26 | Образование, воспитание детей |
НАШИ В ИВАНОВО
С этим человеком я встречался всего один раз, четыре года назад. Незаметный, можно сказать, человек, сельский учитель. В Сыктывкар он приезжал из самого настоящего медвежьего угла – поселка Знаменка Троице-Печорского района. А приезжал, чтобы поделиться опытом с коллегами. Не только я, но и маститые педагоги слушали его затаив дыхание. Да, ему было, что рассказать...
Запомнился мне тогда один эпизод. Став в 1981 году директором школы в этом таежном поселке, Александр Владимирович застал в классах полный беспредел, школьники творили, что хотели, явно подражая взрослым. В поселке-то царило безделие и пьянство. А через два года у школы было уже “переходящее знамя”. Как он работал с детьми? Купил 300 игрушечных солдатиков – и принес на урок истории, играть в исторические битвы. “Войска” его скоро растащили. Тогда на собранные у родителей деньги было куплено 4 тысячи солдатиков со стреляющими катапультами. Школьников учитель поделил на две армии, – двадцать римских легионов против готов-варваров и началась война. Дети вместе с учителем ставили “следственный эксперимент”: могли ли варвары победить римлян? Получалось, что нет. Рим пал не из-за военной слабости, а по иной слабости – духовной, из-за упадка нравственности... Это был первый урок духовности с новым учителем.
Рассказывал Александр Владимирович очень увлекательно – и о своих, подчас оригинальных, подходах к ребятам, и о разработанной им школьной религиоведческой программе (см. “Открытый урок” – в №№ 93-94 за 1993 г.). А я подумал тогда: вот, настоящий талант работает в каком-то поселке, почему бы его в Сыктывкар не пригласить? Прошло два года, ничего об Оглоблине я ничего не слышал. И вот недавно в Москве на Образовательных Чтениях мелькнула его фамилия. Архимандрит Августин из Ивановской епархии в своем докладе упомянул про директора епархиальной православной гимназии: “... Это настоящий подвижник у нас, человек хоть и советский, но, я бы сказал монашеского духа”. Речь шла об Оглоблине Александре Владимировиче.
Там же, в Москве, удалось найти бывшего земляка и записать его рассказ:
– Почему я уехал из Коми? Пригласили в Иваново, на первую мою родину. В апреле прошлого года стал директором православной школы, пока что единственной в области. В школе всего три класса по десять человек, но будем приращивать и к 2000 году надеемся сделать 9-летку, а также православный колледж и интернат при школе, чтобы дети могли приезжать издалека. Нам уже передали большое, трехэтажное здание.
Сейчас при школе я был просто обречен создать просветительский культурно-православный центр, чтобы привлечь к преподаванию не только учителей, но и деятелей искусства, науки. И, представьте, когда мы стали искать людей, то обнаружили несколько сотен (!) высокопрофессиональных, прекрасных людей, готовых учить во славу Божию... тут только бы не захлебнуться.
Если сравнивать жителей Севера и ивановцев, то у нас в Коми (а я по-прежнему считаю Коми второй родиной) народ, конечно, более простодушный, искренний. Но и языческих пережитков у нас достаточно. Господь у нас более грозный Судия, чем Спаситель. Сколько раз я слышал, как сельчане говорили друг другу: “Бог тебя накажет, Бог тебя поразит...” Здесь, в Иваново, люди вообще-то потоньше, больше воцерковленых. Но те, кто не воцерковлен, гораздо сильнее противостоит вере. Люди более озлобленные, Иваново – зона экономического бедствия, весь город не работает.
Я так считаю, это в наказание... Ивановская область – искусственное образование, до революции это были земли Владимирской, Костромской и Нижегородской губерний. А область сделали, потому что Иваново – город первого Совета, отсюда началась советская власть. Крупное производство здесь разместили – и пошел демографический перекос, возник “город невест”. Но вот как все оборачивается! Теперь это город “христовых невест”. Так получилось, что 20 лет назад сюда назначили владыкой нынешнего архиепископа Амвросия, сильного монаха. И потянулись к нему желающие принять постриг. Сейчас в епархии четыре монастыря и шесть монашеских общин. Остальные же 140 приходов в большинстве своем тоже как бы маленькие монастыри – ведь духовности епархии на семьдесят процентов состоит из иеромонахов. Нигде в России такого нет, даже в Коми, где монашество также развито.
Много монахов – значит, много и просветительской работы. Поэтому мне здесь легко, помогают такие люди... Вот, скажем, отец Максим, удивительный человек. В Иваново сильна была Новоапостольская, так называемая, церковь, вербовала к себе все новых и новых русских людей. Собирались они в гостинице “Турист”, а возглавлял их тоже русский человек, полгода как получивший важный чин у сектантов. Отец Максим переоделся в светскую одежду, чтобы не пугать, и пошел к этому чину. Поговорил с ним – и в течение нескольких часов показал, что Православие есть истинная вера. Прошло некоторое время, вновь в гостинице “Турист” собираются сектанты – и встречает их прежний наставник, но крестом на груди и в рясе. Он-то уже священство православное принял!
Такое было и с “отцом” Валерием, главой других сектантов. Сейчас он студент Свято-Тихоновского богословского института и продолжает наставлять прежнюю свою паству, но теперь уже все по-православному, правда, без литургии, поскольку не священник. И все это действием духоносного слова нашего отца Максима. Вот с такими людми рядом работаю.
Много мне дало знакомство с отцом Алексием Сысоевым, который руководит Ясеневской гимназией в Москве. Совместно создать “лесную школу” , где можно было бы воспитывать детей путем полного погружения в ритм церковной православной жизни – без отрыва от природы, с работой на земле. Есть у нас два пути: сделать эту круглогодичную лесную школу оздоровительной, чтобы каждую четверть дети в ней менялись, пройдя как бы православный пансион. Либо сделать постоянный класс. Пока еще не решили. Школа будет располагаться в селе Угреево-Никольске, в родовой вотчине князя Дмитрия Пожарского. И сейчас совместно с москвичами ищем деньги. В прошлом году в Никольском мы уже провели православный семинар, в котором приняли участие власти, педагоги Москвы, Петербурга и Иваново. А в этом году сделаем уже расширенный такой лагерь “труда и отдыха” – на все лето, там будет практиковаться семейная форма отдыха.
Школа эта – для приезжих. Но есть в Угреево-Никольском в обычной местной школе еще православный класс, там очень деятельный батюшка о.Митрофан, в прошлом крупный экономический руководитель – он нам тоже будет помогать. Рядом там громадный монастырь, но пока здания его принадлежат местному торфопредприятию. Если хотя бы часть нам отдадут, то все легко решиться с семейных отдыхом, всех сможем разместить.
Сейчас своих детей в школе Иваново мы вынуждены держать до шести вечера, потому что родители ездят с разных концов города. А этим -группой продленного дня отлучаем от семьи. Это плохо. Поэтому, когда в школе праздники (разумеется, церковные, жизнь в школе организована по церковному календарю) стараемся максимально привлечь родителей. Кстати, если сравнивать форму организации жизни ребят, скажем, в пионерской организации и в церковном приходе, то приходская форма конечно же полноценнее...
– Как на Ваш взгляд, реально ли в Сыктывкаре создать такую школу, как в Иваново? – спросил я Александра Владимировича.
– Почему же нет? Хорошие преподаватели, насколько помню, там есть. По финансам же такой расчет в месяц у нас трем преподавателям, воспитателю “продленки” и директору – всего пяти человекам по 12-му разряду идет 3 млн. рублей на зарплату. Еще 2 млн. рублей -дополнительные предметы. Приплюсуем 2 млн. на питание для детей. Итого: 7 млн. рублей в месяц. Это немного, обычно это покрывает спонсор школы. Другое дело, что за коммунальные услуги мы платим 30 млн. рублей – вот где расходы. Но у нас здание очень большое. Власти же относятся к нам хорошо, губернатор у нас православный верующий и этого не скрывает.
Если нет денег на свою школу, можно то же делать в государственных. Сейчас в хору прекрасные программы, такие как “Святыни Отечества” или “Основы духовной культуры”. Они хоть и не называются православными, но суть не меняется. Главное чтобы родители поддержали введение этих предметов.
– Вспомните свою поселковую школу в Коми?
– Я так и не довел своих до выпускного бала – за два месяца до окончания пришлось мне срочно в Иваново переехать. Но за ребят я спокоен, особенно за свой православный класс – занимались в нем двенадцать и две девочки. Из них, кстати, ни один не курит, не пьет, матом не ругается. А ведь они закончили 11-ый класс! В наше время... Не моя, конечно, заслуга, а Закона Божьего.
– Не отказались бы еще разок приехать в Сыктывкар, поделиться новым уже опытом?
– Я с удовольствием. Но через год, когда вторую “лесную” школу откроем – и будет что, действительно, рассказать. А с Севером я никогда не порывал связи. Поклон от меня всем знакомым и коллегам.
Записал М.СИЗОВ.