ПО СЕВЕРУ НИКОНОВ КРЕСТ возобновлен на острове близ Ферапонтова монастыря Осенью прошлого года в Вологодской епархии, вблизи древнего Ферапонтова монастыря, происходило необычное действо. Посреди озера устанавливали Поклонный крест о семи концах. Основанием своим Крест утвердился на рукотворном островке, который когда-то был насыпан самим Патриархом Никоном. Подобна этому острову, покрытому дремучей порослью, историческая память об опальном Патриархе. Его роль в истории России до сих пор вызывает споры, и как-то забывается о монашеском подвижничестве этого аскета. Рассказ участницы установки Креста Елены СТРЕЛЬНИКОВОЙ. Обет Сначала о том, как первоначально появился здесь Крест. Триста лет тому назад в Ферапонтов монастырь был отправлен в ссылку отец Никон. Был он простым монахом, поскольку сан Патриарха всея Руси с него сняли незадолго до этого - на Поместном Соборе 1666 года. На Белоозере его ожидали тяжелые испытания - скорби, оскорбления, болезни и непонимание. Притесняли изгнанника не только охранники во главе с приставом, но и свои ферапонтовские собратья-монахи. Особенно игумен монастыря и казначей, о чем с горечью писал Патриарх Государю Алексею Михайловичу. "Крестоношение", то есть терпение скорбей, выразилось у опального в желании водрузить Крест - в поминание о спасительных Страстях Господних. Топор держать в руках Никон умел. Первый крест, будучи еще монахом, он поставил на острове Кий, на месте своего чудного спасения. Тогда Никон со своим спутником плыл по озеру Коже, направляясь из Соловецкого монастыря, и в пути их застала буря. Лодку прибило к острову. В память о спасении Никон и установил Крест, дав обет построить на острове монастырь. Обет он исполнил впоследствии, будучи Патриархом. И вот новый обет... Напротив монастыря на Бородаевском озере Никон избрал отмель, сделал подсыпку, укрепил камнями кромку острова - наподобие того, как укреплены берега у Кирилло-Белозерского монастыря. На поверхности рукотворного острова выложил камнями крест, а в средокрестии его поставил большой деревянный Поклонный крест. По описанию профессора С.П.Шевырева, совершавшего в 1847 году путешествие на Белоозеро, Никон, чтобы сложить остров, возил со своими монахами на плотах камни - на расстояние до двух верст от берега. Начинал сооружать из камней и дорогу, но не успел. Остатки этой дороги по направлению к монастырю профессор примечал с восточной стороны острова. Гордец или святой? Патриарха Никона всегда считали виновником раскола в нашей Церкви, сокрушителем вековых устоев, претендентом на захват власти. Но, как бы там ни было, незаурядная личность этого человека не оставляла равнодушным никого. В свое время о нем рассказал его современник, иностранец, не замешанный в церковных интригах, - архидиакон Павел Алеппский из Антиохии. Из этих описаний перед нами предстает истинный монах, строгий постник, защитник вдов и сирот, кормилец нищих, прекрасный проповедник и добрый пастырь, любящий свой народ и любимый большинством народа, из которого сам вышел. Может быть, излишне вспыльчивый и резкий, но знавший и состояние глубокого молитвенного молчания, горделивый, но в то же время способный к подлинному смирению, человек с огромной волей, всесторонне образованный, обладающий многими способностями. Патриарх Никон - основатель и строитель трех значительнейших монастырей, последний из которых - Воскресенский Ново-Иерусалимский на Истре - является гениальным воплощением в архитектуре идей создания в России образа палестинских святынь. Стараниями этого Первосвятителя собрано около тысячи древнейших рукописей, сделаны списки с чудотворных икон Царьграда и Святой горы Афонской. Списки привезли в Россию, и они здесь также явили чудеса. Никоном устроены типографии в новгородском Хутынском монастыре, в Иверском на Валдае и Ново-Иерусалимском. Построены Патриаршие палаты в Московском Кремле, обновлен собор в Ново-Спасском монастыре. В последние годы историки возвращаются к переосмыслению фактов, связанных с управлением Патриарха Никона делами Церкви, и подлинного значения его начинаний. Но уже при жизни Никон был возвращен из ссылки и восстановлен в патриаршем достоинстве. Царь Федор Алексеевич устроил торжественные похороны Патриарха Никона, сам приехал с семейством и боярами в Воскресенский монастырь, участвовал в погребальной процессии, читал Псалтирь. В церковных книгах досинодального периода Патриарх Никон значится местночтимым святым, а в некоторых книгах упоминается о его нетленных мощах. Достаточно сказать, что Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов признал недействительным постановление духовного суда 1666 года. Судьба Креста Десятилетняя ссылка Патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре завершилась тяжким приговором нового суда. Опального перевели под строжайший надзор в Кирилло-Белозерский монастырь, фактически на положение узника крепости. На Патриарха было заведено "Дело", куда приплели даже такое немыслимое обвинение, как общение его с нечистой силой. Слух этот распространял бежавший из монастыря монах Иона: будто Никон, уединяясь на своем острове, вызывал заклинаниями дьявола, который являлся в образе змия, и с ним беседовал. К тому же на крестах, которые ссыльный устанавливал возле Ферапонтова монастыря, он в надписях именовал себя Патриархом. Из "Дела" узнаем, какая надпись была на Кресте, стоявшем на острове: "Животворящий крест Христов поставил смиренный Никон, Божьей милостью патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме". Этот Крест, как и другие кресты, был снят. С них стерли надписи и убрали в подклеты монастыря. Дальнейшая их судьба неизвестна. Снова "нарушили" В 1903 году после столетнего упразднения обитель преподобного Ферапонта была возобновлена. Инициатором ее открытия стала известная подвижница, духовная дочь праведного Иоанна Кронштадтского - игуменья Леушинского монастыря Таисия (Солопова). Два года матушка Таисия, управляя своим монастырем под Череповцом, не оставляла заботами новую обитель в Ферапонтове. Дала и первых насельниц. В те же годы вновь водрузили и Крест на острове Патриарха Никона, правда, без текста. Впрочем, он простоял недолго - пропал во времена богоборчества. Постарались и память о нем стереть. Остров стали называть Чайкиным, поскольку сюда ежегодно прилетают чайки на гнездовье. О том, что остров рукотворный, никто не помнил. Только одна 90-летняя бабушка, Александра Замараева, вспомнила, что на острове стоял деревянный крест. Но в какие годы - запамятовала. - Баба Шура, - спрашиваю, - куда Крест девался? - А куда все девалось, - ответила она. - Известное дело - нарушили. Начало замысла Юбилей главной святыни Белозерья - обители преподобного Кирилла Белозерского - проходил торжественно и многолюдно. Съехалось много гостей отовсюду. Большим крестным ходом вокруг полуторакилометровых крепостных стен монастыря завершилось праздничное Богослужение. Божественную литургию совершал епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан в сослужении архиепископа Солнечногорского Сергия и епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Праздничные трапезы были в разных местах, мы же с близкими друзьями собрались малым кругом в помещении одной из келий. Здесь был и директор православного издательства "Родник" Владимир Полторак, и игумен Кассиан из Киево-Печерского монастыря, тоже издатель. Отец Кассиан имеет великую любовь к северным святыням и также является почитателем памяти Патриарха Никона. С ними же была архитектор Т.Н.Кудрявцева из Москвы, знаток архитектуры Белозерья. Много лет подряд Татьяна Николаевна вместе с супругом - архитектором Михаилом Петровичем Кудрявцевым - выезжали в экспедиции по Белозерью в поисках первоначального места древней столицы Белозерского княжества. Вот тогда за скромной трапезой в монастырской келье и прозвучало вслух то, что давно буквально висело в воздухе: - Надо установить Крест на острове Патриарха Никона! - было произнесено первое предложение, когда обсуждалось предстоящее в следующем году 600-летие Ферапонтова монастыря. - Надо благословиться у Владыки и отслужить молебен на начало доброго дела, - решили все. Преосвященнейший Максимилиан в тот же день благословил наше начинание. Проект Первые мысли о материале: дуб, лиственница, сосна? - Дуб - добротный материал, но на Севере не растет в изобилии. Дубки есть, но как материал не годятся. Хорошая лиственница растет на Цыпиной горе, она посажена руками семьи священника - отца Иоанна Бриллиантова. Как думаете, был бы против батюшка, если бы его лиственница пошла на такое благое дело? - Он был бы только рад, но это не объяснить дирекции Национального парка. - Патриарх Никон наверняка рубил из подручного материала, - сказал кто-то. И мы решили, что Крест будет сосновый. Проект Поклонного креста разрабатывала Т.Н.Кудрявцева по благословению владыки. Когда проект был уже готов, неожиданно пришло письмо из Америки от нашей знакомой Кристины Демеер. В него была вложена фотография снятого ею креста в одном из московских храмов. Это подлинный Крест, который устанавливал Патриарх Никон на острове Кий и который. находится ныне в храме неподалеку от Высоко-Петровского монастыря... В письме Кристина обращает внимание на форму сохранившегося Креста, она семиконечная. То есть продольная часть древа не выступает над верхней короткой перекладиной. Еду в Ново-Иерусалимский монастырь и вижу там такой же Крест в Голгофском приделе Воскресенского собора. Как быть с нашим Крестом? Делать ли его традиционным восьмиконечным или таким, каким устанавливал Патриарх Никон? Святейший Патриарх имел веские основания для этого. Ведь прежде, чем начинать строительство Нового Иерусалима, он посылал в древний Иерусалим экспедицию, которая тщательно изучала древности святых мест. Поэтому не случайно он ставил кресты такой формы. Это подтверждается и древними иконами Распятия Христова, на которых изображен Крест той же формы. Да и в самом Ферапонтовом монастыре, на фреске Дионисия 1502 года, можно видеть семиконечный Крест на Голгофе. Эта композиция находится на южной стене собора. И мы, посовещавшись, остановили свой выбор на семиконечном Кресте, как на более древнем. Всем миром По дороге в Санкт-Петербург, за Череповцом и Устюжной, есть небольшой городок Чагода. Там живут братья Валерий и Юрий Горбуновы, которые уже имели опыт изготовления поклонных крестов. Они и взялись за работу. Резьба была трудной. На верхней короткой перекладине вырезан тропарь Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство". В середине этой надписи вырезан Херувим. На широкой перекладине стихира из службы Кресту: "Крест - хранитель всей вселенной, Крест - красота Церкви, Крест - царей держава, Крест - верным утверждение, Крест - ангелам слава и демонам язва. Слава, Господи, Кресту Твоему честному". На нижней косой перекладине надпись: "Блаженной памяти Святейшего Патриарха всея Руси Никона". На вертикальном древе: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". В нижней части древа: "Поставлен первоначально Святейшим Патриархом Никоном в лето от Рождества Христова 1676, возобновлен в лето 1998 по благословению Преосвященного Максимилиана, епископа Вологодского и Великоустюжского". Еще на Кресте вырезаны в кружках традиционно знаки под титлами. Едем забирать Крест. До Чагоды доехали благополучно, а вот обратный путь, уже с Крестом, был непрост. Несколько раз глох мотор. Внезапно солнце скрылось за грозовой тучей, и хлынул ливень с такой силой, что дороги не стало видно. Потоки воды обрушились на стекла, включенные фары не давали света. Машины остановились у обочин, пережидая ненастье. Но ливень все не стихал. Нам же останавливаться было нельзя: последний рейс на переправе в 9 часов вечера, а мы уже делали непредвиденные остановки. Медленно едем сквозь дождевую лавину. За Череповцом отпустило. Дождь заморосил. Перед самой переправой обогнали машину, у которой тоже заглох мотор. Водитель с пассажиром голосуют. Что делать? Проехать мимо - значит, им придется ночевать в лесу. Задержаться - и нам ночевать в лесу. Наш водитель Володя тормозит, берет на буксир. Неужели опоздаем? Нет, успели. Паром начал пыхтеть, заработал винт. Вот-вот отойдет. Надо еще отцепить грузовик, хотя ему тоже надо на ту сторону реки. Отцепляем перед самым спуском, чтобы он сам заехал на паром. Горка крутая, ему хватает инерции (потом мы его снова тянем до Кириллова). На пароме нас ждали. Вся команда собралась смотреть Крест. Тут и пассажиры, и попутчики - все обсуждают, куда и что везут, где да какой остров, надежно ли поставят, почему такой большой и что на нем написано. Ну и вот Ферапонтово. Слава Богу, доехали! Надо разгружаться, отпускать машину в Вологду. Но куда разгружать? Широкая двухметровая перекладина Креста не проходит между столбами. На улице оставлять нельзя, до установки надо хранить в горизонтальном положении, на подставках, олифа еще "не устоялась". Несем в церковный дом, кладем во всю длину жилья батюшки - комлем к печке в комнате, а верхнюю половину на веранду. Дверь в комнату, конечно, не закрывается. Наш настоятель отец Борис Корешков терпит это неудобство целый месяц, повесив на косяк одеяло. Хотя лето в разгаре, но нельзя сказать, чтобы ночи были жаркие. На острове Наконец чайки вывели птенцов, можно начинать расчистку острова. За многие десятилетия нанесло ила, нарос кустарник, деревца. Надо рубить эту поросль... Солнце светит ласково, озеро - синь глубокая. В лодке лежат топоры, ножовка, лопата, серп, брезент и ведра. Отряд - хоть куда! На веслах - московский профессор Игорь Алексеевич Кузьмин, мы с Еленой Ярославовной Смирновой (заведующей книжным отделом "Ворота Севера") - на корме, на носу - ее сынишка Вадик. С воды остров кажется большим, сплошь заросшим. Непохоже, что остров каменный. Может быть, это не тот остров, что на фотографии? Вот и в музее говорят, что остров Никона взрывали. Но ведь в исторической литературе не встречается упоминаний ни о каком втором острове. Нет, остров - рукотворный! Видна четкая кромка - камни ровно уложены. А вот и линия креста, выложенного поверх округлого острова. Как медленно и трудно работается! - Игорь Алексеевич, - говорю, - а может, ветки на острове сожжем? - Не волнуйтесь, Елена Романовна, все будет хорошо, - отвечает профессор. И продолжает укладывать на корму сучья и ветки, не отступая от намерения сохранить чистоту на острове. И вот долгожданный день! Прикрепили комель болтами к основанию и стали медленно поднимать веревками, поддерживая брусьями с тыльной стороны. О, чудо! Как только приподняли верхнюю часть, Крест вдруг сам стал прямо, не дожидаясь дальнейших перетяжек. Воздвижение Чин освящения Поклонного креста был совершен епископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом. Собралось немногочисленное кирилловское духовенство: благочинный протоиерей Андрей Пылаев, иеромонах Кирилл, иереи Алексий Фомичев и Борис Корешков, несколько учащихся Вологодского духовного училища, приехавших вместе с владыкой, а также прихожане Ферапонтова и Кириллова. Сияло яркое солнце. Природа буквально сорадовалась происходящему, показывая знамение мирности и благостности. Переправлялись на остров двумя лодками в несколько приемов. Владыка сказал проповедь. Потом все сфотографировались на память. Работы на острове еще не закончены, они продолжатся в 1999 году, но главное уже произошло: Крест воздвигнут, и воды озера освящаются молитвой, начертанной на нем: "Кресту Твоему поклоняется, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". Е. СТРЕЛЬНИКОВА 1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 329
|