19 

   Здоровье, быт


НЕ ПОДВИГ, НО И НЕ ГРЕХ

В прошлогодней публикации нашей газеты “Вегетарианство и его отличие от христианского поста” (“Вера”, N 182-183) была под критическим углом зрения рассмотрена вегетарианская практика воздержания от животной пищи. Эта публикация затем была перепечатана в екатеринбургской “Православной газете”, куда и пришло это небезынтересное письмо от православного вегетарианца...

Уважаемая редакция!

Я православный, врач и вегетарианец, и хотел бы с этих трех точек зрения высказать свое мнение о статье “Вегетарианство и его отличие от христианского поста”.

Для меня ясно, что сама по себе пища приблизить нас к Богу не может. Люди до потопа были вегетарианцами, а “мысли их были злы во всякое время”. Адольф Гитлер был вегетарианцем. Другие примеры излишни. Упование на то, что перемена рациона питания автоматически изменит мысли в лучшую сторону, освободит от греха - беспочвенно.

Вернемся к рассмотрению тех положений, которые оспаривает автор указанной статьи.

1. Анатомо-физиологические особенности человека как биологического вида (зубочелюстной аппарат, желудочно-кишечный тракт, почки, кожа, детородные органы и т.д.) почти идентичны таковым у приматов, которые мяса, молока, творога, рыбы не едят. Иногда крадут яйца из птичьих гнезд, от голода могут съесть мелкого грызуна, червя. Их видовое питание - плоды, зерна, листья. Логично и нам питаться тем же.

2. Растительное питание дешевле. Это бесспорно.

3. В Женеве в 1993 году издан Доклад исследовательской группы Всемирной Организации Здравоохранения “Рацион, питание и предупреждение хронических заболеваний”, в котором ведущие специалисты мира, эксперты ВОЗ по питанию подвели итоги научных и статистических исследований последнего времени по эти вопросам. Проблемы дефицита общего белка, незаменимых аминокислот и энергии в вегетарианском питании практически сняты с повестки дня! Даже многие специалисты-медики пока не знают об этом.

4. В 1989 году опубликована информация об открытии монгольским ученым Ж. Шагжем нового явления “микробиологической терморегуляции теплокровных животных и человека”. Он экспериментально доказал, что при переходе на строго вегетарианское питание процессы гниения в толстом отделе кишечника почти исчезают (исчезает основа для них - избыточный белок). На смену им идут процессы брожения, в которых масса полезных бактерий использует всего лишь растительную клетчатку, производя все необходимые человеку витамины, поддерживая иммунитет и т. д. Брожение - процесс экзотермический, т. е. происходящий с выделением тепла, как известно из химии. Этим теплом обогреваются все внутренние органы (за исключением сердца и легких), к которым прилежит и которых касается толстый кишечник человека. В этих условиях печень и мышцы заняты не производством тепла, а только полезной работой . Резко повышается КПД “биологической машины”, которой является тело человека, создается важная предпосылка к здоровью и долголетию.

5. Об убийстве животных. Об одинаковых с человеком правах у животных на жизнь говорят только приверженцы индуизма, исходя из учения о переселении душ. Для православного нет пищи “нечистой” или “святой” и поэтому недопустимой, как корова (!) в Индии. Люди науки (в том числе и материалистических убеждений) как и христиане видят разницу между человеком и животными отчетливо.

Но почему мучителя животных, живодера мы называем жестокосердным? Почему от такого человека напрасно ждать жалости к ближнему? Психологические исследования говорят, что садистские наклонности в преступниках получили свое развитие зачастую в процессе мучительства и убийства животных и птиц.

Скажут: безумец, русское крестьянство в садизме обвиняет! И в мыслях не было. И русский, и монгол, и казах скотину режут не ради удовольствия, а по необходимости, так он проблему питания понимает.

Однако пусть всякий крестьянин и работник мясокомбината скажет, не кривя душой: не приходилось ли ему, в первый раз убивая скотину (бычка, свинью, овечку или больную лошадь, собаку, кошку), подавить в себе некоторое чувство жалости? Наверняка! Жалко же бить живую теплую тварь насмерть! Ну что же очевидное то отрицать! Налицо серьезный аргумент против мясного питания, ерундовым и пустым его никак не назовешь.

6. Наконец о нашей земле, среде обитания.

В США на питание убойных животных и птиц идут урожаи с 50 % площадей возделываемой земли. Все развитые страны расходуют столько зерна на корм животным, сколько бедные страны на питание населения. Если бы всех в мире кормить как американцев, мировое производство зерна пришлось бы утроить! На производство растительного белка надо в 5 раз меньше земли, чем на производство животного белка. Загрязнение вод США, связанное с животноводством, на сегодня оказалось большим, чем загрязнение промышленными и городскими отходами. Это не фантазии, это реальность.

Таким образом, вегетарианство как научная идея оправдано с медицинской, экономической, экологической, этической точек зрения. Вегетарианство как таковое не заключает в себе ничего противозаконного и безнравственного.

Почему же так настороженно относятся к вегетарианцам православные?

1. В вегетарианской аудитории, в основном безбожной, пользуясь созвучием некоторых идей (это старый прием) широко и плодотворно работают вербовщики кришнаитских центров, разнообразных тоталитарных сект, мунисты, сайентологи, белые братья, виссарионовцы и прочие, в особенности рерихианцы. Эти ловцы душ под вегетарианским соусом из восточных приправ готовят духовную почву для дальнейшего паразитирования на истерзанном теле нашей Родины. Само дефективное вегетарианство кришнаитов с обилием острого и сладкого, дефицитом “живых” продуктов используется как средство управления психикой новичков. Сплошь и рядом в разговорах с вегетарианцами натыкаешься на следы этой разрушительной работы разнообразных сектантов. Уже поэтому слово “вегетарианец” стало почти синонимом врага православной веры.

2. Часто вегетарианство, используемое прогрессивными врачами как средство избавления от болезней тала, методика природного оздоровления становится поводом для исцеляющегося возгордиться своей воздержанностью, мудростью и самодисциплиной пред теми, кто еще “не продвинулся” (конечно, из-за скудоумия и подверженности чревоугодию).

Часто “новообращенные” вегетарианцы становятся людьми, уделяющими пище и наслаждениям, связанным с ее употреблением, значительно больше внимания, регулярно переедают, становятся гурманами , сластенами, чревоугодничают в превосходной степени по сравнению с прежним. На смену ушедшим являются новые болезни: дисбактериоз, мочекаменная болезнь, похудание, постоянная зяблость, сниженная работоспособность.

Но даже если питание организовано правильно и здоровье укрепляется, гордыня постепенно делает общение с таким человеком тяжелым. Конечно, гордиться можно чем угодно: новой машиной, карьерой, красивой женой, и успехи, достигнутые вегетарианцем в оздоровлении, лишь повод, зацепка для лукавого. Этап надмения над окружающими как обладатель тайного для толпы знания прошел, видимо, каждый вегетарианец. Многие отрезвели, покаялись, не отказавшись от рационального питания, многие же продолжают купаться в этой духовной прелести, как в грязи, все более увязая. Вегетарианство ли тут виновато? Или нужен был лишь повод?

Думаю все ж, вегетарианство - не грех, и не подвиг, конечно, а простое и действенное средство сохранить здоровье.

В чем же состоит отличие для православного вегетарианца жизни в пост и вне поста?

Абсолютными вегетарианцами среди нас назвать кого-либо вообще-то трудно. Бывая в гостях, я не обижаю хозяев своими капризами и ем все, что подают. Если же хозяева, мои давние друзья, зная мои вкусы, предлагают вегетарианское угощение, я им вдвойне благодарен. То же в застольях, случающихся на работе, в дороге, в командировке. Многие из моих знакомых тоже вегетарианцы, в такой компании проблемы стола исчезают совсем. В пост таких вольностей стараешься не допускать. Однако смысл православного поста не в диетических только ограничениях. А в деле поста духовного никаких особенностей, а тем более преимуществ у вегетарианца, по-моему, нет.

Андрей Щипов, врач.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera