14 

   Переписка с читателями (избранное)


СНОВА О МАТЕРИ ТЕРЕЗЕ

Здравствуйте! Благословение Господа нашего да пребудет с вами.

Ваши публикации дают богатую пищу для размышления, и некоторые из них небесспорны, если рассматривать их с богословской точки зрения. Я говорю о статье, посвященной подвижническому служению католической монахини матери Терезы (в №№ 294-295 “Веры” – ред.). Неоднозначное отношение к ней, думаю, основывается прежде всего на том, что деятельность основанного ею ордена выходит за рамки представления о христианском служении, так как, по сути, является служением идеям гуманизма, которые все глубже и больше захватывают страны Запада, народы которых все более и более отдаляются от Бога.

Святой апостол Христов говорит: “Пока есть время, будем делать добро всем, а больше всего своим по вере” (Гал. 6,10). Делать добро своим по вере мы должны прежде всего и больше всего. Ибо, если мы оказываем помощь и милосердие язычнику или неверующему, а в это время брат по вере остается без них, то где наша вера и какие мы братья ему. Сам Христос говорит, что нехорошо отнять хлеб от детей и бросить его псам. Нехорошо служить сынам погибели, которые во тьме ходят и идут во тьму, а детей Божиих забывать. Разве мало в мире христиан, нуждающихся в милосердии и помощи, не о братьях ли по вере нужно пекчись прежде всего? А уж потом, если останутся силы и возможности, можно помочь и тем, которые не знают истинного Бога. Ибо “и псы едят крохи, которые подают со стола господ их” (Мф. 15,27). Святые отцы Церкви учат, что и в добродетели должна быть рассудительность. Мать Тереза основала свой орден милосердия в Индии, где только два процента населения являются христианами, а значит служение этим людям, хоть и страждущим, есть не более как проявление гуманизма к ним, а вовсе не веры.

В статье написано, что страдания вверенных матери Терезе людей она сама воспринимала глубоко по-христиански – как страдания, предназначенные ко спасению. Но страдания неверующих и язычников не ведут их ко спасению, потому что если не веруют во Спасителя Христа, то нет для них спасения. Святой апостол Павел говорит: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни , но гнев Божий пребывает на нем” (Ин. 3,36). Неверие в Христа, недоверие Христу – самый тяжкий грех, и потому умерший в неверии не имеет прощения, и не увидит вечной жизни в Небесном Царстве триединого Бога. Посему страдания иноверца и неверующего бессмысленны и не должны восприниматься как ведущие ко спасению. Их страдания – страдания приговоренных к смерти. Да, действительно, великое милосердие может быть соединено с твердою верою, думаю, что именно только в этом случае оно и возможно; но какова вера, таково и понятие о милосердии. Вера не истинная, а потому и понятие о милосердии у католиков в большой части искажено и подменяется, основываясь на гуманизме. Хотя гуманизм – это тоже религия, но только религия служения человеку, во имя человека.

С уважением, раб Божий Николай.
Архангельская обл., д.Подгорная.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

В начале ответа на ваш вопрос, уважаемый Николай, приведу такой пример. Недавно в Петербурге познакомился я с одной православной женщиной, пенсионеркой, зовут ее Антонина Дмитриевна Сапожникова. Семь лет она ходит в Петербургский институт экспертизы инвалидов и безвозмездно ухаживает за больными – независимо от их вероисповедания. А больные там собраны со всего СНГ. “Конечно, ни у кого из них новая рука или нога не вырастет, из-за того, что хожу туда, – объясняет эта женщина, – но вот видят они, что хоть и оставили их родственники, но Господь не оставил, послал им меня с добрым словом. Некоторые хотели руки на себя наложить, но поговоришь с таким, и он веселеет. У человека появляются силы, уверенность, что их не бросили”. Вот так же и язычники, о которых Вы пишете, – нет, не оставил их Господь, а ждет от них обращения в народ Божий. И посылает к ним людей – не обязательно с катехизисом, а просто с проповедью любви. До иного человека только такая проповедь и доходит. Вы сами отметили, что христиан в Индии всего два процента – так что представьте, сколь трудно там дается миссионерство.

Знакомая моя, Антонина Дмитриевна, разумеется, приглашала священника (о.Георгия из Иоанновского монастыря), и инвалидов крестили, во дворе института стоит уже часовня, будет строиться Георгиевская церковь. Но это сейчас, когда среди больных стало больше верующих. А поначалу эта православная женщина ни о чем таком не помышляла, просто жалела инвалидов, оставленных родственниками, и приходила им помогать. И это ее сострадание – разве не от Бога?

Пример – Великая Княгиня Елизавета, ныне прославленная, Марфо-Мариинская обитель, в которой ухаживали за убогими – заметьте – без различия, православные или неправославные обращались за помощью. Епископ Нестор Камчатский глядя на убогую жизнь камчадалов, болезни их, дошел до самого Государя Николая II, образовал Всероссийское общество помощи камчадалам, Иоанн Кронштадтский помогал всем обратившимся к нему независимо от вероисповедания. Таким примерам нет числа. И Сам Спаситель помогал людям не придавая чрезмерного внимания их принадлежности к той или иной конфессии, ведь он грешных пришел спасать, а не праведных. И Его апостолы и тысячи православных миссионеров огромную часть трудов посвятили именно “псам”, к которым в свое время принадлежали и русские люди. Представьте, что первые христиане все свое внимание уделили бы “своим”. В этом случае, христианство являлось бы сейчас в лучшем случае крохотной озлобленной сектой в окрестностях Иерусалима. Нет не для этого пришел Спаситель на землю и пролил Свою кровь.

Но суть дела здесь заключается, конечно, не только в миссионерских наших успехах. Каждый человек является подобием Божиим, подающий милостыню жертвует Самому Христу, учат нас учителя Церкви. И если мы станем различать – этот вот подобие, а этот нет, то обнаружим тем самым не преданность Господу, а элементарное жестокосердие. Большими “специалистами” по отличению “верных” от “псов”-гоев, были в свое время фарисеи. Едва ли это обеспечило им это место в Царствии Небесном.

Представьте себе, вот лежит перед вами больной язычник. И у вас есть выбор, либо сказать ему:

– Ну и издыхай, ты все равно обречен на погибель.

Либо, исцелить его раны, позаботиться о нем.

Неужели, Николай, вы искренне полагаете, что первый путь приведет вас к спасению, а второй к погибели? Надеемся, что нет, что письмо ваше было написано в полемическом задоре. Дело, возможно, в том, что вас смутил факт того, что у нас в Русской Церкви мало было слышно в последние годы о таких столпах милосердия и любви к людям, как Мать Тереза.

Это верно лишь отчасти. Мать Тереза с чистым сердцем могла бы преклонить колени перед великим праведником нашего века Иоанном Сан-Франциским (Максимовичем), который своими делами и молитвами исцелил физически и духовно, спас от смерти, привел к истинной вере много тысяч людей различных вероисповеданий. Что касается православия на территории России, то это вопрос особый. Десятилетиями роль Церкви сводилась безбожными властями к исполнению обрядов, социальное служение категорически запрещалось, ослушники уничтожались. Многое нам теперь приходится начинать с нуля. Но это не должно рождать у нас чувства зависти к католикам и заставлять подозревать всякого доброго христианина в том, что он гуманист. Не пустые слова о истинной вере, а одни лишь дела христианской любви способны сегодня поднять Православную Церковь до подобающих ей высот.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera