53 | Зарубежье (взгляд православного человека) |
Русские иконы в Париже
Итальянский музей Амбровенето открывает в Париже выставку 70 русских икон ХIII-ХIХ веков. В основном это святыни, проданные большевиками. Они были приобретены в 30-е годы такими крупными коллекционерами, как Рокфеллер, в обмен на зерно. Впрочем, часть из них попала в Европу вместе с волнами эмиграции из России. Музей является владельцем 500 русских образов.
Из тех , что представлены на выставке, особо стоит отметить “Сошествие во ад”, работу новгородских мастеров XIII века и чудотворную икону конца XIX века из Владимира, воспроизводящую 238 образов Пресвятой Богородицы.
Успех экспозиции можно назвать значительным. Давно уже замечено, сколь сильное впечатление оказывают православные иконы на западноевропейцев. Недаром наши образа все чаще можно встретить в католических храмах и монастырях. Выставки наших икон на Западе можно назвать “проповедью в красках”. Вера русских мастеров спустя многие годы после их кончины продолжает приносить добрые плоды. Ресторанные девы
Мало что в современном католицизме напоминает о былом единстве и строгости Римской Церкви. Она окончательно распалась на две ветви, которые практически ничто больше не связывает. С одной стороны, мы видим традиционалистов вроде епископов Марселя Лефевра и МакКена. С другой...
Монахини из миссионерского ордена “Донум Деи” открыли в Риме ресторан “Живая вода”, в котором посетителям предлагается не только монастырская кухня, но и возможность отдыха и развлечений. Здесь работают девы со всех концов света - из Конго, Вьетнама, Перу, Бенина и т.д. Но это отнюдь не любительское начинание. Например, шеф-повар прошел специальную подготовку в Париже.
Стоимость блюд и напитков в этом заведении сопоставима с ценами лучших римских ресторанов. Еще бы! Где вы еще сможете развлечься столь специфическим образом. Ублажая посетителей, монахини танцуют и поют, представляя свои национальные традиции.
К сожалению, это даже не цинизм. На руинах европейского христианства девушки танцуют с простодушной уверенностью, что несут свет миру. Как замечает одна из облаченных в рясу танцовщиц сестра Мария: “Танцы... - это еще один способ для нас славить Иисуса за ту любовь, которую мы получили от Него и, с другой стороны, это еще одна возможность для евангелизации”.
Из огня да в полымя
Жанр фильмов и романов-ужасов о царском самодержавии памятен многим. Сентиментальные американцы, например, пролили немало слез на сеансах “Броненосца Потемкина”. И лишь постепенно открываются нам все “прелести” ХХ века, рядом с которым прошлое столетие выглядит заповедником гуманности.
Так, немало перьев в свое время было сломано газетчиками по поводу преследований духоборов в императорской России. Благодаря стараниям Льва Толстого большое число представителей этой секты было переселено в Канаду - на землю “победившей демократии”. Но там-то и узнали, наконец, духоборы, почем фунт лиха. Эта страница канадской истории получила известность после того, как сектанты недавно предъявили судебный иск, требуя компенсации и извинений за ту бесчеловечность, которую проявили к ним власти в начале 50-х годов.
В 1953 году, в разгар холодной войны, сотни детей россиян-духоборов, переселившихся в Канаду на рубеже нашего века, были силой разлучены с родителями и подверглись длительному интернированию для получения “надлежащего образования”. Полицейские ломились в двери жилищ переселенцев, хватая детей в возрасте от 6 до 15 лет. Их сотнями увозили для “воспитания” в отдаленные места. Малышей, пытавшихся бежать, преследовали полицейскими овчарками. Стога сена, где могли прятаться беглецы, протыкали вилами, в результате чего несколько ребятишек получили увечья. Эта охота продолжалась, пока всех детей не переловили
Чем же провинились духоборы? Дело в том, что они стремились сохранить российскую культуру, русский язык и не хотели, чтобы их детей “канадизировали”. Этим они и навлекли на себя преследования местных властей, решивших искоренить “русский дух”.
Подобная судьба в Северной Америке была типична не только для русских эмигрантов. В первую мировую войну долгие годы пришлось провести в лагерях выходцам из Австро-Венгрии (в основном это были украинцы). В период Второй мировой войны та же участь постигла этнических японцев и итальянцев. При этом в отличие от чеченцев, немцев и крымских татар, живших в СССР, речь шла не просто о ссылке. В США, например, не осталось на свободе ни одного выходца из Японии.
Россиянам-духоборам повезло избежать лагерей, но многим их семьям тоже пришлось испить горькую чашу.
“Ислам европейской выделки?”
Пение муэдзина с минарета обещает стать для европейцев столь же привычным явлением, как и звон колоколов. В странах Европейского сообщества проживает сейчас 12-14 миллионов мусульман. В одной только Германии их три миллиона, в основном это выходцы из Турции. Мощные волны эмиграции накатываются и из Северной Африки.
По наблюдениям пастора Ханса Фекинга, специалиста по проблемам ислама в Европе, начиная с 80-х годов в стране шел интенсивный процесс покупки недвижимости с целью создания особых “мусульманских районов”. В течение последних 8 лет отмечалась активизация строительства мечетей, а мусульмане потребовали таких же прав, как и христианские религиозные общины, выдвинув лозунг: “Мы хотим, чтобы с нами обращались как с мусульманами, а не как с иностранцами”.
Как водится в таких случаях, на эти жалобы живо откликнулось множество организаций либерально-филантропического толка. Дошло до того, что в Страсбурге ими обсуждается вопрос о строительстве большой мечети и открытии факультета ислама в местном университете (в то время как католические храмы сносятся, независимо от их культурной ценности).
Неожиданно с серьезными трудностями столкнулись французские гуманисты. Они бы и рады помочь угнетенным выходцам с Востока, но религия в этой стране отделена от государства. Если приоткрыть дверь для исламистов, то в нее немедленно протиснутся и католики.
Остро стоит и другой вопрос. Хотят ли сами мусульмане интегрироваться в европейскую цивилизацию, признавать ее культурные нормы? Ведь абсолютное большинство эмигрантов - это отнюдь не интеллектуальные сливки исламского мира, а люди, которых заставила податься в Европу жестокая нужда, многие из них являются приверженцами фундаментализма и психологически мало чем отличаются от своих предков, которые пытались освоить Европу с оружием в руках. Сохранив значительную религиозность и верность патриархальным ценностям, мусульмане, подобно молодому вину, вливаются в ветхие меха.
Но пастор Фекинг полон оптимизма. Он убежден, что постепенно, наряду с фундаменталистскими течениями образуется “ислам европейской выделки”.
Последний крестовый поход
28 мая Папа Римский Иоанн Павел II высказался за то, чтобы к 2000 году Иерусалим стал “единым и священным Святым городом” - причем этот статус должен быть обеспечен надежными международными гарантиями.
Это заявление стало сенсацией, хотя идея особого статуса Иерусалима - как центра трех мировых религий - пропагандируется Римской Церковью уже давно. Но никогда прежде она не исходила от первоиерарха.
“Все мы принадлежим Иерусалиму, все мы - его дети”, - заметил Иоанн Павел II на последней встрече с послами нескольких мусульманских государств. Трудно сказать, насколько утопично это предложение. Дело в том, что, несмотря на то, что Израиль считает Иерусалим своей “вечной и неделимой столицей”, половина города является зоной оккупации и, согласно международному праву, должна быть возвращена палестинцам.
У евреев имеется две возможности избежать этого. Первая - это опора на силу, что сейчас и делается. Но этот метод находит все меньше сочувствия у сильных мира сего, в частности, у правительства США. Вторая - принять предложение Ватикана. Правда, пока что вопрос о статусе Священного города стал еще одной болевой точкой в отношениях иудеев и католиков.
Медицина оказалась бессильна
Католическая Церковь сегодня все менее охотно признает существование демонов. Прогрессивные теологи ищут и находят все новые доказательства того, что падшие ангелы являются плодом человеческого воображения. Но, как ни странно, их точку зрения часто не разделяют профессиональные медики.
Вот лишь один пример.
“Бeсы терзают и мучают людей, но с ними можно бороться”, - считает доктор Климек (США), специалист по инфекционным болeзням. Он лечил дeвушку, которая с 13 лeт страдала от неизвестной болезни. Ей был даже поставлен диагноз мозговой кисты, проведен курс лечения, но все попытки исцелить ее оказались безуспeшны.
И тогда по просьбе медика лечение было доверено католическому епископу МакКену. После совершения им чина изгнания бесов девушка оказалась совершенно здорова. Интересно, что МакКена, не состоит в общении с Ватиканом, он является учеником покойного архиепископа Марселя Лефевра, отлученного в свое время Папой за бескомпромиссные обличения модернизма и экуменизма.
О “таинстве” развода
“Если счастливые пары венчаются в церкви, то они должны иметь возможность развестись там же”, - так считают некоторые датские священники.
Что на это можно возразить? Здесь все ясно и доходчиво, как в рекламном ролике. А вот еще один афоризм, его придумал пастор Эрик Бок:
“Смерть любви означает необходимость ее похоронить”.
Свою лепту спешит внести и отец Могенс Хансен: “Церковь - мировой лидер отпущения грехов. Бог всегда полон желания простить”.
Возможно, все дело в том, что место литургии в протестантских церквях занимает длинная проповедь. Это развивает ораторские способности пасторов до необычайности. Так что со временем они иногда приобретают способность доказывать все что угодно, придавая своим мыслям самый торжественный характер.
Хансен, Бок и еще несколько лютеранских священников выступают за учреждение церковного обряда, во время которого супруги, прощаясь навсегда, могли бы испросить у Всевышнего помощи каждому из них “на всю оставшуюся жизнь”. Церемония могла бы проводиться в присутствии членов семьи и близких друзей.
Артур - паломник
В 1969 году молодой американец Артур Блессит поднял на плечи большой деревянный крест и вышел из дома. Так вот с тех пор и идет - скоро уже тридцать лет. Сейчас ему 57, большая часть жизни позади. А все началось с того, что он буквально понял выражение “неси свой крест”.
Нет, он не считает, что чем-то обделил себя, говорит, что видел много и дурного, и хорошего. Много раз стоял на пороге смерти. За это время он прошел через горы, пустыни, джунгли, процветающие территории и зоны боевых действий - 52 тысячи километров по 7 континентам, через
49 стран - места проживания 273 наций.Соединенные Штаты Артур покинул в 71-м году, к 77-му дошел до Иерусалима. Его 24 раза арестовывали и бросали в тюрьму (чаще всего в США), в Зимбабве на Блессита напал крокодил, в Танзании - слон, в Израиле он столкнулся с самой злой в мире собакой - армейским псом. Хуже всего относились к его кресту в Марокко и Голландии, но при этом в Голландии лучшие в мире дороги.
В пути сумел и жениться. Спутница жизни - выражение фигуральное, но в данном случае другого просто не подобрать. Восемь лет, прошедших со дня свадьбы, Дэнис идет рядом с мужем. По ходу дела Артур познакомился с самыми разными людьми. Они пристраивались рядом, потом отставали, как, например, знаменитый телепроповедник Билли Грэм. В гости к себе его зазывали Папа Римский Иоанн Павел II и Ясир Арафат. Однажды ему довелось переночевать в доме у премьер-министра Израиля Бегина. В 1981 году Артур Блессит пересек “железный занавес” и прошел по странам социалистического лагеря.
Свое путешествие Артур-паломник, как его называют, собирается закончить в год двухтысячелетия со дня Рождества Христова. Как объясняет сам Блессит, на такой образ жизни он решился потому, что любит Бога и людей. Многие, кто знакомы с ним, утверждают, что он действительно верующий человек, несмотря на явный его “туристический уклон”.
Следующим шагом должен стать столь же красивый обряд отречения от веры.
По материалам сети Интернет и зарубежной прессы подготовил Вл.ГРИГОРЯН
(перевод редакции газеты
“Вера”)