5 

   Приходская жизнь


У СТАРООБРЯДЦЕВ

В Москве вышел в свет “Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1996 год”, главное издание старообрядцев-поморцев. В нем помещена обширная статья “600 лет преставления иже во святых отца нашего Стефана епископа Пермского”, в которой подробно рассказывается о жизни и трудах святителя, а также о подготовке к празднованию в Сыктывкаре. “Это возвращение к наследию, - отмечается в редакционной статье, -необходимо для современной России, испытуемой неустройствами и национальными разделениями, для единения духовного, которое принес древнему народу Коми, одному из первых инородцев, соединившихся с Русью, апостолам равный святитель Стефан, по преданию написавший образ “Зырянский Троицы”, символ Единства и Согласия”.

Большая статья посвящена служению в Сыктывкаре председателя Российского Совета старообрядцев-поморцев О.И.Розанова. “Особенно запало в душу крещение взрослых на реке Вычегде, - пишет автор, - Вначале произошла небольшая заминка. Одна из крещаемых вдруг категорически запротестовала, не нравится место, не будем здесь креститься, возник спор, пока не подошел Олег Иванович. Я смотрела на него, думая, как же он поступит, что скажет? И совершенно неожиданно для большинства он говорит женщине: “Успокойтесь, скажите, куда надо ехать, мы поедем туда, куда скажите Вы”. Женщина растерялась от такого поворота в споре и тут же согласилась со всеми. После... на крутом берегу Вычегды установили на сосне образ Богородицы, встали перед Ней и все вместе молились за вновь крещенных... Провел наш духовный отец и исповеди. Трудно идти к наставнику с грехами, накопившимися за более 70 лет, как у моей мамы, или у меня за 50. Слова застревают в горле, за многое стыдно, но зато какое облегчение, когда очистишь душу. Хорошо, что исповедь проходила индивидуально, без спешки - это была и исповедь и беседа на нравственные темы, которых нам так не хватает...”

О Сыктывкарской общине: “Отче благословил в уставщики нашей общины Сокерина Ивана Васильевича... Позднее выяснилось, и это было как знаком Господним, что этот день был днем ангела Ивана Васильевича и в эти же дни ему исполнилось 25 лет, возраст, когда можно благословлять в служители Церкви... Наше предложение председателю РС ДПЦ - провести в ноябре с. г. очередное заседание Совета в Санкт-Петербурге, ввести в состав его представителей из Сыктывкарской общины, молодой, но имеющей хороший интеллектуальный потенциал... Обсуждались вопросы и возможные варианты издания в Сыктывкаре богослужебной литературы, сбора историко-культурного, архивного материала”.

Среди богословских и учительных статей (“Нравственность и современность”, “О Псалтыри”, “О Библии” и др.) внимание привлекает подборка речений “Можно ли мужчинам отращивать волосы?” В предисловии говорится, что у старообрядцев-поморцев кое-где возникает обычай носить длинные волосы. Но что говорят об этом святые отцы? Св.Епифаний Кипрский, ч.5-я, стр.302: “В постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает... но и не носить длинных волос... Назореям это приличествовало только ради прообраза: древние... носили волосы на голове вследствие обета, и это до тех пор, пока не пришло и не совершилось обетование мира, то есть, пока не явился глава Христос... Это не есть какое-нибудь доброе дело для Бога, хотя и предпринимается ради Бога. Но этот обычай держится упорством после того, как перешел подзаконный образ и явилась истина...”

Св. Феодор Студит, изд. 1867 г., письмо 27, к Никите патрицию, стр. 194: “Так, Господин, есть Божественные законы и правила, которыми руководствуется всякий благочестивый, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь... а что (о волосах) есть Божественное повеление, это, во-первых, объясняет апостол (1 Кор. 11, 14), потом постановление (Постан. Апостол. кн. 1-я, гл.3), затем Златоуст, доказывающий, что мужчинам растить волосы несомненный грех, наконец, правило святого собора шестого (прав. 96)...”

Св. Епифиний Кипрский, изд. 1859 г., ч. 5, стр. 302: “О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос... не давать доступа тщеславию под видом праведности”.

Под рубрикой “Духовные стихи” помещены древние народные стихи с крюковой записью напевов. Примечательно, что эти песнопения хранятся не только среди старообрядцев, но и у нас - в Русской Православной Церкви. Мы уже публиковали подборку из альбома Ибского священника прот. Сергия Паршукова (в NN 174-177, 181-182). Многие стихи, которые переписывали его прихожанки из альбома и пели - те же самые, что в собрании старообрядца М.Б.Пашинина (они опубликованы и в календаре, и в старообрядческом сборнике “Духовные стихи”, Рига, 1995 г.). Некоторые из этих песнопений, собранных в сборник, до сих пор поются в народе, например, в Удорском районе Коми (песнь “Умоляла мать родная...”, записанная там нашей корреспондентской, прежде публиковалась в “Вере”). Наследие у нас общее, и это залог единства между нами и старообрядцами.

М.ВЫГИН.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera