14 

   Здоровье, быт


“ИСЦЕЛЕНИЕ КАЖДОГО БОЛЬНОГО - ЭТО ЧУДО”

(Беседа с настоятелем храма Казанской Божией Матери, отцом Филиппом)

С этого номера наша газета начинает серию публикаций на тему “Православие и медицина”. Построены они будут в форме бесед с секретарем епархиального управления, опытным врачом иеромонахом Филиппом (Филипповым). Речь пойдет о тех острых вопросах, которые часто встают перед православными людьми: абортах, альтернативной медицине, психических заболеваниях и т.д. Кроме того, отец Филипп выразил готовность ответить на вопросы наших читателей. Так что пишите нам, спрашивайте, предлагайте свои темы. Первый разговор, состоявшийся у нас с о.Филиппом, носил вступительный характер.

ВРАЧ - ЭТО ЕЩЕ И ИНТУИЦИЯ

Корреспондент: Современную медицину часто упрекают в бездушности. В Америке, например, образовалось целое движение, которое требует от врача совместных молитв с больными. В условиях экстремальных человек не может уповать только на скальпель и профессионализм медиков. Даже те, кто с детства не молились, в больнице вдруг вспоминают о Боге. Насколько обязательно для врача быть верующим человеком?

Отец Филипп: Понимаете, врач в силу своей профессии не всегда может помочь словом, и не только из-за своей загруженности. Он нацелен на дело, без которого, как вы знаете, вера мертва, он помогает молча. Скажем спасибо ему за это, и не будет требовать большего. Но вы правы в том, что больной человек нуждается не только в телесном лечении. И если серьезно подходить к этому вопросу, то в больнице совершенно необходимо присутствие священника. Только он способен целить духовные корни болезни.

Корр.: И много ли сейчас медиков, которые это понимают?

О.Филипп: Нельзя сказать, что большинство. Сейчас в связи со своей заброшенностью медицина стала у нас более холодной, равнодушной. Но тем не менее очень много моих коллег молится за своих больных. Исчерпав возможности медицины, отправляют людей в церковь. Часто подходят ко мне, просят научить молитвам, указать святых, помогающих в исцелении. Все это протекает в тайне для больных. Многие даже не подозревают, как сильно врач способен тревожиться за них.

И случается, что медик целит не столько своим искусством, сколько обращением к Богу. Вспоминается такой случай. Была семья двух врачей. И вот однажды муж тяжело заболел. Он перенес очень тяжелую операцию, пошли осложнения, был поставлен вопрос о злокачественной опухоли. Больной буквально таял на глазах. Никакие лекарства не помогали. И вот жена его - тоже доктор, причем очень опытный, с большим стажем работы - она обратилась ко мне, сказав, что не видит другого выхода, кроме помощи Божией. Я посоветовал ей сходить в церковь, она заказала молебны святому целителю Пантелеимону, Казанской иконе Божией Матери, Ангелу Хранителю и святому, с именем которого был крещен ее муж. Кроме того, она взяла святую воду и освященное масло.

Через какое-то время я поинтересовался, как чувствует себя больной. И оказалось, что произошло чудо. Он был выписан из больницы буквально через десять дней с прекрасным результатом. Полностью прекратились инфекционные процессы. Сейчас этот человек продолжает работать и находится в добром здравии.

Вот подход врача, имевшего огромный опыт работы! Эта женщина могла привлечь самых опытных специалистов, но избрала другой способ. Хороший врач - это ведь еще и интуиция.

НА ПОРОГЕ СМЕРТИ

Корр.: И часто случается такое?

О.Филипп: Исцеление каждого больного - это чудо. Мы вмешиваемся, но мы не знаем, какой ответ даст организм на это. Вот - при мне это было - к нам привезли молодого человека. Опухоль головного мозга. Убрав эту опухоль, врачи натолкнулись на реакцию организма, очень бурную реакцию на отторжение опухоли. То есть болезнь была этому человеку послана Богом как крест, который он должен был нести ради своего спасения. И врачи бессильны в таких случаях вернуть человеку здоровье.

Сильные боли, страдания... Мне, как врачу, тяжело об этом говорить. Но через это парень приблизился к Богу. Он был неблагополучный такой человек, наркотики употреблял и тому подобное. Перед смертью он исповедался, причастился, соборовался. Покаяние его было искренним, настоящим. Он готовился, говорил, что на все воля Божия, что он готов умереть. Ушел очень спокойно, хорошо.

Для верующего человека болезнь - это путь ко спасению. Это испытание, без которого он не смог бы достойно подготовиться к вечной жизни. Вспоминается и другая история, во многом похожая.

У одного моего знакомого инженера и мама, и жена были врачами. Но так получилось, что они не заметили опухоли. Его прооперировали, он счел себя здоровым человеком, то есть он полностью вышел из этого болезненного состояния. Но болезнь не любит, когда человек относится к ней без должного смирения. Ведь Господь дает нам болезни чтобы мы смирялись, отошли от каких-то своих привычек, начали вести более спокойную жизнь. А он, этот инженер, был заядлым охотником; вышел на охоту - возникло ухудшение, и это был конец. Жена его очень просила, чтобы он хотя бы крестик надел. Он был крещеным, но категорически не хотел крестик надевать. И вот в последние дни он согласился. И с этого момента все заметили, что этот человек начал с терпением, смиренно относиться к своим страданиям. Он понял, что его ожидает. До этого момента он был очень энергичен, болезненно, дико реагировал на диагнозы, перепроверял врачей, к одному ходил, к другому, книги читал, пытался сам докопаться до “истины”. Но вот с того момента, когда надел крестик, когда понял, что все суета, что Господь уже предрешил его земную жизнь, он начал готовится к иному и умер очень достойно.

Корр.: Философ Алексей Лосев говорил, что загробная участь бывает написана на лице у мертвого человека.

О.Филипп: Так и есть. У некоторых даже гримаса появляется. Если человек спокойно принимает свою смерть, видит хороший исход своей души, лицо у него проясняется, человек видит, что его ждет, и испытывает облегчение. Улыбается даже. Как это отличается от смерти грешника! От той гримасы ужаса, когда человек видит ад, свои вечные мучения. То, что он терпел до сих пор, начинает казаться ему мелочью. Это трудно передать, с каким лицом он умирает. Как страшно за этого человека.

Корр.: Часто такое случается?

О.Филипп: Как правило, все-таки больше людей умирает со страхом. Некоторые, казалось бы, вели благочестивую жизнь и даже были верующими. Но вот...

Корр.: Это, конечно, не окончательный приговор?

О.Филипп: Конечно, нет. По нашим молитвам, по милосердию Божьему люди могут спасаться и там, за гробом.

ДУША И ТЕЛО

Корр.: То, что духовное состояние человека влияет на физическое, сегодня понимают даже неверующие...

О.Филипп: Не так давно проводились исследования, рассматривалось происхождение раковых заболеваний. Долгие наблюдения показали, что рак возникает чаще всего от недостатка любви. Человек, если он одинок, чувствует себя совершенно ненужным и - умирает. Он не нашел применения себе, у него расстроены отношения в семье, он переживает охлаждение друзей, что-то не ладится на работе. И как только человек понимает, что вышел из круга отношений с людьми, возникает тяжелейшая стрессовая ситуация, и он обречен.

Но это неправильно. Так не должно быть. Ведь мы на самом деле не бываем одиноки. Бог привел нас в этот мир, и Он всегда с нами. По-настоящему нас может любить Он один. Если мы будем помнить, что нужны Богу, что любимы Им, то сможем выйти из любого, самого глубокого кризиса.

Корр.: Одиночество, по-видимому, связано и с разрушением патриархального общества?

О.Филипп: Да, это наша старая русская традиция - семья жила под одной крышей несколькими поколениями. Церковь, как могла, это поддерживала. Она учила: возлюби отца своего и мать, этим ты даешь им силы жить, и сам тогда живешь. Сейчас этого нет.

Корр.: Какие еще болезни, кроме рака, столь же очевидно связаны с духовными переживаниями?

О.Филипп: В первую очередь духовные нестроения вызывают, конечно же, сердечно-сосудистые заболевания. Это результат стрессовой ситуации, когда человек не может решить какие-то свои проблемы, заходит в тупик. Это невольное самоубийство, самоуничтожение. И без помощи священника здесь очень трудно обойтись.

Все заболевания как бы проходят три стадии. Начинается все с того, что происходят сбои на духовном, душевном уровне, - грехи, безверие. Все это меняет нашу физическую природу. Если на этом этапе болезнь не остановить, она переходит во вторую стадию. Начинается нарушение функций организма, того или иного органа, возникают органические нарушения. Их лечить очень тяжело, часто невозможно. Необходимо вовремя обращаться к священнику, вовремя - к врачу.

Всегда можно проследить, как развилась та или иная болезнь, что стало ее причиной. Вы спрашиваете о влиянии духовной немощи на немощь физическую. Я знал одну женщину, очень гордую. Хотя она и ходила в церковь, но как-то чувствовалось, что она не любит людей. Она и сама понимала, что не все ладно. Инстинкт самосохранения ее не подвел. Но одного инстинкта мало. Священник пытался ей помочь, но не смог. И вот, спустя год после прихода в храм у нее началась тяжелая болезнь, очень сильно изменившая ее внешность. Тяжело было смотреть. Зная внутреннее состояние этой женщины, можно сказать, что это душа ее как бы проявилась таким образом. Чтобы она могла увидеть душу и ужаснуться. Думаю, что это испытание послано ей ко спасению.

Корр.: Все ли болезни так вот, напрямую, связаны с нашими собственными грехами? Есть ведь и первородный грех, и грехи предков.

О.Филипп: Да, конечно это так. В первую очередь ощущают на себе первородный грех женщины. Многие их специфические болезни являются следствием того, что женский организм от природы меньше защищен, чем мужской.

СВЯЩЕННИК. ВРАЧ.

Корр.: Вы сейчас, насколько я знаю, являетесь экспертом епархии по медицинским вопросам. В чем заключается эта сторона Вашего служения?

О.Филипп: Приходится давать, например, консультации по устроению жизни монастырской братии. У обители существует свой Устав, но поскольку люди в монастыре собираются разные, с разным состоянием здоровья, то в каких-то вещах необходим индивидуальный подход.

Кроме того, ко мне постоянно обращаются люди, желающие получить совет в той или иной области, связанной с медициной.

Например, об отпевании самоубийц. Вы, может быть, знаете, что если человек наложил на себя руки будучи психически нездоров, то его можно отпевать в храме. И вот приходится исследовать, действительно ли было бесконтрольное состояние психики, знакомиться с медицинскими документами. Затем мою экспертную оценку рассматривает Владыка. Он и дает окончательное заключение. Много обращений по абортам. Часто приходят с просьбой разрешить послабления во время поста.

Корр.: И в каких случаях эти послабления разрешаются?

О.Филипп: Строгий пост, физический не обязателен для детей до 18 лет, - человек растет, у него большие энергозатраты; для беременных женщин; при желудочно-кишечных заболеваниях, например, язвенной болезни; для людей тяжелобольных, перенесших операцию или острое инфекционное заболевание; для тех, кто занят тяжелым физическим трудом; больных сахарным диабетом. Хотя при сахарном диабете можно в принципе поститься, но при очень грамотном подборе, замене продуктов. Сейчас ведь можно мясо заменять его соевыми аналогами. Но здесь, конечно, необходимо все тщательно изучать. Человеком одни продукты усваиваются лучше, другие хуже. Здесь надо посоветоваться с лечащим врачом.

Корр.: Часто ли одолевают посетители с мнимыми болезнями?

О.Филипп: Да, многие приходят, чтобы на “легальном” основании получить благословение не поститься. Приходится смотреть медкарты, действительно ли человек болен. Дело здесь, конечно, не в том, чтобы навязать человеку пост против его воли. Просто нельзя поощрять игру воображения.

Корр.: Отец Филипп, к Вам идут люди с самыми щепетильными, трудными, неприятными вопросами. И если раньше Вам приходилось нести ответственность только за физическое состояние людей, то теперь и за их души. Не скорбите ли Вы иной раз, что взвалили на себя эту ношу?..

Ответ на этот и другие вопросы мы опубликуем в одном из следующих номеров “Веры”.

В. ГРИГОРЯН.

 

“ВРАЧУ, ИСЦЕЛИСЯ САМ”

В цикле бесед с иеромонахом Филиппом (Филипповым) мы продолжаем разговором об альтернативной медицине

- Отец Филипп, где та грань, которая отделяет так называемую традиционную медицину от нетрадиционной?

- Этические основы, на которых стоит традиционная медицина, были заложены еще в ветхозаветные времена. Все наши методики, лекарства прежде чем дойти до больного, десятилетиями иногда подвергаются испытаниям. Иначе нельзя. Опыт показывает, что одно лишь горячее желание помочь людям, немедленно пустить в оборот новое чудодейственное средство часто приводит к катастрофическим последствиям. Отсюда консерватизм истинной медицины. Нас часто упрекают в твердолобости, но здесь более уместно другое слово - ответственность.

Для нетрадиционной медицины ответственности не существует. Каждый целитель имеет только одну жизнь и он понимает, что ни славы, ни денег он не получит, если будет медлить. Оправдывая себя тем, что он желает блага людям экстрасенс фактически проводит на своих пациентах опаснейшие эксперименты.

- А как же костоправство, траволечение?

- Альтернативная медицина - это не только нетрадиционные методы лечения. Не следует путать нетрадиционную медицину с теми древними формами целительства, которыми пользуются и квалифицированные медики. Во время учебы в медвузах мы обязательно проходим такой предмет, как история медицины, который включает в себя очень многие методы лечения, которые применялись в древние времена. В частности, та же фитотерапия, иглотерапия, контактный массаж, костоправство. Их использование нам очень помогает. Никто не станет оспаривать, что лекарственные травы, на основе которых изготавливается много современных медпрепаратов, действительно приносят облегчение больному. Элементы траволечения включают в себя лечение нервной и сердечно-сосудистой систем, желудно-кишечных заболеваний.

- В православной прессе я часто сталкивался с утверждением, что иглоукалывание неполезно для духовного здоровья православного человека. Объясняется это тем, что истоки этого метода лежат в восточных религиозных системах.

- У нас в епархии существует другой подход. Сейчас очень много дилетантов, способных испортить что угодно. Но в хороших руках иглоукалывание это прекрасная методика, она дает хорошие результаты. Наши врачи применяют иглоукалывание без включения духовных или религиозных компонентов. Это воздействие на действительно активные точки организма, с тем, чтобы внести коррекцию в деятельность больного органа. Здесь у нас нет никаких возражений. Конечно, если иглоукалывание начинает использоваться в сочетании с каким-то духовным воздействием, то оно приносит вред для души. Владыка, когда к нему обращаются за благословением на то, чтобы пройти подобные сеансы, обязательно интересуется, кто их проводит, есть ли рекомендация лечащего врача.

- А как Вы относитесь к гипнозу? В прошлом веке, насколько я знаю, у нас в русском православии не было однозначного отрицания этой формы лечения.

- Существует мнение святых отцов, современных богословов и вообще Русской Православной Церкви, что гипноз как метод воздействия на душу человека - это страшное явление. Та же иглотерапия, она воздействует только на тело, на физическое наше состояние. Гипноз же это влияние на волю, подчинение ее себе.

- Насколько я знаю, в состоянии гипноза, человек не способен сделать ничего такого, что противоречит его нравственным принципам.

- Я не берусь утверждать, что с помощью гипноза человеку можно навязать те страсти, которые ему не свойственны. Но есть пороки, которые нам удается подавлять в себе, благодаря духовной борьбе, совести. Есть скрытые пороки, которые только ждут своего часа. И вот гипноз, подавляя нашу волю, данную нам от Бога, все это способен пробудить. Я проходил обучение и владею этой методикой. Но когда начал применять ее, то ужаснулся, как меняются люди после этих сеансов, с какой бездной мы имеем дело.

В моей практике был такой случай. На прием пришел молодой человек для того, чтобы избавиться от навязчивого состояния. Оно мешало ему находиться в общественных местах. У него начинали дрожать руки, он начинал волноваться, для него это было мучением, находиться среди большого скопления людей. И вот он обратился ко мне, я тогда еще не был воцерковленным человеком, как к психотерапевту. Проведя с ним несколько индивидуальных занятий, воздействуя на его волю, я добился, на первый взгляд, отличных результатов. Он перестал бояться компаний, он ведет себя теперь очень спокойно в обществе, не смущаясь, наоборот, ему там очень хорошо... особенно среди собутыльников. Застенчивость сменилась у него тягой к пьянству. То есть Господь, зная наклонности этого человека, как бы сковывал их при помощи болезни, а гипноз освободил их. Произошло высвобождение беса. Прежнее расстройство было дано ему Богом, быть может, для того, чтобы он больше находился в уединении, работал над собой. Может быть это вообще был призыв к монашеству. Тем более, что этот парень не имел семьи.

Этот случай стал для меня жестоким уроком и сформировал самое отрицательное отношение к воздействию на волю человека. Есть сферы, в которые врач не имеет права вторгаться. Бог предоставляет нам право выбора. А медик берет на себя дерзновение давать человеку жесткие установки. И тем самым происходит противодействие воле Божьей. Притупляется сознание, ослабляются возможности духовной защиты - человек идет далеко не потому пути, который был ему предначертан и о котором врач не имеет ни малейшего понятия.

- Отец Филипп, Вы сказали, что прошли обучение контактному массажу, а что представляет собой в таком случае бесконтактный?

- Речь идет о воздействии экстрасенсов на наше биополе. Каждый человек, как живое существо, естественно выделяет какую-то энергию, ее вырабатывают клетки нашего организма. И мы действительно окружены биологическим полем. Но наука способна пока только описывать его, констатировать, что есть люди, которые обладают более или менее мощным полем. Управлять биополем мы, по своему несовершенству, не умеем. Я слишком часто сталкивался с последствиями экспериментов в этой области, чтобы питать на счет бесконтактного массажа какие-то иллюзии.

И мне очень нравится точка зрения на это старца Георгия (кстати, духовника нашего Владыки Питирима), который сам много занимается болящими. Он живет в городе Тимашевске в Краснодарском крае и имеет замечательный дар лечения травами. И вот он очень хорошо объяснил, как добиваются экстрасенсы своих результатов, которыми потом хвалятся.

В каждой клетке нашего организма заложен свой запас энергии и свой ритм жизнедеятельности. Больная клетка расходует свою энергию в режиме экономии и это причиняет нам боль, но продлевает жизнь. Что делает в этой ситуации экстрасенс? Он ускоряет ритм жизнедеятельности больных клеток, доводит его до нормального. В результате наступает временное облегчение в состоянии человека. Но при этом больные клетки работают со страшным перенапряжением. И вместо десяти лет, скажем, они, прожив несколько месяцев, погибают. Представьте себе, что бегуна-марафонца заставляют на середине пути пробежать несколько стометровок со спринтерской скоростью. Он после этого просто не сможет бежать дальше, упадет. То же происходит и с клетками.

Обратите внимание, повторных больных экстрасенсы, как правило, стараются на лечение не брать. Они понимают, что ресурс жизненных сил у больного органа уже исчерпан. И тогда люди идут в традиционную медицину. Но помочь им мы уже часто не в силах. Особенно это касается онкологических больных. Их опухоль была на момент обращения к “целителю” еще излечима, традиционные методы могли исцелить человека полностью. А через два-три месяца появляются метастазы, не поддающиеся никакому лечению.

- Ведают ли сами экстрасенсы, что творят?

- Здесь опять таки встает вопрос об ответственности. Обратите внимание, как щедро используют все эти “целители” православную атрибутику. Здесь и свечи и чтение молитв. При этом все лавры за временное улучшения состояния больного достаются экстрасенсу, но все претензии за трагические последствия пациент как бы должен предъявлять Богу. “Целители” творят свои дела, прикрываясь именем Божиим с тем, чтобы самим ни за что не отвечать. Они ведь не только пациентов, но часто, особенно в начале гибельного пути, обманывают и себя самих, создают какую-то почву для самооправдания. Но в какой-то момент многим из них все-таки приходится совершать выбор. Одни начинают служить демоническим силам совершенно сознательно и продолжают процветать, другие сходят с круга.

Вспоминается такой случай. Одна моя знакомая увлеклась экстрасенсорикой. Ходила на сеансы, потом у нее обнаружились якобы выдающиеся способности. Занялась лечением, воздействуя на психику с помощью гипноза. Поначалу она еще подходила к священнику, но состояние ее быстро ухудшалось. Она стала критически относиться к священнослужителям, перестала признавать авторитет Церкви. Объясняла это тем, что сама может общаться с Богом, без посредников. Закончилось все это психиатрической клиникой. Из молодой, цветущей женщины она на глазах превратилась в старуху.

- А знаете ли Вы случаи, когда экстрасенсам удавалось порвать со своим ремеслом?

- Да, я знаю несколько таких людей. Они счастливы и благодарят Бога, за то, что Он прояснил их разум. Среди них священник, певчая, работник при храме. Сейчас у меня есть прихожанка, которая еще недавно занималась этими методами лечения, причем активно, с применением бесконтактного массажа, молитв, заговоров. Это дало ей большие деньги, можно даже сказать, богатство. Но не стало благополучия в семье. Возникли проблемы с детьми, мужем. Это ее очень мучило и она начала заходить время от времени в церковь.

И вот однажды пришла вот так в храм, присела на скамейку и впала в забытье. Она увидела, что будто плывет в лодке, с ней вся ее семья. И все вроде бы в порядке, но вдруг она замечает, что движется-то лодка по земле, а не по воде. А как только лодка достигла воды, то сразу перестала двигаться. И как не пытались они всей семьей сдвинуть ее, ничего у них не получилось. И в тот момент, когда женщина начала впадать в отчаяние, она услышала голос: “Покайся, я даю тебе весло. Ты ответственна за свою семью”. Очнулась эта женщина в ужасе. В страшном смятении она пришла ко мне за помощью. Я попытался, опираясь на опыт старцев, разъяснить этот сон. Вы знаете, наверное, что традиционно в православии вода считается символом веры и чистоты. И вот когда лодка была на земле нашей мирской суетной жизни, было движение. Но оказавшись там где благодать, где вера, она двигаться перестала. И вот Господь дал ей то весло, ту соломинку, за которую она должна держаться, чтобы спасти свою семью. Эта женщина исповедовалась, покаялась искренне в своем грехе, она поняла, что шла к погибели, что Господь хочет ей помочь избавится от дьявольского самообольщения. После этого ко мне пришли ее муж, дети. Мы с ними хорошо поговорили. Сейчас у них в семье царит необыкновенный мир. Дети, за которых моя прихожанка очень переживала, стали сейчас ближе к Церкви, к Богу. Пришло спокойствие, духовное благополучие. Это настоящее чудо.

- И все таки очень часто людей пугает больница, есть, во многом обоснованное, недоверие к врачам. Вы упомянули в нашем разговоре о старце Георгии, который занимается траволечением...

- Вы знаете, отец Георгий, он с двенадцати лет в монастыре, монах от рождения, который постоянно жил в духовной чистоте. Он пришел в монастырь во время страшных гонений. Через несколько лет безбожники эту обитель закрыли. В 19 лет отец Георгий вынужден был уйти в мир, но и в миру оставался настоящим монахом. Став священником, он построил в 78-м году, если я не ошибаюсь, прекрасный Преображенский храм у нас в Коми, в селе Айкино. Это было настоящее чудо, едва ли не единственный храм в России, который был построен за десятилетия безбожия. Церкви тогда разрушались, а не строились. На старца было очень много гонений со стороны государственных органов и атеистов, его оскорбляли, приходили в дом с обыском. Но он все это мужественно перенес. Сейчас он архимандрит, наместник мужского монастыря. В Тимашевске построил огромный, прекрасный монастырь, там сейчас живет многочисленная братия.

Что касается его целительства, то традиции траволечения он перенял еще в детские годы от старцев, его окружение в монастыре передало ему все эти методики. Его посещает ежедневно по пятьдесят и более человек. И там они получают не только телесное, но и духовное утешение. В знак благодарности Богу они охотно жертвуют на монастырь. Благодаря этому обитель и существует.

Результаты лечения прекрасные. Экзема, псориаз, заболевания, с которыми крайне трудно справиться официальной медицине, он умеет их лечить. Был такой случай, когда молодой человек после чудесного исцеления поступил послушником к нему в монастырь. К отцу Георгию обратилась мать этого парня. У него начался тяжелый нагноительный процесс конечности, он два месяца уже лечился, но состояние здоровья все ухудшалось. Встал вопрос об ампутации. Этот парень девятнадцати лет должен был остаться на всю жизнь калекой. И вот отец Георгий, когда мать этого мальчика пришла к нему в слезах, сказал, что постарается помочь. Попросил женщину: “Не совершайте операции. Я вам дам сбор , вы его полечите сами”. К изумлению всех, рана стала заживать, состояние резко улучшаться. Через две недели парень был уже на ногах. Его настолько поразила духовная сила старца, что он решил посвятить свою жизнь Богу.

Православная Церковь знает много замечательных целителей, врачей, ставших святыми. Даже если говорить о современной медицине, то нельзя не вспомнить о великом хирурге св. Луке (Войно-Ясенецком). И мы видим, что духовная трезвость сочеталась в этих людях с честностью их как медиков. И в стяжании благодати и во всем, чем они занимались на протяжении жизни они стояли на самых прочных позициях, здраво мыслили, не искали славы, страшились повредить как чужому телу, так и душе ближнего.

И вот рядом с этим есть другой, теневой мир. Недаром так похожи экстрасенсы и лидеры сект. Их объединяет один и тот же дух тщеславия. Недаром сегодня нетрадиционная медицина и нетрадиционные религии сплошь и рядом пересекаются, сливаются друг с другом. Поэтому я не стал бы делить медицину на альтернативную и официальную. Есть свет и есть тьма. Для медицины это так же актуально как и для мира духовного. Ко мне и к моим коллегам достаточно регулярно обращаются лжецелители, с просьбой обследовать их, полечить. Иногда от тех болезней, которые они, согласно рекламе, вылечивают у других в два счета. И как не вспомнить здесь мудрый совет: “Врач, исцелися сам”.

ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА

Продолжаем беседу со священником и врачом отцом Филиппом(Филипповым). Сегодня он ответит на вопросы наших читателей.

- Читатели часто нас спрашивают, как к вам, отец Филипп, попасть на прием?

- Если есть желание поговорить со мною лично, то это лучше всего сделать в Свято-Казанском храме в Кочпоне, в субботу или воскресенье после литургии. Желательно, конечно, перед этим побывать на богослужении.

- С какими вопросами к вам обращаются люди чаще всего?

- Больше всего на прием приходит людей, страдающих душевными расстройствами. Основной вопрос - нужно ли христианину принимать медпрепараты? Как правило, да. Священник, врач почувствуют, когда эта потребность отпадет. Есть уже два случая, когда после обращения в Церковь улучшилось состояние, и необходимость в лекарствах отпала.

По абортам много вопросов. Спрашивают, например, не является ли диагностическое выскабливание абортом? Отвечаю: если нет беременности, то не является.

- Читательница спрашивает, как относиться к книгам типа “Исцели себя сам” Луизы Хой?

- В последнее время появилось много такой литературы, в основном, написанной в рамках протестантской культуры. В них каждый автор пытается дать единственно верную методику обретения здоровья.

Я не читал Луизу Хой, но во всех подобных книгах содержится одна тенденция: на основе частного личного опыта делаются глобальные выводы. Человек находит способ самолечения, который актуален лишь для его картины болезни или является следствием самовнушения. Из книги мы можем подчас многое узнать об особенностях организма автора. Но то, что хорошо для одного, может оказаться неприемлемым для остальных. Пользоваться этими рецептами можно, но только посоветовавшись со своим духовником и со своим врачом. С учетом индивидуальных особенностей вашего духовного и физического состояния они смогут определить, насколько вам та или иная методика полезна.

- В каком возрасте ребенка лучше отдать в садик? И следует ли это вообще делать?

- Нам необходимо, конечно, создавать православные сады, гимназии, чтобы ребенок не отрывался от христианской среды. Но пока этого, к сожалению, нет.

Бояться детских садов не стоит. Нельзя недооценивать влияния родительского авторитета на детей. В первые годы жизни ребенок во всем ориентируется на отца и мать. Но мое глубокое убеждение состоит в том, что лучше всего отдавать малыша в садик после пяти лет. С тем, чтобы адаптировать его к жизни в обществе, к школе, где достаточно трудностей с образовательной программой. Не стоит к этому добавлять еще и трудности с общением.

Почему после пяти лет? В первые годы жизни ребенку необходима та свобода, которую дает домашнее воспитание. А когда он уже разовьется как личность, тогда только нужно давать ограничения. Такая система существует, кстати, и в Японии, там ограничения начинаются после пяти лет. Сломать мировоззрение маленького человека в этом возрасте уже сложно. А рамки, диктуемые коллективом, ему получить будет полезно.

- Можно ли крестить ребенка после его появления на свет в результате аборта, когда он еще жив? Я знаю два случая, когда женщины, в одном случае санитарка, в другом врач-акушер, делали это. Окунали плод в освященную воду и читали крещальную формулу.

- Страха ради смертного делать это можно. Другого выхода нет.

- Такой вопрос: “Заболела астмой, против воли родила третьего ребенка, потеряла радость в жизни; посты, исповеди только усугубляют одиночество. Что мне делать?”

- То, что ухудшилось здоровье после родов, это объяснимо. Организм мог быть недостаточно к ним готов. Но ухудшение духовного состояния не следует связывать с ребенком.

Здесь трудно о чем-то судить заочно. Необходим живой разговор с этой матерью. Быть может, она не вполне раскаялась в том, что думала отказаться от ребенка. И невольно обвиняет его в своих проблемах. С другой стороны, конечно же, любит своего малыша. Из этого противоречия, возможно, и проистекают уныние, отчаяние или, говоря современным языком, состояние депрессии. Автор вопроса говорит, что исповеди не приносят облегчения. Это означает лишь то, что здесь нет полного понимания, что такое исповедь. Ведь очень часто человек подменяет покаяние самоосуждением, а это такой же грех, как и осуждение других. Самоосуждение приводит к отчаянию. Настоящая исповедь - это слезы, омовение души, за которым следует радость воссоединения с Богом. Как разговор с близким дорогим человеком, так и разговор с Богом должен приносить радость. Нет радости - значит, не было и должного раскаяния.

В заключение должен еще раз подчеркнуть: не поговорив с этой женщиной, я не могу по-настоящему ее понять. Ей необходимо найти хорошего духовника и посвятить его в подробности своей жизни. Самостоятельно выйти из этого кризиса ей вряд ли удастся.

- Как относиться православному человеку к физкультуре, спорту, и вообще, насколько правильно желание продлить себе жизнь такими способами?

- К спортивным занятиям я отношусь положительно. “В здоровом теле - здоровый дух”, - говорили греки. Если, конечно, речь не идет об украшательстве себя, о таких явлениях, как культуризм. Вот ребенок формируется, ходит на физкультуру. Ну как ему будешь говорить, что болезни - это хорошо, что это твой крест? Ребенок растет, он должен развиться как человек, который способен приносить пользу обществу, служить в армии, нормально трудиться.

Другое дело, когда человек, прожив беспечно сорок-пятьдесят лет, начинает думать, что пора позаботиться о здоровье. В разумных пределах - пожалуйста, гимнастику можно делать. Но когда это становится самоцелью, то лишь вызывает недоумение. Вместо того, чтобы готовиться к смертному часу, человек пытается его оттянуть, боится встречи с Богом, занимается самообманом. Этот страх очень некрасив, и, как любой другой страх, мешает человеку правильно смотреть на вещи.

К встрече со смертью необходимо готовить человека с самых юных лет, учить не бояться ее, объяснять, что там, за чертой земной жизни, начинается иная, настоящая жизнь.

- Для чего существует брак? У нас, в православной литературе, можно встретить две точки зрения на этот вопрос. Одни авторы пишут, что брак существует только для зачатия детей, другие, что для утишения страсти. Как соотнести два эти мнения?

- Это разные стороны одного вопроса. Брак создан и для того, чтобы люди плодились и размножались, и для того, чтобы человек утолял желание не с кем попало, в результате мимолетных влюбленностей, как животное.

Понятно, что если человек способен бороться с плотским искушениями, он может служить Богу и без семьи. Но если ты не можешь жить один, то Господь дает тебе другую стезю, другое призвание - продолжать род человеческий, заботиться о каких-то конкретных людях - супруге, детях.

- Но ведь существуют браки и без любви?

- Не особенно-то и существуют; достаточно посмотреть на статистику разводов. Другой вопрос, что такое любовь? Монах в монастыре иногда годами испытывает упадок сил, тоску, чувство одиночества. Любит он при этом Бога? Да, любит. Просто огонь тлеет, покрытый пеплом, но в нужный момент он вспыхнет снова и озарит человека. Так и любовь в браке - она не может гореть ослепительно пять лет, тридцать. И, подобно монахам, супруги должны терпеливо относиться к этому. Любовь дается как дар, но хранить этот дар - тяжелый труд. Поэтому браки и распадаются так часто. Любовь физическая, влюбленность, угасает, утомляет быстро.

А ведь бывает и наоборот. Особенно это было характерно для прежнего патриархального уклада у нас в России. Люди женились не по любви, а ради продолжение рода, но затем христианская любовь необыкновенно сближала супругов, делала их исключительно счастливыми людьми.

- Какие ограничения накладываются Церковью на женщин в период месячных? С чем это связано?

- Женщинам в такие дни нельзя посещать храм. В большие праздники неплохо постоять на паперти, но только на паперти, в церковь заходить нельзя. Эти ограничения даны женщинам в памятование о первородном грехе, который привел людей к изгнанию из рая. Если месячные пришлись на Пасху, то не стоит расстраиваться. Можно посетить службу в неделю после Пасхи.

- Я прежде был убежден, что гомосексуальные наклонности - это свидетельство особой, какой-то феноменальной порочности человека. Но однажды в разговоре с одним глубоко православном человеком узнал, что это может являться и своеобразным психическим расстройством. Этот человек до греха не дошел, но очень страдает от искушений.

- Да, это болезнь. Это крест. Таким людям дано очень трудное испытание, которое приходится терпеть. За грехи родителей, предков. Переносить искушения тяжело, но необходимо. Нужно потерпеть. Земная жизнь не вечна, а на небесах страдальцев ждет радость.

В чем корни расстройства? Ну, например, отношения в семье. У ребенка была очень сильная, волевая мать и отец, который мало участия принимал в воспитании сына. Это классический пример начала болезни. Есть и более тонкие расстройства, например, на гормональном уровне.

Общество должно относиться к тем из этих людей, которые не смогли совладать с собой, с состраданием. А оно либо гонит их, либо чуть ли не приветствует, как это происходит сейчас на Западе. В обоих случаях оно подталкивает человека к еще большему падению. У нас в стране сейчас до чего дошло - смеются над такими людьми даже после их смерти. Газеты смакуют подробности. Какая жестокость!

Но человек, которому послано такое испытание, не должен приходить в отчаяние. Господь знает его беду и любит так же, как и других своих чад. Не дав этой болезни овладеть собой или сумев подняться в случае падения, человек искупает не только свои грехи, но и родительские. Велик крест - велика и награда.

- Может быть, лучший выход здесь - монашество?

- Монах бежит от мира, а не от людей. Бежит, чтобы посвятить себя молитве о них. Если нет готовности, внутренней потребности идти в монастырь, то вряд ли стоит это делать. Тот, кто уходит в монастырь от каких-то житейских проблем, став иноком, может столкнуться с новыми трудностями, более серьезными.

- Одна из наших читательниц спрашивает, как помочь женщине, потерявшей мужа, пережить эту потерю.

- Психологи утверждают, что самыми тяжелыми являются первые шесть месяцев после потери близкого, затем боль утраты смягчается. Чем можно помочь таким людям? Самое лучшее - это напоминать, что в будущей жизни их ожидает встреча с родными, что расставание не вечно. Когда человек уезжает в путешествие, его родные тоже расстраиваются, но они живут надеждой, что пройдет месяц-два - и их близкий вернется.

Очень полезна бывает совместная молитва в таких случаях. Особенно - чтение покаянного канона. Ведь одной из основных причин страданий является невозможность покаяться перед умершим за то, что как-то обидел его, где-то не попросил прощения, где-то не уступил.

Почему чтение должно быть совместным? Вдове одной тяжело читать, перенапряжение слишком велико. У меня был случай: молодая женщина, два года с мужем прожили, и вот произошло несчастье, он утонул, и тело его найти не удалось. Состояние женщины было ужасное. Мы с ней разговаривали, читали канон, молились за погибшего. Я объяснял, что душа его рядом, что сейчас определяется ее участь, ей нужно помочь. Это очень важный момент - умерший продолжает нуждаться в нас еще больше, быть может, чем при жизни. И духовная связь между людьми не исчезает после смерти одного из них.

Душа сорок дней рядом, мы говорим - она слышит. Не стоит обременять ее своими страданиями, а нужно помогать ей, готовить ее для Царствия Небесного.

Та женщина, о которой я упомянул, достаточно быстро вышла из тяжелого состояния. Не потому, что мало любила. Наоборот. Ей было страшно тяжело, но она очень быстро перестроилась с переживания утраты на ожидание встречи.

- Что делается сейчас в епархии в области социального служения Церкви?

- Есть отдел социального служения, этим занимается иеромонах Тихон. Сейчас вот вокруг матушки Любови образовалось сестричество милосердия. В нескольких больницах созданы молельные комнаты. В Вуктыле, например, врач - очень верующий человек - много помогает больным, поддерживает не только в физическом плане.

Делается пока, к сожалению, недостаточно. Причина прозаична - не на что. Мечтаем сейчас создать православный центр для инвалидов, людей, перенесших тяжелое заболевание, желающих вернуться в общество. Предложили правительству профинансировать эту программу в рамках празднования 2000-летия со дня Рождества Христова. Не знаю, что ответят. И людей, конечно, тоже не хватает. Вот матушка Любовь зашла ко мне по делам сестричества, я попросил ее сходить к одной женщине-инвалиду, помочь. Тут же побежала, все сделала, что нужно. А окажись на месте матушки кто другой, затянулось бы все неизвестно насколько.

КОГДА СТРАДАЕТ ДУША

Очередная беседа с иеромонахом Филиппом (Филипповым) посвящена психическим болезням и душевнобольным

- Прежде душевными заболеваниями у нас занималась только Церковь. В последние полтора столетия обязанности священников в этой области во многом перешли к психиатрам. Насколько успешной была эта замена? И к чему следует все-таки относить психические болезни: к области физиологии или духовной сфере?

- Есть болезни, которые трудно назвать душевными, они связаны с физиологическими расстройствами. И здесь слово, конечно, за медициной. Если говорить о душевных болезнях, то есть очень серьезные заболевания, такие, как шизофрения, которые практически не лечатся. Здесь бессильны не только врачи; и священник может помочь в исключительно редких случаях. Далее, есть одержимость нечистыми духами. Перед бесноватостью медицина бессильна, одержимому может помочь только Церковь. И есть, наконец, психозы. Врачи умеют их снимать, те же алкогольные психозы, но они не способны искоренить причины этих расстройств. И здесь опять-таки возможности Церкви выглядят в чем-то предпочтительней. Этому есть много примеров. Некоторые из наших больных прихожан смогли, благодаря помощи священника, избавится сейчас от лекарств. Психиатрия, если перевести с греческого - это лечение души. Отсюда отношение к больным, которых раньше у нас называли душевнобольными. Если пренебрегать телесным здоровьем, развиваются физические недуги. Но и за душой нужно смотреть, ухаживать. Мы, например, чистим зубы, а душа - это не меньшая, а большая реальность, и она тоже подвержена заболеваниям. Один из учителей Церкви сказал, что душа наша по природе своей христианка. Если этим пренебрегать, то психика наша страдает. Насколько успешно этим могут заниматься медики?

ОДЕРЖИМОСТЬ

- Часто ли вам приходится сталкиваться со случаями одержимости человека бесами?

- Владыка сейчас благословил меня отчитывать людей, страдающих одержимостью, читать специальные запретительные молитвы. Поэтому сталкиваться с этим приходится достаточно часто.

- Для человека неверующего такого явления, как одержимость, не существует. Для него это мракобесие, поповщина, нечто, связанное с кострами инквизиции. Где для вас - врача, священника - проходит та граница, которая отделяет беснование от психического заболевания?

- Такая грань существует, и здесь мы видим всю ограниченность официальной психиатрии. Дело в том, что одержимость влияет на человека постоянно, но причины этого “расстройства” ярко обнаруживают себя только в церкви и лечится оно только в Церкви. Борьба диавола с Богом принимает здесь открытый характер. Человек начинает кричать, может броситься на рядом стоящих людей, он выкрикивает хульные слова, голосит, подражая различным животным. Разрушаются молитвенность и спокойное состояние. С психическими больными этого не происходит. Им медицина действительно может помочь.

Как врач я понимаю, что есть заболевания, травмы, которые дают следствия, отдаленно напоминающие одержимость. Ко мне недавно привели молодого человека; женщина, его мать, сказала: “Посмотрите, что с ним делается. Мне кажется, он одержимый, в нем бес, посмотрите, как он себя ведет, он изменился, все смотрит в одну точку, руки неестественно сложены”. Я посмотрел на парня, но впечатления, что это духовное страдание, у меня не сложилось. Расспросил маму, были ли какие-нибудь травмы. Оказалось, что за три дня до этого юношу избили. Он стал анемичным, стала нарушаться координация движений, сознание стало спутанным. Выяснилось, что это следствие гематомы, образовавшейся в голове. Мы вызвали скорую помощь, парню сделали операцию, все обошлось. То есть нужно четко разделять страдание телесное и страдание духовное.

- Что такое одержимость, на ваш взгляд?

- Одержимость - это вселение в человека диавола. Если человек защищается молитвой, крестом, то диаволу очень трудно войти. Человек же, который не уверовал, легко может стать жертвой беса. Когда я отчитываю этих людей, я вижу, что они не знают, что такое молитва, святая вода. Они беззащитны перед демоническим миром. Бесы влияют на всех нас, но Господь не дает им перейти определенную границу, поселиться в нашем теле. Врата в себя мы открываем сами, отвергнув помощь Божию.

- Какой-то конкретный поступок человека становится причиной его

одержимости?

- Такую зависимость поступка и следствия, как правило, бывает очень трудно проследить. Я знаю только два случая, когда люди отдавали себе отчет в этом. Одна женщина дала обет монашества, но плотские чувства оказались сильнее. Она вышла замуж, и вот сейчас, к сожалению, не может избавиться от своего недуга. Она четко понимает, что произошло. Еще у одной женщины причиной стало обращение к экстрасенсу.

- Я сталкивался со случаями одержимости у детей. У них своих грехов еще не было...

- Я считаю, что одержимость детей - это следствие греховности родителей и назидание им, что они должны защищать детей молитвой. Родители, которые это понимают, приводят этих детей в церковь, и у нас много случаев, когда такие дети исцелялись. В моей практике больной эпилепсией мальчик исцелился. И еще - мальчик, который разговаривал постоянно чужими голосами, произносил нецензурные слова, такая вот одержимость. Был другой случай, когда бес заставлял ребенка делать самые вычурные, совершенно немыслимые движения. Дети исцеляются, но только благодаря родителям, которые осознали свой долг перед ребенком, молились за него.

Чаще всего, на мой взгляд, к случаям бесноватости у детей приводят грехи взрослых, связанные с зачатием ребенка, и с их отношением к собственным родителям. Сказано ведь: чти отца и мать. И если вы это нарушаете, то рискуете своими детьми.

- Как протекает процесс лечения?

- С первой отчитки исцеления никогда не происходит. Иногда оно наступает с третьего раза. Часто по три месяца, каждое воскресенье к нам люди ходят. Помогает это, естественно, в том случае, если человек сам стремится избавиться от демона, горячо молится. Но бывает и так, что мне не хватает сил бороться с бесом. На своем опыте, небольшом, вижу, что удается помочь людям, которые подходят в самом начале, сразу после того, как ими овладела чуждая сила. Они еще не свыклись с ней, не произошло сращивания. Самый длительный срок одержимости, при котором мне удавалось помочь - это два года. В тех случаях, когда демон обосновался в человеке уже давно, пять-десять лет назад, требуется уже помощь старцев. Я направляю таких людей в Троице-Сергиеву лавру. Безумие Христа ради

- Насколько трудно бывает отличить норму от патологии? Вот, например, юродство. С точки зрения обыденного сознания, это, конечно, сумасшествие...

- Здесь вопрос очень сложный. Неверующий человек пренебрегает своим душевным здоровьем, калечит душу, и это проявляется в бесчисленных странных, необъяснимых поступках. Например, аборты. Женщина убивает собственных детей. Налицо тяжелейшее душевное расстройство, которое проявляется и в повседневной

жизни. Но это считается нормой. А если это норма, то значит ли, что христианин, верующий человек, ненормален?

У меня были в практике случаи, когда на этот вопрос давался людьми утвердительный ответ. Да, вера - это психическое расстройство, - считали они. И действительно, в первые месяцы своего обращения ко Христу человек может вести себя странно. Он испытывает страшное потрясение, когда понимает, в каком аду до сих пребывала его душа. Представьте, что вы прожили много лет впотьмах, и вдруг все вокруг заливает яркий свет, и вы видите в какой клоаке жили.

Адаптация к новому мировидению длится как правило от шести месяцев до года. У каждого это протекает по- разному. Но, как правило, человек резко меняется, много плачет, меньше начинает общаться с окружающими, ищет уединения, молится, много читает духовной литературы, пытаясь переоценить все. Это состояние поиска себя. Как правило, это касается молодых ребят, девушек. Психологи сравнивают это состояние с потерей близкого человека. То есть уже замечено, что когда мы теряем близкого, родного, то выходим из кризиса те же шесть месяцев, год. Проходим несколько этапов, смиряясь с потерей. Состояние это временное, на протяжении его человек учится любить тот новый мир, в котором он оказался , учится любить ближних несмотря на все их недостатки. Он понимает, что у него есть перед этим миром обязанности. И тогда значительная часть конфликтности снимается. Но на протяжении нескольких месяцев человек беззащитен. Он как будто лишается кожи. И его близкие воспринимают это как тяжелое психическое расстройство.

У нас есть мальчик, он был до обращения к Богу довольно-таки вольного поведения, общался с дурными компаниями, пил, и вот, зайдя в церковь однажды, вдруг начал сильно меняться. На уровне здравого смысла это объяснить невозможно. Мальчик много плакал первое время от раскаяния, от радости, что обрел веру. Он понял, что он не может драться, вести непристойный образ жизни. И, как ни странно, это насторожило, испугало его родителей. Их ребенок стал серьезней, дисциплинированней, опрятней. А у родителей это вызвало ужасное состояние. Они пришли к священнику и начали упрекать его, обвинять: “Что вы сделали с нашим ребенком!” И, наконец, сдали этого мальчика в психиатрическую больницу.

- Может быть, здесь сыграло роль определенное охлаждение ребенка к родителям?

- Бог действительно стал для него значить больше, чем родители. Это так. Но от этого он не стал меньше любить родителей, скорее наоборот. И я думаю, их возмутил не недостаток любви, а то, что они перестали быть единственным объектом любви мальчика. Это такой эгоцентризм со стороны семьи.

Так вот, этот мальчик попал в больницу. Я посещал его там, в больнице. Он постоянно писал записки: “Мне здесь очень плохо, я не хочу пить таблетки, я люблю своих родителей папу, маму, я хочу ходить в церковь”. Я без слез этих записок читать не мог. В клинике его сразу же начали начинять мощными препаратами; через неделю мальчик изменился, он буквально деградировал на глазах. К счастью, он пробыл в там всего месяц. Потом его все-таки забрали. Возмущены были все родственники. Одна из них, очень известный врач-невропатолог, сказала: “Его немедленно нужно забрать, он совершенно нормальный мальчик”. Но благодаря этому испытанию началось движение родителей. Мама этого мальчика вовремя поняла свою ошибку. Она стала ходить с сыном в храм, чтобы посмотреть, что он там “забыл”, и, наконец, стала исповедоваться, причащаться, сама стала христианкой. Похожих случаев я знал немало, и вы знаете, все они заканчивались обращением родителей. Возможно, Господь спасал их ради веры детей.

 

ГОРДЫНЯ

- Что сводит человека с ума?

- Гордыня, отчаяние, страх. Исцелить их может только Бог, только искреннее обращение к Нему. Те, кто полагают, будто лечат стены храма, формальное исполнение обрядов, жестоко заблуждаются. Ложная религиозность способна только выявить болезнь, она не лечит.

Я был знаком с одним очень энергичным человеком, он был инженером, очень грамотным, очень представительным, пользовался авторитетом, уважением, и вот пришел в Церковь. Решил начать благочестивую жизнь, исповедоваться, причащаться. Все было внешне хорошо, пока не начался Великий пост. Вы знаете, есть подвижники, берущие на себя испытания, которые не смогут понести. Ведь Господь нам посылает испытания по нашим силам. Когда человек сам начинает придумывать себе сложности, сам потом вынужден и расхлебывать результаты. Этот человек, инженер, решил взять на себя непосильный подвиг - все сорок дней поста не пить и не есть. Причем священник ему категорически это запретил, сказал, что тот не выдержит подобных экспериментов. И вот что произошло. Этот несчастный начал юродствовать, ходить босиком, и за неделю до конца поста, на страстной седмице, совершенно обессилел. И у него произошли психические нарушения. Он закрылся в своей комнате и сказал, что он теперь уподобился Спасителю, что он теперь будет спасать всех нас, и все мы должны преклоняться перед ним. Когда в комнату попытались войти, он заявил, что уполномочен перенести все страдания, которые перенес Христос, и уподобиться Богу. Пришлось взломать дверь. Священник был встречен криком: “Отойди от меня, мразь, ты слишком грязен, ты недостоин ко мне прикасаться”. Дело закончилось длительным лечением в психиатрической клинике. Диагноз был поставлен - психопатия. Болезнь жила в этом человеке и до его прихода в Церковь. Но прежде его самодовольство считалось нормой.

ОТЧАЯНИЕ

Как правило, отчаянию больше подвержены женщины. Я знал одну молодую женщину, которая была одинока, воспитывала маленькую девочку, занималась в драматическом кружке. Она была очень талантливой актрисой, у нее все очень хорошо получалось. И здесь, на фоне такого успеха, у нее развивалось скрытое недовольство жизнью, сказалась и неразделенная любовь и еще некоторые моменты. Она тогда только начала ходить в Церковь, но еще не придавала этому большого значения. Держалась она, возможно, только за счет сцены. Но однажды ей что-то не удалось в спектакле, и с ней произошел срыв. В тяжелейшем состоянии она попадает в клинику.

Психоз.

Когда же ее вывели из этого состояния, она сделала правильные выводы из того, что произошло. Пришла в Церковь уже по-настоящему, стала спокойнее, вышла второй раз замуж. У них очень хорошая семья. И вот что было дальше. У нее родился ребенок, страдающий детским церебральным параличом. Такой тяжелейший крест. Те неприятности, которые у нее были прежде, пустяк по сравнению с такой бедой. Но вера помогла ей ее перенести. Она на глазах становится все более красивым, одухотворенным человеком. У ребенка есть небольшое улучшение, и он вырастет духовно богатым. Он получает столько любви, сколько не имеют многие здоровые дети. И я верю, что эта любовь сполна заменит ему все те призрачные блага, которые дает нам здоровье.

СТРАХ

- Основой и психических, и физических заболеваний часто сейчас называют страх.

- Все эти фобии нужно соотносить со страхом Божиим. Когда человеку становится понятно, что единственный страх - это страх Божий, ему легче избавиться от множества опасений, иногда совершенно нелепых, и все становится на свои места.

- Одной из самых распространенных разновидностей страха является закомплексованность. Как вам, как психотерапевту, удавалось справляться с этим?

- Да, у меня опыт довольно большой в этой области, я в основном занимался индивидуальной психиатрией, выяснением причин психологических конфликтов. И знаете, в 75-80 процентах случаев мы с моими пациентами приходили к чтению отдельных глав из Евангелия. Люди понимали, что главный их целитель - это Бог, что решение душевных вопросов лежит вне сферы медицины. Я был тогда еще светским человеком, и все это осознавал как врач. Это было самым эффективным способом лечения. Наконец я понял, что врач в этих вопросах просто подменяет священника.

Что приводило ко мне людей? Прежде всего, неумение выходить из каких-то кризисов. Корни этого уходят, как правило, в детство. Большинство комплексов становятся следствием какого-то отрицательного опыта в детстве, когда человек закрепостился, лишился психической гибкости. И в результате оказался неприспособлен к окружающей жизни. Главное в работе психотерапевта - помочь выявить причины психологического конфликта. С каждым человеком беседуешь час-полтора. Часто не по одному разу. Как только человек понимает, в чем корень его психологических трудностей, он сразу начинает меняться. Он понимает, что ему необходимо в себе изменить. Или, наоборот, сохранить несмотря на косые взгляды окружающих. Ведь часто какие-то привитые родителями или врожденные добродетели, например, скромность или совестливость человек, под влиянием общества, начинает считать патологией. Страдает от этого.

Если бы каждый человек у нас имел с детских лет духовника, который помогал бы ему разобраться в совести, в душе, у нас было бы значительно меньше психических расстройств. Там, где бессилен священник, врач мало чем может помочь.

Беседовал Владимир ГРИГОРЯН.

 

“НЕПРИНЯТЫЙ ДАР БОЖИЙ

Сегодняшняя беседа нашего корреспондента с о.Филиппом посвящена проблеме абортов

Корреспондент: С какого момента человека можно считать человеком, когда у него появляется душа?

Отец Филипп: По учению Православной Церкви зарождение души происходит одновременно с зарождением новой жизни, то есть с зачатием. Ведь зачатие - это не просто физиологический случайный акт. Оно происходит по воле Божией, и эта воля заключается именно в даровании души.

Поэтому гибнет во время аборта не потенциальный ребенок, не плод, а человек. Он кричит, он испытывает во время убийства страшную боль. Уже на 6-7 неделе, когда женщина встает на учет, узнав, что у нее будет ребенок, у младенца появляются элементы сознания, формируется тело. Он начинает понимать, что уже пришел в этот мир, но временно находится под защитой матери, чтобы вырасти, окрепнуть. В начале своей жизни он нуждается в защите, и Господь очень мудро устроил, что первые девять месяцев матери оберегают нас своим телом. Убивая того, кто отдан ей под защиту, женщина тем самым лишает и себя защиты Божией.

Корр.: Но младенцы гибнут не только во время абортов. Зачем Господь посылает женщине ребенка, обреченного погибнуть в результате выкидыша?

О.Филипп: Здесь также большую роль играет желание женщины сохранить беременность. Если она, например, принимает медицинские препараты, употребляет спиртное, курит, то тем самым создает дискомфортные условия для развития ребенка в утробе. Идет его неправильное физическое становление, появляются физические дефекты. Ребенка нужно вынашивать, как и воспитывать с молитвой и заботой. И как уже родившийся ребенок может погибнуть по нашему небрежению, точно так же нуждается в нашей заботе еще не родившийся младенец. Предвидя его неготовность по вине матери к земной жизни, к рождению на свет, Господь из сострадания может забрать ребенка к Себе, туда, где ему будет лучше. Это значит, что Его дар не принят. Часто выкидыши случаются и у тех матерей, которые хотят иметь ребенка. Но их тело, ослабленное прерванными беременностями, не способно само, без помощи Божией выносить младенца. Их душа не готова к тому, чтобы принять этот дар. А они вместо молитвы, вместо покаяния надеются на усилия медицины. И их организм опять-таки отторгает новую жизнь, как ветхие мехи не могут сохранить молодое вино.

Умеем ли мы благодарить Бога за его дары? Мы полагаем, что дар - это найти деньги на улице, получить какую-то ничтожную вещь. Но Господь. Ведь Он дает нам то, в чем мы по-настоящему нуждаемся, то, без чего наша жизнь теряет смысл. А мы не ценим это, отвергаем. И тогда Господь лишает нас этого дара.

Корр.: Как часто к Вам обращаются женщины по вопросам, связанным с сохранением беременности?

О.Филипп: Приходят главным образом те, кто хочет родить и нуждается в духовной поддержке, совете врача, боится осложнений, связанных с родами. Но иногда бывают и другие поводы для встречи. Понимая, что аборт - это огромный грех, они боятся принять его на свою душу. Женщина, которая твердо решила убить ребенка, ко мне, конечно, не придет. Идут те, кого мучает совесть. Ссылаются на экономические трудности, на здоровье. Мы вместе пытаемся в этом разобраться. Дойти до понимания того, что Господь, посылая ребенка, берет на Себя ответственность и за его будущее и за здоровье матери. В теории мои посетительницы знают это. Но не решаются сделать спасительного шажка навстречу Богу, довериться Ему. Это очень трудное решение, но часто именно в этой ситуации многие женщины, в том числе даже и христианки, обретают настоящую живую веру.

Расскажу такую историю. Ко мне обратилась молодая женщина, которая очень хотела иметь ребенка, и наконец Господь услышал ее молитвы. Она забеременела. Но у нее был тяжелый, врожденный порок сердца. Во всех учебниках, во всех пособиях написано, что нельзя в такой ситуации иметь детей. И вердикт врачей, комиссии был однозначным - вы не можете быть матерью. При родах она могла бы погибнуть, встал вопрос, будет ли она жить после этого. Но все-таки вместе с ней мы приняли решение, что она будут вынашивать ребенка, но под строгим медицинским контролем и в постоянном молитвенном настроении. Конечно же, и я молился, чтобы Господь укрепил ее. Помогал ей как врач. Наблюдал за ее здоровьем, чтобы вовремя внести коррекцию. Беременность протекала просто прекрасно. Сердце ее не беспокоило. И к удивлению кардиологов, к удивлению акушеров-гинекологов и всего медперсонала, она родила прекрасную девочку. Я стал ее крестным отцом. Сейчас девочка прекрасно развивается, растет. И мама после этого даже помолодела, чувствует себя хорошо, продолжает работать, растит свою маленькую дочку, радость свою. Так наградил ее Господь за мужество, за мудрость.

Был в моей практике и другой похожий случай, когда ко мне пришла верующая, воцерковленная женщина. Она простудилась и начала принимать спецпрепараты, антибиотики. А в конце курса лечения врачи обнаружили, что она беременна. Такая вот ужасная ситуация. Акушер однозначно сказал, что прием этого препарата отрицательно повлияет на здоровье будущего ребенка, очень велика вероятность врожденного уродства. Тогда эта женщина пришла ко мне. Я еще не был священником, мы с ней позвали батюшку, стали решать, как же поступить. Остановились на том, что решение должен принять Господь. Будем надеяться на Его милосердие, но даже если ребенок родится с врожденным уродством, то следует принять и это, но уже как крест. Священником сразу было сказано, что родится девочка, и имя ей предложил дать в честь Божией Матери. Женщина ушла успокоенная. Конечно, она много молилась, искала помощи Божией. И Господь отвечал ей на ее молитвы, поддерживал.

Из Палестины знакомые привезли ей молочко Божией Матери. Знаете, там на пути из Вифлеема есть пещерка, в которой останавливалось Святое семейство. Матерь Божия кормила там Богомладенца и у нее упали капельки молока на землю. После этого стены пещерки стали белыми-белыми, как молоко. И люди заметили, что этот порошок со стен помогает тем матерям, у которых пропадает молоко, и еще заметили, что у женщин, которые принимали его во время беременности, рождаются здоровые крепкие дети.

Наконец, наступило время родов. Действительно родилась девочка, ее назвали Марией. Это совершенно здоровый, умный ребенок. Мать просто не знает, как ей благодарить Бога за то, что Он укрепил ее в трудную минуту, за чудный дар, который Он послал ей.

Корр.: Всегда ли удается убедить женщину отказаться от аборта?

О.Филипп: Нет, не всегда. Недавно ко мне несколько раз приходила одна посетительница. У нее было заболевание, которое позволяло ей выносить совершенно здорового ребенка. Но она начала меня уговаривать: напишите, что я не могу рожать. Я объяснил, что здоровье вполне позволяет ей родить. Она понимала, что идет на страшный грех, на убийство, и хотела ответственность за это переложить на кого-нибудь, на священника, на врачей. Предположим, что врач, проявив “гуманность”, даст медпоказание, поможет женщине победить совесть. Что это изменит? Только число погубленных душ.

Но и это еще не самое страшное. Ведь часто даже понимания нет, что произошло. Особенно это касается женщин с высоким уровнем образования, высоким социальным положением. Страшно бывает, когда в ответ на вопрос священника - сколько сделано абортов, женщина в ответ начинает смеяться и говорит, что не может вспомнить. “Сколько? - переспрашиваешь, -десять, пятнадцать?” А в ответ слышишь: “Ну, может, больше пятнадцати, около двадцати”. Образованная, неглупая дама сидит и смеется тебе в лицо. Сколь велика разница между нею и женщинами, приезжающими к нам из коми деревень. У многих из них число беременностей совпадает с числом родов. Ни одного аборта. Я преклоняюсь перед этими женщинами, которые осознают свое предназначение, свой талант быть матерью.

Корр.: И по сколько детей они имеют?

О.Филипп: Трое, четверо, пятеро детей. При этом они не предохраняются. То есть Господь каждой дает столько, сколько она сможет поднять. Иногда в таких семьях бывает, конечно, и по семь-восемь детей. Но все сыты, одеты. Эти женщины никогда не жалуются, в отличие от тех, у кого один-два ребенка. Может, мы потому сейчас так тяжело живем, что убиваем.

Корр.: В абортах принято винить женщин, а сколь велика ответственность мужчин?

О.Филипп: Чаще всего женщина не ставит мужа в известность о том, что она собирается сделать. Примерно в четверти случаев вина мужчин достаточно велика, иногда на них лежит большая часть вины. Особенно это касается молодых людей. С возрастом у мужчины начинает постепенно меняться отношение к детям.

Корр.: Существуют разные точки зрения на то, может ли христианин предохраняться от нежелательной беременности. Я у одного польского православного богослова читал, что у католиков это запрещено, а у нас в православии такого вопроса не стоит. Так ли это?

О.Филипп: Предохраняться - это, конечно, гуманней, чем убивать. Но давайте это оставим на совести тех, кто так делает. У нас в Церкви этот вопрос действительно никак не оговорен формально. У нас очень много подобных вопросов не оговорено. Предполагается, что человек сам должен решать какие-то вопросы. Несомненно, это грех. Но здесь речь идет о соотносимости двух грехов. Если ребенок изначально обречен на уничтожение, то нужно предохраняться. При этом следует отдавать себе отчет, что мы решаем за Бога, сколько детей нам иметь. И в этом необходимо каяться.

Корр.: Сколь велик вред, который аборт наносит женскому организму?

О.Филипп: Разрушение идет как в духовном плане, так и физическом. Безусловно, женщина физически очень много теряет, сделав аборт. При наступлении беременности организм начинает подготовку к зарождению в нем этой новой жизни. Наступают большие изменения. Идет подготовка сердечно-сосудистой системы, эндокринной и нервной систем, все готовится к тому, чтобы обеспечить жизнь еще одного человека. И оборвав эту подготовку, женщина наносит непоправимый вред своему организму. Потому, что восстановление идет месяцы, годы, и те изменения, которые происходят, сказываются на здоровье, зачастую они в дальнейшем не позволяют иметь женщине детей. И мы очень много видим сейчас молодых женщин, которые никогда не смогут иметь детей. Что их ждет впереди? Закончатся утехи молодости, а дальше - безбрежное одиночество, отсутствие смысла в жизни. Никто не может любить нас так как наши дети, никто не сможет нам дать столько счастья. И всего это женщины лишают себя.

Но бесплодием вред для организма не исчерпывается. Происходят большие, часто необратимые изменения - гормональной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем. Артериальная гипертония, изменения в центральной нервной системе, вегетативно-сосудистая дистония, значительная часть специфических женских болезней также связаны с прерыванием беременности. И это далеко не все, это видимая часть проблем. А ведь сюда следует включить еще и целый спектр психических расстройств, неврастению, например. Большое число женщин ею страдает. Они ошибочно полагают, что их постоянное раздражение имеет внешние причины. Но дело здесь совсем в другом, психика утрачивает способность адекватно реагировать на самые мелкие неприятности, такие, которые нормальный человек вообще не замечает. Платить за совершенное убийство женщина начинает уже в этом мире.

Корр.: Если говорить об абортах, совершаемых по медицинским показаниям, то что безопаснее для организма - выносить ребенка или прервать беременность?

О.Филипп: Я считаю, что выносить ребенка все-таки безопаснее. Особенно при современных способах родовспоможения. Прерванная беременность - это большая травма для организма. Риск при этом, как минимум, столь же велик, что и при родах. К сожалению, многие врачи-гинекологи этого не то, чтобы совсем не понимают, но просто привыкли к сложившейся практике. При этом не приходит в голову вспомнить, что организм наш очень мудро устроен. Что в случае действительной опасности возможны, например, преждевременные роды. У нас очень много защитных механизмов, о которых мы, медики, часто забываем, не даем им возможности проявиться.

Корр.: Сколь тяжелы духовные последствия для женщин, прервавших беременность?

О.Филипп: У женщины, совершившей аборт, ослаблена воля к жизни. Убив ребенка, она начинает убивать себя. Она утрачивает в какой-то степени способность любить, становится жестче, прагматичнее. И окружающие к ней начинают относиться соответственно. Я спрашиваю тех женщин, что ко мне приходят: прерывали ли они беременность? Где-то процентов 75 прерывали. Может ли общество, в котором три четверти женщин - детоубийцы, быть счастливым? Ведь те же женщины, которые смеются в ответ на вопрос, сколько у них было прерываний беременностей, внутри очень ожесточены, они никого сделать счастливым не в состоянии, наоборот, сами того не замечая, находятся в постоянной готовности отомстить миру.

Корр.: Три четверти - это в целом. А в Церкви, среди православных?

О.Филипп: То же самое, примерно. Многие находят в себе силы покаяться. Не каждая женщина способна жить без любви, с адом в душе. Те из них, кто не избегал своей совести, не избегал страданий, связанных с этим, они всем сердцем способны привязываться к Богу. Они любят Его так, как мало кто способен любить из нас, мужчин.

Создав мужчину и женщину, Господь заповедал плодиться и размножаться и наполнять землю. И только выполняя этот завет мы можем быть счастливы, может быть счастливо наше общество, только через это мы сможем обрести красоту и полноту бытия.

Беседовал В.ГРИГОРЯН.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera