58 

   Зарубежье (взгляд православного человека)


ОТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ – К КАНОНИЗАЦИИ

Собирая материал для заметки о Матери Терезе, в газете “Лос-Анджелес Таймс” я обнаружил приуроченную к ее кончине статью о процессе канонизации в Римо-католической церкви. Несколько выпусков назад мы публиковали интервью с членом Комиссии по канонизации Московского Патриархата протоиереем Георгием Митрофановым, - надеемся, что у наших читателей сложилось некоторое представление о том, как происходит прославление угодников в Русской Православной Церкви. Возможно, вам будет небезынтересно познакомиться с подобной процедурой у католиков.

Любой, кто знал Мать Терезу, мог бы подтвердить, что образ ее жизни был наиболее близок к нашему представлению о святости. Однако чтобы официально после смерти получить статус святой, Мать Тереза должна убедить в этом гораздо более жесткую аудиторию - Ватикан. Называться “святой” - это одно, а быть канонизированной - совершенно иное. Процесс канонизации в Римо-католической церкви очень сложен, требует времени, больших средств, доказательств, чудотворений и большого терпения. Канонизация - это кампания, по сложности сопоставимая с президентскими выборами в США.

Уже через несколько часов после смерти Матери Терезы кардинал Роджер Махони из Лос-Анджелеса предложил, чтобы процесс причисления Матери Терезы к лику святых был ускорен (и уже к 2000-у году она была канонизирована - И.И.). Он обратился в Ватикан, предложив римскому папе изменить правило, требующее выдержать пятилетний срок после смерти и только после этого начинать процесс канонизации.

Это предложение выглядело смелым, так как скорость никогда прежде не была чем-то существенным в деле причтения к лику святых. Самая быстрая католическая канонизация заняла 28 лет. Это было причтение к лику святых французской кармелитской монахини св. Терезы, которая умерла в 1897 году и была канонизирована в 1925-м.

Среди самых медленных канонизаций можно назвать дело королевы Испании Изабеллы I-й, которая правила страной во времена Колумба. Материалы к ее канонизации начали рассматриваться сто лет назад, но до сих пор положительного решения не принято, так как считается, что она была главным инициатором высылки евреев из Испании и настаивала на переходе подвластных ее короне мусульман в христианство. Существуют большие сомнения, что королева будет вообще когда-нибудь прославлена.

Даже в ситуациях самых гладких на первый взгляд препятствия возникают одно за другим.

Вопросами канонизации в Ватикане ведает “Конгрегация по основаниям святости”. Кандидатуры для прославления сюда представляются, как правило, местными епископами, а тем - верующими почитателями подвижника, которые, в свою очередь, уверены, что жизнь человека была “образом” святости. В случае с Матерью Терезой предполагают, что сам Орден милосердия станет ходатайствовать перед епископом Калькутты о ее канонизации.

Любое пятно в биографии кандидата может стать препятствием к прославлению. Так, усилия представить к канонизации принцессу Монако Грейс в 80-х годах нашего века не увенчались успехом из-за некоторых деталей ее жизни в Голливуде. Попытки канонизировать основательницу католического движения рабочих Дороти Дей были блокированы по той причине, что она имела ребенка вне брака.

Как только претендент одобрен как кандидат, особо назначенный человек опрашивает всех, кто знал кандидата. Собираются свидетельства “за” и “против”, компилируются письма потенциального святого. Если объем собранных материалов позволяет говорить о “высокой добродетели”, римский папа дает кандидату титул “преподобного”. Если оказывается возможным доказать, что после кончины кандидата произошло чудо и по молитвам он помог кому-либо, кандидат получает следующее звание - “благословленный”.

Знакомые со всей этой системой считают, что и Мать Тереза будет проведена через все эти юридические процедуры, но в очень ускоренном темпе.

Доказательства “высокой добродетели” требуют проведения дебатов между “постулатором”, докладчиком по собранным материалам, и защитником веры, который должен оспорить каждое положение в доказательствах святости. Чтобы процесс канонизации был завершен, необходимо, чтобы было установлено, что произошло второе чудо. Наиболее часто происходят чудеса физического исцеления. Единственное исключение в этом отношении существует для мучеников. Римский папа может отказаться от требования подтверждения их святости через чудотворение.

Подтверждение чуда - наибольше препятствие в деле канонизации. Дискуссии вызывает само то, что можно считать таким подтверждением. Гораздо легче доказать высокую добродетель жизни, чем установить действительность исцеления.

Преподобный Ноэль Френсис Мохоли, который занимается делом о канонизации отца Джуниеро Серра, знает все это по себе. Серра - францисканский монах, основавший первую миссию в Сан-Диего (Калифорния) в 1769 году. Его имя было представлено на канонизацию в 1934 году и было благословлено в 1988-м. Спустя девять лет канонизация его все еще зависит от возможности доказать одно чудо. Мохоли, служащий в католической миссии в Санта-Барбаре, чувствует себя в несколько странном положении. К нему часто приходят письма от людей, которые получали удивительные исцеления, приписываемые ими заступничеству Серры.

“Я был в Риме четыре или пять раз, надеясь, что случаи, которые привез с собой, будут убедительны”, - говорит Мохоли. Каждый раз он привозил с собой результаты врачебно-медицинских экспертиз исцелений, но ни разу они не были признаны достаточно убедительными.

В случае, если все же доказательства второго чуда приняты, следующий шаг должен сделать особый трибунал, который самостоятельно берет показания у исцелившегося больного, его родственников и друзей, а также его лечащего врача. Все это стоит немалых денег. Подсчитайте расходы на адвокатов, врачей, на поездки и экспертизы. Мохоли говорит, что потратил около 250 тысяч долларов с тех пор, как начал заниматься делом Серры в начале 50-х.

Но, в отличие от своих предшественников, Папа Иоанн Павел II, похоже, принял на себя необъявленную миссию прирастить число католических святых. Начиная с его избрания в 1978 году, Иоанн Павел совершил более чем 600 благословений и свыше 300 канонизаций - это почти в пять раз больше, чем сделанное всеми семью предыдущими папами этого столетия. Причина этого кроется в желании увеличить число святых разных национальностей и дать святых тем уголкам мира, далеким от Рима, где католическая церковь нуждается в укреплении.

Сестра Тереза Бенедикта, урожденная Эдит Стейн, 1891 года рождения, выросла в еврейской семье в Польше. Она перешла в католицизм во взрослом возрасте и стала кармелитской монахиней в 40 лет. Ради этого Стейн оставила будущность блестящего педагога и писателя. Она погибла в 1942 году в концлагере Аушвиц из-за своего еврейского происхождения.

И вот пять лет назад католический священник Эммануэль Броктон из штата Массачусетс оказался в трибунале с материалами , касающимися Стайн. В1987 году, когда его дочери (также носящей имя Бенедикта) было два года, она проглотила большую дозу таленола. “Мы попросили, чтобы люди молились о ней Эдит Стейн”, - говорит Маккарти, вспоминая борьбу своей дочери Бенедикты со смертью. Он и его семья не сомневались, что только чудо может спасти ее.

“Оппонент, который выступал “защитником веры” в трибунале, был скептически настроен относительно произошедшего чуда исцеления”, - вспоминает Маккарти. Но лечащий врач моей дочери Клейнман привел убедительные доказательства, что естественным путем жизнь не может вернуться человеку в тех условиях, в которых находилась девочка.”

Весной этого года кандидатура Стейн была одобрена. Ее канонизация будет отпразднована в Риме, вероятно, в следующем году.

Тем, кто хочет добиться цели, помогают современные технологии. Свящ. Кириан Каванау из кармелитского монастыря в Вашингтоне вплотную занимался вопросами канонизации Эдит Стейн. “Если бы не было компьютеров и факсов, - говорит он, - мы бы все еще были на пути к ее канонизации”.

Но в конечном счете, дело не в быстрых технологиях, но человеческом упорстве, которое ведет к канонизации. “Люди утратили Личность и потому стремятся к ней”, - говорит автор наиболее полной книги на эту тему “Сотворение святости” (1990) Кеннет Вудвард.

Скоро станет ясно и то, насколько помогают больным молитвы к Матери Терезе о помощи после ее смерти. Пока же прошло слишком мало времени. Но уже сейчас имя Матери Терезы фигурирует в нескольких книгах о святых. Роберт Елсберг включил ее в сборник “ Все Святые “ (1997) - его книга портретов святых издана перед самой смертью Матери Терезы. “Даже если она никогда не войдет официальный список, это не изменит общественного мнения”, - говорит он.

Мэри РОУРК.

Перевод с английского И.ИВАНОВА

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera