9 | Образование, воспитание детей |
СЕМЬЯ, ЖЕНЩИНА, ЦЕРКОВЬ Семья. Вопросы о жизни в супружестве, о воспитании детей не могут не волновать православного человека, он сталкивается с ними каждый день, но часто боится обратиться с расспросами к священнику. Слишком все тонко, интимно, нервно, слишком тяжело у батюшки со временем. Поэтому сегодня мы публикуем беседу нашего корреспондента Г.Донарова с преподавателем православной школы, методистом Коми Республиканского Института повышения квалификации учителей Е.А.ДОРОШЕНКО. Елена Дорошенко: За последние двести лет из-за государственного вмешательства в дела церкви, священство оказалось удаленным от проблем своей паствы. Дело не только в том, что народ плох. Еще в прошлом столетии с любым серьезным вопросом, касающимся бытовой стороны жизни, мирянину приходилось обращаться к старцу. А старцев было несколько на всю Россию. Разумеется, нельзя от каждого батюшки требовать тонкого знания человеческой психики, но для крещеного человека согласование его семейной жизни с христианскими понятиями о браке – это важнейший вопрос. К сожалению, не всегда даже в церкви могут посоветовать брачным людям хотя бы труды Иоанна Златоуста, священника Александра Ельчанинова, сестры Магдалины (Англия), нет литературы, разбирающей духовные трудности современной семьи. А ведь у нас в России семьдесят процентов населения – крещеные люди, они себя не отторгают от Церкви, хотя большую часть из них никто не обучал основам веры. С ними нужно работать. Воцерковлено из них... ну, я не знаю, может быть, один процент, может – два. Что с остальными делать? Говорят, священников не хватает. Может быть нам, православным, не хватает самопожертвования для того, чтобы заниматься со своими новоначальными братьями и сестрами? В священники идут чаще всего очень чистые люди, они иногда даже не представляют, что у нас в миру происходит. То, что чистые – это хорошо. Их поведение служит примером для остальных. Но батюшка иной раз не вполне представляет, чем живут его подопечные, пугается откровенных разговоров о проблемах половой жизни. Г.Донаров: Каких, например? Е.Д.:У одного известного французского писателя есть такая история. Женщина очень хотела иметь детей, но муж был против, делал все, чтобы жена не забеременела. Женщина наконец поделилась своей бедой со священником. Тот дал ей прекрасный, на мой взгляд, совет. Сказать мужу, что она, невзирая на все его усилия, забеременела. Сказала. Муж поверил, перестал опасаться, и женщина, действительно, зачала. Вы скажете, что это обман, но, наверно, это мудрость. Если грешника нельзя исправить обличением, то приходится прибегать к иной тактике. В данном случае католический священник, знавший досконально жизнь своей паствы и характер каждого, сохранил семейный мир и встал на защиту естественного права женщины. Или возьмем, например, такой вопрос. Как молодому православному человеку, юноше или девушке, создать семью. Ведь представления об этом вопросе у нас в обществе бытуют самые наивные. Недаром столько семей распадается. Две тысячи лет Церковь занимается этим вопросом, накоплены очень большие знания, но прежде, чем учить молодых людей жить в браке, надо научить их правильно выбрать спутника жизни. В одной семинарии есть такая шутка. Встречаются Иванушка-дурачок и Баба-Яга. “Я у себя на курсе самый умный”, – говорит Иванушка. “А я в регентском классе – самая красивая”, – хвастается Баба-Яга. И действительно, в семинарии парня на девушке женить, хотя они вместе учатся, оба православные – довольно сложно, хотя многие друг другу нравятся, имеют одинаковый духовный багаж. Чего же не хватает? Правильного представления о том, какими качествами должен обладать муж, какими – жена. Думаете, в семинарии мальчики на самом деле глупы, а девушки некрасивы и холодны? Ничего подобного! Их пренебрежение друг другом рождается из-за непонимания. Юноши не понимают того, что телесная красота невесты не заменит им душевной близости, а девушки не понимают, что их мирские сверстники вообще духовным разумом не обладают. То есть, юноши и девушки учатся быть духовными вождями, а идеалы имеют мирские – телесную красоту и галантность. Да, регентши не красятся, к юношам не ластятся, в силу скромности. А будущие батюшки серьезно заняты учебой, некогда им расточать комплименты, за девушками ухаживать они не умеют. И что выходит из этого недоразумения? Какая-нибудь девчонка крашеная, которая в церкви бывает раз в году, увидит семинариста и сразу смекнет, что в отличии от мирян этот голову морочить не станет, сказал -женится, ну как такое сокровище упустить? И вот окрутит она парня, но дальше-то что? Ведь эта новоиспеченная матушка – она не готова к тем трудностям, с которыми приходится сталкиваться в жизни священнику, понятия о нравственности у нее такие же языческие, как у большинства современных женщин: ну, подумаешь – аборт, ну, подумаешь – мужу изменила, да и развод можно пережить. А для священника это – трагедия. Ему второй раз жениться запрещено. И у регентш дела не лучше складываются. Одна останется в старых девах, другая выйдет замуж за нехристя и обнаружит, к примеру, что он извращенец. У нас ведь сейчас это считается нормой, пропагандируется всякими “Спид-Инфо” под видом безопасного секса, школьников этому хотят учить... Г. Д.: Каких именно знаний не хватает? Е. Д.: Нам самим ничего выдумывать не нужно. Достаточно обратиться к святоотеческому опыту. Главное, конечно, молитва. Очень важно умение найти свои слова, помочь это сделать другому, попросить себе помочь. Не стоит обольщаться – это совсем не просто. Возьмем тот же вопрос: как жениться, выйти замуж? Здесь хорошо помогает молитва молодых к своему ангелу-хранителю. Но главная помогающая сила, как у нас в православии давно замечено, это молитва родителей. Для отца, матери помочь своему чаду с супружеством – одна из главных обязанностей в жизни. И они должны молиться об этом неустанно. Если даже родители невоцерковлены, дети все равно должны просить их о такой молитве. Помимо молитвы отец, мать должны следить за тем, чтобы дочь их была ухожена, опрятно одета, охранять ее целомудрие. Ведь родитель, не избегающий своих обязанностей – он сердцем чувствует, что с ребенком происходит. Я знала отцов, матерей, которые догадывались о каждом поцелуе дочери. Точно знали – в какой фазе находятся ее отношения с парнем. Если что-то шло не так, у них сердце болело. И это не исключение, а правило, если этим не пренебрегать ради собственного комфорта, из трусости. Г. Д.: В таких ситуациях дети вряд ли рады вмешательству со стороны старших. Е. Д.: Да, естественно. Там, где кончаются человеческие силы, следует отдать все в руки Божии, молиться. В продолжение этой темы скажу, что связь между родителями и детьми простирается очень далеко. До революции, например, было официально запрещено уходить в монастырь без родительского благословения. Нарушение этого правила не раз приводило к трагедиям, и сейчас приводит, тем более что, стремясь получить рабочие руки для строительства монастыря, некоторые настоятели и не спрашивают, есть ли у чада благословение родителей. Г. Д.: Из трудностей, с которыми приходится сталкиваться современному человеку в семейной жизни, какие можно поставить на первое место? Е. Д.: Изменился идеал женщины. Если прежде в жене ценилось целомудрие, мужчина видел в ней прежде всего мать своих детей, то сейчас центр тяжести переместился в область сексуальных утех. Для среднего мужчины извращенные формы соития стали нормой, обойтись без них он не может. Я знаю много случаев, когда мужья, ради получения удовольствий, оставляли достойных жен, женились на гулящих, распутных дамах. Они иногда сами признаются, почему это делают: о любви и речи не идет. Зацикленность на сексуальной стороне семейной жизни в наше время усиливается, выходит на первый план. Многие специалисты по вопросам брака, типа Малахова, откровенно пишут, что в супружестве не должно быть никаких пределов для половых безумств. И их чаще всего, действительно, нет – этих пределов. Возможно, это главная причина того, что люди сейчас не хотят воцерковляться, хотя почти все верующие. Слишком от многого придется отказаться. В Троице-Сергиевой лавре, в Черниговском скиту духовник на соборовании более 20 вопросов посвящает извращениям. Еще 10 вопросов – предохранению от беременности. Не потому, что зациклен на этом, а чтобы дать людям понять, где они, что с ними. Ведь развращенность у нас настолько обыденное явление, что многими даже не замечается. Человек не знает, что он грешит, и не исповедуется, а священник его о таких грехах не спрашивает, стесняется. Между тем целомудрие – это начало начал. Вдумаемся в это слово – цело-мудрие. Это значит – полная мудрость. Это основа христианской жизни. Сейчас эта основа разрушена почти до основания у мужчин и сильно повреждена у женщин. И потому священнику обычного здорового мужчину в Церковь не заманить. Иногда это может сделать жена многолетними трудами, вовремя используя момент, чтобы подсказать мужу, Кто послал ему помощь или наказание за грех. Г. Д.: Каким образом обычная женщина может это сделать? Насколько я замечал, женщина, вступившая на путь воцерковления, наоборот, утрачивает влияние на мужа. Отдаляется от него. Е. Д.: Да, у меня много знакомых женщин плачут от того, что мужья требуют от них запретных для христианина удовольствий. И выбор здесь, вроде бы, невелик – потерять мужа или уступить ему. В древней Церкви была, кстати, та же картина. В Римской империи муж готов был позволить жене изменять ему, лишь бы она оставила христианскую веру. Но не стоит рисовать здесь черно-белой картины: жена – подвижница, а муж – изверг. Все намного сложнее. Захожу я недавно к одной знакомой, недавно уверовавшей, и вижу такую картину: в квартире не убрано, дети голодные, мать стоит посреди этой разрухи в драном платке и читает акафист. Ну почему обязательно драный нужно было надеть? И какой, пусть самый достойный мужчина, от подобной жизни не взвоет? Приходится деликатно напоминать, что порядок и чистота – божественны. Вместо того, чтобы супруга к Церкви терпеливо, ласково подводить, многие жены-христианки доводят благоверных до исступленной неприязни ко всему, связанному с религией. Если ты в Церковь пришла, должна наизнанку вывернуться, чтобы мужу угодить. И наряжаться, как ему нравится, и готовить то, что он любит, и уступать, в чем только можно. Вера-то она со смирения, любви, кротости должна начинаться. А когда жена за внешностью следить перестает, одеваться начинает неряшливо, времени ни на что у нее нет, каноны ей нужно непременно в присутствии мужа вычитывать – это не православие, а эгоизм. Наверное, жене-христианке стоит твердить себе день и ночь: мир в семье дороже. И второе, самое главное. Следует помнить, что мужа в один день не переделаешь, ведь свои языческие привычки он приобретал в течении многих лет. Сталкиваясь с христианскими ограничениями, например, в половой жизни, обычный человек приходит в ужас: ему кажется, что его в какой-то концлагерь пытаются загнать. Пожалуй, иногда нужно пойти на педагогическую хитрость, чтобы не нарушить естественного течения событий. Для женщины, следует заметить, многие из этих ограничений не столь существенны. Столкнувшись со стеной непонимания, она сначала недоумевает: ведь до сих пор муж к ней прислушивался, более того, был послушен. Затем она впадает в отчаяние. В отношениях мужчины и женщины есть такая особенность. Мужчина чаще всего бездейственен, инертен, а женщина – энергична, деловита. И возникает иллюзия, что глава семьи – жена. В нехристианских семьях часто так и бывает. Но даже когда в семье только жена воцерковилась, Бог показывает ей ее истинное место; она начинает видеть, что ее энергия часто суетна, тонкость психологии оборачивается ненужным мудрствованием. С другой стороны, нехристианские мужья-бездельники становятся, действительно, отцами семейств тоже только тогда, когда воцерковляются. Это очень важно понять – чего ты стоишь в семье. Только разочаровавшись в своих силах, осознав свою немощь, женщина начинает видеть супружество в истинном свете. Рано или поздно Бог обязательно показывает женщине, что настоящей власти над мужем у нее нет. Ее единственное оружие – это не ожесточение, не слезы, не пренебрежение супружескими обязанностями, не неряшливость, как это у нас водится, а тайная молитва за мужа. Такая смиренная молитва – это основа основ для женщины, состоящей в браке. С этого, а не с “самосвятства”, увлечения обрядами, начинается ее настоящее воцерковление. Утаенность духовной жизни – вот, наверное, чему нужно учить христиан, живущих в непосредственном общении с другими людьми. Расскажу такую историю. Я знала одну женщину, не слишком молодую, которая пришла в Церковь после развода. Священник указал ей на причину неладов в семье (более 20 абортов). Женщина попыталась бывшему мужу объяснить, что они жили неправильно – тот в ответ попытался ее избить. И тогда она начала за мужа молиться. И спустя какое-то время он вдруг просит ее помочь креститься, а ведь прежде матом ругался, когда она сама предлагала. Прошло два года, женщина продолжала молиться. И однажды муж говорит: ”Лидочка, покрестить ты меня покрестила, а что же мы не повенчаемся”. Повенчались они, снова стали жить вместе, пережили настоящий медовый месяц. Но до счастливого конца оставалось еще очень далеко. Муж вдруг увлекся порнографическими фильмами, стал требовать от нее извращений. Но отмолила она его и на этот раз. Однажды приснилось ему, как из телевизора в рот живые мыши полезли. На том и закончилось его увлечение телеэротикой. Но развращенности в нем еще много оставалось. В Библии есть такое выражение, цитирую по памяти: ”Нераскаявшийся грешник ввергается в руки врача”. И, видимо, в качестве последнего средства, чтобы вразумить, Господь послал этому человеку тяжелую болезнь – простатит. Как считают психиатры, именно похотливые мечтания, нереализованные желания являются одной из главных причин этого страшного заболевания. Мучения оно причиняет ужасные, словно бритвой человека изнутри рассекают. Мужу моей знакомой не помогали никакие лекарства, и, только сходив на исповедь, причастившись, он получил значительное облегчение, отпала нужда в операции. Г. Д.: Эта женщина молилась много лет. Едва ли много найдется желающих ей подражать. Е. Д.: Первые ответы на свои молитвы она получила сразу. Это самая обыкновенная женщина. Если бы Господь не поддерживал ее, она бы очень скоро отчаялась. У меня было 150-200 взрослых учениц. Все они после того, как смирялись, осознавали свое бессилие, по молитвам получали утешение. Особенно хорошо женщинам молить Богородицу о том, чтобы она испросила милости у Бога. Я не знаю примера, когда молитва к Богоматери была бы посрамлена. Даже неверующие женщины не остаются без ответа. Одна из моих учениц очень не любила священников, церковь, но у нее были проблемы с дочерью. Дочь блудила, сыном своим ей некогда было заниматься. И я предложила этой женщине помолиться о своей дочери самой Божией Матери. Помолилась она один вечер, отправилась к дочери, та ее вызвала с внуком посидеть. Приходит, а дочь сама с ребенком занимается: ”Попросил, – говорит, – книжку почитать”. Так и просидела весь день, впервые свидание пропустила. Таких историй я могу вспомнить множество. Г. Д.: Вы основной упор делаете на молитве, на тех ситуациях, когда один из супругов, достигнув определенной высоты, начинает заботиться об исцелении другого. Это во-первых. Во-вторых, речь идет в основном о порочности мужчин. Хотя нельзя не признать, что большая часть абортов, например, происходит не по их вине. Родственницы, подруги лезут с советами, жена, не посоветовавшись с мужем, ложится на ”операцию”, не говоря уже о тех, кто оказался в ”интересном положении” вне брака. И необходимость каяться в этом, прекращать эту практику останавливает многих женщин на пути в Церковь. Недаром в храмах не только мужчин мало, но и женщины представлены, в основном, старушками. Е. Д.: Не вполне соглашусь, так как знаю эти ситуации с точки зрения женщины. Если муж – действительно, муж, то есть заботится о семье и хочет детей, жена, как правило, уступает. Но в чем-то вы правы. К слову сказать, эротические программы женщины любят смотреть едва ли не больше мужчин. Так же, как и мужчины, многие женщины в начале своего воцерковления сталкиваются с трудностями половой жизни, которые на первый взгляд кажутся непреодолимыми. Поэтому здесь с самого начала следует избрать тактику малых дел. Безусловно, первое, что следует сделать, это отказаться от абортов. Тут никаких компромиссов быть не может – убийство есть убийство. Какие же малые дела? Сначала тщательно предохраняться, обязательно осознавая, что это грех, только меньший в сравнении с абортом, и раскаиваться в нем. Но главное поначалу – не допустить аборта. Следует также прекратить использование абортативных контрацептивов. К ним относятся спирали и часть гормональных средств. Г. Д.: По каким признакам можно отличать абортативные гормональные контрацептивы от обычных? Е. Д.: Иногда это указывается в показаниях к применению. Пишется, что данный препарат препятствует развитию оплодотворенной яйцеклетки. Если нет надписей, то следует обратится к гинекологу-эндокринологу. У нас в Сыктывкаре в Республиканской больнице работает врач Александрова, она лучший гинеколог в республике, занимается лечением бесплодия, к ней можно обратиться, она хорошо разбирается в этих препаратах. Могут также помочь профессиональные фармацевты с высшим образованием, как правило, это заведующие аптек. И, наконец, информация о гормональных контрацептивах содержится в справочнике по лекарственным препаратам, там есть раздел ”гормональные средства”. Трудно? Но лучше покопаться в бумажках, чем совершить убийство. Лучше уж молить Бога о том, чтобы он не допустил беременности тогда, когда семья не в состоянии прокормить ребенка: Господи, я пока делаю малое, помоги мне, укрепи, чтобы я смогла сделать больше. Господи, помоги моему неверию, я боюсь, что не смогу поднять всех детей, не посылай их мне пока я не укреплюсь в своей вере, прости и помоги мне. Следует понимать, что в ответ на каждый наш шажок к Богу, Господь делает десять шагов навстречу. Потом придет понимание того, что знает Бог Сам, сколько нам надо детей. Г. Д.: Как должны строиться отношения с мужем? Е. Д.: Мужу поначалу лучше уступать во всем, в том числе и в посты, чтобы у него не было искушения заблудить на стороне. Но он, с одной стороны, должен понять ваши трудности, с другой, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы он обиделся. У него самого, на совершенно добровольной основе, должно созреть решение помочь вам. Чем выше будет степень этой добровольности, тем легче вам будет жить с мужем в дальнейшем. Позже, когда вы укрепитесь достаточно, необходимо будет отказаться и от контрацептивов. Появится вера в то, что, посылая ребенка, Бог пошлет и средства на его пропитание и воспитание. По мере укрепления в вере, нужно учиться и воспитанию детей. Для начала научиться понимать причины их болезней. Ведь дети болеют главным образом по нашим грехам. Замечено, что гнойные заболевания, легочные, например, бронхиты – это следствие половых излишеств, блудных грехов родителей. Болезни детей – это своеобразные индикаторы наших грехов. Вот один пример. Ребенок у одних родителей, моих знакомых, весь Рождественский пост проболел воспалением легких. Давно пора начать выздоравливать, но нет, все не ладится. Я спросила их, воздерживаются ли они от близости друг с другом. Оказалось, что нет. Начали соблюдать пост по-настоящему – ребенок сразу же явно пошел на поправку. Совпадение, скажете. Не думаю. По роду своей деятельности я тесно общаюсь с сотнями людей. И подобных совпадений я видела столько, что, если бы и неверующей была, так давно бы уже уверовала. Г. Д.: Отражаются ли аборты на тех детях, которых женщина впоследствии все-таки решилась родить. Е. Д.: Да, особенно страшен первый аборт для женщины, которая ни разу не рожала. Первому ребенку передается большая часть генетических резервов матери. Недаром в патриархальных обществах к первенцу было особое отношение: он, как правило, наследовал родовое имя и состояние. У нас в народе бытовало такое мнение, что к первенцу никакое чародейство пристать не может. В США медики удачно смогли сформировать общественное мнение: теперь там считают, что первую беременность прерывать ни в коем случае нельзя. Национальная политика направлена вообще на отказ от абортов, общество идет по пути наименьшего зла – контрацепции. Первый аборт – самый страшный, он наносит особенно сильный удар по организму, психике женщины. Она уже никогда после него не сможет оправиться. Но в принципе – любой аборт опасен для будущих детей. Женский организм, вместо того, чтобы работать на ребенка, начинает работать против него. В Троицко-Сергиевой лавре один старец говорил, что за один аборт женщине приходится платить четырьмя родами, то есть выкидышами, смертью детей в младенчестве. Как это отражается на детях? У них плохо развивается мышечная деятельность, что ведет к умственной отсталости, нарушению поведенческих навыков. Они непослушны, легко впадают в истерики, эгоистичны. При этом не способны успешно противостоять искушениям, не могут никакого дела довести до конца, им очень трудно на чем-то сосредоточиться. В принципе, все это лечится. Либо с помощью очень хорошего, дорогого медицинского ухода, который сегодня не способны обеспечить ребенку даже люди с определенным достатком, либо благодаря христианскому образу жизни родителей. Если отец и мать смогут искупить свой грех перед Богом, искупят они его и перед ребенком. Причастие исцеляет даже наследственные болезни. Выход у нас есть в любой беде: молитва личная, молитва священническая и таинство.