13 | Образование, воспитание детей |
“ОНО ЖИВО, НО СЛАБЕЕТ С КАЖДЫМ ДНЕМ...” Так сказал о современном российском образовании академик Всеволод Троицкий. Это произошло на состоявшихся недавно в Архангельске Иоанновских чтениях. На меня речь академика Троицкого особенного впечатления не произвела. Рядом скучали батюшки, редактора христианских газет... И как же велико было наше удивление, когда выяснилось, что на учителей слова Всеволода Юрьевича произвели огромное впечатление. Мне рассказывали, что завуч одной из районных школ, женщина к Церкви прежде равнодушная, вдруг словно прозрела, поняла, что христианство – это не просто вера предков, а самое современное и спасительное для России учение.
“Что значит это слово – “образование”?”, – спрашивает академик. Зал молчит. “Ведь наши предки вкладывали в это слово вполне определенный смысл, – отвечает Всеволод Юрьевич на свой же вопрос, – образование – это уподобление образу Божьему”. Для многих учителей это новость. Они повторяют про себя это бесконечно знакомое слово. А Всеволод Юрьевич между тем продолжает, говорит о том, что без уважения к своему языку учитель обречен на деградацию. А ведь русского языка-то мы почти не знаем. Он был создан православными людьми и для неверующих, сплошь и рядом, представляет набор звуков. Так стоит ли удивляться, что дети нас не понимают, если мы сами-то себя понять не в состоянии.
Между тем время работает сегодня против нас. Пока мы растерянно перебираем старые методички, с Запада идет новая идеология, которая, если ее не остановить, даст нам, беспамятным, память ложную.
Случайно ли в России отсутствует до сих пор концепция среднего образования? И действительно ли она отсутствует? Если бы так. До сих пор не отвергнут Министерством образования концептуальный доклад “Развитие образования в России” на Международной конференции в Женеве (1992 г.) О чем же идет речь в этом докладе? Вот несколько его позиций:
“...Введение новаций становится предметом систематической и целенаправленной деятельности, а сами инновации выступают как ведущий фактор развития образования.” Тем самым утверждается постоянная чехарда и бесконечная смена установок. Инновации – это новшества в чистом виде, новации без традиций. Так отвергается весь прежний опыт, здравый и плодотворный консерватизм, необходимая преемственность, без чего нет сколько -нибудь продуктивной школы. Вспомним 20-e годы: дальтон-план, бригадный метод и т.п. Сходство с 20-и годами здесь не случайно. Дальше мы читаем о том, что необходимо:
“Создать условия для эволюционной смены менталитета общества через школы”. Здесь следует вспомнить, что менталитет – это исторически сложившийся образ мыслей, чувств и мир отношений народа, создававшийся веками, что без сохранения его невозможна собственная культура и утрачивается смысл существования нации.
На практике смена менталитета должна заключаться не только в навязывании новых стереотипов, но и в сознательном снижении образовательного уровня школьников. Предлагается ориентация на:
“...Государственные общеобразовательные стандарты”, на “обязательный минимум содержания основных образовательных программ”. Известно, что на практике ориентация на минимум дает минимум минус издержки образования. То есть программируется направление деградации образования.
Все это отнюдь не голая теория. На наших глазах идет подрыв основ национального самосознания. Вот одобренный Министерством образования букварь В. Репкина. Он содержит в себе бесчисленные схемы, таблицы, для первоклашек зачем– то введена транскрипция, все это превращает изучение родного языка в каторгу. При этом Пушкину в нем отведено 62 строки, а стихам Г.Остера “Вредные советы” 160 строк. Вот несколько из них:
...Бейте лампочки в подъездах!
Люди вам спасибо скажут:
Вы поможете народу
Электричество беречь.
Даже если предположить, что под влиянием “вредных советов” дети перестанут бить лампочки, эти стихи никак не обогатят их духовно. Или возьмем книгу Кудриной и Новлянской “Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 1 класс” (М.:Интерпракс, 1994). Здесь есть и Пушкин, и Тютчев, и Пришвин, но представлены они в той же степени, что и Эмма Эфроимовна Мошковская, В. Хотомский, Я. Бжезва, Л. Керн, Овсей Дриз и др. Кто эти люди? Неужели детям без них обойтись совершенно невозможно?
Возьмем другую работу. Книгу С.Шульца “Гоголь. Личность и художественный мир. Пособие для учителя”. Мы напрасно будем искать ясного и глубокого рассказа о гоголевском творчестве. Вот несколько подзаголовков из книги Шульца: “Вертикальная картина мира и связанный с нею миф; Гоголь и “карнавал”; Гоголь и эсхатология”. Все эти псевдонаучные вывихи сознания выдаются за кратчайший путь к пониманию Гоголя. Что мы обнаруживаем в конце этого пути? Сенсационное открытие, что измена Андрия – это свободный выбор ренессансного человека, который утверждает свою самостоятельность, вопреки стадным инстинктам запорожцев.
То же творится в учебниках и пособиях по истории. Из В.Хороса (“Русская история в ее сравнительном освещении”) мы “узнаем”, что русскому обществу свойственно утверждать заурядность личности, что вытекает из присущего русскому народу стремления к социальной “уравнительности”. На страницах книги превозносятся католицизм и протестантизм, но критикуется православие. Под конец автор, спохватившись, пишет, что историю России, конечно же неверно представлять как сплошной застой, были и прогрессивные сдвиги... Спасибо и на этом. Не любит нас, русских, Хорос, но хоть жалеет. От других отцов современной российской педагогики и этого не дождешься.
Вот, например, школьные тетрадки, выпущенные многомиллионным тиражом и призванные стать “учебными пособиями нового поколения”, которые “ориентированы на развитие личности учащихся”. Возьмем тетрадки по литературе. На обложках картинки. Внизу грустит южный мальчик со свитком, на котором слова: “Я вас любил...”. Затем уродливая девочка “делает рожки” мальчику в камилавке. Из-за буквы “В” кто-то стреляет из рогатки. Из-за буквы “Г” выглядывает любознательный сорванец, заглядывающий... под юбку пляшущей девице, столь же уродливой, как и первая. И все это красочно, на чудной бумаге.
Впрочем, и это пустяки, рядом с обязательными уроками сексологии, где детям 7-13 лет навязываются книги: “Мой друг презерватив”, “Сексуальность” и т. п., где пропагандируется контрацепция, аборты, а об извращениях говорится как о привычном и обыденном явлении.
Все эти примеры отнюдь не вырваны из общего контекста. С благословения Министерства образования эта дикость становится, если уже не стала, нормой. Причем это не результат хаоса в министерских кабинетах, а сознательная позиция. Ребенку таким образом, оказывается, пытаются привить индивидуальность. Думай неверно, лишь бы не как все – вот главный тезис новаторов. То есть во главу угла ставится субъективизм. Любой психолог вам скажет, что оригинальной личности мы в результате этого никогда не получим. Оборотной стороной субъективизма является крайняя внушаемость, полная управляемость извне. Ведь человек теряет способность адекватно оценивать реальность, лишается возможности прийти к верному научному или безусловному духовно-нравственному выбору. Он дезориентирован и представляет собой легкую добычу для профессиональных популистов.
Итак, с сожалением мы должны признать, что нынешняя практика инноваций во многом нацелена на разрушение интеллекта и нравственной устойчивости. Для того, чтобы прекратить эту практику, вовсе не требуется запретов на нововведения, речь идет лишь о необходимости поставить их в границы здравого смысла.
Неужели все действительно столь безнадежно, спросите вы. Неужели пришел конец русской Школе? Нет, слава Богу. Ведь десятки тысяч российских учителей и ум, и совесть сохранили. Большинство реформ благополучно завязло в так называемой “косности” нашей, которую правильнее было бы назвать инстинктом самосохранения. Есть и добротные книги по гуманитарным дисциплинам, правда выпускаются они, как правило, малыми тиражами, быстро расходятся. Не хотелось бы дразнить ваше воображение, достать эти книги тяжело, но все-таки вот несколько названий:
С.Ф.Иванова. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс. 1994; Татьяна Миронова. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей; Русский язык. Учебник для средней школы. 5 класс. Под ред. М.В.Панова. М., 1995; Русский язык. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М.,1995.
Или, например, сборник Россия древняя и вечная Восточно-сибирского издательства, 1992; Русская народная словесность. Книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. Автор-составитель Н.Н. Костонян. М., 1994; Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы (составитель Т.А.Бутенко). Чебоксары, 1994; Животворящая святыня... Книга для чтения по курсу “Русская культура и словесность”. СПб., и др. Начат выпуск книг “Новой школьной библиотеки” (Издательство “Синергия”).
Только одна (!) из этих книг одобрена Министерством образования. Ничего, как-нибудь и без этого благословения проживем.
В.Григорян.