ДЕРЖАВА, ЦАРЬ, ПОЛИТИКА «НАУЧИТЕ ВСЯ ЯЗЫКИ...»Высокопреосвященнейшего ИОАННА, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, постоянного члена Священного Синода, ныне называют устами Русской Православной Церкви. В своих многочисленных выступлениях в печати (статьи «Быть русским», «Тайна беззакония», «Державное строительство», Торжество Православия», «Путь к спасению», «Бита за Россию» и др.) Владыка Иоанн с необычной по нынешним временам смелостью и твёрдостью поднял голос в защиту чистоты Православия, Святой Руси. Зазвучал голос не немощного слабого старца, но Духовника и Проповедника России, верного сына своего Отечества. В середине мая мы обратились к Владыке за духовным наставлением по некоторым вопросам церковной и общественной жизни. Ознакомившись с вопросами, он обещал ответить на них письменно для нашей газеты. Пока же публикуем запись беседы с Владыкой Иоанном. — Ваше Высокопреосвященство, когда я ехал к Вам в резиденцию на Каменный остров, ко мне в метро подошли американцы из «Миссии Христа» и начали проповедовать свою веру. Я сразу дал понять, что я верующий, православный. Но они продолжали «агитировать». Так бесцеремонно западные «миссионеры» ведут себя не только в Санкт-Петербурге, но и у нас в Сыктывкаре, и в других городах. Свои действия они оправдывают тем, что будто бы Русская Православная Церковь сама не несёт Слово Божие «в массы» и даже отвергает миссионерство как таковое. — Эта ложь придумана, чтобы сбить людей с толку. А как же, позвольте спросить, российские народы стали христианами, если не через подвижничество православных миссионеров, некоторые из которых удостоились мученичества? Наши миссионеры были на Аляске, в Японии, в других нехристианских землях, следуя заповеди Христовой: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). В нынешнее время православное миссионерство мы понимаем в самом широком смысле. Ведь проповедовать христианство можно своей жизнью, своим примером, живя среди неверующих. Это наиболее убедительная форма миссионерства. Но нам также следует проповедовать и словом — в небольших сообществах людей, перед большими аудиториями, малолетними, пожилыми... Не надо стесняться входить в общение с людьми, особенно в тех городах и сёлах, где нет Божиих храмов. — А может ли простой христианин, мирянин быть миссионером? — Почему же нет? Из истории мы знаем, что не только апостолы, облечённые преосвященнической благодатью, но и самые обычные миряне несли Слово Божие. Нам всем надо учиться проповедовать, передавать веру, любовь к Спасителю нашему другим людям. Как этому учиться? Кто не имеет возможности поступить на катехизаторские курсы, которые повсеместно сейчас открываются, те могут объединяться в православные общества, в братства, и там возрастать во Христе. И потом уже, положившись на знания, идти к людям. Если и это затруднено, мирянин может благовествовать в одиночку. Желательно при этом получить благословение священника на миссионерство. Благословение будет очень помогать, с ним ничего не страшно. Но даже без него ничто не мешает верующему беседовать с заблудшими о вере. Главное, чтобы Истина жила в душе миссионера. Тогда уже не столь важно, умеешь ли ты ораторствовать. Ведь не ты будешь свидетельствовать об Истине, а сама она будет свидетельствовать о себе — через тебя. Надо всегда сознавать, что Истина одна и неизменна. Её нельзя раздробить на разные конфессии. Если от неё взяли какую-то часть, как сделали это протестанты, это уже не Истина. От неё нельзя взять часть и вмонтировать во что-то другое; её нельзя смонтировать из других, не божественных, «истин». Христианская Истина едина и неразделима, и она всегда сама за себя скажет через того человека, который является частью Тела Христова — Апостольской Православной Церкви. — Один из наших прихожан, бывает, возьмёт случайного попутчика за рукав, и давай ему благовествовать... Что-то протестантское в этом видится. — Истина никого «за рукав» не хватает. Вообще такие методы недопустимы. Можно, например, подсесть к попутчику в автобусе, в поезде — и поговорить с человеком душевно, по-христиански, без задней какой-либо мысли. И если по ходу разговора выяснится, что человек интересуется, тогда можно направить мысль к вопросам веры. А если схватишь человека: «Слушай, ты... Верующий ты или не верующий?» — это приведёт его в бешенство и отвратит от христианства. — В нашей северной земле до революции проповедовал св. Иоанн Кронштадтский. На своём пароходике «Самоед» он входил в Вычегду, сходил на берег и служил в сельских храмах, вещал крестьянам. Ещё у нас, дальше на севере, действовали передвижные, разборные церкви — их перевозили на оленьих упряжках. А в Самарской епархии, где Вы раньше служили, по Волге ходил пароход-церковь «Святитель Николай Угодник». Он посещал те сёла, где не было храмов... — Можно, конечно, организовать что-то вроде миссионерских поездов. Это очень важно. Но для этого в центрах епархий следует подготовить специальных миссионеров — людей высокой духовной жизни, эрудированных. Здесь надо исходить из местных условий. Перед выездом договориться с властями, чтобы появление миссионеров было подготовлено или, как сейчас говорят, рекламировано. Стадионы и театры арендовать не следует, там проповедовать нельзя. Ведь и апостолы не благовествовали в местах увеселения и зрелищ. Для этого больше подходят площади или общественные, гражданские здания. — То есть для православных допустима та форма миссионерства, которую избрали организаторы протестантской миссии «Волга-92»? Я имею в виду теплоходный круиз по городам... — Мы осуждаем эту «миссию» лишь за то, что она направлена на каноническую территорию Церкви, на те города, которые уже христианизированы. Если бы эти «миссионеры» были заинтересованы в укреплении христианства на нашей земле, они бы помогали возрождать то, что существует здесь испокон веков. Но они несут своё, чуждое православию. Это не миссионерство, это — вторжение, внесение разобщения среди верующих и смуты, подрыв веры в народе, это — не христианская акция. — В мае под Вашим руководством в Санкт-Петербурге проходят Дни Православия. Это тоже одна из форм утверждения христианства? — У нас практическая цель — возродить крестные ходы по городу, которые традиционно были до революции. Мы хотим, чтобы ворующие петербуржцы вышли на простор, на улицы, чтобы они прошли крестным ходом, который символизирует путь вечной жизни. Понимаете? Чтобы было радостно... — Кажется, что наступила свобода, что гонения на Церковь отошли в прошлое. Но сейчас наступает что-то другое, может быть более страшное... — Совершенно так. Ведь враг рода человеческого не спит. Он рядом, здесь... Свобода дана. Но свобода дана и супротивным силам, диавол действует чуть ли не в открытую. К тому же свобода эта довольно странная, временами она противоречит даже простейшей государственной законности. Вот пример, близкий нам. Регистрируется община адвентистов из 13 человек, даётся им земля, они строят «просветительский центр», чтобы распространять своё учение. А в чём особенность их учения? Многие из общины наотрез отказались идти в армию, они подбивают к этому и других. Всё это ведёт к отрицанию национального самосознания, отечества, государственности. Но государство их регистрирует, то есть юридически узаконивает! Понимаю, если бы юридические права давали многочисленным, традиционным в нашей стране конфессиям — православным, мусульманам, католикам и, возможно, лютеранам. Но сейчас множатся секты, которые, грубо говоря, нападают на Истину как псы на жертву, рвут её на куски. Нынешняя «свобода» им по нраву, потому что они сами порождены ею — свободой своеволия. Это как в сказке про рыбака и рыбку... Начинается-то всё безобидно: сначала хочется быть дворянкой, потом царицей, потом царицей не простой, а морской. А потом хочется уже и самой золотой рыбкой повелевать. Так и сектанты — по своей воле отошли от единой Христовой Церкви, создали свою церковь, а потом, глядишь, и по своей воле против Христа пойдут. Такая «свобода» и в Церкви и в государстве ведёт не к единству, а к вражде и разделению. Раньше враги Христовой Церкви были на виду, теперь же скрыты — не знаешь, с какой стороны будет диавольское нападение. Поэтому всем нам надо научиться видеть современные искушения, чтобы противостоять им. — Владыка, что бы Вы ещё пожелали нашим читателям? — Принимать истину в чистом виде, в том виде, в котором передали нам Спаситель и апостолы. Исповедовать Истину не умом только, а всей своей жизнью. Берегите душу, стойте в вере крепко. Записал М. СИЗОВ №№ 90-91 газеты "Вера"-"Эском", |