13 

   Избави от лукаваго (секты, суеверия)


БЕСЫ

“Вы слышали сегодня, братия мои, - обращается к нам прав.Иоанн Кронштадтский, - евангельское повествование об исцелении Иисусом Христом бесноватого, - как изгнал из него Господь целый легион бесов, т.е. шесть тысяч (ибо римский легион заключал в себе столько). Вот столько собралось злых духов, чтобы мучить одного человека. Божиим попущением, конечно, за какие-нибудь грехи его. Этот бесноватый есть, братия, образ всего человеческого рода, мучимого диаволом...”

Слова же сказаны великим боговидцем Иоанном почти столетие назад, и с тех пор человеческий род, увы, не стал лучше. Мы не будем говорить за весь род людской, но о сегодняшней России можно с полным основанием сказать, что она одержима. Россия и есть сегодня тот самый гадаринский бесноватый. Заявление это по форме напоминает одно судорожное высказывание на кремлевских телеторжествах в декабре прошлого года, посвященных встрече “нового политического года”: “Россия, ты сошла с ума”, - заявил тогда “интеллигент” Карякин, и подумалось тогда - да ведь это вы, радикал-реформаторы, сошли с ума, Россия же только одержима вами! Как в того, гадаринского несчастного, вы вселились в тело России, и страну корчит от вас, чужеродных, безбожных переустроителей.

Да, без реформ задыхалась страна, и Церковь ощущала необходимость освобождения от 70-летней большевистской удавки яснее многих. Но ведь неудавшийся опыт безбожного переустроения России был перед глазами, и неужели же народ нужно было вновь подвергать испытаниям ради... Ради чего?

Словно бы о сегодняшних радикал-реформаторах писал святой патриарх Тихон в 1918 году:

“Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают (Пс.126, 1-2). Это исполнилось в древности на Вавилонских строителях. Сбывается и днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать несчастный русский народ...” Будущее таких реформ видится святителю Тихону печальным: “И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование... Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место... И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство... Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнув к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, - и так, чтобы всего этого... другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, - прилежати же о душе, вещи бессмертной, совсем забываем. Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге...”

... Все учение Христово, весь Его земной Путь и в целом и во всех своих как бы незначительных частностях значим, и приложим к любому человеку, любому его времени и любым его обстоятельствам. Труднее нам бывает соотнести притчи Христовы с явлениями общественными, проблемами национальными, державными... Впрочем сегодняшнее евангельское чтение о бесах с удивительным постоянством легко прилагается к российской истории.

Достоевский, много думавший и болевший за Россию, не случайно в эпиграф своего романа “Бесы” взял фрагмент Евангелия. О чем этот роман? Если коротко: о России, отторгшейся от Христа. В пору написания им этого романа (60-70-е г.г. ХIХ в.) от Христа отпала еще не вся Россия, даже не большинство. Еще не легион бесов залез в ее душу, поменее, но ведь недаром сказано, что один бес приводит за собой еще семь, “злейших себя”. И вот, когда собралось бесов “легион”, порвал гадаринский бесноватый цепи, которыми был скован для “сбережения”, и в 1917 году ушел в пустыни духа, где нет ничего живого; забросив “избу” прадедов, вместе со всем скарбом и иконами в Красном углу, жил во “гробах”, страдал от голода и холода и пугал собою весь мир.

Кроме обольщения, так сказать, идеологического - смерти духа, разоряли (и разоряем теперь еще с большей рьяностью) плоть свою: “Кому из нас не известен нынешний род бесноватых, или бешеных пьяниц? Не удивляйтесь, что я называю пьяниц бесноватыми: они, действительно, таковы. Кто не знает, как они терзают и мучают - уж не говорю - сами себя, - своих жен и, если есть на беду дети, то и детей своих... Есть беснование срамословия, сквернящее сердце, и душу, и уста сквернословов... Греховное беснование имеет бесчисленные виды, и гидра греха многоглава. Чем врачеваться от этой нравственной болезни, чтобы не сделаться жертвой коварства лукавых, злых, нечистых и скверных демонов? Только смиренною верою в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвою и постом. Сей род (т.е. бесы) не исходит только молитвою и постом, - говорит Господь” (прв.Иоанн Кронштадтский).

Молитва и пост, - сегодня для России это рецепт и экономического, и политического, и какого угодно выздоровления. Молитва, понимаемая как трезвенное, горящее состояние души и пост как известный минимализм, самоограничение потребностей. Хотя бы так. Об этом, впрочем, мы уже писали не раз.

Из черновых набросков Достоевского к роману “Бесы”:

“Главная мысль Князя, которою был поражен Шатов и вполне, страстно усвоил ее, - следующая: ДЕЛО НЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, А В НРАВСТВЕННОСТИ, не в экономическом, а в нравственном возрождении России.

- Скажите-ка вы это им, и что они вам скажут? - говорит Шатов.

- Теперь не поймут, так потом принуждены будут понять.

- Все одни слова.

- Да, но была бы только хоть на словах идея закинута.

- Конечно, все придет своим чередом, но мы надолго отстанем в развитии, если не будем сознавать свою цель. Тогда как если, наоборот, понимая себя нравственно, мы не только бы удесятерили наши экономические силы, но придали бы развитию их самостоятельный характер...”

* * *

У наших “пастухов” - властей сегодня иной подход. Не потому ли, что как раз этого - “самостоятельного характера” развития России они более всего боятся? Уж во всяком случае проблема нравственного возрождения России кремлевским правителям глубоко чужда... Молитва, говорите? А как же, регулярно со свечкой в руках перед телекамерами показываемся. Пост? Затягивает пояса пусть не умеющий работать народ, а власть - тут уж прочь с дороги! - должна хорошо питаться. Недаром же она пасет и оберегает на лужайке “новых русских”, этих экономических свиней. Наверное, чтобы потом зарезать и съесть, так сказать, в пожарном случае...

Христос близ стоит. И “если мы хотим спасения себя и России, мы должны самым делом вернуться к вере наших предков, а в особенности - к вере, основанной на смирении и покаянии, которая низводила на них благодать Св.Духа” (Архиепископ Серафим. Русская идеология). Только благодать Духа Святого способно изгнать укоренившихся за многие десятилетия в русском организме бесов.

...И тогда изыдут бесы в свиней, и бросятся одержимые радикал-демократами “свиньи” с обрыва, который сами же и нарыли, и утонут. И явятся по призыву “пастухов” жители гадаринского Запада, и ужаснутся. И отправится исцеленный бесноватый исполнить подвиг исповеднический, апостольский, как о том предсказывали святые старцы, - проповедовать Христа Православного в стране гадаринской, раскинувшейся от Карпат до Калифорнии...

Все это, конечно, покуда мечты. Пока народ наш еще не у ног Христа; но уже вопрошает нас Спаситель: как ваше имя?..

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera