17 | Образование, воспитание детей |
РАБОТА НАД СЛОВОМ “Слово здравое, не укоризное” /Тит. 2,8/.
“От избытка сердца говорят уста” (Мф.13,33), - указывает Господь. Поэтому слово человека есть показатель его сердца. Духовное состояние наших детей мы можем определять, прислушиваясь к их словам и разбираясь в тех побуждениях сердца, которые вызвали именно эти слова.
Работая над фруктовым садом, садовник обрывает у дичков бесплодные ветки и прививает к ним плодоносные.
Также должны работать и родители над детьми - обрезать и искоренять недолжные слова и порывы и прививать добродетели научением доброму слову.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЭТОТ ТРУД?
Первое, чему учить следует детей - это серьезности отношения к словам: “От слов своих оправдываешься и от слов своих осудишься”, - говорил Господь. (Мф.12,3-7).
Поэтому слова наши - это те гири, которые вместе с делами будут класться на чаши весов при решении нашей судьбы на Страшном Суде. Поэтому и ап.Иаков говорит: “Всякий человек, да будет скор на слышанье, да медлен на слова”, “кто не обуздает своего языка... у того пустое благочестие” (Иаков, 1,19,26).
Второе - чему надо учить детей - это скудости в словах. Господь предупреждал нас: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф.12,36).Поэтому ап.Петр считает молчаливость за одну из основных добродетелей (1 Петр,3,4), а премудрый Соломон говорит: “Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою” (Пр.13,3).
Один старец говорил также: “Много раз жалел я о том, что сказал, и ни разу о том, о чем промолчал”.
Третье - это достижение у детей абсолютной правдивости в словах. Ложь отвратительна для чистой души, как отвратительна физическая грязь и вонь. И следует сказать, что сохранение в ребенке правдивости не будет трудным делом, если дети растут в чистой среде с верой в Бога, и если сами родители никогда не допускают греха лжи на своих устах, всегда показывая в этом хороший пример детям.
Хороший ребенок всегда краснеет, если нечаянно скажет неправду и заметит это.
Кроме грубой лжи бывает ложь тонкая, и от такой нужно предостеречь детей. Это - приукрашивание при разговоре, преувеличение, неточности в изложении, преднамеренное одностороннее освещение дела и т.п. И в этом всегда надо уличать детей. Христианин должен быть крайне щепетильным во всем, что касается его духовной чистоплотности.
Подобная щепетильность должна соблюдаться и при выполнении детьми своего слова и обещания. И если эти обещания должны соблюдаться точно, уклонение от них или отсрочка (например, времени возвращения домой, начало домашних занятий и т.п.) должны рассматриваться как обман, и дети в этих случаях должны получать замечания и затем наказываться до тех пор, пока не приучатся к аккуратности.
Широко распространен среди христиан и грех осуждения. Нелегко побеждать этот порок, но за его преодоление Господь обещает великую милость - прощение всех грехов: “Не судите, да не судимы будете” (Мф.7,1).
Чтобы запечатлеть в детской душе серьезность греха осуждения, детям следует рассказывать, как наказывает Господь за осуждение. Таких рассказов много в духовной литературе.
Вот один из таких рассказов.
Один брат мысленно осудил согрешившего брата. Ночью слетает к нему ангел, неся душу осужденного. “Брат, которого ты осудил, умер, -говорит ангел, - и Господь спрашивает тебя, куда низвергнуть его душу за тот грех, за который ты осудил его вчера?” Тогда понял старец свое жестокосердие.
Не надо позволять детям делать друг другу замечания, если они руководствуются словами игумена Феодосия из Оптиной пустыни: “Смотри на себя, и будет с тебя”.
В особенности строго надо следить, чтобы дети не осуждали самих родителей и не вступали на путь критического к ним отношения.
Однажды к преп.Серафиму пришла мать с сыном, и сын начал жаловаться на слабость матери в отношении вина. Преп.Серафим заградил уста сына своей рукой, считая недопустимым осуждение матери сыном даже в том случае, когда для этого имелись все видимые основания.
Чтобы предохранить детей от критики родителей, последние должны строго воздерживаться при детях от взаимного осуждения, укоров и споров. Как на духовную язву нужно смотреть на склонность детей дразнить друг друга или называть одними обидными прозвищами и кличками. Это тяжкий грех против любви, и с ним надо бороться решительно, не останавливаясь перед серьезными наказаниями, вплоть до полного искоренения этого порока.
Следует удерживать детей от споров. Спор в обычной форме несет раздражение, как лишающий душу мирного устроения, всегда бывает вреден. Вместе с тем спор бывает безрезультатным, если спорящим руководит желание настоять на своем, а не найти истину.
Также надо приучить детей к вежливости в разговоре, чтобы не перебивать говорящего, ожидая удобного времени, когда можно вступать в разговор.
Склонность детей к хвастовству, несусветным рассказам о себе указывает на наличие в них гордости и тщеславия. Развитию же последних мы часто способствуем сами, когда неумеренно хвалим детей.
С самого раннего возраста, как только дети начнут говорить, их следует приучать к постоянному применению трех слов: “прости”, “спасибо”, “пожалуйста”.
В слове “прости” заключается великая сила. Оно утишает душевные бури гнева и раздражения, примиряет души, возвращает им любовь и снимает грех с души обидевшего или в чем-то погрешившего против ближнего.
Родителям следует следить за тем, чтобы все ссоры детей кончались полным примирением и испрошением прощения у обиженного или взаимным прощением. При этом родителям не следует жалеть своего времени и внимательно разбирать причины ссоры, каждому из детей указывать на его погрешности и при необходимости накладывать взыскания на виновного или на обоих провинившихся.
Этим будут излечиваться те духовные недостатки в детях, которые вызвали ссоры между ними.
Не только за подарки, но и за малейшую услугу, поданную помощь и т.п. дети должны говорить “спасибо”. Также и просьбы свои должны сопровождать словами “пожалуйста”. В этом случае просьба будет всегда вежливой, лишенной элемента требовательности, что совершенно недопустимо в детях.
Слова “прости” и “спасибо”, “пожалуйста” должны как можно чаще и совершенно легко сходить с детского языка.
К именам Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых у детей должно иметься благоговейное отношение. Произнесение их с верой освящает душу и ненавистно сатане. В имени Иисуса Христа вся сила молитвы Иисусовой. Его имя есть оружие, которое по обетованию Господа, мы можем бороться против наших невидимых врагов. “Именем Моим будут изгонять бесов” (Мр.16,18).
Поэтому произнесение божественных имен недопустимо в легкомысленном разговоре. Нельзя позволять детям перенимать у взрослых поговорки, включающие святые имена, например, “ради Бога”, “о, Господи!”, “Матерь Божия!” и др. Это все произносится без внимания, часто с раздражением и есть прямое нарушение заповеди Ветхого Завета: “Не произноси имя Господа Бога напрасно” (Втор.5,11).
Детям следует объяснить сущность слова “спасибо”. И при произнесении этого слова дети должны чувствовать, что и в этом слове они произносят краткую молитву за сделанное им добро.
Московский старец о.А. говорил духовным детям своим о необходимости произнесения открытой полной формы этой молитвы “Спаси тебя Бог”. Никогда не должны произноситься детьми имена врагов человека - сатаны и бесов, кроме необходимости в серьезном разговоре. Эти имена должны быть ненавистны и противны христианину, ищущему спасения.
Основным условием успеха в работе над детским языком, как и во всем деле воспитания, является пример самих родителей. И счастливы те семьи, в которых родители могли бы дерзновенно сказать детям вместе с ап.Павлом: “Подражайте нам, как мы Христу” (1 Кор.4,6).