2 | Образование, воспитание детей |
ПРОСТЫЕ СЛОВА На Рождественских чтениях, проходивших в январе в Москве, православные преподаватели делились друг с другом своими наработками, новыми подходами в педагогике. Некоторые из них, думается, будут интересны и нашим читателям.
О сложных вещах на Чтениях говорилось понятным, простым языком. Вот, например, такой вопрос: “Наше образование построено на усвоении учеником суммы внешних знаний: формул, правил, календарных дат. Достаточно ли этого для развития ребенка?” Один из священников, отец Александр, ответил, что внешние знания здесь допускаются, но истинное познание в другом – в обращении к Богу, в молитве, которая должна сопровождаться покоем мысли. Конечно, сейчас в школах это трудно осуществить, но рук опускать тоже не надо. Священник рассказал: “В школе я веду 6-ой урок. Что это такое – можете представить. Уже после 1-го урока дети становятся возбужденными, подчас невменяемыми. И вот после шестого часа вваливают они ко мне в класс. Усаживаются. Я начинаю так, опрашиваю каждого по очереди: “О чем ты думаешь сейчас, в данную минуту?” Ребенок не может ответить – слишком много разных мыслей, впечатлений на него воздействуют. И вот я предлагаю такую игру: “Давайте помолчим ровно пять минут. А чтобы не скучно было, давайте вместе эти пять минут думать на одну тему...” К чести детей они выбрали такую тему: “о родителях”. И вот мы думаем, молчим... После урока ребята подходят ко мне: “А мы еще будем потом молчать?” Так, мягко, и можно подвести ребят к молитве”.
Интересно отвечал на вопросы известный в России проповедник, настоятель подмосковного храма Всех святых о.Артемий Владимиров.
– Как православному человеку относиться к сказкам? Там баба Яга есть, а про Бога ни слова.
– Конечно, не будем превращать русские народные сказки в катехизис. Но церковь в целом относится к ним положительно, потому что они воспитывают добро. В наших сказках баба Яга, Кощей Бессмертный всегда побеждаются. Разве не прекрасна история, когда Иван Царевич поражает Кощея и освобождает свою невесту? Здесь добро воплощено в русском богатыре, он доминирует над злым образом и, безусловно, над этим богатырем Сам Бог.
Что касается других сказок... Всем нам в большей или меньшей степени надо быть Христианами Андерсенами – сказку дорассказывать, дополнять применительно к личности ребенка и его разным недостаткам. Не надо забывать, что письменные сказки, в книжках, которые мы сейчас читаем, появились сравнительно недавно. Сказка – это устный жанр – и каждый рассказчик подавал ее по-своему, что-то добавлял, убавлял в зависимости от слушателей. Здесь и нам дана свобода.
– Как по-Вашему можно воспитывать нравственное самосознание на уроках физкультуры и вообще в спорте – в школе и в вузах?
– Если Вы сможете нынешних студентов заставить бегать, прыгать через козла, даже боксировать – а не тусоваться, не продавать “травку” – это уже Вам медаль... от Московской Патриархии. Что касается школы, то на месте физрука я был бы очень осторожным. Современные дети наэлектризованы в плотском смысле, уже с 3-го класса есть место нечистым помыслам. Здесь важно восстановить рыцарское отношение мальчиков и девочек, а значит и целомудренное. И, конечно, следить за тем, чтобы ребята не только мышцы качали, но и следили за своей осанкой, держались естественно. На улицах сейчас часто можно встретить ребят, которые ходят подчеркнуто вразвалку, покачивая плечами – изображая собой Шварцнегера, этакую машину. Ребятам надо объяснить, что их демонстрация мышц неприлична. Что у мужчин такая походка все равно как у женщин определенного рода занятий: когда они ходят, демонстративно покачивая бедрами. Неужели они хотят быть похожими на уличных женщин?
– Скажите несколько слов о преподавании иностранного языка...
– В отношении старших учеников, мыслящих, становящихся личностей, важно проникать в их совесть. И на иностранном языке это, как ни странно, удобно делать. На иностранном языке можно обсуждать то, что и на русском часто боимся, стесняемся обсуждать. Например, возьмите такую тему – “жених и невеста”. Как ухаживать за невестой? Перескажите на английском, немецком, как Болконский делал предложение Наташе Ростовой. Это то, что живо и трогает сердца молодых, а вместе с тем приподнимает, облагораживает их.
И о.Артемий, и другие педагоги подчеркивали, что сейчас нужны неформальные методы и подходы для православных учителей. Причем, не всегда православная терминология обязательна. Многих, например, пугает слово “катехизация”. Все, что ведет к добру – то и православно, за каждым добрым делом стоит Бог. Где-где, а в православном просвещении менторского тона, грубой навязчивости легко избежать. Ведь вся культура, оставшаяся от наших предков, пропитана православным духом -даже сам русский язык. И это надо использовать.
– Спросите у ребят, – предлагает о.Артемий, – что означает слово “невинность”? О какой “вине” идет речь и перед Кем? Заодно расскажите о христианском понимании греха. Вместе с детьми выстройте цепочку синонимов: “умереть” – “преставиться” – “почить в Бозе”... Перед Кем “преставиться”? И почему, зачем перед Господом мы предстанем?
Вернувшись с Чтений, мы по примеру о.Артемия в редакции попробовали придумать еще девять таких “говорящих” слов. Начали с самого тривиального: “спасибо” и “духовность” (почему говорят “Спаси Бог”? какой все-таки Дух имеется в виду?). А вот другие слова...
1. Совесть – о какой Вести речь? (Для подсказки: слово “совесть” в старых словарях определяется как “ведение воли Божией”).
2. Благодать – Кто даст Благо? (Можно попросить детей вспомнить составные со словом “благо”, например, “благородство” и т.д.).
3. Подвиг – что двигает подвижник или все-таки его Кто-то двигает? Куда? Итак, может ли человек совершить подвиг сам, без помощи Свыше?
4. Одержимый – кто держит его и куда не пускает?
5. Тщеславие – тщета славы земной. Почему?
6. Верный (в том числе в значении “правильный”) – о какой вере речь?
7. Правильный, правый, правда – почему не “левый”, не “левда”? По правую руку от Кого, кто и когда сядет?
Вспомнить эти слова оказалось не так просто. Так что предлагаем Вам, читателю нашему, попробовать дополнить этот словарик “говорящих” слов и прислать в редакцию.
М.Выгин.