ВЕРОУЧЕНИЕ, ОБРЯД, ТРАДИЦИИ ПОМОЩНИКИ В МОЛИТВЕЧеловеку, постоянно искушаемому посторонними помыслами, трудно бывает сосредоточиться на словах молитвы, прийти в сокрушённое состояние духа, чисто и с открытою душой приступить к молитвенному общению с Господом. Телесная наша природа препятствует этому. Но есть у христиан помощники, которые помогают проникнуться молитвенным настроением. О некоторых из них и пойдёт здесь речь. Чётки В наше время у мирян редко их можно увидеть. Но в монастырях ими пользуются постоянно. Состоят чётки из тонкой верёвки и бусин. На верёвке навязаны узлы. За десятью узлами следует нанизанная бусина, за ней снова десять узлов, потом снова бусина, и т. д. Всего на верёвке 100 узлов и, соответственно, 10 бусин. Верёвка связана в кольцо, так что отсчёт узлов можно вести, начиная с любой бусины. Перебирая пальцами узлы, десять раз произносим молитву, после чего, ощутив твёрдую бусину, кладём поклон... И так десять раз. Вот что говорит об этом иеромонах Питирим, настоятель Печорского храма: «Обычно молиться по чёткам начинают с Иисусовой молитвы. Скажем, начинающий инок в день «проходит» трое чёток, с поясными поклонами. Опытный инок — шесть чёток, с земными поклонами. По чёткам произносят и богородичные молитвы. Например, говорят полностью: «Пресвятая Владычица моя Богородица, спаси мя». Или кратко: «Святая Богородица, спаси мя». Иногда целиком читают «Богородице Дево, радуйся...» Редко, но читают и довольно долгую молитву «Избранной воеводе...». Молиться по чёткам желательно с благословения духовника». Подрушник В старину на Руси было больше земных поклонов, чем ныне. Из старины глубокой дошёл до нас подрушник — небольшой матерчатый коврик, который кладут перед собой на пол для земных поклонов. Люди несведущие, видя подрушник в домах или в церквях (обычно в старообрядческих), часто ошибаются, полагая, что эти коврики подкладываются под колени «для мягкости». Странное заблуждение. Зачем тогда нужны поклоны, падание ниц, если их «умягчать»? Как и следует из названия самого подрушника, его подкладывают под руки: пав на колени, упираемся ладонями в подрушник и меж ладоней касаемся подрушника лбом... А колени на твёрдом полу — на земле. Земные поклоны — от нашей немощи, что коренится в греховной плоти. Когда мы сыты, то во время молитвы в голове рождаются никчёмные мысли, ум отвлекается на посторонние шумы. Когда мы голодны — всё заслоняет мысль о пище. Когда ни сыты, ни голодны — телесное довольство притупляет желание молиться и обращаться мыслею к нетелесному. Телесное довольство — довольство первородным грехом. Вот чтобы сокрушить его в себе, и принято опускаться на колени. Чтобы сокрушить свою гордыню перед Богом — склоняем голову до земли. Один из богословов начала века писал, что поклоны помогают молитвеннику сокрушаться сердцем, очиститься покаянием и войти в молитву. Он подчёркивал, что не всегда человек может подняться до такого состояния. Но всё равно поклоны надо класть, даже если не чувствуешь искреннего сокрушения и поклоны кажутся уже «механическим» движением. В связи с этим наш современник вспоминает историю из «Луга духовного», написанного в VI веке: «К авве Иоаннну пришёл крестьянин и, рассказав про нужду, попросил в долг номисму (4 российских царских рубля). Старец сжалился и занял денег в обители. Спустя два года он увидел, что крестьянин ведёт беспечную жизнь и не радеет о семье. Тогда старец потребовал долг. Поскольку у крестьянина не было денег, авва призвал его приходить в свободное время, чтобы вместе с ним класть по тридцать поклонов — тем самым будет списываться по керате долга (по 18 коп.). — Зачем это? — спрашивали старца. — Полезны ли одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлял этого человека поучениями... Разве от поклонов оживут его вера и благочестие? — Плоду предшествует цвет, цвету — лист, листу — почка и оживление ветвей... Много нужно потрудиться, пока плод молитвы созреет. Поклоны — это первая окопка деревца... Человек не мёртвое орудие, а живое существо: среди поклонов проявятся начатки молитвенного духа... По капельке малой, как живительный дождь, снизойдёт молитвенный дар... Как тому, кто не знает алфавита, вы дадите читать книгу? Крестьянин возвратил «долг» старцу, но и после он приходил к нему молиться по своей уже воле, и начал вести трезвую, трудолюбивую жизнь». Поклоны своей внутренней силой вскрыли спавшее в душе сознание греха. Разумеется, поклоны класть следует по силам своим. Часто старики кладут подрушники не на пол, а на скамейку, повыше — из-за ревматизма в спине. Их никто не осуждает, да и вообще не следует кому-либо говорить: «Вот ты мало кланяешься...» Каждому — по силам. Обычно подрушник шьют из материи в несколько слоёв в форме квадрата примерно 30 см на 30 см. Посередине нашивается петелька, чтобы легко было поднимать его с пола. Некоторые на внешнюю сторону нашивают разноцветные лоскутки, но особенно его не украшают. Лестовка Издревле на Руси бытовала лестовка. У неё более широкий круг применения, чем у чёток, и считается, что она удобнее для молитвы. Вместо бусин у неё продолговатые «ступеньки», которые закреплены на ленте. Лестовку удобно перебирать пальцами одной руки, а другая свободна для крестного знамения. Обычно её плетут из ремешков мягкой кожи, которыми оплетаются деревянные штырьки — 100 малых «бабочек» и три великих. Внизу — четыре треугольных лопасти, сшитых по краям и украшенных вышивкой (на рисунке). В Усть-Цилемском районе Республики Коми, как наверное и всюду, лестовкой молятся следующим образом. «Ступив» большим пальцем левой руки на первую ступеньку, произносят: «Господи помилуй», потом снова: «Господи помилуй», и на третью: «Господи благослови». Ощутив разрыв («землю»), говорят: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». Затем следует 12 ступенек — на каждую произносится молитва: после чего, «ступив» на великую ступеньку, кладут земной поклон. Потом: 38 ступенек, в конце — земной поклон, 33 ступеньки — снова земной поклон, 17 ступенек — земной поклон. «Ступив» пальцем на «землю», снова говорят «Слава и ныне». И вот три последних ступеньки — трижды произносятся: «Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия. Слава Тебе Боже». Лестовкой отсчитывают не только молитвы, но и количество поклонов или восклицаний «Господи помилуй», которое бывает разное в различных местах службы. Старообрядцы, например, кладут 12 поклонов в Начале; 17 поклонов с молитвою «Богородице Дево, радуйся...» кладут в начале канона; 40 раз восклицают «Господи помилуй» (38 ступенек считаются с двумя великими ступеньками), когда заканчивают молитву тремя лестовками, и т. д. Лестовка удобна тем, что не нужно отвлекаться — счёт идёт сам собой и можно сосредоточиться на молитвенной просьбе «Господи помилуй...» Лестовка задаёт ритм: «переступая» ступеньку, мы тратим на это немного времени, но достаточно, чтобы не сбиться на скороговорку. Лестовка придерживает нас, помогает вдуматься в смысл слов... А ведь часто в наших храмах мы слышим нечленораздельное «Господи помилуй», выпущенное «пулемётной» очередью. Количество ступенек («бабочек») имеет также символический смысл. Вот что говорится об этом в «Сказании о лестовке или вервице по уставу»: «Лестовка имеет в себе четыре лепестка: обшивка около лепестков, евангельское учение. Между лепестков семь передвижек в знак седми церковных таинств. Где связана лестовка по три ступеньки на стороне, и в лестовке ещё три великие, всего девять, то означает девять чинов ангельских и девять месяцев ношения во утробе Превечного Младенца Пресвятою Богородицею. От связки простое место — земля. Затем двенадцать бабочек означают двенадцать апостолов, с Господом по земле ходили. Тридцать восемь недель и два дни Пресвятая Богородица во чреве Христа носила. Тридцать три бабочки — тридцать три года Господь по земле ходил. А семнадцать бабочков — семнадцать пророчеств о Христе в Ветхом Завете предсказано. Аще начнёте молитися пред образом Божиим с произношением из уст сердечных молитв, тако творити и глаголете «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного(ную) имя рек». Далее молися за своих родителей и за всех еже во власти суть, о здравии, и за усопших, и за отца духовного своего, и за всех православных христиан. Клади поклонов по силе, колика можети каждодневно, за вечерю, за утреню, за часы и за божественную литургию и да спасешися. Аминь». Сейчас хорошая, кожаная лестовка — редкость. Да и вообще их почти нигде не производят. Но есть в нашей республике умелица, которая ткёт лестовки из обыкновенных швейных ниток и бисера. Об этом — на следующей странице. М. С. "Вера"-"Эском", № 93-94, июнь 1993 г. |