44 | Зарубежье (взгляд православного человека) |
СУНДУЧОК
Из рода Романовых
В воскресенье, 17 сентября, в Москве состоялась церемония перенесения останков великого князя Сергея Александровича Романова, убитого в 1905 году террористом Каляевым, из Московского Кремля в Новоспасский монастырь, в родовую усыпальницу Романовых.
Пятый сын царя-освободителя Александра II-го, дядя последнего российского царя Николая II-го, великий князь Сергей Александрович в своей жизни твердо следовал принципам, испокон веку составляющим суть мировоззрения истинно русского человека: быть благочестивым христианином, законопослушным гражданином, любить Россию и честно служить ей. Герой Плевны, Великий Князь с 1891 по 1905 год был московским генерал-губернатором, являясь фактически царским наместником в центральном районе России, включавшем Москву и 10 прилегающих губерний. Образованнейший человек своего времени, он был известным меценатом, покровителем живописцев, организатором важных научных экспедиций. Руководитель Императорского Палестинского Православного общества, он много сделал для укрепления позиций Православия в Палестине, руководил благотворительной деятельностью России на Востоке, упрочил и расширил возможности русского паломничества в Святую Землю. Своею великой любовью ко Христу он привел и свою супругу, дочь Гессенского герцога, к вере православной. После революции благоверная Великая Княгиня Елизавета за веру православную была жестоко преследуема большевиками и заживо сброшена в шахту. Приняв венец мученицы, Елизавета ныне прославлена в лике святых Русской Православной Церковью.
После подлого убийства взрывом бомбы, которую Каляев бросил в Великого Князя, когда тот поспешил на помощь раненому, Великий Князь был похоронен в Чудовом монастыре Кремля, в специально построенной усыпальнице. На месте убиения по проекту Васнецова был воздвигнут великолепный бронзовый крест, который стал такой же достопримечательностью Кремля, как Царь-колокол и Царь-пушка. После октября 17-го года крест и усыпальница по распоряжению Ленина были уничтожены вместе со всеми монастырскими постройками. Вождь мирового пролетариата самолично набросил петлю на крест . Летом 1985 года, во время ремонтных работ на Ивановской площади был обнаружен склеп с останками Великого Князя. Однако место захоронения оставалось в небрежении и осквернении и использовалось под автостоянку правительственных машин. Лишь два года назад общество “Радонеж” сделало достоянием гласности эту недопустимую в цивилизованном мире ситуацию. В день перезахоронения останков Великого Князя Патриархом Алексием II были отслужены две панихиды на месте старого и нового захоронения Великого сына своего Отечества Сергея Александровича Романова.
Может ли человек жить вечно?
Проблема вечной жизни на земле волновала людей во все времена. И как в средние века искали “философский камень” и “эликсир жизни”, так и в наше время: одни пытаются обосновать возможность вечной земной жизни (секта “Свидетелей Иеговы”, например, строит на этом все свое “богословие”), другие ищут лекарства и разрабатывают различные методики для омоложения и продления жизни. В США проблемами борьбы со старением занимаются многие институты. Исследования на эту тему ведутся под эгидой правительства. Многие американцы пользуются препаратами, замедляющими процессы старения, принимают антиоксиданты, которые “гасят” накапливающиеся в организме агрессивные химические частицы - свободные радикалы.
Невероятная суета вокруг этой темы захватила и Россию. В Москве создан Международный центр “Омоложение и продление жизни”. Научные разработки по продлению жизни ведутся здесь сразу в нескольких направлениях: это пересадка и регенерация органов, микрохирургия, криобиология - поддержание жизнедеятельности организма путем его охлаждения, фитальная трансплантация, психотерапия, замена вышедших из строя органов искусственными, компьютеризация всех сторон жизни человека и другие. Многие ученые этого центра считают, что человек может жить вечно. А спроси - зачем? - ответить вряд ли смогут. Неужели же для того, чтобы Божий дар жизни отдавать на службу князю тьмы, купаясь во зле и преумножая его?..
Во всех этих научных изысканиях остается без внимание одно - главное - причина старения и смерти человека. Адам, как известно, был создан Богом бессмертным. Но, согрешив, Адам, был изгнан из рая и лишен вечной жизни. Адам прожил 930 лет. Далее долгожительство было уделом праведников: Авраам, например, прожил 175 лет, а Иов, после всех своих мытарств еще 140 лет. Многие святые отцы и миряне, несмотря на полную лишений жизнь, были тоже долгожителями. Ибо в своей жизни они видели грех и побеждали его с помощью Божией. Ни о какой “криобиологии” они слыхом не слыхивали...
По продолжительности жизни на земле вполне можно судить о нравственном состоянии общества. Характерно, что в последние годы в нашей стране она резко пошла вниз.
Свидетельство о псалмопевце
“Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе, дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча”,- перечитываем мы знакомые слова в библейской книге Псалтирь (Пс. 143, 9-10). С детства мы знаем о царе Давиде, как он победил грозного великана Голиафа. “Недостает мне времени, чтобы повествовать... о Давиде,” - восхищается его подвигами ап. Павел.
Мало кто, однако, знает, что доселе Библия была единственным источником, в котором документально подтверждалось существование царя Давида. Недавно, по сообщению агенства “Иерусалим-информ””, во время раскопок древнего города Дан (Верхняя Галилея) была найдена уникальная надпись 9-го в. до н.э., упоминающая о “Доме Давида”.
Надпись высечена на куске базальтовой стелы, воздвигнутой, очевидно, одним из арамейских царей в ознаменование его победы над врагами. Династия Давида упоминается в связи с тем, что царь Иудеи принимал участие в описанных событиях.
Надпись сделана по-арамейски. Она высечена алфавитным (с обозначением звуков буквами) способом на большом камне, который был для этого специально отполирован. Слова разделены точками. Сохранилось только 13 строк оригинального текста.
Стела была разрушена еще в древности, и найденный фрагмент был использован вторично в качестве камня у наружных ворот древнего города. Это первая монументальная надпись времен Первого Храма, так как, очевидно, у царей Иудеи не было принято воздвигать монументы в свою честь.
Свое время и свое место
При сегодняшнем полном законодательном “беспределе” в торговле спиртными напитками не худо бы взглянуть на то, как велась эта торговля в былые времена и, быть может, кой-чему поучиться у наших предков.
Во-первых, продажа выпивки была ограничена летом: запрещена рядом с храмами, монастырями, кладбищами, учебными заведениями и пр. Во-вторых, такая торговля была ограничена и временем. Если в обычные дни торговля спиртным, согласно Правил 1897г., разрешалась с 7 до 22 ч. (в сельской местности до 20 часов), то по воскресеньям, во второй и третий дни Св.Пасхи и Рождества Христова, во все Двунадесятые Великие и престольные праздники торговля в лавках начиналась только по завершению в храмах Божественной Литургии. Полностью была запрещена торговля в Страстную пятницу, в дни Св.Пасхи и Рождества Христова, а также во время проведения крестных ходов. Земские власти могли устанавливать и другие дни, когда торговля вином запрещалась. Стоит ли упоминать, что разрешение торговать спиртным получали далеко не все, кто хотел этим заниматься.
Как видим, хотя питейные сборы и приносили российской казне немалый доход, все же царское правительство ставило благочиние на улицах и здоровье народа выше. Интересно, что торговцы водкой, будь они самыми благочестивыми мирянами, ни при каких условиях не могли быть ктиторами и старостами православных храмов.
Вино как средство сведения счетов с христианами
Правительство столицы Индии - Дели, образованное из состава фундаменталистской индуистской Бхарата Джаната партии, рассматривает возможность исключения христианских церквей из официального списка культовых объектов.
Дели - второй по величине город в Индии, в котором около 12 миллионов жителей, среди них около 100 тысяч христиан - католиков, методистов, лютеран, а также православных. Раджендра Гупта, министр акцизов правительства Дели, рекомендовал аннулировать у христианских храмов официальный статус церквей и, очевидно, получил согласие на это руководителя правительства.
Согласно Гупте, употребление вина в местах религиозного поклонения равносильно святотатству. Вопрос привлек внимание Гупты после того, как Римо-Католическая Церковь обратилась к нему за разрешением купить 20 000 литров вина. В таких больших количествах для приобретения вина необходима акцизная лицензия. Но, согласно правилам акцизного регулирования, место торговли спиртными напитками не должно располагаться ближе 75 метров от мест поклонения, включая молельные дома, церкви и мечети. Одна из ведущих индийских ежедневных газет “Индиан Экспресс” напечатала слова Гупты о том, что “питье - это общественная привычка и... он не хотел бы, чтобы какой-либо подвыпивший человек приближался к местам поклонения”. “Если вино используется в церквях, почему церкви числятся религиозными учреждениями?” - спрашивает Гупта.
Гупта обложил покупку вина Римо-Католической Церквовью теми же налогами, которыми облагаются подобные сделки для торгующих алкоголем компаний. Сейчас Бхарата Джаната партия, очевидно, ищет юридическое обоснование предстоящего законодательного решения, которое приведет к уравниванию статуса христианских церквей с коммерческими организациями.
Снятие с регистрации церквей в Дели вызывает глубокое беспокойство христиан во всей Индии, так как Бхарата Джаната партия после прошедших в начале этого года всеобщих выборов контролирует правительство всей страны. Сегодня более 80 процентов населения Индии - 950 миллионов человек - являются индуистами; около 12 процентов - мусульмане; христиане составляют лишь два процента населения.
ENI