2 

   Зарубежье (взгляд православного человека)


МАТЬ ТЕРЕЗА

Сегодня премьера новой рубрики - “ХХ век в лицах”. Век на исходе, пора подводить итоги, но чтобы не потерять время, которое мы прожили, нужно всмотреться в лица людей, ставших символами времени, лица великих святых и злодеев, могущественных царей и выскочек, и постараться понять... самих себя.

В Индии рассказывают такое не то предание, не то реальное событие. Когда прехав в Индию, Мать Тереза поселилась в глубинке, в Западной Бенгалии, то появление монахини-христианки индуистские священники восприняли настороженно. Убежденные, что очиститься от греха можно только ублажением богини Кали, они узрели в монахине угрозу устоям веры. Но однажды случилось так, что Мать Тереза нашла в джунглях умирающего индуистского священника. Вылечив, она спасла ему жизнь. С этого времени жрецы стали испытывать к ней уважение.

Мать Тереза (до пострига – Агнеса) родилась 27 августа 1910 года на Балканах, как считается, в Албании, однако в дни похорон монахини Республика Македония заявила, что местом ее рождения был город Скопье, столица этого маленького государства.

В восемнадцать лет она вступила в один из ирландских католических орденов. В 1931 году приняла постриг и получила имя Тереза, в честь канонизированной в 1927 году францисканской монахини Терезы, известной своей добротой и милосердием. Мать Тереза переняла ее подвижническое служение. Около 20 лет затем она преподавала в школе св. Марии в Калькутте. 10 сентября 1946 года ей было благословлено помогать бедным и обездоленным, а вскоре ею был создан Орден милосердия. Первоначально орден занимался обучением бедных детей грамотности. Затем стал помогать прокаженным и вообще больным, со всей Калькутты к матери Терезе приносили умиравших на городских улицах нищих. С 1965 года деятельность ордена переступила границы Индии и на сегодняшний день у него имеется 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах.

Делами сестер ордена стало служение - вне зависимости от принадлежности людей к кастам и религиям. Беднейшим они помогают вещами и пропитанием, бездомным - помещая их в приюты, смертельно больным - окружая их заботой и любовью, дабы умирали они с достоинством. Сестры ордена нашли высокий идеал своего служения в первохристианах и средневековых аскетах. Единственная собственность, которую разрешено иметь сестрам ордена - две форменные сари (полотняные накидки). Они спят на жестких матрацах прямо на полу, стирают белье и моют полы только вручную, предпочитая не пользоваться горячей водой. Пожертвовав свою жизнь без остатка Богу, Мать Тереза хотела видеть такое же самоотверженное служение и в своих сестрах.

Духовная сила Матери Терезы открыла ей сердца многих сильных мира сего, государственных лидеров и финансовых королей во всем мире, которые щедро помогали ордену. Бюджет ордена сегодня сопоставим с бюджетом небольшого государства и доходит по неофициальным данным до 50 миллиардов долларов в год.

Но отношение к ней в мире трудно назвать однозначным. Непримиримый консерватизм Матери Терезы вызвал неприязнь либералов. Ведь эта слабая женщина с ее Орденом милосердия была главной опорой нынешнего папы Иоанна Павла II в его противостоянии католическим реформаторам, готовым всерьез рассматривать и внедрять в практику церковной жизни все - от женского священства до признания абортов. Кстати, Мать Тереза была, пожалуй, единственным человеком в католической церкви, который в какой угодно аудитории мог обличать аборты, - а этого не мог позволить себе даже папа. Во время войны в Боснии Мать Тереза предприняла поездку по больницам, где лежали изнасилованные солдатами женщины, и призывала их не делать аборты: “Отдайте детей мне, если не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех”. В США и Великобритании не раз поднимался вопрос относительно ордена - совместимо ли милосердие с религиозным фанатизмом? Но победить ту любовь, которую испытывают к Матери Терезе миллионы людей, оказалось слишком сложно.

Неоднозначным остается и отношение к ней консерваторов, в том числе и в православной среде. Основной довод “против” – тот якобы очевидный факт, что Мать Терезу уважали во всем мире, и атеисты, и отъявленные злодеи, и даже масоны, а раз ее принял мир, во зле лежащий, то… И, наконец, последний аргумент в чреде этих обвинений – может ли что-то хорошее исходить от католиков?

“Ее этика - облегчение страданий, благоговение перед земной жизнью... Это гуманизм 20 века”, - читаем мы в книге архимандрита Рафаила. Но так ли это? Ее милосердие действительно не знало границ, но границ христианской веры Мать Тереза не переступала. Ее взгляды на служение восходили к тем временам тысячелетней давности, когда наши Церкви еще не были разделены.

Ее служение было столь самоотверженно, что этого просто не мог не признать мир - Мать Тереза победила его. Но принять... Ее не раз обвиняли в религиозном фанатизме. Один из журналов приводит возмущение сотрудника независимого центра помощи жертвам СПИДа: "Предполагается, что человек, попадающий в ее дом милосердия, хоспис или лечебницу, должен жить в соответствии с теми же убеждениями, которые исповедуют сестры и сама Мать Тереза. То есть если сестры полагают, что боль, испытываемая ими - жертва Христу, то и все пациенты должны думать так же”.

Сотрудники различных фондов и гуманитарных миссий постоянно призывали ее больше уповать не на помощь Господа, а на профилактику нищеты и болезней. Но и страдания вверенных ей людей она воспринимала глубоко по-христиански, - как страдания, предназначенные ко спасению.

Либералы недолюбливали Мать Терезу за то, что она доказала - великое милосердие может быть соединено с твердостью в вере. Консерваторы ее не принимали, пристыженные тем, что она своей жизнью показала - вера без дел мертва.

Смерть все расставила на свои места. Пред гробом Матери Терезы склонились и те, и другие, вдруг ощутив, что с ее уходом исчез, возможно, последний бесспорный авторитет в этом мире, а вместе с тем закончилась целая эпоха. Что жжет Католическую Церковь и весь западный мир на пороге следующего тысячелетия?

Для людей всех рас и религий жизнь Матери Терезы стала впечатляющим свидетельством той правды, которая воплощается в христианстве.

“Матерь Индии” - такие надписи можно было увидеть на плакатах, которые несли во время похорон скончавшейся от инфаркта два месяца назад Матери Терезы жители 10-миллионной Калькутты - города, где в 1950 году она основала свой орден сестер милосердия, состоявший тогда из 12 монахинь. Но матерью, “святой” и даже “богиней” (в зависимости от вероисповедания) ее считали не только в Индии. Она объехала буквально весь мир, побывав в местах всех катастроф и войн. Дважды она бывала и в Советском Союзе - в Армении во время трагедии Спитака и в Чернобыле.

В Калихате, где дом призрения Ордена милосердия стоит бок о бок с храмом индуистской богини Кали, в день кончины Матери Терезы в знак уважения к ней были закрыты все магазины. Попечитель этого индуистского храма Мадху Мухери сказал: “Уход Матери Терезы глубоко потряс всех. Для нас в Индии она была гораздо больше, чем святой человек, потому что она превзошла религию”. Правительство Индии объявило двухдневный траур в стране, что является беспрецедентным по отношению к католическому миссионеру в этой стране, где христиане составляют только два процента из 950-миллионного населения.

“Дух Матери всегда будет вести меня”,- говорит сестра Нирмала, ставшая после кончины м.Терезы ее преемницей. Непалка по происхождению, она приняла христианство в 24 года и с 1979 года возглавляла "созерцательное крыло” ордена, где монахини посвящали себя молитвам и разработкой духовных программ. Ей будет невероятно сложно поддерживать ту планку духовного служения, которую установила когда-то и продержала всю жизнь Мать Тереза.

Подготовил И.Иванов.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera