ПО СЕВЕРУ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ: ПРАЗДНИКИ И БУДНИ О жизни епархии наш корреспондент беседует с епископом Архангельским и Холмогорским ТИХОНОМ - Владыка, года два назад острейшей проблемой епархиальной жизни вы называли нехватку священников. Как обстоят дела сейчас? - На сегодняшний день у нас 80 священников. Мне видится, что необходимо срочно еще человек 30. - Растет число приходов? - Фактически каждый месяц появляется новый приход. Но дело не в этом. Речь не о том, чтобы в каждой зарегистрированной общине появился священник. Специфика области такова, что у нас много населенных пунктов, разбросанных в глубинке, в них стоят огромные разрушенные церкви, а сами деревни вымирающие. Люди переехали в города и райцентры, здесь везде священники уже есть, и к ним прикрепляем малолюдные приходы. Так что дело не в том, чтобы каждому приходу дать священника, но в идеале нужно, чтобы священники вели не только чисто богослужебную, но и пастырскую работу вне стен храма - это и организация православных детских садов, гимназий и культурных центров. - В связи с этим как вы относитесь к рукоположению молодых священников 19-20 лет? Известно, что мнение мирян к этому неоднозначно. - Все люди разные. Если один, как говорится, с молоком матери впитал церковность, воспитывался в православной среде, постоянно бывал в храме, почему ему следует отказывать в рукоположении? А с другой стороны - человек, недавно, уже в сознательном возрасте, пришедший в церковь без помощи родителей. То есть маловоцерковленный. Так что нельзя ответить на ваш вопрос однозначно: да или нет, надо смотреть по ситуации. Но я, конечно, не сторонник таких ранних рукоположений. Человек все-таки должен еще возмужать, жизненного опыта набраться. И у нас единицы таких юных священников. Моложе 22 лет иереев вообще нет, лишь один дьякон у нас есть в возрасте 21 года. Самому молодому священнику 22 года, но в основном я стараюсь рукополагать, чтобы было хотя бы за 25. Я стараюсь не торопиться. - Какие качества для получения сана, по-вашему, наиболее важны: жизненный опыт, воцерковленность, духовное образование? - На первом плане я бы поставил воцерковленность. Это то, что очень трудно искусственно приобретается. Это в зрелом возрасте требует большой работы над собой. Потом уже идут духовное образование и жизненный опыт, который копится всю жизнь. - Обычный ответ на вопрос о бесчиниях, совершаемых некоторыми священниками, таков, что святость таинства не зависит от личных качеств иерея. Но вот старообрядцы с этим решительно не соглашаются, да и многие православные считают это лишь удобной отговоркой, прикрывающей нежелание ничего менять... - Это точка зрения не моя, а святых отцов, всей Церкви, что таинство действительно, когда его совершает правильно рукоположенный иерей. Таинство совершается, даже если человек грешный. Господь принимает по вере людей, участвующих в этом таинстве, и даже ангелы совершают святую Евхаристию. Но, с другой стороны, нельзя отрицать, конечно, и личную жизнь священника, его качества. На кресте у каждого священника, на обратной стороне, написано, каким должен быть священник, - образцом для подражания. Поэтому ни в коей мере нельзя жить как попало, думая, что Господь в любом случае примет. Да, Он-то примет, а иерей, если образ Христа не являет собой, - он не только себя отдаляет от Бога, он отталкивает от Церкви людей - вот в чем главное. - В связи с этим меня интересует вопрос о церковном суде. В принципе решение о том, что он должен быть, принято, но по сей день в нашей Церкви его заменяет Священный Синод, который, конечно, в полной мере таким судом считаться не может... - Этот вопрос не только вы задаете, но и архиереи многие задают. Вот состоятся Архиерейский и Поместный Соборы, и там этот вопрос, думаю, будет подниматься и решаться. - Как бы вы охарактеризовали священство вашей епархии, ведь кого-то вы наверняка наказывали в последнее время, кого-то награждали... - Когда я недавно встречался со Святейшим, он задал мне этот же самый вопрос: каково духовенство? есть ли какие-то канонические нарушения, просчеты, ошибки серьезные? По милости Божией у нас в этом плане благополучно: за прошедший год не было серьезных нарушений, соответственно, не было прещений, налагаемых мной на священнослужителей. В этом отношении наша епархия спокойная. Север вообще спокойней во всех отношениях, в том числе и в человеческом факторе. - Один из журналистов московских церковных газет в прошлом году задавал вам вопрос о храме в Заостровье под Архангельском, где служит священнником Иоанн Привалов. В том смысле, что поскольку он является сторонником "партии" известного московского священника Георгия Кочеткова, то какие меры вы как архиерей принимаете. Вы, может быть, несколько неожиданно для московского гостя, не спешили "заклеймить" иерея... - Есть много положительного в опыте работы Заостровского храма, того, чего нет в других приходах. Это, в первую очередь, работа с прихожанами после богослужений - как со взрослыми, так и с детьми, которые имеют возможность заниматься в кружках рукоделием, - и через это люди постепенно воцерковляются и воспитываются. После епархиального собрания 1997 года, когда имели возможность о практике богослужений на русском языке в Заостровском храме высказаться все священники и сам о.Иоанн был выслушан (он был у меня и сказал, что богослужения теперь совершаются на церковнославянском), я сейчас не получаю никаких писем или жалоб от верующих, что настоятель как-то изменяет или искажает богослужение. Я делаю из этого вывод, что церковное послушание для о.Иоанна Привалова на первом месте. А что есть какие-то особенности у о.Иоанна, так у каждого человека свое воспитание, свои взгляды на жизнь. - То есть у вас не существует проблемы, ставшей излюбленной темой московской православной прессы, - борьбы с обновленцами. - Можно сказать, что сейчас не существует. Все успокоилось, какого-то нагнетания ситуации со стороны прихожан или епархии нет. И потом, масштабы у нас не московские. Может быть, в Москве это немножко искусственно усугубляется. А Заостровье - село, которое живет своей спокойной жизнью, основные прихожане - пожилые люди. Многие посещают этот храм, поскольку он удивительный, старинный, и из Архангельска, и из Северодвинска туда по воскресным дням едут... * * * - Не так давно в вашей епархии, кажется, возродился еще один монастырь - Кожеезерский? - Да, буквально только что нам были переданы здания бывшего Кожеезерского монастыря в Онежском районе. И постепенно там начинается монашеская жизнь - там один монах, два послушника, которые приехали из разных концов России для того, чтобы нести подвиг именно в этой северной обители. Будем надеяться, что с Божьей помощью будет еще один монастырь. - Интересно, откуда эти люди узнали об обители? - Монастырь древний, в исторических справочниках монастырь значится, да и имена преподобных Кожеезерских на слуху. Сейчас добираться до туда очень трудно, это место для подвижников и отшельников. Был там когда-то мощный монастырь с крепким хозяйством, сейчас здания полуразрушены. Хотя и считается он памятником федерального значения, передавался нам через Министерство культуры России... - К 2000-летию христианства в Архангельске предполагалось заложить новый кафедральный собор. Как обстоят с этим дела? - У нас есть договоренность с губернатором, что закладка собора состоится 30 мая, в праздник Святой Троицы. Место уже определено - на набережной реки Двины в центре города. Мы отслужим в 15 час. молебен с акафистом в ближайшем Никольском храме и пойдем крестным ходом к месту закладки собора. Мы создаем сейчас фонд строительства собора и попечительский совет, который определит к лету, как поступить с проектом: будет ли он заказан на конкурсной основе или кому-то его поручат создать на определенных условиях. - Какие еще события в жизни епархии предстоят в ближайшие месяцы? - Лето у нас будет очень напряженное. Несколько освящений и закладок новых храмов в районах. В этом году почти всем районам области исполняется по 70 лет, и к этим датам во многих районах приурочили или закладку храма, или освящение уже построенного храма. Будет совершена закладка храма в поселке Плесецк. В городе Няндоме в конце апреля Церкви возвращен старинный храм Зосимы и Савватия Соловецких, и в праздничный день я совершу его освящение (теперь в Няндоме два храма будет - один, ныне действующий, в честь новомученика Вениамина Петроградского, переоборудованный из переданного общине помещения). В п.Октябрьском - это районный центр Устьянского района - 26 июня будет совершен крестный ход и состоится закладка нового храма. В районном центре Ильинско-Подомское будем освящать храм в честь пророка Илии (там практически за год настоятель о.Антоний Яворский подготовил главное помещение храма к освящению). Под Архангельском в д.Лявля заканчивается сооружение двух иконостасов и двух престолов в приделах св.Митрофана Воронежского и Новомучеников и исповедников Российских. Первое архиерейское богослужение состоится в г.Шенкурске. В Холмогорах возрождается церковная жизнь, первый настоятель назначен совсем недавно - отец Леонтий (он приехал в свое время из Коми с о.Трифоном), там он готовит монастырский храм в честь 12 апостолов. В п.Березнике - это центр Виноградовского района - полным ходом идет строительство деревянного храма в честь прав.Иоанна Кронштадтского - в день празднования юбилея района будут освящение его и крестный ход. - Вы напомнили про архангелогородца Иоанна Кронштадтского, и мне сразу подумалось о Сурском женском монастыре, который он основал на Пинеге. Какова теперешняя судьба обители? - Для Суры готовим постоянного священника, будем скоро рукополагать. Пока будет там приход, потому что просто нет средств разместить и содержать там монашескую общину и восстановить храм. Пока богослужения совершаются в родовом доме о.Иоанна Кронштадтского, который он построил, куда приезжал и где останавливался, - в нем сейчас церковь, которую пока окормляет братия Артемие-Веркольского монастыря. - Что прояснилось с приездом в вашу епархию Святейшего Патриарха? - Наверное, приезд Святейшего станет самым значимым событием предстоящего лета. Правда, 14 августа приедет он не в Архангельск, а в п.Урдома Ленского района, что на стыке Архангельской, Вологодской, Кировской областей и Коми. В этом поселке за два года с помощью добрых людей и с участием "Газпрома" сооружен церковный комплекс из четырех зданий: построены вместительный соборного вида Казанский храм, отдельно стоящая колокольня, церковный дом настоятеля и трехэтажный корпус дома для престарелых. Впервые в нашей епархии, а может быть, и вообще на Севере, здесь будет церковный дом для престарелых людей. Поначалу там под окормлением прихода будут находиться жители района, а потом, если он будет расширяться, то и из других районов. - Но ведь это для сельского священника огромная ноша! - Да, настоятелю придется много потрудиться. * * * - Ведется ли в епархии работа по канонизации местных святых? - Мы сейчас только на подступах к этой работе. Как вам известно, не так давно в епархии была создана церковно-археологическая комиссия. Недавно мы установили дату - 1 мая - празднования наших северных святых: преподобных Евфимия, Антония и Феликса Корельских, основателей Николо-Корельского монастыря (там же они были погребены - правда, неизвестно в каком именно месте). К сожалению, в церковных святцах нет упоминания 1 мая этих святых, хотя об их житии можно найти сведения и в Минеях. Результатом общих усилий и археологической комиссии, и прихожанина северодвинского храма, энтузиаста Алексея Ивановича Климова, получен ответ на вопрос о небесных покровителях г.Северодвинска. Это событие пусть если не общецерковного значения, то нашего общесеверного - точно. И эта дата была принята жителями Северодвинска как день небесных покровителей города. Ведь город Северодвинск обязан в какой-то степени своим появлением Николо-Корельскому монастырю: и если в прошлом году отмечалось 60-летие города, то со времени основания первого монастырского строения на месте города прошло уже 580 лет. В этом году мы уже во второй раз служили молебен у стен Николо-Корельского монастыря и совершали литию - поминали почивших настоятелей и насельников. - Но ведь строения монастыря находятся на территории военного судостроительного завода? - Да, в корпусах Николо-Корельского монастыря заводские цеха, они - внутри завода. Но мы по договоренности там бываем и совершаем молебны. К 1 мая был освобожден Никольский собор, цех из него выведен. Сейчас освобождается нижнее помещение под собором, трапезный корпус, и у нас есть планы создания заводского храма. - Но вернемся к трудам по восстановлению памяти местных угодников Божиих. - ...Сейчас восстановлена могилка старца Варнавы Оптинского под Матигорами, по моему благословению о нем будет издаваться книга в Москве. Так вот медленно, но подходим к этому вопросу по прославлению или обновлению памяти забытых святых. - Последний вопрос - о мироточениях и чудесах от икон, которых в стране в последнее время стало происходить даже как-то устрашающе много. Что-то подобное было у вас? - У нас такого массового мироточения икон, как в Ивановской области, не было, одиночные же случаи имели место. Так, в Троицком храме Архангельска на образе в иконостасе были заметны следы капель мира. Но это единичные случаи, и мы так пока спокойно относимся к этому, особо не говорим, поскольку вопрос все-таки требует исследований и наблюдений. С выводами не торопимся, служим молебны. - А с чем вы связываете такие явления? - Думаю, это милость Божия, но перед чем - неизвестно. По-человечески нам это не понять. То ли это милость, обозначающая духовное возрождение, то ли наоборот, как перед революцией: тогда, мы знаем, были многочисленные мироточения - воспринималось это как милость, укреплявшая человека в вере, в стоянии за чистоту веры, за правду. Беседовал Игорь ИВАНОВ 1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 337
|