23 

   Здоровье, быт


О ТРАВОЛЕЧЕНИИ

Уважаемая редакция газеты “Вера”!

В народе издавна широко применялось лечение травами. Применяются травы и в официальной медицине. Но вот берем брошюру священника Алексия Мороза, имеющую название: “НЛО, инопланетяне, экстрасенсы: их происхождение и сущность”, и на стр. 5-6 читаем следующее (цитирую), из сказанного колдуном Юрием Тарасовым:

“Экстрасенс умеет делать примерно десятую долю того, что может средний колдун. То же самое можно сказать и о гипнотизерах, травниках, психотерапевтах. Каждое из этих направлений - только верхушка айсберга”. В этой связи, уважаемая редакция, у меня возникли вопросы:

1.Допустимо ли траволечение для православного верующего?

2. Если да, то что в траволечении приемлемо, а что - нет? (Владимир)

Тело наше Бог создал “из земли”, т.е. из материальных элементов нашей Вселенной, нашей Галактики, нашей планеты земля. Также “Господь создал из земли врачевство, - пишет Сирах, - и благоразумный человек не будет пренебрегать ими” (Сирах. 38,4). Итак, лекарства - от земли, не от магии, не от сверхъестественных способностей. Бог дал человеку разумение, как те или иные вещества воздействуют на наш организм, какие страдания способны они облегчать. В этих словах Сираха и будем искать себе верный ориентир в причудливом мире современной медицины.

Травы тоже создал Господь и дал их нам в употребление. Но нигде у Сираха и нигде у святых отцов мы не читаем, что врач при этом должен совершать какие-либо магические действия над своим лекарством, воздействовать на пациента внушением, гипнозом и т.п.

Врач православный может и должен молиться Богу и о пациенте и об успехе своего дела. Причем не выдумывать ничего более того, что может пациент: запивать свои лекарства святой водой, наряду с медикаментами использовать соборное масло или масло от св. мощей, осенять крестом с молитвой “Во имя Отца и Сына, и Святого Духа” лекарственные средства и медицинские препараты.

Однако Церковь относится однозначно неодобрительно к тем “народным целителям”, которые выдумывают свои молитвы “на освящение” лекарства, пришептывают заговоры, тайные молитвы. Земле - земное.

Нет греха в знании воздействия трав на человеческий организм, но прежде чем пользоваться услугами травников, необходимо поинтересоваться через компетентных людей, не было ли в роду у “целителя” (или “целительницы”) колдунов и знахарей, т.к. их знания передаются по наследству (как, например, это известно о Т.Семеновой - “целительнице” из Карелии, практикующей также в Сыктывкаре), не собирают ли они свои травы в соответствии с некими обрядовыми действиями, не обносят ли травы вокруг свечей, не проводят ли над растениями магических манипуляций, чтобы “ усилить” их воздействие. С православной точки зрения неуместны рассуждения и об энергетическом потенциале и биополях растений, т.к. это не подлежит вмешательству человека.

В народе часто травничество идет рука об руку с чародейством, экстрасенсорикой, внушением. Все эти явления - тяжкое наследие язычества, следствие получения неких тайных знаний от падших духов. Трава, лекарство, повязка, на которой было сделано соответствующее “заклинание”, внушение - есть уже орудие чародейства. Такое “лекарство” ничем не отличается от вещей, через которые колдуны делают людей бесноватыми и порченными. Чародеи любят “целить”, поэтому вывеска врача для них с давних пор более всего удобна, и нам необходимо точно знать, из чьих рук мы получаем лекарство.

Широко распространена сегодня практика тибетской и ведической медицины, использующей в своем арсенале преимущественно травы. Успехи тибетских медиков поразительны. Расспрашиваю о некоем московском травнике-чудотворце, кто он по вероисповеданию. Мне сообщают, что он увлекается йогой. Тогда я задаю следующий вопрос: “Не дает ли этот травник к своим травкам еще и некоей мантры для чтения или упражнений йоги?” Ответчик задумывается и вспоминает, что, действительно, врач вместе с точным назначением лекарства обязывает пациента читать небольшую молитвочку на санскрите. Кто и что исцеляет тогда? Трава или же духи, привлекаемые чтением мантры и создающие видимость исцеления для погубления души больного? Айюведическая медицина при всех своих достоинствах неотделима от обряда молитвословий неким “божествам”. Православный человек обязан знать, что “боги” эти не имеют ничего общего с Пресвятой Троицей, а следовательно, под их именами выступают падшие ангелы.

На многих препаратах индийского производства стоит пометка “Айюрведик-ме-дицын”. Можно ли ими пользоваться? Ап. Павел говорил, что христианин может смело вкушать даже и идоложертвенное, если сам он твердо уверен в непоколебимости своей веры и не верит идолам (1 Кор. 10,19-31). Это значит, что пища, принесенная в жертву идолам перед подачей на стол, не может принести вреда христианину, если мы, конечно, не забываем о крестном знамении и молитве. Блаж. Матрона говорила, что бесы барахтаются, купаются в продуктах, оставляя на них следы своих мерзких страстей, мы же, не осеняя пищу крестом, оскверняемся такой едой, а часто и болеем. То же и с лекарствами...

Мы должны осведомиться о том, прошли ли эти лекарства клинические испытания в Европе, Америке, России, какие имеются противопоказания по применению препарата, внимательно изучить его химическое и фармакологическое действие. Так, например, знаменитый курс чесночной настойки с молоком, который рекламировался чуть ли не как секрет вечной молодости, - наиболее известный рецепт тибетской медицины, - оказался вовсе не безобиден и не панацеей от всех болезней. Многие терапевты знают, что некоторые пациенты повредили желудок в результате приема этого средства, а “безобидный” Лив-52 в больших дозах не угнетает цирроз печени, как это написано в показаниях к применению, а напротив, способствует его развитию.

Сегодня трудно и врачу, и пациенту разобраться в истинно научных и псевдонаучных теориях. Так колдовство, гипноз, манипуляции психикой сегодня подают как виды науки, хотя истинная наука, тоже познающая мир земными средствами, открещивается от такого родства.

Претендует на науку и йога, и ведическая мудрость. Да, древние люди накопили богатейший опыт наблюдений над внешним миром, но не будем забывать, что этот опыт был тронут молью идолопоклонства и разъеден чародейством. Практически все из того, что несут в себе веды и йога здоровья, дают нам и обычные исследования ученых, далеких от восточной мудрости. Будем помнить, что йога есть способ утончения плотской природы человека для мистических ощущений. Однако в мир духов стремиться опасно, т.к. йога не очищает нас от греха и не способствует размягчению сердца, а это значит, что мы утончаем перегородку, отделяющую нас от мира падших духов, и ангелы Божий уже не могут общаться с нами, нечистыми духовно. Еда, система дыхания, упражнения не могут очистить наших страстей. Система голодания не может заменить исповеди и исправления поведения. Более того, в практике Церкви известно, что уделение излишнего внимания внешним средствам спасения есть обрядоверство, а оно и есть идолопоклонство, еретичество.

Но и духовная жизнь требует привлечения физических усилий. Издревле известно, что больной и старый человек - не молитвенник (старец Сампсон). Не молитвенник и переутомившийся человек. Поэтому опытные православные не изнуряют себя в чрезмерном труде и подвигах, т.к. усталая душа молиться не может, она отупевает. Не всякая болезнь способствует молитве. Покаянию - способствует, но молитва отнимает у больного последние силы, а без молитвы больной человек подвергается сильному демоническому борению. Вот зачем нам нужен врач - чтобы после принесения покаяния как можно быстрее поправить свои силы для ведения правильной духовной жизни. Вот почему православные должны заботиться о больных ближних - читать за них и для них утренние и вечерние молитвы, Евангелие, акафисты святым и Матери Божией, заказывать поминание на проскомидии, сорокоусты и водосвятные молебны.

Е.ЧУЧКАЛОВА.

ПСИХОЗ “ГЕРБАЛАЙФА”

О “гербалайфе” я впервые узнал от сестры детской поликлиники: сие средство - “чудо-напиток” и пакетик с травами на все случаи жизни - она предложила давать моему ребенку в качестве общеукрепляющего. Назвала и изумившую нас с женой цену. Тогда я удивился только, что медработник предлагает препарат, не прошедший в нашей стране сертификации, - а мало ли мы знаем примеров отравления просроченными и низкокачественными импортными лекарствами из гуманитарных посылок!

С тех пор много воды утекло: “Международная система обучению успеху “гербалайфа” (официальное название) росла и ширилась, скандально ославилась в первопрестольной, так что даже в объявлениях о поиски работы (платных!) не скупятся добавлять: “интим” и “гербалайф” не предлагать. А недавно достал из почтового ящика очередную агитку. На сей раз это оказался не предвыборный плакат, а призыв похудеть. “Встреча с нами может изменить всю вашу жизнь - у Вас есть шанс”, “мы желаем вам добра и успехов” и т.п. Сам стиль агитки очень напомнил мне баптистские листовки, время от время рассеиваемые по почтовым ящикам. Но вот этот лозунг: “Продукт питания потребляют более чем в 20 странах мира” заставил меня вспомнить про “гербалайф”. Решил позвонить по указанному телефону. Бодрый и деловой голос на том конце провода сообщил, что он, Николай Рочев, распространяет экологически чистый продукт, средство от чего угодно, стоимостью в 250 тыс. руб. и выше за пакет. С немалыми усилиями удалось вытянуть из собеседника, что речь идет именно о “гербалайфе”. Итак, прячутся. С чего бы это? Новая тактика?

Само это явление можно характеризовать по-разному. Во-первых это, конечно, бизнес. Распространители “гербалайфа” покупают этот порошок на свои кровные у компании за немалые деньги (100 долларов в среднем) и в дальнейшем, чтобы вернуть деньги и получить прибыль, стараются навязать “чудо-средство” кому получится. Помните, была такая игра: пирамидка. Здесь что-то вроде того. В основании такой пирамидки - деньги распропагандированного обывателя, а на самой верхушке - руководитель компании Марк Юз, живущий в Калифорнии (США), куда стекаются денежные ручейки и информация о всех распространителях в мире, заложенная в гигантский суперкомпьютер.

С другой стороны, есть все основания относиться к этому явлению как к особого рода сектантству. Профессор А.Л.Дворкин из Центра священномученика Иринея Лионского по изучению деятельности тоталитарных сект, относит “гербалайф” к сектам “терапевтическим”. В отличие от сект восточного происхождения, уточняет он, типа “Сознания Кришны” и сект, возникших на основе отпадения от христианства (типа “Церкви Христа”, “Свидетелей Иеговы”), в таких сектах призывают не к бегству от действительности за загробным воздаянием всем праведным членам секты, а к реализации себя в этой жизни. Движения, подобные “Гербалайфу”, пытаются внушить вам, что процветания в этой жизни можно достигнуть за счет некоего “спасительного эликсира”, магической формулы порошка, которую эта секта знает.

Подобные неоязыческие секты почти не обращаются к мистике, но здесь сознание разрушается за счет подмены; вместо каждодневного труда, добрых дел, веры в Бога, наконец, предлагается нечто такое, что исключит необходимость всего этого. К чему мне уповать на помощь Божию, молитвенно просить Его, если мне все может дать порошок? Зачем мне поститься, как это предписывает Церковь, если улучшения самочувствия или похудения я могу достигнуть за счет всего одного цикла приема “гербалайфа”?

Можно возразить, что нет ничего плохого в том, чтобы употреблять порошок, как и любое лекарство, - ведь при этом можно и в храме бывать, и трудиться неплохо. Но все дело как раз в духе самодостаточности, присущей адептам этого движения, в фетишизации (иначе говоря, превращении в предмет повышенного внимания, идол) обычного порошка. Это, по свидетельствам очевидцев, особенно заметно на семинарах, проводимых компанией. Арендованный зрительный зал, ведущий, распыляющийся о чудодейственных возможностях порошка, в руках сидящих красочные буклеты на мелованной бумаге, на сцену выходят те, кто уже испытал на себе “гербалайф” и теперь всем рекомендует его... Не правда ли, что-то во всем этом есть очень знакомое? Один к одному - сектантское сборище. Еще очень напоминает сеанс экстрасенса - такое же, многочасовое давление на психику, “накачивание” человека, после которого он и в самом деле начинает верить, что решение всех его проблем - в “гербалайфе”.

Кстати, здесь, как в любой тоталитарной секте, существуют степени “посвящения” (всего их 13): со второй степени, которой можешь достигнуть, распространив известное количество “гербалайфа”, становишься штатным сотрудником.

Скажут: ведь некоторым “гербалайф” действительно помогает! Возможно, но ведь и на сеансах экстрасенсов рассасываются болячки и голова перестает болеть. У некоторых. Весь вопрос в том, чем приходится расплачиваться за такое исцеление. Хорошо, если только деньгами, а если - душой?

Какое может быть у христиан отношение к какому бы то ни было порошку? Да никакого, лишь бы был для здоровья не опасен (это в отношении “гербалайфа”, кстати, еще не известно). Одно дело когда в кармане просто кусочек металла, другое - когда этот же самый кусочек металла превращается в амулет. Так же и с “гербалайфом”. “Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет” (Лк.12,34).

И.ВЛАДИМИРОВ.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera