3 | Образование, воспитание детей |
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИНСКИХ ШКОЛАХ Предлагаемая вниманию читателей статья принадлежит перу доктора этнологии Тейво Лаитила, редактора ежемесячного финского православного журнала “Утренняя заря”. Этот журнал издается в городке Куопио, который находится в финской Карелии. Именно там сосредоточена большая часть православных, живущих в Финляндии. Номера журнала, как правило, бывают тематическими. За последние два года в “Утренней заре” опубликовано несколько статьей по традиционной культуре коми, история старообрядчества и православной церкви в Коми крае, написанных нашими этнографами и историками Михаилом Рогачевым, Валерием Шараповым, Николаем Конаковым, Сергеем Гуровым, Олегом Котовым. Они с интересом были встречены финскими читателями. Можно надеяться, что и статья известного финского этнолога и православного журналиста Тейво Лаитила покажется читателям “Веры” достойной внимания. Полагаю, некоторые соображения, излагаемые в статье, могут оказаться спорными. Однако содержательность и актуальность материала, посвященного православному воспитанию детей, побудила автора этих строк взяться за его перевод. Предисловие и перевод с английского Д.Несанелиса. РЕЛИГИЯ В ФИНЛЯНДИИ Около 90 процентов из пяти миллионов жителей Финляндии официально принадлежат к Финской евангелической лютеранской церкви. Менее 1 процента входит в Финскую православную церковь, имеющей собственного архиепископа, находящегося под юрисдикцией Вселенского патриарха Константинопольского. В этой церкви четыре епископа, двадцать пять приходов, сто священников и два монастыря: один – мужской, другой – женский. В них обитает двадцать пять монахов и монахинь. Епископы и священники получают жалованье от финского правительства. Католическая церковь объединяет около 4 000 человек. Кроме того, около 2 процентов жителей страны объединены в другие христианские деноминации: баптисты, адвентисты и другие. В Финляндии проживает 7 000 мусульман и чуть меньше тысячи евреев, исповедующих иудаизм. КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Религиозное образование в школах является конфессиональным. Сегодня это означает, главным образом, лютеранское или православное образование, однако каждый муниципалитет имеет возможность организовать, например, изучение ислама, если школу посещают ученики-мусульмане. Если большинство школьников являются лютеранами, как это обычно и есть, то религиозное образование дается в соответствии с лютеранской традицией. В случае, если большинство – это православные, то они обучаются по общей православной программе. Когда православные в меньшинстве, то они обучаются по специальной отдельной программе. Это означает, что когда их одноклассники – лютеране занимаются на уроке религии, православные имеют свободное время, однако они посещают собственные занятия, которые проводятся после окончания учебного дня. Если школы посещает не менее трех православных учеников, то муниципалитет обеспечивает оплату их религиозного образования. ЦЕЛИ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В начальной школе православное образование нацелено на то, чтобы укрепить у школьников интерес к их собственной церкви. В дальнейшем детям помогают стать активными прихожанами. Это необходимо для их духовного роста как православных христиан. Согласно образовательному плану, утвержденному министром образования, религиозное образование должно помочь формированию правосланого мировоззрения и этических норм. Учеников подводят к идее о том, что религия является положительной силой в личной и общественной жизни. При этом следует заметить, что православных учеников знакомят и с другими религиозными системами. Православное образование включает уроки по изучении Библии, православной традиции и истории. Уроки движутся вслед за циклом литургического года. Ученики знакомятся с литургией (в теории и на практике), молитвами и иконами. Все это осуществляется в тесном сотрудничестве с местным приходом и родителями ученика. В школе второй ступени цели остаются прежними, но образование становится глубже. В это время на первый план выходят Библия, активная деятельность ученика как прихожанина, усвоение им соответствующих этических норм, формирование характера. Этика основана на библейском понимании человека как образа и подобия Божия. Главная цель образования – это так называемый “иеозис”, в соответствии с которым личность должна стремиться к совершенствованию. В школе второй ступени ученикам предлагаются сведения не только по истории православной церкви, но и по другим церквям и нехристианским мировым религиям. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРАВОСЛАВИЯ В нынешней Финляндии около двухсот человек занимаются православным образованием. Это священники, дьяконы и некоторые другие служители, отдающие церкви все свое время. Другую группу преподавателей православия составляют профессиональные школьные учителя, например, истории или биологии. Третьи не входят в церковный причт или штат школьных учителей, а являются прихожанами и посвящают часть своего времени обучению детей. Многие из них женщины. Только для двух дюжин учителей преподавание православия является основной профессией. Понятно, что многие православные, особенно в небольших селениях, где их немного, остаются фактически без православного образования. Как правило они получают лютеранское образование и в большинстве случаев утрачивают свое православное самосознание. Права стать преподавателем православия можно добиться самостоятельно. Став достаточно компетентным, претендент сдает экзамен в университете Йоуэнсуу (юго-восток Финляндии) в департаменте православия, который готовит священников и дьяконов для Финской православной церкви. Каждые два года этот департамент набирает по пять новых студентов. Но имеются также другие возможности. В так называемом Открытом Университете Йоуэнсуу можно самостоятельно готовиться, а затем сдать экзамены, дающие право заниматься православным образованием. Местные приходы тоже могут разрешать это, если кандидат соответствует предъявленным требованиям во всех отношениях. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Главными проблемами православного образования в Финляндии являются: во многих случаях ученики рассеяны, иногда в школе обучается лишь один или два православных ученика, поэтому муниципалитет не может обеспечить им соответствующего конфессионального образования; в подобных случаях заботу об образовании должны брать на себя приходы, но у них часто не хватает на это денег. Решать обе эти проблемы руководство Финской Православной церкви рекомендует за счет определенной централизации. На практике это означает, что начиная с пятого класса все православные ученики данного района (в большинстве случаев, ученики определенного прихода) собираются вместе. Эти группы изучают предметы, относящиеся к православию, по выходным дням. Обычные классы не подходят для таких занятий. По мнению церковной администрации, в образовании такого типа есть немало хороших моментов. Во-первых, оно осуществляется в церковных и приходских помещениях, а это обеспечивает более сильное влияние церкви по сравнению с занятиями, проводимыми в школьных классах. Во-вторых, когда православные дети собираются вместе, то они видят, что их все-таки много, а не один или два, как обычно бывает в школе. Это способствует укреплению их православного самосознания. В-третьих, такой тип централизованного образования является предпочтительным потому, что избавляет преподавателя от необходимости еженедельно посещать новые школы в разных приходах. С другой стороны, этой системе образования присущи свои недостатки. Наиболее очевидным из них являются следующие: 1 взаимоотношения учитель-ученик оказываются недостаточно глубокими; 2 уикэнд школьника оказывается включенным в школьное расписание; 3 согласно подсчетам Юхани Разанена, являющегося преподавателем православия, такой тип образования фактически требует больших финансовых затрат по сравнению с регулярными классами. Еще одна проблема не является насущной, но может стать таковой в недалеком будущем. Она касается конфессионального аспекта религиозного образования. Финская лютеранская церковь склоняется к поддержке не конфессионального, а общерелигиозного образования, сходного с тем, которое принято в Швеции. Это предполагает, что школьники будут изучать всеобщую историю и мировые религии, а конфессиональное образование останется только за церковью. Такие изменения, несомненно, осложнят деятельность Финской Православной церкви. ВЫЗОВ ПРАВОСЛАВИЯ По мнению Ирины Коскинен, председателя Финской Ассоциации преподавателей православия, значение православного меньшинства в Финляндии определяется как его огромным значением в культуре страны, так и тем, что православие является своего рода вызовом отрицательным сторонам западного капитализма. Быть православным в Финляндии – означает отличаться от большинства. Долгое время в этом виделся отрицательный оттенок, так как в сознании финских лютеран слова “православный” и “русский” воспринимались как синонимы. В начале 70-х и 80-е годы некоторые молодые финские интеллектуалы и общественные деятели открыли “православный мистицизм”. Это произошло благодаря их знакомству с Ново-Валаамским монастырем и православной иконописью. В это же время, в 1969 и 1970 годах финское правительство принимает новые законы, которые обеспечили равноправие и одинаковый статус Православной и Лютеранской церкви. Таким образом, произошла реабилитация православия в Финляндии. Подобное общественное признание имело, несомненно, положительное значение. Однако православие продолжало испытывать немалые затруднения. Ведь очевидно, что западные ценности, которые во многом покоятся на деньгах и личной выгоде, вступают в противоречие с православной этикой скромности да и просто с православным образом Господа Бога. В этом смысле цели Православной церкви и Православного образования видятся в полемике с общественными ценностями системы, не согласующимися с духом Православия. Можно думать, что обращение к православным ценностям может обогатить финское общество. Под “вызовом” можно понимать и умение критически воспринимать получаемые знания. Православное образование, которое имеет целью достижение психологической и духовной гармонии личности, воспринимает развитие учеников в качестве цели образования. Это означает, что ученикам предполагается не столько определенный набор фактов, сколько изучение православного взгляда на мир. Это мировоззрение и становится позже основой для работы мысли и жизненной деятельности. Короче говоря, итог этого типа образования предполагает, что в наиболее благоприятных случаях усваивается не только учение православной церкви но и следование православному образу жизни. Коскинен согласна с тем, что этот тип образования необходим потому, что ученики не рождаются православными, но они могут стать таковыми посредством воспитания и образования. Важно привить детям стремление к следованию по православному пути жизни, приобщить к православной ориентации, Таким образом, православие является обращением не только к остальному финскому (и западному) обществу. Оно является обращением к самой Православной церкви и преподавателям православия, обращением, которое требует максимально полного следования православию в личной жизни, дающего возможность учить ему других.