь просфоры. И всегда это - жертва.

Подготовил М.СИЗОВ

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera