22 | Зарубежье (взгляд православного человека) |
АРОМАТЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
По словам Алана Хирша, директора чикагского Фонда по изучению вкусов и запахов, человек способен различать до 10 тысяч запахов. Недавно его фонд провел исследование, как пользуются этим даром современные американцы. Опросы показали, что в середине нашего века в США произошла настоящая революция в обонянии.
Выяснилось, что люди, рожденные до 30-го года, испытывают ностальгию по запахам сосны, жимолости, розы, старого чердака, мыла, свежеиспеченного хлеба, скошенной травы, черники, корицы и сожженных листьев. Так пахла Америка всего полвека назад. Но затем наступил резкий перелом.
Американцы, родившиеся после 30-го года, предпочитают запахи горящей автопокрышки, авиационного топлива, машинного масла, шариков от моли, выхлопных газов, лака для ногтей и т.п. Они способны не просто терпеть всю эту вонь, но и испытывают при обонянии ее прилив сентиментальных чувств.
Душевное здоровье нации - вещь достаточно эфемерная. Как оценить его в объективных категориях? Исследование фонда Алана Хирша в какой-то мере отвечает на этот вопрос.
Румыния на распутье
Как сообщает агентство Благовест-инфо, один из банков Румынии вызвался построить православные часовни при железнодорожных вокзалах страны. Правительство в принципе одобрило этот план. Сейчас банкиры пытаются получить разрешение на строительство, которое должно выдаваться по месту нахождения каждого конкретного вокзала.
* * *
Триумфальным стало возвращение на родину после 50-летнего изгнания короля Михая. Он получил, наконец, гражданство, в котором ему долго отказывало прежнее “левое” правительство. Многие жители Румынии не скрывают, что связывают с реставрацией монархии свои надежды на спасение страны.
“Остров Святых”
Состоялся первый развод в истории Ирландии. И это несмотря на то, что еще в декабре 1995 года в Ирландии, этой, пожалуй, самой христианской стране Европы, в результате референдума было принято решение о разрешении разводов. Ирландия была до этого времени единственной страной в Европе, где существовал запрет на разводы в соответствии с нормами христианской морали, причем не только церковный (второбрачных не венчали), но и государственный.
Положительный результат референдума прогнозировался социологами, обращавшими внимание на снижение в обществе авторитета Церкви из-за скандалов вокруг неблагочестивых пастырей. Кстати, в соответствии со статистикой, в этом островном государстве ко времени референдума насчитывалось 35 тысяч пар, не живущих вместе (каждый шестой брак) и не имеющих возможности вступить в новый брак. Предполагалось, что после референдума и официального узаконивание разводы посыплются как из рога изобилия. Однако этого не произошло.
В стране по-прежнему доминирует христианская мораль, и государство вынуждено с этим считаться. Однако противостоять духу времени ирландским христианам становится все труднее. Хотя они все еще остаются самой ортодоксальной частью римской паствы, реформы, навязанные Ватиканом, разрушают основы их веры. Некогда Ирландию называли Островом святых. За короткий период времени в конце первого тысячелетия она дала Церкви более двухсот подвижников благочестия. Их трудами была обращена в православие большая часть западноевропейских племен и народов.
ПОСТ И БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
Если мужчина ест рыбу хотя бы два раза в неделю, то у него значительно снижаются шансы умереть от инфаркта. К такому выводу пришли американские ученые, проведя длительный эксперимент по изучению зависимости между употреблением рыбных блюд и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Интересно, что мы, православные христиане, употребляем рыбу, как правило, именно два раза в неделю. В постные среду и пятницу. Совпадение? Или один из многих примеров заботы Бога о нас, людях?
Молитвы против радиации
То, что происходит сейчас в Туровской епархии, созданной в Белоруссии на землях особенно пострадавших от Чернобыльской катастрофы, еще раз напоминает нам о том, что Господь никогда не бросает своих чад на произвол судьбы.
По свидетельству правящего архиерея епархии Владыки Петра, в местах, где совершается молитва, где “жизнь проходит пред лицом икон образов Божиих, - радиационный фон столь существенно снижает свой уровень, что мы воспринимаем это как чудо и свидетельство силы Божией, которая совершается в немощи человеческой”.
НАЙДЕН КЛЮЧ К ТАЙНАМ КУМРАНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Американский генетик Скот Вудстворт совершил открытие, способное вернуть нам сотни ессейских рукописей, составленных в последние десятилетия старой эры и первые десятилетия новой. Иудейская секта ессеев, как известно, была прообразом христианского монашества, тесные контакты с ней поддерживали апостолы Иоанн и Павел. В течение долгого времени члены ессейских общин собирали и переписывали ветхозаветные тексты и другую религиозную литературу.
Часть их книжных сокровищ открылась миру в 1947-56 годах, когда пастухи-бедуины и ученые обнаружили в нескольких пещерах на берегу Мертвого моря свыше 600 рукописей, из которых около 15 дошли до нас целиком, остальные в отрывках, часто величиной с ноготь.
Заслуга Скота Вудстворта заключается в том, что он нашел новый, совершенно неожиданный метод работы с этими обрывками пергамента. Перед этим он сумел обнаружить остатки ДНК - генетического кода организма в костях динозавра, шерсти мамонта, египетской мумии. И когда ему задали однажды вопрос - можно ли извлечь ДНК из пергамента - Вудстворта осенила оригинальная идея.
Пергаментные листы Кумрана были изготовлены, главным образом, из козьих шкур, одной шкуры хватало на три листа. Таким образом, частицы этих листов должны быть связаны между собой не только текстуально, но и генетически, догадался американский ученый. А значит можно по образцам ДНК установить, к какой из шкур принадлежит тот или иной, один из тысяч, обрывков. Дальнейшее - составление листов - уже дело техники.
Уже в самом начале своей работы Скот Вудстворт обнаружил на одной из восстановленных им частей древней рукописи текст удивительно похожий на место из Евангелия от Марка. В том случае если это удастся доказать, найти новые подтверждения догадки, значение находки трудно будет переоценить. Ведь самый древний из найденных археологами отрывков евангельского текста относится к 120-130 годам второго века. Огромный интерес представляет также и вопрос о связях между ессейскими и раннехристианскими общинами.