ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА НЕ ИДТИ НА ПОВОДУ У ВЛАСТИ (Ответы владыки Кирилла на вопросы журналистов, и в сокращении - его выступление на конференции в Сыктывкаре) - Ваше Высокопреосвященство, каковы ваши впечатления от посещения нашей республики? - Очень хорошие впечатления. В этот раз как-то все удивительно хорошо сложилось: прекрасная природа, замечательные пейзажи, открытые лица людей, очень интересная программа, которая дала мне возможность встретиться с духовенством, интеллигенцией, общественностью. Я благодарю владыку Питирима, который пригласил меня, и благодарю также Главу Республики, который поддержал это приглашение. Мне кажется, с Божией помощью я увидел замечательный наш народ, многонациональную Россию, сильную духом. Я бы хотел особенно подчеркнуть прекрасное впечатление от церковной жизни. Совсем недавно здесь, можно сказать, была духовная пустыня - три прихода. Сегодня это епархия: монастыри, храмы, возрождающаяся религиозная жизнь. - Как Русская Православная Церковь относится к положению в Сербии, к проблеме Косово? - Вообще все, что касается Югославии, - это очень близко для нас. Сербский народ - братский православный народ. Русские и сербы всегда были вместе, всегда поддерживали друг друга, и трагедия Боснии и Герцеговины, трагедия Косово очень близки нам. Что касается Косово, то здесь важно нам знать, что это за место. Ведь православие в Сербии началось с Косово. Жизнь сербской нации началась с Косово, подобно тому, как православие у нас началось с Киева и жизнь нашего народа началась с Киева. Разделение между Россией и Украиной болезненно в плане этой исторической перспективы. Ведь мы один народ. Но представьте себе Украину мусульманской и Киев в руках мусульман. Это было бы вдвойне тяжело. Но произошло то, что произошло. Сегодня Косово на 90 процентов мусульманская земля. Что из этого должно следовать? Что Сербия навсегда должна потерять источник своей культуры, своей истории, своей духовной жизни? Хорошо ли это будет для тех мусульман, которые сейчас там? Мы глубоко убеждены: это будет плохо. Это будет трагедией для Сербии, и ничего доброго не будет для Албании и албанцев. Потому что на горе одних нельзя создавать благополучие других. Наша позиция основана на христианских принципах. Когда нам говорят, что эту проблему нужно решать путем бомбардировок, то более жуткого решения этой проблемы представить себе невозможно. Должны быть предприняты все усилия, чтобы мирным путем решить эту проблему, исходя из реального факта, что сегодня албанцев в Косово больше, чем православных сербов. Но с учетом, что Косово - исторический православный духовный центр Сербии. И не надо перетягивать здесь канат, надо найти точку совпадения интересов. - Как вы относитесь к прославлению царских останков? - Церковь не является организацией, которая может претендовать на право научной экспертизы. Доказательство принадлежности или непринадлежности екатеринбургских останков Царской Семье - это есть предмет науки. В каком случае Церковь могла согласиться с выводами ученых? Если бы они были единодушно признаны ученым миром. А что произошло у нас? Часть ученых признала останки подлинными, а часть - сказала категорически "нет". Другой разговор, что через средства массовой информации были слышны голоса только тех людей, кто говорил "да". Но мы-то получили доводы и тех, кто говорил "нет". Допустим, институт генетики говорил категорически "нет". Методика не та, все неправильно, мы категорически против. Ни один телезритель об этом не узнал, но мы-то об этом знали. Разделились историки, разделились генетики, разделились судебные эксперты, разделилось общество и разделились духовенство, миряне. И в этих условиях нам звонит Немцов и говорит, что мы должны поддержать позицию определенной группы, потому что это позиция правительства. Но Немцовы приходят и уходят, а Русская Церковь остается. И никто не вспомнит, кто был председателем правительственной комиссии по идентификации царских останков, но все будут помнить, что Патриарх Московский их хоронил. И если через десять лет обнаружится, что эти останки не принадлежат Царской Семье, все скажут, что Русская Церковь в очередной раз ввела в заблуждение свой народ. Может Церковь пойти на такой риск? Да никогда. Может Церковь взять одну сторону против другой, когда 50 на 50 разделяются голоса? И чем более могущественные силы принимают одну точку зрения, тем больше морального основания для Церкви воздержаться от этого суждения. И было бы великой кривдой пойти на поводу у власти и встать на ее точку зрения. И мы сказали нет, несмотря на решение правительства, правительственной комиссии и так далее. Мы очень благодарны, что Президент Борис Николаевич Ельцин, хотя и участвовал в похоронах, ни одним словом не свидетельствовал о своем убеждении, что данные останки принадлежат Царской Семье. Его речь была очень мудрой. Он просто говорил о жертвах. - Ваше отношение к возрождению монархии в России? - Что касается монархии, то это не церковный вопрос, это политический вопрос. Величайшее заблуждение некоторых священнослужителей, богословов и некоторых наших верующих людей доказывать, что без монархии православие обойтись не может. Православие не связано ни с одной политической структурой, ни с одной системой власти. Другой разговор, что монархия является исторически обоснованной и уважаемой формой правления. И есть очень много аргументов в пользу монархии. Сегодня еще наше общество не ввело в свой научный оборот эти аргументы. Мы выступаем за широкую общественную дискуссию по вопросу государственного правления в России. Давайте всенародно обсудим все открыто. Я против того, чтобы нам взяли и сверху спустили монархию. - Ваше отношение к экуменическому движению? - Вопрос об отношении к экуменическому движению, вопрос сложный, потому что некоторые пытаются использовать его для разделения Церкви. На самом деле этой проблемы нет, а проблема высосана из пальца. И то, что экуменическое движение стало жупелом, разделяющим Церковь и нарушающим церковную самостоятельность, это результат действия нецерковных сил. Специфика нашего времени в том, что нецерковные силы пытаются воздействовать на внутрицерковную дискуссию с целью создания внутренней конфронтации. Это тем проще, что действительно есть разное видение и понимание отношений с христианами других конфессий. Некоторые считают: какая разница какой ты христианин - православный, католик, протестант, лишь бы в Бога верил. Но это ошибка. Вовсе не все равно. И в то же время неправильно говорить, что вот я православный, и мне нет дела до остальных. Поскольку попытки примирить христиан друг с другом начались сравнительно недавно, лет сто с небольшим тому назад, то у Церкви пока нет точного ответа на все вопросы о том, как общаться с теми или иными неправославными христианскими конфессиями. Но есть направление движения, одобренное соборами, Синодом. На поместных соборах мы, православные христиане, определили, что наша Церковь должна вести диалог с другими христианами, и нам остается следовать этим определениям. В Церкви, как и в каждом деле, существует дисциплина. Мы участвуем в каких-то диалогах с неправославными христианами не потому, что нам так хочется, митрополит Кирилл так хочет. А потому, что есть позиция Церкви: мы должны свидетельствовать о православии перед всем миром. Та апостольская проповедь, которая легла в основу христианской доктрины, является и сегодня основой православного предания. И мы ничего не изменили из этой проповеди, и поэтому наша задача заключается в том, чтобы другим неправославным христианам сказать, что этот христианский идеал и сегодня актуален и спасителен. И не нужно искать новых философских схем, чтобы разрушить его, потому что это может всех привести к катастрофе. Вот ради этого мы и вступаем в диалог... Записал Е. СУВОРОВ РУССКИЙ МИР Хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями, навеянными общей ситуацией в стране, мыслями, которые возникли от присутствия в этом зале, от всего того, что здесь было сказано. Ну, во-первых, замечательна сама идея создания отделения Всемирного Русского Народного Собора в Коми. Я бы сказал, что это рискованная идея. Сразу возникает вопрос: как же так, в Коми - и РУССКИЙ Собор, как это сочетать, согласовать? Сначала о терминах. Слово "русский" - это не только официальный этнос, русские люди имеют многонациональный этнос с точки зрения крови. Но если говорить об этнически русских людях, то их положение в России вызывает действительно огромную тревогу. И когда раздаются голоса в защиту русского народа, то нередко, к сожалению, мы имеем какую-то ненормальную реакцию на это, содержащую обвинения в национализме. Хотя здесь просто беспокойство о физическом и духовном состоянии этнических русских людей, которые составляют на сегодня большинство в России. Это - нормальная забота, и то, что она сегодня была так эмоционально и красиво изложена, - очень хорошо. Но я хотел бы задать один вопрос: а как образовалась Российская империя? Я не люблю употреблять это слово - "империя", потому что Российская империя, по сути своей, никогда не была ей. Империя всегда предполагала сильный и могущественный центр, подавляющий окраины, которые этот центр питают. Вот классическая схема империи. Возьмите Римскую империю, возьмите православную Византийскую империю, возьмите любую другую, Австро-Венгерскую, какую хотите... Все они обеспечивали свое процветание, силу и могущество за счет эксплуатации окраин. А теперь давайте спросим себя, что же с Россией-то происходило? Возьмите средние века: XIV век, XV век, XVI век, страшно сказать, XVII век. И сравните Россию и Польшу, Россию и Литву. Ведь одинаковые государства, вполне соизмеримые величины. Государства, которые воевали друг с другом с переменным успехом. Так почему же вдруг Россия создает не просто империю, а колоссальное духовно-культурное пространство от океана до океана, которое можно назвать Русской ойкуменой, Русским миром, Русской цивилизацией? Я знаю - существуют политические и экономические объяснения этого, поразительного в мировой истории, явления. Но у меня есть духовно-нравственное и даже религиозное объяснение этого феномена. Прежде чем сказать о нем, приведу простой пример. Кого мы называем человеком хорошим, а кого плохим? И вообще, что мы полагаем под определениями "хорошо" и "плохо"? Для большинства хорошо то, что хорошо для меня. Вас это поражает? А я отвечу, что после грехопадения, исказившего природу человека, человек хорошим называет то, что хорошо для него. Даже ребенок знает, куда ему одеяльце тянуть, - на себя, конечно же. Хорошим человеком быть очень трудно - это надо постоянно отдавать себя другим, постоянно нужно сгорать, то есть наступать на горло собственной песне. Это значит, свое собственное "я" отложить в сторону, значит, жить для Бога, для другого человека - и это есть подвиг. И как у нас бывает в жизни? Муж оценивает жену: хорошая жена, потому что она все свое свободное время - внимание, ласку, жизнь - отдает своему мужу. Ну а если жена отвернулась, пошла гулять и заниматься своей собственной жизнью - плохая жена. И, наоборот, хороший муж - когда отдает всего себя семье и жене, а если перестает проявлять заботу, приносить деньги - плохой муж. Я привел такой простой пример, чтобы понять, что с Россией творится. Вот вы говорите, что вокруг русских объединились сотни народов. Что же, присоединение шло с помощью меча, крестовыми походами? Ну да, где-то действительно применялось оружие, вспомните Ермака. Но в общем и целом у нас произошло единственное в истории мирное объединение десятков разных народов и народностей вокруг одного народа. А почему они объединились? Почему они тянулись к этому центру? Да потому, что центр для них был... хорош. Центр не в смысле географического центра, не в смысле политического центра, не в смысле Москвы как центра, а в смысле русского народа. А ведь быть хорошим означает быть жертвенным. Русский народ был хорош для других, потому что он всегда собой жертвовал. Среди присоединившихся к русскому народу практически нет "угнетенных" народов, особенно в южных районах нашей страны. Какие они упорные и целеустремленные, какой высокий уровень национального сомосознания, какая национальная гордость! Русские - лапти. Их бьют, а они не сердятся, им в лицо плюют, а они прощают, их ресурсы используют, а они отдают. Маленькая Эстония и Смоленская область в советское время имели один и тот же валовый продукт. Эстония отдавала в государственный бюджет шесть миллиардов рублей, разбитая Смоленщина - пятьдесят шесть. На эти деньги строились заводы Эстонии, Прибалтики, среднеазиатских республик, а смоленский мужик все нищал, нищал и нищал. И не будь этой жертвенности русского народа, не будь этого самоистощения, не было бы Русской империи, которую лучше назвать Русским миром, Русским домом, Русской ойкуменой, Русской цивилизацией. Когда сегодня мы слышим призывы в защиту русского народа, я отвечаю всегда: да, это нужно. Но нужно помнить, что если русский народ, составляющий 85 процентов населения страны, осознает свою собственную значимость и важность и потребует, чтобы все внимание было приковано к нему, - то не будет больше Русского мира. Потому что маленькие народы объединились с русскими именно потому, что этот великий народ бессознательно жил по заповедям Христовым. И в этом смысле можно сказать, что русский народ - народ богоносец. Мы называем Русь святою, а русский народ - богоносцем, потому что русский народ по образцу Христа сам себя истощал для других. Совершенно очевидно, что есть и предел этого самоистощения. Здесь, я считаю, своевременно подымать вопросы о состоянии русского народа, этнических русских, потому что не к концу ли приближается это наше самоистощение? И то, что мы начинает говорить об этом - о необходимости внимания к себе, великому народу, отдавшему себя для создания этого огромного духовно-культурного пространства, поддерживающего это пространство своим духом, своими молитвами, - не свидетельство ли страшного кризиса, потрясающего основы нашей национальной жизни? Поэтому сегодня я сторонник программ, которые помогли бы в этнически русском духе любить свою культуру, свой язык, которые помогли бы освежить свое национальное сознание. Но как священник, представляющий многонациональную Русскую Православную Церковь, я стою на том, что делать это нужно с пониманием колоссальной ответственности за единство нашей страны. И когда вам попадаются руховские "русские" газетки, в которых какие-то дикие призывы к патриотизму, помните, что писать это могут враги русского народа, враги великой России. В воспаленном воображении этих "патриотов" великое наше государство почему-то умещается в пределах одной среднерусской возвышенности и уподобляется таким мононациональным европейским государствам, как, например, Польша и Литва. * * * Вот говорят о том, что мы переживаем тяжелое время в экономике. А является ли экономика тем фактором, который определяет успехи государства? Приведу такой пример. Германия во время начала Второй мировой войны была неизмеримо сильнее нас. Военная ее машина работала намного лучше нашей, техника была несомненно лучше, экономика Германии, помноженная на мощь почти всей Европы, по всем показателям превышала нашу. А мы выиграли эту войну. И не пушечным мясом, как иногда некоторые представляют. Оружие достигло уже такой эффективности, что в этой мясорубке "валом" победить нельзя было. Нет, это была победа русского духа, когда русский орел столкнулся с закованным в латы тевтонским рыцарем и победил его. Не экономической силой, не силой своего оружия, а силой своего духа. И другой пример: великий могучий Советский Союз - сверхдержава, обеспечившая ядерный паритет с Соединенными Штатами, своим мощнейшим экономическим потенциалом поддерживавшая чуть ли не половину мира. Это была не просто страна, не просто империя - это была великая система, под влиянием которой находилась значительная часть человечества. Наши с вами ресурсы, ресурсы Коми, Смоленской области, шли не только для Узбекистана, Татарстана, Молдавии, но и в Анголу, Мозамбик, во Вьетнам, на Кубу и так далее. Да, мы были бедней американцев - правда, говорят, всего в три раза, чего не скажешь про сегодняшний день, - но у нас была мощнейшая экономическая система. И что же? Мы потеряли страну без единого выстрела, без единого взлета боевого самолета. Экономика, богатство, власть, сила, армия - все было, полмира держали под своим влиянием, и все потеряли за несколько дней. Наше поколение - поколение людей, проигравших страну, - оказалось слабее всех предыдущих поколений. Что лежит в основе этого падения? Безусловно, глубокий духовный кризис. Духовное состояние человеческой личности и всего общества является главной причиной всех успехов и поражений. И ярким свидетельством тому служит наша история. Победу над Германией Советский Союз одержал во время расцвета атеизма - но то был странный атеизм, воспитавший только второе поколение, когда все люди еще праздновали церковные праздники, знали время постов, знали молитвы, когда почти в каждом доме еще висели иконы. И если многие русские формально уже не принадлежали к Православной Церкви, но по духу, по культуре, по системе нравственных ценностей они были все еще в той - старой - России. А вот к середине восьмидесятых, когда воспиталось уже четвертое поколение людей в атеизме, вот тогда действительно наша страна вошла в опаснейший период духовного, культурного и религиозного беспамятства. В восьмидесятом году я приехал из Ленинграда в Смоленск, стал посещать приходы. Всего было 35 приходов, в основном деревенских. Смоленщина (святая земля, Смоленская икона Божией Матери, партизанская война с французами, все пропитано кровью русского народа, духовным подвигом) меня встретила духовной пустыней, страшным разложением личности. Мы сегодня переживаем особое время. Говорят, начинать надо с покаяния. Но покаяние - это не просто стенание по поводу своих неудач. От такого эмоционального покаяния мало пользы. Покаяние - это в первую очередь ясное осознание своей неправды, понимание, что произошло в тебе неправильного. Покаяние - это всегда трезвый анализ, правильный диагноз. Одна из задач Русского Народного Собора - это постановка диагноза: что с нами произошло как с народом? Почему мы сегодня то, что мы есть. Почему не плачем за наших соотечественников, которых вытесняют с отделившихся республик. Почему мы смирились так легко и просто с безнаказанностью преступников, ужасом наших городов, диким развратом и падением нравственности. Почему мы не плачем, не кричим, когда видим горе, зло, насилие, а, сидя в кресле у телевизора с сигаретой или за чашкой чая, с легкостью изобличаем власть, которая допустила до этого. Никакая власть нам не спустит хорошую жизнь сверху. Сам народ должен дорасти до сознания того, что с ним произошло. Главная задача Всемирного Русского Народного Собора - это кропотливая, интеллектуально-духовная работа. * * * В выступлениях несколько раз прозвучала идея о национальном самосознании. Это самосознание было выработано на основе православного христианства, и без Церкви его сохранить немыслимо. А что произошло с нашей Церковью - полное истребление, геноцид, такое впечатление, что мы жили в темном гетто. Образом Церкви долгое время был маленький храмик на окраине города или на кладбище, а в центре города стоял закрытый кафедральный собор или взорванный собор, на месте которого располагалось новое административное здание, как у вас в Сыктывкаре. Церковь вытеснили с магистральной линии человеческой цивилизации. Она долгие годы считалась у нас уделом людей беспомощных, старых, малообразованных, психически ненормальных. Считали, что достаточно дать всем образование, повысить процент людей с высшим образованием - Церковь сама уйдет, и мы построим счастливое общество. И сейчас, когда вдруг Церковь после всего, что произошло, возвращается с этой периферии, из этого гетто, становится частью общественной жизни, она становится в центре общественной дискуссии. Откровенно скажу, эта дискуссия и дальше будет продолжаться. Мы должны быть к этому готовы и научиться отвечать на вопросы. Насколько мы к этому готовы? Наши священники - это вчерашние мальчики, плоть от плоти, кровь от крови впитавшие все наши с вами пороки. Они призваны к служению, истребованы обществом, не редко не получив достаточного богословского образования. А ему нужно много знать, учиться разговаривать с людьми. Но то, что делают сегодня эти мальчики, делает Церковь, это просто чудо Божие, потому что ни по каким законам мы этого сделать не могли. Сила Божия в немощи совершается. Но нам все равно не уйти от вопроса ответственности за общество. От вопроса, хотим ли мы жить в православном гетто или нет. Мы обязаны принять ответственность за свою страну. Когда сегодня директор школы не хочет пускать в среднюю школу Церковь, я ему говорю: "Милый человек, а кто у тебя сегодня, кроме Церкви, остался в союзниках? Если раньше воспитывать ребенка тебе помогали партия, телевидение, радио, писатели, школа, то сейчас все против тебя. Ты говоришь ученику об уважении к старшим, о способности служить высшим интересам и благам Отечества, ты говоришь, что идеал служения в жертвенности, а он приходит домой, включает телевизор - там все против тебя, раскрывает книжку - против тебя, включает радио - против тебя, идет на улицу, встречается со сверстниками - против тебя". Нет, нам нечего делить. Нам нужно быть вместе. Необходимо отдавать себе отчет, что нам необходим здоровый и широкий фронт единомышленников. Когда я говорю единомышленников, я в это понятие включаю людей верующих и неверующих, этнически русских и не этнически русских, потому что, если мы любим свою Родину, если мы любим свой многострадальный народ, если мы хотим будущего для России, если мы готовы жертвовать чем-то ради процветания многострадального Отечества, мы уже единомышленники. Мы постоянно говорим, что Церковь - это миротворческая сила, а общество наше разделено и даже патриоты наши разделены, потому что таков уж наш исторический опыт и тяжкий исторический путь. И главная задача сегодня заключается в том, чтобы объединить честных, преданных стране, Отечеству и народу людей поверх их политических, национальных и, может быть, даже религиозных убеждений. Последнее - о чем мне хотелось бы сказать. Мы приближаемся к двухтысячилетию христианства. И, наверное, сейчас будут создаваться некоторые модели празднования. Но перед тем, как говорить о программах празднования, я думаю, что всем нам нужно подумать о философии празднования. Если мы ограничимся народными гуляниями, фестивалями, выставками - все это хорошо, но этого будет мало. Нам сам Бог дает удивительный шанс - шанс нашему поколению, проигравшему страну, подумать о ее обретении. Мне хочется, чтобы с этого праздника начался отчет воскресения России. 1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 331
|