15 

   Переписка с читателями (избранное)


“ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ВЕРА ВО ХРИСТА?”

Здравствуйте!

В меру сил я стараюсь более-менее регулярно читать газету “Вера”-“Эском”, и вот решил написать вам... Хотя, конечно, я сомневаюсь, что мое письмо будет опубликовано, так как оно скорее о наболевшем, чем о радостном. А поговорить и написать хочется о многом, так как я в некоторой степени имею представление о том, как выглядит Русская Православная Церковь изнутри и снаружи, если можно так выразиться.

Информация о христианстве раньше не приходила сама, и ее приходилось искать. Не стал исключением и я. Уровень знаний о христианстве у меня был таков, что, впервые переступив порог Церкви в день своего двадцатисемилетия, я первым делом спутал все таинства, то есть я пошел на исповедь прежде, чем принял обряд крещения. С одной стороны, можно сказать Господу, что не ведал что творил, а с другой стороны, честно говоря, и не пытался ведать.

Относительно таинства крещения можно дискутировать очень долго, если поставить перед собой такую цель. Что можно сказать относительно крещения детей, которые в силу своего возраста не в состоянии сами решить этот вопрос? Крестить или не крестить их? Один ребенок, крещеный в раннем детстве, будет благодарен своим родителям и крестным, а другой? Не честней ли поступают те конфессии, которые крестят людей после их всесторонней катехизации, чем те, кто крестит детей, которые не в состоянии понять, что происходит?! Не буду ссылаться на какую-то абстракцию, а приведу личный пример.

Так уж получилось, что я вырос в атеистической семье и мне в семье не у кого было спросить о христианстве, что и как. Родители относились всегда к моим “христианским опытам” по принципу: “чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало...” Хотя было время, когда родители относились к этому даже несколько враждебно. С одной стороны, у меня нет оснований упрекать родителей, что они меня крестили насильно, так как я крестился в 27 лет и при этом даже поставил родителей в известность задним числом. Но с другой стороны, полностью ли чиста совесть у моих родителей, если я до 27 лет был полностью религиозно безграмотен, что привело к тому, что наделал в жизни много ошибок? А к Богу я тянулся, можно сказать, еще в детстве, поскольку начал стихийно молиться еще в 13 лет, но делал это тайно и безграмотно. По сути дела, я до 27 лет был катакомбником, даже не подозревая об этом.

И еще... Не пожелаешь ни другу и ни врагу оказаться в ситуации, когда человек, являясь членом Московской Патриархии, например, имеет какие-то политические убеждения. Поскольку мы видим священнослужителей, которые сочувствуют самым различным политическим силам, то может естественно или искусственно сложиться такая ситуация, когда политические взгляды прихожанина могут как совпасть, так и не совпасть с политическими взглядами настоятеля храма. В крупных городах с этим, наверное, проще. А там, где на весь город или даже на весь район только один храм, принадлежащий Русской Православной Церкви и один священник соответственно?! Вроде бы какая разница, где принимать крещение – в Московской Патриархии, Зарубежной Православной Церкви и т.д. Ах нет, в зависимости от того, где Вы крестились, предопределяется и Ваше отношение к сергианству, которое достается в наследство, если можно так выразиться. Можно ли в таком случае крестить людей, которые еще не могут определить свое отношение к сергианству в силу возраста или в силу недостатка информации? И не будет ли для сторонника сергианства членство в Зарубежной Церкви, а для противника сергианства членство в Московской Патриархии адом на земле?! А при чем здесь вообще вера в Христа? Без свободы вероисповедания спор о чистоте Православия или католичества это тоже самое, что лекция по эстетике в свинарнике.

С уважением, Огрызков А.А.
Вологодская обл., г.Бабаево

P.S. Не дай Господь никому, как мне, часто попадать в такие ситуации, когда мне пытаются дать совет, когда я не прошу об этом, и не дают совета, когда я прошу об этом.

 

ОТВЕТ РЕДАКЦИИ:

Мир Вам! Полностью Вы не написали свое имя, а жаль, ведь мы с читателями могли бы помянуть Ваше имя в молитвах.

Не берусь давать какой-либо совет, поскольку непонятно, просите Вы его или просто так написали. Выскажу лишь мнение мирянина. Разве не странен этот вопрос: “Можно ли крестить младенца без его согласия”? Его задают, как Вы заметили, и протестанты, различные сектанты. Так могут спрашивать только полуверы. Давайте посмотрим на вещи прямо, без теоретизирований.

Ведь если вы действительно, по-настоящему, верите в Христа Спасителя и знаете, что святое Крещение в Христовой Церкви – великое, спасительное благо, то почему Вы сомневаетесь, надо ли крестить младенцев или нет? Почему отказываете им в этом благе? Или Вы считаете, что без словесного согласия крещаемого Таинство недействительно? Но это не так. Словесная формула согласия крещаемого не обязательна, необходимо лишь главное – не слова, а действительное желание души приобщиться ко Христу. По учению Церкви, “каждая душа – христианка”. И едва народившись на свет, человеческая душа не может не быть открыта Богу -Творцу. Ведь Вы знаете, человека создал Бог. И каждая душа, тем более младенческая, чистая от лукавых сомнений, помнит об этом. Только сказать не может...

Вот самый простой довод. Можете его опровергать, но лично для меня его достаточно. Да и сами Вы пишете, что в детстве тянулись к Богу, будучи некрещеным. И всякий скажет, что детство отличается как раз открытостью Первопричине всех вещей, именно религиозностью. Думаю, каждый человек с ностальгией вспоминает удивительные откровения той поры, когда Бог был так близок. Хотя, как Вы заметили, “дети не в состоянии понять, что происходит”. А так ли уж надо понимать умом, рассудком? Не важнее ли понимать душой?

Про себя могу сказать, что меня крестили в 10 лет. Я все хорошо помню, в память врезалась каждая деталь. Да, я не понимал, куда и зачем меня везут, зачем погружают в воду. Но... все понимал. Был благоговейный страх и еще то, что не могу описать словами. К сожалению, раньше меня не могли крестить, потому что в округе не было церкви. Но я уверен, что если бы принял Крещение в младенческом возрасте, то почувствовал бы то же самое, только на другом уровне. В любом случае, я благодарен родителям и своим крестным! И считаю, что это на самом деле было второе рождение. И сама мысль спрашивать: “Почему родили меня без моего согласия?!” – для меня абсурдна.

Мне кажется, Вы свои сомнения проецируете на тех, кому они абсолютно не нужны. Дети – не взрослые. И у них нет такой проблемы, чтобы свое Крещение согласовывать с сомнениями, со взрослым противоречивым рассудком. Они не настолько греховны. Нам же, из-за нашей греховности и слабости, действительно, нужен “осознанный” выбор и словесное “отрекаюсь от сатаны” – во время Крещения. А детям, Божьим чадам – зачем?

Все это мои досужие размышления. Но есть еще 2000-летний духовный опыт Церкви. Те, кто лишен этого опыта (те же протестанты) часто не различают в человеке врожденную богоданную душу и греховную приобретенную индивидуальность. Например, на вопрос “почему вы не крестите детей, ведь они могут скоропостижно умереть и лишиться спасения,” – протестанты отвечают: “Все дети безгрешны, и их Господь сразу определит в Рай”. Хотелось бы верить... Вот потому протестанты и отличаются сентиментальностью; потому у них и в песнопениях больше душевного, сердечного, чем духовного; потому они и чувствительны – что чувствительность всегда связана с самообманом, с верой в то, во что ХОЧЕТСЯ верить. Нам бы тоже хотелось думать, что хотя бы в детстве мы абсолютно непорочны. Но сами же протестанты не могут ответить: до какого момента эта “непорочность” действует? До трех лет, когда ребенок начинает ходить? До семи лет? Или до совершеннолетия, когда паспорт на руки получит? Церковь смотрит на это трезвее. То, что протестанты называют “детской непорочностью”, на самом деле не имеет возраста. Ведь и взрослые могут “быть как дети”. Просто в детях та самая, данная Богом для всех людей и всех возрастов, душа-христианка светится ярче, чем у большинства взрослых. И эта душа открыта Святому Крещению! И Крещение тем более необходимо, поскольку с самого момента рождения в мир, как только открываются органы чувств, душу ребенка начинают облеплять греховные желания. Все люди несут на себе груз первородного греха, независимо от возраста. Педагогам хорошо известно такое явление как “детский садизм”. В самом раннем возрасте можно видеть в детях капризность. Даже среди грудных младенцев родители отличают “ленивых” и “неленивых”... Нравственная ответственность за душу ребенка начинается еще когда он в материнском чреве. И святой долг родителя позаботиться о ней, душе-христианке, – отнести ребенка в церковь, отдать Богу Богово. Ведь дети – чада Божьи. И совсем ведь не случайно родители не присутствуют при Крещении, а полагаются на духовных восприемников, крестных. Богово – Богу.

Вот Вы пишете, что церкви разные – есть “зарубежная”, есть “сергианская” – как можно решить за ребенка, в какой крестить. Да при чем здесь это? Про “сергианство” люди придумали, выдумка это. А Таинства – от Бога. Православная Церковь принимает крещеных даже от протестантов (после миропомазания), и никакие человеческие измышления не препятствуют. И тем более политические взгляды мирян ли, священников – никакого отношения к церковной жизни не имеют.

Такое вот у меня мнение, а прав я или нет – Вам судить.

С любовью во Христе, Михаил С.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera